РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ В САМАРИЮ ЧЕРЕЗ ГОНЕНИЕ
Деяния 8
Ключевой стих 12
“Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины”
Мы приносим Господу наше огромное благодарение за то, что Он дал нам возможность провести богослужение в новом Божьем храме. Как мы видим, сейчас строительство все еще продолжается. Но мы верим, что Божья рука будет до конца с нами, даст всем нам победу и сделает это место благословенным. Мы верим что Бог сделает это место центром воспитания учеников и мировой миссии. Когда мы начали строительство этого храма Божия верой 5 хлебов и 2 рыбки, Бог дал нам ключевой стих Захария 4:6,7 “Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты – равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: “благодать, благодать на нем!” И было ко мне слово Господне”
Когда мы служим делу Евангелия, нас не всегда ожидает лишь успех. Наоборот, в такое время мы часто встречаемся с различными трудностями и гонениями. Это происходит потому, что мы, как воины Христовы и послы Божьего Царства, ведем в этом мире духовную войну против сатаны и его царства. Окончательной целью нашей духовной войны является исполнение Божьей воли, как на небе, так и на земле. Да будет прославлено имя Бога среди всех народов, и да восхвалят все народы Его имя одной душою, и да будут жить в Духе Святом, всегда радуясь, непрестанно молясь и благодаря за все. Эта миссия является слишком святой, поэтому когда мы стараемся исполнить эту волю Божью на земле, мы испытываем страдание и гонения. Через прошлую проповедь о мученичестве Стефана, мы снова поняли эту истину. Однако же, нет гонений или трудностей в Иисусе Христе, которые не имеют важного благого предназначения. Бог, позволив мученичество Стефана, показал, каким образом Он собирается распространять Евангелие до края земли. Там, где проповедуется Евангелие, слуги Евангелия испытывают трудности и гонения. Там, где есть духовное пробуждение, есть страдания и гонения на тех, кто служит Евангельской работе. В любом случае Бог, используя Своих верных слуг и Свой избранный народ, распространяет Своё Царство и совершит Свою волю.
Мы, верой в этого верного Бога, участвовали в строительстве храма Божия, уповая на Его слово(Захария 3: 6,7). Мы приняли обещание Бога, что Бог будет использовать это здание драгоценно и прекрасно в Своей искупительной истории. Мы верим, что значение этого здания в Божьей истории будет постоянно возрастать. Мы верим, что Бог наполнит это место живым словом Бога и Святым Духом, также многими агнцами, которые ищут Бога и жаждут Его слова. Евангельская работа, которая началась в Иерусалиме, теперь после мученичества Стефана, вышла за пределы Иудеи начала распространяться даже до края земли. Это похоже на то, как посредством одной искры заводиться и набирает обороты мощный двигатель автомобиля. В этом процессе Святой Дух совершил два великих дела. Во-первых, Святой Дух распространил Евангелие в Самарию, используя для этого, гонения в Иерусалиме. Во-вторых, Святой Дух избрал гонителя Савла и поставил его могучим служителем Евангелия. На следующее раз, мы подробно рассмотрим избрание Савла. Сегодня же давайте узнаем о том, как Святой Дух распространил Евангелие в Самарию через смерть Стефана и гонения.
Посмотрите на стих 1. “Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии” После мученичества Стефана, произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме. Главным руководителем этого гонения являлся Савл. Он считал смерть Стефана вполне заслуженной. Используя этот случай, он хотел разрушить церковь, входил в домы и, влоча мужчин и женщин, отдавал в темницу. В его духовном невежестве, он горячо желал растоптать росток ранней церкви и ранних христиан. Из-за этого гонения, все кроме апостолов рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Апостолы же решили беречь церковь в Иерусалиме, посвящая свои жизни, подобно Стефану.
Но что же делали рассеянные христиане в разных местах Иудеи и Самарии? Взгляните на 4,5 стихи. “Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово” Хотя они ничего не могли взять из-за гонений с собой, но они взяли с собой Евангелие. Они стали христианской диаспорой. На самом же деле, они стали миссионерами. Хотя они не могли жить спокойно и комфортно с семьей и родными, но они не отчаивались и не печалились. Они не попали в сентиментализм и не оценивали ситуацию по-человечески. В любом месте, куда они только не приходили, они смело проповедовали Евангелие.
Здесь мы видим то, что когда Святой Дух сильно работал, сатана тоже работал. Он хотел погасить работу слова жизни и огонь Святого Духа, который зажегся в ранней церкви в Иерусалиме. Для этого сатана использовал разных людей, и, в том числе, Савла. Но, попытки Сатаны не удалось. Если подуть на зажженную спичку, то она потухнет. Но если же попытаться более сильное пламя загасить с помощью потоков воздуха, то оно наоборот будет распространяться вокруг дальше и дальше. Так и Бог, хотя сатана хотел уничтожить растущую церковь, использовал это гонение, чтобы могущественно распространять Свое Евангелие. Власть дьявола никогда не будет достаточной для того, чтобы победить работу Святого Духа.
Наше служение также начиналось в одной маленькой комнате одного общежития, потом в небольшом помещении-переходе между крыльями на этаже в четвертом общежитии, потом в детском саде. Потом в достаточно большом зале общежития на Ломоносова 53. Теперь же мы находимся в просторном собственном здании на ул. Ленина 23. Везде мы испытали гонения и трудности. Большие либо малые. Если бы не было гонений и трудностей, мы, наверное, до сих пор были бы в маленькой комнатке. Но Святой Дух не мог допустить этого. Он хотел, чтобы Его дети плодились и размножались. Для этого Он использовал трудность и гонения этого мира. Поэтому, в конце концов, мы пришли сюда. Мы не знаем, как дальше будет работать Святой Дух. Но одно ясно. Если мы не будем иметь горячего желания проповедовать Евангелие в этом месте, Святой Дух будет использовать гонения для того, чтобы мы пошли в этот мир с проповедью. Потому что интерес Иисуса и Святого Духа не только в Иерусалиме, а в Иудеи и в Иерусалиме и до края земли.(деяния 1:8)
Среди рассеянных христиан был один человек по имени Филипп. Он был одним из семи диаконов. Он пошел в Самарию и пришел в Самарийский город. Там он проповедовал самарянам Христа. Что же произошло, когда он проповедовал там? Прочитаем стихи 6-8: “Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе”. Из многих выходили нечистые духи, и многие расслабленные и хромые исцелились. “Находился же в городе некоторый муж именем Симон”(9а). Он был известным волхвом, то есть колдуном. Он “волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.” (9б, 10). Но когда Филипп проповедовал Евангелие, даже Симон уверовал и принял крещение. Он последовал за Филиппом. Здесь мы учимся силе Евангелия. В самарийском городе была распространена культура волхвов, колдовская культура. В этом городе волхвы, такие как Симон, пользовались огромной популярностью. Однако, когда Филипп проповедовал о Царствии Бога и об имени Иисуса Христа даже такой человек, как волхв Симон, изменился силой Евангелия.
В Евангелии есть власть изгнать любого беса, разрушить испорченную культуру, и создать Божий народ и христианскую культуру. В любой стране, в любом месте, где нет Бога Иеговы, присутствует своя собственная культура и свой собственный бог, которого люди сами создали. Например, в Индии распространена религия индуизм. В этой религии множество богов. Каждый создал себе своего собственного бога, для того, чтобы использовать его для своей выгоды. В Китай, этот народ создал дракона своим Богом. Хотя наша страна Украина имеет длительную христианскую историю, но когда наши предки не искали Бога всем сердцем и не служили Ему, наша христианская вера стала формальной и очень похожей на суеверие. Каждый водитель в маршрутном такси помещает иконы для того, чтобы они хранили его в пути. Но при этом он совсем не хочет чтить Бога как Бога. Многие студенты перед сессией ставят свечки в храме и в тоже время совсем не интересуются Библией. Такие люди потеряли суть и дух Евангелия и христианства, оставив лишь обряды, очень похожие на магические заклинания или суеверие.
Евангелист должен идти против такой безбожной тенденции. В таком обществе, он в любом случае должен совершать историю спасения, проповедуя Евангелие. Важно, проповедуя, веровать, что лишь Евангелие изгоняет всякую власть тьмы и нечистые духи и может спасти грешника. Когда один или несколько евангелистов твердо верят в силу и власть Евангелия и проповедует простую Евангельскую истину, они могут пробудить общество от глубокого сна испорченности и совершить в нем новую историю. Когда мы проповедуем в Университетах Шевченка, КПИ, Аграрном или Авиационном, то можем думать, что кроме Евангелия что – то ещё надо. Поэтому многие постараются улучить условия обстоятельства. Конечно, это тоже надо. Но это не главное. Главным интересом Бога является изменить меня самого вместо того изменить обстоятельству. Бог ищет одного человека, который абсолютно бы уверовал в Евангелие, наполнился бы Святым Духом. Через такого человека Бог хочет творить новую историю и явить Свою силу и власть и славу. Поэтому мы можем сказать, что Евангельское дело не зависит от количества, но от качества, служителей-евангелистов. И мы должны молиться, чтобы каждый из нас стал одним из тех, кого Бог особенным образом использует в Своей истории. В этом смысле каждый из нас должен стать творцом новой истории в Божьей работе.
Посмотрите на 14 стих. “Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна”. Апостолы, находившись в Иерусалиме, услышав, что самаряне приняли Божье слово, послали к ним Петра и Иоанна, самых важных людей в церкви. Таким образом, иерусалимская церковь сердцем поддержала новую евангельскую работу в Самарии. Эти апостолы были посланы для того, чтобы поддержать и умножить Евангельскую работу, добавляя еще масла в огонь Святого Духа. Кем был Иоанн ранее? Он был тот самый человек, который ранее хотел истребить всех жителей одного самарянского селения, низведя на них огонь с неба, за то, что они не приняли их (Лк. 9:54). Теперь он изменился. Он имел чувство истории и видение мировой миссии. Он интересовался всей обширной панорамой Божьей работы в этом мире, а не только в Иерусалиме.
Однако, какое искушение возникло во время сильной работы Святого Духа? Взгляните на стихи 18-19. “Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.”. Он оценивал всякую работу Бога с материальной точки зрения. Он искал себе популярности. Он был человеком, который имел неправое перед Богом сердце. Апостол Петр сильно упрекал его. Посмотрите на стихи 21-24 “Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами”. Апостол Петр имел духовную проницательность. Он мог различить действия, продиктованные неправильными мотивами, которые могли разрушить церковь. Когда слуга Бога имеет духовную проницательность, он может упрекать и обличать тех, кого нужно, а также, может утешать и укреплять тех, кого нужно.
Давайте вместе прочитаем стих 26. “А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста”. В то время, когда Филипп усердно служил делу Бога и испытал духовное пробуждение в Самарии, Ангел Господень повелел ему идти на пустынную дорогу из Иерусалима в Газу. Наверное, нелегко было повиноваться приказу Святого Духа. Ведь только что он испытал великое пробуждение и, казалось, многим людям в Самарии надо еще нести слово Бога. Но место, куда Ангел повелел ему идти, было пустынным. Однако же Филипп немедленно послушался направления Святого Духа. Он встал и пошел. “И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию”(27-28) Это был человек с полномочиями министра финансов или главного банкира страны. Он был властным и богатым человеком. Такой занятой человек, оставив всякое свое важное государственное дело, специально взяв отпуск, приехал в Иерусалим для поклонения. Возвращаясь по дороге, он читал пророка Исаию. Он был человеком, жаждущим слова Бога. Он был человеком, который горячо ищет Бога. Он вложил свой отпуск, свои деньги и свое сердце для того, чтобы познавать Бога. Смотря на это, мы видим, что богатство и власть и честь этого мира, мирской комфорт, не мог принести ему истинной радости и счастья. Истинное счастье и покой приходят к человеку только тогда, когда он встретит Творца Бога и поклониться Ему. Бог открывается тем, кто ищет Его. Притчи 8:17 говорят так: “Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;”, также Иеремия 9:13 “”. Здесь мы видим кому Бог являет себя. Он являет Себе тем, у кого есть горячее духовное желание искать Бога и встретиться с Ним. Когда Бог увидел одного такого человека, мужа Эфиоплянина, Он Сам незамедлительно послал Своего слугу Филиппа для того, чтобы устроить ему встречу с Богом. Молюсь, чтобы Бог наполнил наше здание такими людьми как муж Эфиоплянин, горячо желающими встретиться с Ним.
Посмотрите на стихи 29-31. “Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.” Что говорит нам ответ мужа Эфиоплянина “как могу разуметь, если кто не наставит меня?”. Здесь мы видим острую необходимость в хороших учителях Библии. Хотя он усердно читал слово Бога, но он не мог разуметь. Он сам не мог утолить свою духовную жажду. Многие люди говорят: “зачем мне нужен учитель Библии? Я сам читаю и сам все понимаю. Я сам все решаю” Однако очень многие люди, которые хотя читают Библию, но не понимают ее смысла, либо же понимают его превратно. Поэтому Бог дал Своему народа, Своим детям учителей Библии, духовных наставников и также церковь, которая является собранием верующих, чтобы они помогали и укрепляли друг друга, вместе шли по пути истины.
Когда мы проповедуем слово Бога студентам, многие говорят, что они уже все знают. Но на самом деле, они мало понимают и плохо знают слово. Мы чувствуем, что они нуждаются в хорошем учителе Библии. Но в университетах также есть и такие, кто, подобно мужу Эфиоплянину, ищут Бога и жажду слова жизни чистосердечно. Не только в нашей стране, но и в любой другой есть такие люди, которые жаждут слова Бога. Мы получили такую же миссию, что и Филипп – идти к таким людям и научить их слову Бога, стать для них хорошими учителями Библии. Несомненно, каждый из вас, собравшихся здесь, является таким человеком как муж Эфиоплянин, либо таким, как Филипп. Пусть Господь благословит каждого из вас стать хорошим верующим и прекрасным учителем Библии.
Давайте рассмотрим изучение Библии, которое провел Филипп с мужем Эфиоплянином. Взгляните на стихи 32-34. Муж Эфиоплянин скромно признал, что он невежественный в слове Бога, хотя у него и есть горячее желание. Он скромно попросил помощи у Филиппа. Они начали историческое изучение Библии в колеснице. Слово, которое он читал, было Ис. 53:7,8 “Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.”. Это слово говорит о страдании Иисуса. Хотя это было слово из Ветхого Завета, Филипп, к нашему удивлению, на его основании учил об Иисусе и проповедовал Евангелие. Тогда Евангелие работало в сердце мужа Эфиоплянина. Что же он предложил Филиппу, приняв Евангелие? Стихи 36-39 говорят об этом так: “Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.” Какая прекрасная картинка в отношении учителя Библии с агнцем!
Только приняв Евангелие, он принял крещение и провозгласил Иисуса Господом Своей жизни. Какое историческое значение имеет изменение одного мужа Эфиоплянина через изучение Библии 1:1? Через изменение этого одного человека семя Евангелия попало на африканский континент. Таким образом, Бог приготовил Свою евангельскую работу в Африке. Кто является главным в Евангельской работе? 39 стих ясно показывает, что это Святой Дух. Святой Дух Сам работает, но в Своей истории Он использует людей. Святой Дух Сам провел Филиппа к мужу Эфиоплянину и провел изучение Библии 1:1. Он просветил его сердце познанием Евангелия и изменил его. Однако Он использовал слугу слова Бога в качестве Своего инструмента.
Давайте подробнее рассмотрим вопрос, каким же человеком был Филипп? Мы можем сказать, что он был прекрасным учителем Библии. Он был таким учителем Библии, который мог в любом месте с любым человеком изучать слово и научить слову Бога. Короче говоря, он был подготовленным, самостоятельным учителем Библии. Пусть Господь даст нам такое благословение, чтобы мы были прекрасными учителями Библии в этом поколении, чтобы мы могли любого человека в любом месте научить слову Бога. Также он был человеком, который слушал направление Святого Духа в любом случае. Нам нетрудно представить, как сложно было послушаться направления Святого Духа идти в пустое место после того, как он испытал работу Святого Духа в Самарии. Это было довольно далеко. Пройдя далекий путь от Самарии до Газы, там его ждал не многообещающий агнец, но негр из Эфиопии. Он мог бы жаловаться. Зачем я так долго шел? Для того чтобы найти одного агнца, который так странно выглядит? Но он не жаловался. Он был человеком послушания, который был готов проповедовать Евангелие в любом месте любому человеку, если Святой Дух дает ему такое направление.
Чтобы быть хорошим учителем Библии, мы должны обязательно во-первых, иметь слово Бога, во-вторых – готовить свое сердце. Иногда человек имеет слово Бога, но не готовит собственное сердце для служения Богу. Либо же наоборот, готовит свое сердце, а не готовит слово Бога. Но тот, кого Бог использует учителем Библии, готовит и сердце и слово Бога. Филипп был таким человеком, который и имел слово Бога и готовил свое собственное сердце. Мы должны готовиться себя для того, чтобы участвовать в работе Святого Духа. Для этого мы должны стараться расти прекрасными учителями Библии, которые имеют слово Бога, а также, должны получить духовное воспитание, чтобы активно повиноваться Святому Духу и участвовать в Его работе.
Как мы узнали, Святой Дух распространял Евангелие из Иерусалима и Иудеи в Самарию, используя гонения. Если бы не возникли такие гонения, верующие в Иерусалиме могли бы и не пойти туда для проповеди. Они имели слишком большое предубеждение против этого народа из-за своей традиционной религии и культуры. Также они могли удовлетвориться растущей иерусалимской церковью. Здесь мы видим то, что работа Святого Духа очень глубока и неизмерима с точки зрения нашего мышления. План Святого Духа сильно отличается от нашего плана. Имея много более глубокий и далекий план чем мы, Святой Дух совершает Свою историю. Когда мы получаем трудность и гонения от этого мира, нам легко упасть духом и отчаяться. Но самое важное то, что мы должны уверовать в одну истину; Святой Дух в любом случае продолжает Свою работу и проповедь Евангелия, превращая любое обстоятельство в возможность для проповеди, исполняя повеление Иисуса для мировой миссии. “но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли”
Мы уверены, что Бог, Который работал в студгородке, используя маленький зал для воспитания многих прекрасных учителей Библии и миссионеров, таких как Филипп, будет использовать и этот храм для воспитания многих преданных учеников Иисуса. Пусть Господь примет наше горячее желание посвятить свои жизни для того, чтобы быть прекрасными учителями Библии и воспитателями учеников Иисуса. Пусть Господь благословит нас, чтобы мы стали большими деревьями веры, и поставит Украину страной пастырей и страной, посылающей миссионеров по всему миру. Я сердечно молюсь, чтобы Бог особенным образом использовал это здание для распространения Евангелия в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли, особенно для потерянных душ в мусульманских странах. Аминь.