ВЫГОНИ РАБЫНЮ И СЫНА ЕЕ
Быт. 21:8-21
К.С. 21:10: <и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком>
В прошлый раз мы узнали, что Бог в Свое время исполнил Свое обещание Аврааму и Сарре. В назначенное время у Сарры родился сын, как и говорил Господь и Авраам назвал его по слову Бога Исааком. С рождением Исаака в семью Авраама пришел смех и радость. Мы узнали, что Бог хочет и нам дать смех и радость, сделать нашу жизнь полной и благословенной.
Но сегодняшние события совсем не такие радостные. Сегодняшние события – это точка разделения Иудаизма и Ислама, здесь есть причина взаимной ненависти евреев и арабов. Бог знал это, тем не менее Он Сам приказал поступить Аврааму так, как он поступил. Более того, в нашей жизни веры тоже обязательно произойдут подобные события, и если вы с верой не сможем пройти через них, то не сможем исполнить волю Бога в своей жизни. Что это за события и в какой их духовный смысл?
1. Выгони эту рабыни и сына ее (8-14).
Посмотрите не стих 8: <Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди>. После рождения Исаака прошло некоторое время: от одного до четырех лет, скорее всего два-три года. Когда, наконец, дитя было отнято от груди, Авраам сделал большой и радостный пир по этому поводу. Но был один человек не радовался. Посмотрите стих 9: <И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается>. Измаил, старший сын Авраама, издевался над Исааком. Грамматическая форма, в которой в еврейском тексте стоит слово <насмехался>, указывает на интенсивное и неоднократное действие. То есть Измаил жестоко и постоянно подзуживал, насмехался, издевался над Исааком. Это было похоже как ученики седьмого-восьмого класса мучают и издеваются над учениками третьего-четвертого класса: <Ану шкет, иди сюда. Давай садись кури. Что? Мама не разрешает? Маменькин сынок! Вот тебе щелбан. У! Рева-корова. Смотри никому не говори, а то хуже будет. Деньги есть? Давай сюда, и чтобы молчал, а то я скормлю тебя вооот-той собаке. А, плакса>. Наверное, Измаил издевался над Исааком по-другому, но так же жестоко и безжалостно. Измаил был на 14 лет старше Исаака, и Исаак перед ним был полностью беззащитен.
Посмотрите стихи 9-11: <И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его>. Сарра сразу увидела издевательства над Исааком и, даже не попытавшись как-то повлиять на Измаила, сразу потребовала от Авраама, чтобы он выгнал Агарь и Измаила. Аврааму такое требование весьма не понравилось. Честно говоря, ситуация получилась очень не красивая. Чтобы понять данную ситуацию мы должны подумать о действующих лицах: Аврааме, Сарре, Агари, Измаиле и Исааке.
Нам легко понять Сару. Она очень долго ждала ребенка и Исаак для нее – самое ценное что у нее есть, ради Исаака она готова была на все. Сарра была готова защищать Исаака, как тигрица защищает своих тигрят. Сарра не любила Измаила. Когда у нее не было детей, она предложила Аврааму войти к Агари и от нее родить ребенка. Она думала, что сможет принять этого ребенка как своего, но не смогла. Как только Агарь зачала, Сарра стала ревновать Авраама и обвинила его в том, что теперь Агарь презирает ее, потом стала гнать Агарь. Для Сарры Измаил всегда был источником огорчения и печали, не потому что делал что-то не так, а потому, что она сама не могла родить. И вот теперь, когда у нее родился собственный сын, она хотела, чтобы только ее сын был наследником, а когда Измаил насмехался над Исааком, то была готова без сожаления изгнать Агарь и ее сына.
Кем была Агарь? В Библии говорится, что она была раба, служанка Саррина. Но по закону того времени, когда Авраам вошел к ней, она перестала быть просто рабыней, она стала наложницей, то есть законной женой, хотя и не свободной. По закону того времени она имела почти такие же права, как и Сарра. Ее сын Измаил был законнорожденным сыном Авраама, его первенцем и главным наследником. Сарра не могла требовать от Авраама изгнать Агарь и Измаила и лишать Измаила наследства.
Кем был Измаил? Четырнадцать лет он был единственным и любимым сыном Авраама, его законным наследником. Естественно, Авраам делал для него все самое лучшее, естественно, для его матери Измаил был утешением, радостью и надеждой. Скорее всего, он вырос в той или иной степени разбалованным. Но когда родился Исаак, Измаил почувствовал, что Исаак отобрал у него сердце его отца Авраама и, естественно, ревновал отца и не любил Исаака.
Как выглядела ситуация если посмотреть на нее с точки зрения Авраама? Сарра была его законная и любимая жена, его верная спутница и в радостях и в печалях. Именно к Сарре относились обещания Бога. Сейчас Бог благословил их веру и, наконец, через 25 лет дал обещанного сына. Авраам знал, что обетование Бога относится к Исааку, а не к Измаилу, но Измаил тоже был его сыном, которого он сильно любил, а его мать Агарь тоже была его женой, о которой он тоже должен был заботиться. Поэтому требование Сарры показалось Аврааму весьма неприятным.
Что же сказал сделать Бог? Посмотрите стих 12: <Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя>. Бог сказал Аврааму не огорчаться ради Измаила и Агари и сделать так, как сказала Сарра. На самом деле Бог приказал Аврааму пойти против закона, против обычаев, против справедливости и против своих чувств. И Авраам должен был поступить так не из-за Сарры, не из-за того, что не любил Измаила или не заботился об Агари, а потому что Бог так сказал. Выгнать Измаила – это воля Бога.
Почему Бог приказал отправить Измаила? Почему Исаак и Измаил не могли расти вместе?
В стихе 12 сказано: <ибо в Исааке наречется тебе семя>. Семя Авраама – это духовные наследники Авраама. Именно Исаака а не Измаила Бог избрал быть наследником духовной истории. Кого избрать – это суверенитет Бога. Избрание зависит не от нас, не от нашего состояния, но от воли Бога. Бог решил, что Исаак будет наследником истории Бога и духовным наследником Авраама. Наследие Авраама – это жизнь верой, в послушании Богу, это ходить путем Господним, творя правду и суд. Но Измаил не был плодом веры. Апостол Павел поясняет это более подробно. Гал. 4:22,23 сказано: <Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию>. Измаил был плодом неверия и нетерпения Авраама и Сарры. Они искали способ решить проблему наследника и нашли человеческий способ: взять вторую жену и родить ребенка. Но Бог не работает через человеческие методы и через неверие. Поэтому Измаил не мог стать наследником Авраама. Но Исаак стал плодом веры и послушания Авраама и Сарры, плодом исполнения обещания Бога. Поэтому Бог избрал Исаака, а не Измаила.
Но почему Исааку и Измаилу нельзя было жить вместе? Апостол Павел поясняет это. Гал 4:28-31: <Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной>. Рожденный по плоти гнал рожденного по духу. Из-за Измаила Исаак не мог нормально расти. Раньше Бог не требовал от Авраама изгонять Измаила. Измаил даже был обрезан в тот же самый день, что и Авраам и, хотя он не будет наследником веры, но Бог обещал и через него произвести народ. Но когда возник конфликт между сыном плоти и сыном веры, то Бог приказал изгнать Измаила.
В нашей жизни тоже самое. В тот момент, когда возникает конфликт между духовным и человеческим, мы должны изгнать человеческое. Если мы не изгоним каждый своего Измаила, то Бог не может совершить в нашей жизни Свой план. Что такое Измаил для нас? Это не грех сам по себе, но это плод неверия, плод человеческих мыслей и то, что мешает расти плоду веры.
Для галатийских верующих, которым писал Павел, сыном плоти были религиозные и ритуальные предписания закона. Хотя ритуальные предписания – хорошо и каждое из них имело свой смысл, но они мешали верующим жить верой и уповать на Христа. Поэтому Павел говорит им – изгоните рабыню и сына ее, значит откиньте искушение внешней религиозности, чтобы верить в Иисуса Христа, Который спасает грешника и Который призвал нас к свободе.
Для молодых верующих, которые не состоят в браке, часто Измаилом становится желание самому найти спутника жизни. Создать семью – это Божие благословение и Его воля для большинства верующих. Если девушка мечтает создать хорошую семью, то это правильная мечта. Но если эта мечта отбирает все ее сердце и уводит от Бога, то это Измаил, которого надо изгнать. Если парень мечтает создать семью, хочет отдать своей жене преданность и верность, то чем плохо? Но если он не доверяет Богу, а считает, что сам должен найти, кто ему нравится и пусть Бог благословит, что я выбрал, тогда это проблема. Он не думает: буду ли я для нее благословением? А она для меня? Какова для нас воля Бога? Пришло ли время Бога? Такие поиски мешают Богу и уводят их от Бога, и становится для них причиной падения. В Украине даже среди верующих есть множество проблем в браке, которые возникли из-за того, что верующие в свое время не изгнали желание самостоятельно искать жену или мужа и не доверяли Богу в этом вопросе.
То же самое – работа. Очень часто работа становится препятствием для духовных отношений с Богом. Сделать свой проект – это тоже плод. Но если свой проект на работе отнимает все силы и к нему все мое стремление – это не правильно и это грех перед Богом. Наш плод – не в том, как мы работали, а в том, как исполнили волю Бога и как прославили Его. Если работа станет Измаилом, то Бог скажет: <изгони рабыню и сына ее>.
Что такое Измаил для меня? Моя мечта и желание сердца – это чтобы Украина была свободной страной, чтобы любой человек мог прийти в суд и защитить себя против чиновника и против богатого, чтобы студенты могли учиться не за взятки и получали образование лучше, чем в Кембридже и MIT, чтобы после учебы они не старались уехать из Украины, но наоборот все студенты и ученные приезжали сюда. Еще есть много пунктов моей мечты. Частично она совпадает с Божиим планом для нашей страны, частично – это просто моя мечта. Но в чем она совпадает с видением Господа: я уверен в Господе, что Он хочет, чтобы Украина в последнее время стала воплощением Царства Бога на земле, чтобы каждый человек, который приезжает к нам, не мог не раскаяться и все веровали в Иисуса Христа. Но это видение не предполагает высокой науки, большого богатства или военной силы. Для того чтобы оно осуществилось не обязательно следить за политикой или экономикой, а надо сердечно молиться, воспитывать учеников Иисуса и воспитывать детей в страхе Бога. Но если из-за своей мечты я гневаюсь на политиков или отчаиваюсь, то это мой грех. Если я буду проповедовать свою мечту, а не Царство Бога и не Иисуса Христа, то тут будет не благословение, а проклятие.
Давайте еще раз посмотрим на стих 12а. <Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей>. Бог сказал Аврааму: не огорчайся. Это значит выгнать Измаила лучше для всех: для Авраама, для Сары, для Исаака, для Агари и для Измаила и для истории спасения. Чем лучше? Для Авраама лучше тем, его сердце всегда бы разрывалось между сыном веры и сыном плоти. Бог предложил Аврааму не беспокоиться, а передать Богу заботу об Агари и Измаиле. Для нас это тоже важно. Для верующего наступает время, когда человеческий плод начинает мешать духовному плоду. Тогда надо оставить человеческий плод, не просто оставить, но верить, что Бог Сам позаботится о нем. Для Исаака лучше, потому что теперь он мог спокойно расти без страха, без гонения, без человеческого влияния. Для Агари и Измаила тоже лучше, потому что теперь Бог Сам стал заботиться о них. Что Авраам мог дать им? Часть человеческого богатства, в то время как все духовное наследие передано Исааку. Неужели человеческое богатство без духовного наследия так важно? Но когда они ушли, то Бог Сам стал заботиться о них. Хотя Бог выгнал их от Исаака, но не изгнал от Себя. Бог не только сохранил их жизни в пустыне, но и, как обещал, произвел от Измаила народ, конкретно арабов. Сейчас многие библейские ученые говорят, что потомки Измаила – это потерянные дети Авраама, которые придут к Иисусу Христу самыми последними, вместе с потерянными потомками Израиля, перед самым приходом Иисуса Христа, когда войдет полное число язычников. Хотя они испытали страшную боль отвержения, но кто может понять боль отвержения Иисуса Христа на кресте, если сам не перенес такой боли?
Как ответил Авраам? Посмотрите стих 14: <Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии>. Авраам не стал медлить. Хотя ему было больно, но рано утром он встал, собрал Агарь и Измаила и отпустил их. Авраам доверял Богу, Который сказал: <не огорчайся ради отрока и рабыни твоей… и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое>.
То, что Авраам изгнал Измаила – очень важный момент в истории спасения. На самом деле в Библии нет ни одного слова, когда Бог осудил бы Измаила. Наоборот, Он несколько раз обещал и Аврааму и Агари благословить его. Но Измаил не входит в историю спасения. Поэтому Авраам, как отец веры, должен был удалить от себя и от Исаака, наследника веры, все человеческое, весь плод неверия и компромисса. Это хороший пример для нас. Наш Бог – Святой и совершенный. Поэтому Он требует от нас тоже, чтобы и мы были совершенны, как наш Отец. Сейчас в церкви, особенно в Европе, есть большие проблемы. Они происходят из-за того, что в один момент в церкви допустили смешение – духовного и человеческого, человеческого смысла, человеческих методов. Потом сатана больше и больше пролезал в церковь. В нашей жизни то же самое. Если мы будем позволять себе смешение надежды на Небесное царство и на мирской успех, если будем использовать человеческие методы, будем позволять себе компромисс с грехом и неверием, то нашу жизнь веры ждет катастрофа. Поэтому Бог говорит нам сейчас: <выгони эту рабыню и сына ее… ибо в Исааке наречется тебе семя>.
2. Бог, который позаботился об Агари и Измаиле (14-21).
Посмотрите стихи 14-16: <Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на [один] выстрел из лука. Ибо она сказала: не [хочу] видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала>. Это те события, которые каждый год вспоминают все мусульмане во время хаджа. Агарь и Измаил были выгнаны Авраамом по повелению Бога. Они не получили ничего, только немного хлеба и воды, чтобы не умереть в первые несколько дней. Агарь не привыкла к жизни в пустыне, она не знала, где найти воду, что можно есть, а что нельзя, не знала куда идти. Она сразу заблудилась в пустыне Вирсавии, вода быстро кончилась и они стали умирать. Казалось, Бог возненавидел их. Но это не так. Посмотрите стихи 17-19: <и услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока>. Бог обещал, что произведет от Измаила народ, и сейчас, хотя изгнал их от Исаака, но не оставил их. Он приготовил для них колодец, Он укрепил Агарь и дал ей обещание. Наш Бог – благой не только к тем, кто в Его истории, но и ко всем людям. Посмотрите стихи 20,21: <И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской>. Хотя Измаил не потомок веры, но Бог, как и обещал, был с Измаилом. Он жил в пустыне, вырос и сделался охотником, а Агарь взяла ему жену со своей родины – из Египта. В последствии из потомков Измаила произошли арабы.
Наверное, есть некоторые люди и из Иудеев и из христиан, которые скажут: почему Бог не позволил Агари и Измаилу умереть в пустыне? Тогда бы у Израиля не было бы проблем с арабами. Но те, которые так думают, не знают сердце Бога. Сердце Бога – не погубить, но спасти, спасти каждого, даже не из избранного народа, даже тех, кто стал плодом греха. Из-за такого сердца Бог послал Своего Сына на крест. Из-за такого сердца Бог посылал миссионеров по всему миру. Из-за Своего сердца Бог не оставил Агарь и Измаила умирать в пустыне и до сих пор хочет снова привести детей Измаила в Свою семью.
Также через историю Агари и Измаила мы можем увидеть сердце мусульман. Ислам – это религия отверженных, тех, кого выгнали. Для того, чтобы понять фатализм мусульманина, поймите сердце Агари, которая плакала в пустыне над Измаилом. Поймите сердце Измаила, которого прогнал его любимый отец, когда появился его брат. Поймите, насколько тяжел грех, что Авраам из-за своего нетерпения и неверия потом должен был изгнать своего сына и жену. И поймите сердце Бога, который так сильно хотел возвратить к себе Агарь и Измаила, что послал на крест Иисуса Христа, чтобы Его Кровью исцелить их боль, их фатализм, их чувство оставленности, несправедливости и отвержения.