БОГ ИАКОВА
Быт. 27-28
К.С. Быт. 28: 13-15: <И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе>
Благодарю Бога, что мы возвращаемся к изучению книги Бытия.
В прошлый раз мы изучали, о разной системе ценностей Исава и Иакова. Исав был человеком полей, человеком, который живет по своим плотским желаниям. Иаков, напротив был человеком кротким. Это значит у него было много амбиций, много желаний, но Иаков никогда не давал волю эмоциям. Для Иакова важны были понятия благословения и первородства, а для Исава – только его текущее физическое состояние. Поэтому, когда однажды Исав пришел голодным с поля, а Иаков в это время готовил еду, то Исав без сожаления отдал свое первородство за чечевичную похлебку. Библия говорит, что из-за такого отношения к первородству Исав потом не смог получить благословение, хотя и просил об этом со слезами.
Также о внутреннем мире Исава говорит и то, каким образом он создал брак. В стихах Быт. 26:34,35 сказано так: <И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке>. Религия хеттов была очень эмоциональной и мирской. Троя была пограничным городом Хеттской империи и о хеттах мы можем узнать из <Илиады> и <Одиссеи> Гомера. Наверное, Исава привлекали рыцарские поединки и роскошные пиры хеттов и совсем не привлекала чистая, скромная и благоговейная жизнь Авраама и Исаака перед Богом. Поэтому он не стал искать девушку, которая живет чисто и скромно перед Богом, но нашел двух бесшабашных девушек из хеттеянок и зажил в свое удовольствие. Его не интересовала ни воля Бога, ни мнение родителей ни то, что неверующие жены разрушают и ту веру, которая у него еще осталась. В результате его семья стала источником постоянной печали и огорчения для Исаака и Ревекки.
I. Иаков обманом получает благословение (Быт 27:1-41).
После этих событий прошло примерно 36-37 лет. Посмотрите на стихи 1-4 главы 27: <Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру>. Исаак уже стал старым и чувствовал, что скоро умрет. Не смотря на то, что Исав не был примерным сыном, но Исаак любил его и хотел благословить. Поэтому он приказал Исаву пойти в поле на охоту и приготовить кушание, которое он любит, чтобы он благословил Исава.
Но Ревекка не хотела, чтобы Исаак благословил Исава. Она считала, что Исав не достоин благословения и хотела, чтобы благословение досталось Иакову. Она слышала план Исаака и составила свой план. Посмотрите стихи 6-10: <а Ревекка сказала сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею. Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: пойди в [стадо] и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею>. Иаков, хотя хотел получить благословение и не испытывал угрызений совести по поводу того, что обманывает отца, но боялся, что отец, даже слепой, узнает его. Посмотрите стихи 11,12: <Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение>. На это Ревекка сказала ему: <на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне>. Иаков послушался и Ревекка приготовила кушание. Потом она взяла праздничную одежду Исава и одела в нее Иакова, а его руки и шею обложила кожею козлят. Тогда дала ему в руки кушание и отправила к Исааку.
Посмотрите стихи 18-23: <Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его>. Как и опасался Иаков, Исаак сомневался и заподозрил обман, но не смог распознать его. Когда Исаак поел, он еще раз попытался проверить, действительно ли это Исав: <Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его>. Исаак не узнал Иакова и благословил его.
Сразу после того, как Иаков получил благословение и ушел, пришел Исав и тоже приготовил кушание и пришел к отцу. Он сказал те же слова, что и Иаков и тоже предложил кушание и попросил благословить его. <И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен> (33) Тогда Исав поднял великий плачь и просил Исаака благословить и его. Но Исаак ответил: <вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?> (37) Исаак благословил Иакова и поставил его главою над домом своим, благословил его стать царем над народами и благословил, что Бог будет благословлять тех, кто благословляет Иакова, и проклянет тех, кто будет во вражде с ним. Теперь уже Исав не мог стать главой над Иаковом, и его собственное благословение зависит от того, как он будет благословлять своего младшего брата. Но Исав со слезами просил благословить и его и Исаак благословил его так: <вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей>. Исав должен будет служить Иакову и его обитание – от тука земли и от росы небесной свыше, то есть он всегда будет зависеть от милости Бога, Исав будет жить мечем, то есть охотой, разбоем и войнами, но в одно время он восстанет против Иакова и освободится. Неизвестно, что это больше – благословение или проклятие, потому что кто будет проклинать Иакова, тот будет проклят Богом. Исав возненавидел Иакова за то благословение, которое он получил и, выйдя от отца, в гневе сказал: <когда отец мой умрет, я убью Иакова>.
Когда мы читаем главу 27 книги Бытия, то у нас всегда возникает сомнение: как мог Бог благословить такого обманщика и хитреца как Иаков. Неужели так важно, кто первый принес кушание, неужели настолько важны слова, которые сказаны Исааком, когда его обманули. Но мы должны знать несколько вещей:
Во-первых, благословение Иакова – это не случайность и не результат обмана, но исполнение воли Бога. Хотя Ревекка и Иаков пошли на обман, но у них получилось это только потому, что была воля Бога благословить Иакова. Бог благословил бы Иакова даже если бы Исав первым принес кушание, но если бы Бог не хотел благословить Иакова, то их обман раскрылся бы. Кого избрать и кого благословить – это суверенная воля Бога. Библия говорит: <но [так было] и с Ревеккою, когда она зачала в одно время [двух сыновей] от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел>. (Рим. 9:10-13), Поэтому мы не должны думать, почему Бог выбрал того, а не другого. Мы должны благодарить, что Бог выбрал нас верить в Иисуса Христа, должны молиться за других и должны принимать волю Бога как самую лучшую.
Во-вторых, хотя благословить Иакова – это воля Бога, но обман – это грех, а за всякий грех есть отплата. Бог не одобряет грех. Результатом обмана стало то, что Исав возненавидел Иакова и тот вынужден был убежать в Месопотамию. После этого его мать, Ревекка, которая так его любила, уже никогда до смерти не увидела Иакова и не получала от него вестей. Иаков не получил от Исаака никакого наследства и ушел только с одним посохом. В Месопотамии он 20 лет работал за своих жен и за свое богатство. Его тесть Лаван тоже обманывал его и его собственные дети тоже. Более того, через 20 лет, когда он возвращался из Месопотамии, он все еще боялся Исава и был готов отдать все, только бы сохранить свою жизнь и жизни своей семьи от гнева брата.
В-третьих, хотя Бог изначально избрал Иакова а не Исава, но через них мы можем узнать, что Богу нравится, а что нет. Исав был плотским человеком. Для него такие понятия как первородство, Божие благословение и участие в Божией истории ничего не значили. Когда речь шла о его плотских желаниях, Исав легко променял первородство на суп, а участие в Божией истории на двух необузданных женщин. Иаков тоже был далеко не идеальным человеком: обманщиком, который не стыдиться обмануть отца, а только боится разоблачения. Но у него было одно: Иаков изо всех сил хотел получить благословение Божие. Ради него он готов был и обманывать и скитаться один, вдали от родного дома. Такое отношение Иакова хорошо видно в его словах к Богу: <не отпущу Тебя, пока не благословишь меня> (Быт. 32:26). И это сильно напоминает слова Иисуса о сокровище, скрытом на поле, ради которого человек продает все, чтобы приобрести это поле. Именно такое горячее желание приобрести благословение Богу очень нравится.
Мы тоже все хотим получить благословение Божие. Но как? Благословение Божие приходит к тем, кто горяче хочет его получить и готов для этого пожертвовать мирским. Поэтому давайте иметь такое горячее желание к благословению Бога, как имел Иаков.
II. Бог Иакова (Быт. 27:42-28:22)
Посмотрите стихи 42-45: <И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя; и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?> После того, как Ревекка узнала о намерении Исава убить Иакова, она решила отправить его на время в Месопотамию, к своему брату Лавану. Для этого она сказала Исааку: <я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?>. Исаак тоже видел, что ханаанские женщины оказывают плохое влияние на Исава и согласился с Ревеккой. Он признал, что для того, чтобы стать наследником обетования Иакову нужна духовная жена. Поэтому он призвал Иакова и сказал ему: <не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!> (Быт. 28:1-4). Иаков поднялся и пошел к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, брату Ревекки в Харран. По пути он нашел одно место и остался там на ночь. Там он взял большой камень и подложил его под голову и заснул.
Ночью ему приснился удивительный сон: на этом месте стоит лестница и ее верх достигает до самого неба, и не просто облаков, а самого небесного царства. По лестнице с одной стороны спускаются Ангелы Божии с поручениями от Бога, а по другой стороне поднимаются на небо, чтобы доложить Богу и получить новое повеление. На лестнице, среди Ангелов, во славе стоит Сам Господь Иегова, хозяин неба и земли, и, обращаясь к Иакову, говорит ему: <Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе>. (13б-15) Это удивительные слова и удивительное видение. Давайте подумаем, что оно говорит о Боге Иакова.
Во-первых, Господь – личный Бог, Он хочет иметь отношения со Своими людьми. Поэтому Бог Сам явился Иакову. Иаков был сын верующих родителей, но сам он не имел личной веры. Хотя у него было горячее желание получить благословение Бога и участвовать в Божией истории, он не знал Бога лично. Даже когда он пришел к Исааку, то сказал: <Господь Бог твой>. Но сейчас Иаков увидел Бога, Который управляет всей вселенной, Который обитает на небесах во славе и великолепии. После этого Иаков уже не мог забыть великолепия небесного царства и его душа всегда стремилась туда. С этого момента для Иакова Господь уже не был <Бог твой>, но был <Бог мой>.
Во-вторых, Господь – это Бог обещания и видения. Бог повторил Иакову обещание Авраама. Посмотрите еще раз на стихи 13б,14: <Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные>. Как жизнь веры Авраама началась с призыва Бога, так и духовная жизнь Иакова тоже началась с обещания Бога. Господь сказал, что выбрал его, чтобы продолжить историю спасения и благословения. Бог сказал, что как Он обещал Аврааму дать эту землю в наследие его потомкам, так и осуществит это через потомков Иакова. И Иаков и его потомки будут благословением для всех народов земли.
В-третьих, Господь – это тот, Кто пребывает с нами и защищает нас. Сейчас Иаков убегал от своего брата. Он так боялся и так спешил, что даже не взял осла, чтобы ехать и хотя бы какого-нибудь подарка для своей невесты. Он был в пустыне один, на него могли напасть разбойники или работорговцы, лев или даже стая шакалов. Сейчас для Иакова самая насущная проблема – это проблема личной безопасности. Но Господь обещал, что сохранит его жизнь в любом месте, куда он пойдет. Более того, Господь обещал вернуть его в землю обетования и это – подтверждение, благословения Бога. У нас тоже, когда мы живем верою, возникают страхи за свою жизнь, за то, что есть, где жить, как воспитывать детей и так далее. Но Господь обещает, что будет прибывать с нами и защитит, куда бы ни пошел.
В-четвертых, Господь – святой Бог, Который освящает верующих. В последней части 15-го стиха сказано: <ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе>. Мы видели, что Иаков был не хорошим человеком. Но Господь обещал взяться за него. Через многие трудности, через воспитание, через то, что Господь был с Иаковом, Господь в конце концов сделает Иакова достойным того обещания, которое Он дал. Если в начале жизни Иаков полностью соответствует своему имени <обманщик>, то в конце жизни – это великий муж Божий, который благословяет фараона, который пророчествует о будущем своего народа и предвозвещает приход Мессии. Я думаю, обещание не оставить нас, пока не исполнится все обещанное – это радостная весть и для нас. Иногда нам трудно верить, что Господь пребывает с такими несовершенными и недостойными людьми, как мы есть. Но если Господь призвал нас, то будет воспитывать, очищать и освящать нас бо тех пор, пока не будем соответствовать Его благословению. Это – обещание Бога, которое должно исполниться.
Как ответил Иаков? Посмотрите стихи 16-17. <Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные>. Когда Господь лично пришел к Иакову, то он исповедовал: <истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!>. До этого Иакову казалось, что он один, Господь оставил его, он чувствовал одиночество. Но Господь все время был с ним, хотя он и не замечал этого. Когда Иаков увидел Господа, он сказал: <истинно, Господь пресутствует на месте сем, а я и не знал>. У нас тоже бывают ситуации, когда кажется, что Господь оставил нас. Но Господь не оставляет нас, Он всегда с нами, даже если мы не знаем этого.
Также, раньше Иаков до ужаса и паники боялся своего брата Исава, но теперь этот страх ушел. Вместо этого у Иакова появился страх Бога: <И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные>. Теперь Иаков смотрел не на землю, но на небо. Теперь он узнал, что там, где Господь, там вход на небо.
На следующий день, встав рано утром, Иаков поставил камень, на котором спал, памятником и возлил на него елей. Он назвал это место Вефиль, что означает <Дом отца>. После этого Иаков дал Богу обет: <если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть>. Иаков обещал, что если Господь сохранит его жизнь и даст ему насущный хлеб и возвратит в дом отца, то он исполнит три обещания:
Во-первых, Господь будет его Богом, это значит, что во время язычества и идолопоклонства Иаков будет поклоняться и слушаться только Бога. Во-вторых, этот камень для меня будет домом Божиим, то есть я всегда буду вспоминать видение Господа и всегда поклоняться Ему на этом месте. И в-третьих из всего, что Ты даруешь мне, дам Тебе десятую часть. Это значит, что теперь Ты – мой царь, и я признаю Твое руководство в своей жизни, признаю Твою благодать и хочу иметь отношения с Тобою. Бог принял этот обет и исполнил Свое обещание, и, когда пришло время, напомнил Иакову о том, что он обещал.
Давайте теперь немного подумаем – что такое благословение? Иаков очень хотел получить благословение. В его понимании благословение – это нечто материальное: богатство, безопасность, успех. Для того, чтобы получить это он пошел на обман и вынужден был бежать. В результате он не получил ничего материального, наоборот бежал только с одним посохом, в страхе, не зная, что с ним будет. Он больше никогда не увидит свою любимую маму Ревекку, и увидит своего отца Исаака .только перед его смертью и у него навсегда останутся натянутые отношения с Исавом. Это кажется не благословением, а проклятием. Но, тем не менее, Бог благословил его. В чем состоит это благословение? Оно состоит прежде всего в том, что Господь явился к нему и обещал, что теперь будет его Богом и будет водить его, как Он водил Авраама и Исаака. В конце жизни, Иаков благословил сыновей Иосифа такими словами: <Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих> (Быт. 48:15б,16а) Лично узнать живого Бога – это большее благословение.
События, описанные в этой главе имели для Иакова исключительное значение. Через видение Иакова и его обет перед Богом, он установил с Богом личные отношения. С этого началась жизнь Иакова перед Богом.
В наше время многие люди живут, как Исав: заботятся только о чувственных наслаждениях и ни во что не ставят Бога и Его благословение. Но Богу нравятся такие люди как Иаков – те, которые ценят Божии благословения. К таким людям Бог приходит и пребывает с ними и становится их Богом. Он также воспитывает и растит их, так, чтобы сделать их достойными Бога и Его благословения. Давайте ценить Бога и Его благословение больше, чем что-то материальное и плотское, чтобы Бог был нашим Богом, ходил с нами и, в конце концев, мы исповедали: <Господь, Бог мой, пас меня от тех пор, как я существую и до сего дня, Он никогда не оставлял меня>.