ПРЕДАТЕЛЬСТВО АВЕССАЛОМА
2-я Царств 15-18
Ключевой стих 18:33 : "И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!"
Достаточно легко быть прекрасным лидером в спокойное время, когда все ладится. Но очень сложно сохранять трезвость суждений и быть таким же успешным во время кризисных ситуаций. Например, за что раньше много критиковали Криштиану Роналду? За то, что в матчах со слабыми соперниками он был лидером и звездой, но с сильными соперниками, когда у команды были проблемы, он был незаметен. Настоящий лидер, он не только лидер, когда всё хорошо, но и когда всё плохо. Сегодня мы посмотрим, как проявил себя Давид во время самого большого кризиса при его жизни.
1. Проблемы в семье Давида-2
В сегодняшнем отрывке мы знакомимся с новым претендентом на царский престол в Израиле, сыном царя Давида, Авессаломом. Вернее, познакомились мы с ним уже раньше, но вот в качестве реального претендента, и даже царя на несколько дней в Израиле, мы знакомимся с ним впервые. Давайте вместе прочитаем стихи с 7-го по 10-ый 15-ой главы.
7 По прошествии сорока лет [царствования Давида], Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне;
8 ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу.
9 И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон.
10 И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав: когда вы услышите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился в Хевроне. (2Цар.15:7-10)
План Авессалома был чрезвычайно прост. Он пошел в Хеврон, и там, вместо того, чтобы принести жертву Богу, как обещал, он наскоро сколотил политическую партию, расклеил собственные портреты на биг-бордах, и четко очертил свою цель: «У мене є мр_я – хочу быть царем!». Но вот здесь уже и начался конфликт интересов. К сожалению, в политической системе Израиля не было пункта, который разрешал бы переизбирать царя. Конституцию тоже изменить не могли, потому что ее просто не было. Единственный путь для Авессалома был назвать себя самого царем и силой сместить с трона Давида. Так он и поступил.
Пожалуй, за время царствования Давида, у него возникли самые большие проблемы. Его предал собственный сын. Это само по себе уже было крайне неприятно. Но к тому же, Авессалом был достойным сыном своего отца и обладал целым рядом положительных качеств, что делало его претензии на престол очень весомыми. Начнем с того, что Авессалом, как и Давид, вставал рано. Посмотрите стихи 2-3:
2 И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой,
3 тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. (2Цар.15:2,3)
Правда, как видим, в отличие от Давида он вставал рано совсем не для того, чтобы служить Богу. Он встречал людей, шедших к царю на суд. Если посмотреть только на этот факт, то можно только похвалить Авессалома за такое пастырское сердце к народу: «Молодец, с раннего утра – и с агнцами!». Однако внешне правильные его поступки были продиктованы в корне неправильными мотивами, которые четко прослеживаются в его словах, крайне унизительных для Давида: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. Своими словами он как бы говорил: «Давид – это совсем не тот царь, который нам нужен», и скромно намекал на собственную персону. Продолжая перечислять положительные качества Авессалома, нельзя не упомянуть еще одно, особенно ценимое в древнем мире – речь идет о внешней красоте. Правда! Всем хотелось иметь красивого, молодого и сильного царя, а не маленького и невзрачного. В этом смысле, в свое время, очень не повезло французам, которыми правили то Пиппин Короткий, то Пиппин Горбатый, то Балдуин Плешивый. Авессалом был молод, амбициозен и, в отличие от Балдуина, длинноволос. Написано в 6-м стихе: Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян. Что двигало Авессаломом? Вероятно, отчасти, это была любовь к народу. Согласитесь, если ее нет, тяжело на протяжении долгих лет рано вставать, идти к воротам, обнимать и целовать всякого приходящего с дороги, потного и грязного. Проще уже было открыть бесплатный call-центр, и пусть другие этим занимаются. Но помимо этого, нужно отметить, что во многом его поступки определялись и честолюбием. В главе 18-ой написано: Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине… И назвал памятник своим именем. (2Цар.18:18). Ставить самому себе памятники при жизни – очень неблагодарное дело. Кроме того, есть еще один признак. Стих первый говорит: После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов. (2Цар.15:1) Каждый раз, когда в Библии кто-то из израильских или иудейских царей заводил у себя лошадей и колесницы, это было верным признаком появления гордости и надменности, а это уже вело к удалению от Божьих ценностей. Так было, например, с тем же Соломоном. Были и другие, менее известные цари. Есть даже такая теологическая теория: «Влияние лошадей на веру в Бога».
Приведенного анализа, думаю, вполне достаточно, чтобы понять – Давид столкнулся с самым сильным противником за всю свою жизнь. Те, кто смотрят бокс, знают, что самые большие проблемы возникают у боксера, который встречается с соперником, действующим в той же самой манере. Авессалом в некоторых аспектах был очень похож на отца, а потому был очень большой проблемой для Давида, которая усугублялась еще тем, что это был его родной сын, а значит, Давид был крайне стеснен в средствах. Посмотрим же, что сделал Давид в такой ситуации. Давайте вместе прочитаем стихи с 14-го по 16-ый:
14 И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом.
15 И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы – рабы твои.
16 И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц [своих], для хранения дома. (2Цар.15:14-16)
Давайте еще прочитаем стихи с 23 по 26:
23 И плакала вся земля громким голосом. И весь народ переходил, и царь перешел поток Кедрон; и пошел весь народ по дороге к пустыне.
24 Вот и Садок, и все левиты с ним несли ковчег завета Божия из Вефары и поставили ковчег Божий; Авиафар же стоял на возвышении, доколе весь народ не вышел из города.
25 И сказал царь Садоку: возврати ковчег Божий в город. Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его.
26 А если Он скажет так: "нет Моего благоволения к тебе", то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно. (2Цар.15:23-26)
Первое впечатление: Давид сломлен и обессилен. Он ведет себя как старый, утомленный жизнью человек, в руках которого нет силы, и который предпочитает трусливо убежать, бросив все самое ценное и стратегически важное: Иерусалим, за стенами которого можно было выдержать любую осаду; Жен, тут без комментариев; Ковчег завета – символ Израиля и Божьего присутствия на земле. Утратить такие важные козыри в борьбе с опасным противником кажется верхом неблагоразумия и верным признаком растерянности и отчаяния. Кажется, что Давид сломлен духом… Но это не так. Он полностью уповает на Господа, осознавая, что всё в Его руке: Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня. Такую твердую веру в тяжелой ситуации, когда есть опасность для жизни, видеть среди героев Ветхого Завета, приходилось нечасто. Легко доверять Богу, когда все хорошо, но очень тяжело это делать, когда есть проблемы. И чем больше проблемы, тем сложнее верить.
Что делает Давид? Хотя он и говорил: встаньте, убежим, но его бегство было таким, что дай Бог каждому! Вместо того чтобы спешно скрыться за Иорданом, желательно на лошадях, Давид медленно, пешком (и Библия подчеркивает это дважды – «пешком») идет на Елеонскую гору, расположенную совсем близко от Иерусалима. Смотрите стих 30: А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали. Что он там делал? Об этом вскользь упоминает стих 32: Давид взошел на вершину горы, где он поклонялся Богу. Вместо того чтобы отчаяться, или что-то спешно предпринимать, как модно сейчас говорить – «суетиться», Давид спокойненько молится на горе. Кажется, сейчас не время для молитвы! Такие большие проблемы, нужно действовать. Но именно такие молитвы сделали Давида тем, кого мы знаем как «мужа по сердцу Бога». Мать Тереза говорила: «Когда вы почувствуете себя задетым за живое, несчастным, вместо того, чтобы плакаться и сетовать, принимать лекарства, постарайтесь выйти из этого состояния при помощи средства, которому нас научили самые Великие учителя — обратитесь к молитве».
Удивительно, Давид поступает во время кризиса точно так же, как он поступал во время для него благоприятное. Это прекрасное качество лидера, которому мы можем учиться: всегда быть одинаковым в своём доверии Богу: и в радости, и в горе. В молитве и Господе была сила Давида, не в теле – ведь он был уже дедушка, и не в армии – которая почти вся перешла на сторону Авессалома. Псалом 117 говорит: Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня. Господь – сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.
Как поступаем во время неприятностей мы? Ищем ли мы Бога, или пытаемся все решить своими силами?
Нет, никто и не говорит, что Давид только уповал на Господа и вообще ничего не делал. Речь идет о приоритетах. Притчи говорят: Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа. (Прит.21:31) Это означает, что проблемы нужно решать, но при этом внимательно следить, чтобы они не закрыли собой Самого Бога. Потому что если они сделают это, на следующем шаге они закроют от нас последний луч надежды. Давид предпринял все необходимые меры, но при этом он искал мудрости от Бога.
Если присмотреться внимательно к его действиям, то можно обнаружить интересную вещь: всё то, что казалось ошибочным в его решениях, на поверку оказывается правильным, логичным и взвешенным. Смотрите, Давид избегает длительной и ненужной войны, не имея достаточно сил для ее ведения, и оставляя Иерусалим. Он не берет с собой разнеженных жен, которые будут только мешать в походе. Он оставляет разветвленную сеть агентов и осведомителей на оккупированной Авессаломом территории. Он не берет с собой ковчег завета, и не делает его разменной монетой, в политической борьбе. И это большой плюс для него: во-первых, Давид прекрасно осознает, что ковчег без Бога – пустой звук. Ему не нужны амулеты, ему нужен Сам Бог. А во-вторых, лучше иметь отношения с Богом в сердце, чем носить с собой ковчег, замедляющий передвижение его отряда. Авессалом был талантливым политиком, но он плохо знал своего отца, непревзойденного мастера партизанской войны.
Но опять-таки, предпринимая нужные шаги, Давид не полагается на свой опыт. Он ищет Бога. Псалом 118: Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои. Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих. (Пс.118:22,23) Это вопрос приоритетов в нашей жизни: что мы делаем во время испытаний? Предаемся отчаянию, если не знаем, что делать? Рассчитываем на себя и свой опыт, если знаем, что делать? Или же ищем Лица Того, Кто может лучшим образом решить любую проблему.
На этой неделе, наверное, для размышления над проповедью, мне пришлось пережить небольшое испытание. Недавно я подарил жене телефон. И вот новость: он не заряжается. И кАк только я не пытался вставить штекер зарядного – ничего не получалось. Телефон полностью разрядился. Проверил зарядное – нормально работает. Проблема, очевидно, в телефоне. Но это было еще полбеды. Телефон на гарантии. Но вот незадача – потерял гарантийный талон. Было так обидно! На следующее утро нужно вставать на духовный хлеб. А спать хочется ужасно. Вспоминается вчерашний вечер, бесплодные поиски гарантии, неработающий новый телефон, другие неудачи предыдущего дня. Утро начинается именно с этого, а не с молитвы. Горы проблем уже начали закрывать собой Бога. Тут же приходит мысль: «Может, не пойти на ДХ? В конце концов, я уже месяц не могу нормально выспаться». Но, слава Богу за это слово, вспоминая Давида во время кризиса, я перебарываю себя и всё-таки встаю – «буду служить Господу, несмотря ни на что». И что вы думаете? Тут же меня осенят гениальная идея: это же зарядное устройство с другого телефона! И пихали мы его не в разъем питания, а в разъем для mp3! Так и оказалось.
Вот так действует Бог! Самое лучшее, на что я рассчитывал – это найти гарантию и сдать телефон на две недели в сервисный центр. Но Господь даёт такие решения, которые просто не укладываются в голове. Если мы вместо того, чтобы думать о своих проблемах, которых просто по горло, будем думать о Боге и Его миссии, о том, к чему Он нас призвал, о Его Великом Поручении, то Сам Всемогущий и Великий Бог решит наши проблемы так, как мы и представить себе не можем!
Далее Давид направляется в Маханаим, что за Иорданом. Вероятно, именно здесь было назначено место сбора верных Давиду войск. Наверное, во время этого пути душа Давида крайне скорбела: он вынужден был в старости бежать от собственного сына! Одно дело от Саула и в молодости, другое дело – сейчас. Люди, близкие к Давиду, те, на кого он, казалось, мог положиться, вдруг переметнулись в противоположный лагерь. Первым был Ахитофел. Еще в самом начале заговора Авессалом пригласил его в Хеврон: Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома (2Цар.15:12) Проблема была в том, что Ахитофел знал Давида, как свои пять пальцев, и мог разработать против него адекватную тактику. Вот что говорится о нем в 16-ой главе: Советы же Ахитофела, которые он давал, в то время [считались], как если бы кто спрашивал наставления у Бога. Таков был всякий совет Ахитофела как для Давида, так и для Авессалома. (2Цар.16:23)
Далее Давид получил плохие новости о сыне Ионафана – Мемфивосфее от раба Сивы, которого он встретил в дороге. Давайте вместе прочитаем, какие именно. 16-ая глава, третий стих:
И сказал царь: где сын господина твоего? И отвечал Сива царю: вот, он остался в Иерусалиме и говорит: теперь-то дом Израилев возвратит мне царство отца моего. (2Цар.16:1-3)
Вполне возможно, что Сива оговорил Мемфивосфея. Но Давиду от этого было нелегче. В свое время он помиловал его и даже ел с ним за одним столом. В псалме 40-м Давид пишет: Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. (Пс.40:10). Давиду было из-за чего печалиться – те, на кого он мог надеяться, кто были рядом с ним, легко перешли на сторону его врага.
Но были и люди, которые помогали Давиду. Здесь и Хусий Архитянин, которого книга Паралипоменон интересно характеризует: Ахитофел [был] советником царя; Хусий Архитянин – другом царя; (1Пар.27:33) То есть, вероятно, у Давида при дворе были разные должности: военачальник, советник… друг, первый друг, вице-друг и т.д. Здесь и Еффей Гефянин, с которым, случайно или нет, но Давид говорит абсолютно теми же словами, что и Ноеминь с Руфью. Здесь и трио, пришедшее к Давиду в Маханаиме, которое хоть и не пело, как сегодня п. Самурай, но принесло провиант и амуницию для войск Давида.
Это удивительно, но Давиду преимущественно помогали люди, далекие от него, часто даже не-иудеи, многих из которых он вообще не знал. Здесь мы можем учиться нескольким вещам.
Во-первых, если мы будем полагаться на верность человека, даже самого хорошего и близкого, то очень вероятно, нас постигнет разочарование. И дело здесь часто даже не в том, что это плохие или неверные люди. Кто может быть ближе, например, чем родители, жена или лучший друг? Но это всё же люди, со своими ограничениями. Не всем можно поделиться, не всё можно объяснить. Далеко не во всякой ситуации боль твоей души даже самый лучший и близкий друг понимает правильно. И здесь никуда не денешься – это другой человек. Но Бог – Он пребывает в сердце, и видит всю проблему так же, как и ты, а потому абсолютно понимает тебя и может помочь. Вот что говорит Давид в псалмах (Пс. 117): Господь мне помощник… Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. В свое время именно непонимание друзей подтолкнуло меня искать Бога, и я пришел в церковь.
Во-вторых, те люди, которые кажутся нам более склонными принимать слово Бога, кажутся нам духовными «иудеями», народом, избранным Богом, очень часто вообще не хотят ничего принимать. В то же время, люди, которые в наших глазах были как «не-иудеи», на которых было мало надежды, они неожиданно приходят на Богослужения и начинают изучать Библию.
У меня была такая история с одним братом. Я посчитал, что надежды для него, практически, вообще нет. А потому перестал за него молиться, и не звонил два или три месяца. Зато усердствовал в отношении другого, который, вроде, много знал о Боге, и казалось, вот-вот, вот-вот, придет к Богу. В результате, с первым мы уже изучали несколько раз Библию, а второй всё также «вот-вот» готов прийти, но не приходит.
Но возвращаемся к Давиду. Первый раунд был явно не за ним. Иерусалим оставлен, а сам Давид еще даже не перешел Иордан и находился на голой равнине. И именно в этот момент Ахитофел дает, как написано, самый лучший свой совет. Давайте прочитаем его вместе, 17-ая глава, с 1-го по 2-ой стихи:
1 И сказал Ахитофел Авессалому: выберу я двенадцать тысяч человек и встану и пойду в погоню за Давидом в эту ночь;
2 и нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя
(2Цар.17:1-2)
У Давида было достаточно времени, чтобы уйти за Иордан, который находился в сорока километрах от Иерусалима… Если бы он вышел сразу. Но Давид этого не сделал. Он ходил на гору молиться, и вообще сказал священникам Садоку и Авиафару: я помедлю на равнине в пустыне, доколе не придет известие от вас ко мне. (2Цар.15:28) Давид ждал гонцов из Иерусалима, и это был большой риск. И Ахитофел, советник Давида, знавший назубок большинство его ходов, предполагал, что именно так Давид и поступит. Отсюда и его совет. Он предлагал Авессалому действовать так, как последние 50 лет действуют все крупные государства – тайно использовать спецназ для ликвидации неугодного правителя, вместо того, чтобы воевать со всем его войском. Это был идеальный совет, который можно было осуществить за 12 часов, не понеся при этом никаких потерь ни с одной из сторон. Но, к сожалению для Авессалома, он не послушался этого совета. Он был горд и жаждал славы, а это часто предшествует падению, особенно когда в противниках ходит человек, поставленный Богом. Хусий Архитянин, друг и уши Давида в стане врага, мастерски сыграл на этом недостатке в характере Авессалома. Посмотрите стихи 11-12, 17-ой главы:
11 Посему я советую: пусть соберется к тебе весь Израиль, от Дана до Вирсавии, во множестве, как песок при море, и ты сам пойдешь посреди его;
12 и тогда мы пойдем против него, в каком бы месте он ни находился, и нападем на него, как падает роса на землю; и не останется у него ни одного человека из всех, которые с ним;
(2Цар.17:11-12)
Авессалом уже представил себя во главе всеизраильского ополчения, верхом на белом муле, в короне, с развевающимися волосами… Особенно ему понравились развевающиеся волосы. Люди, встречают его с хлебом и солью, поют песни: «Давид победил десятки тысяч, а Авессалом – Давида». Некоторые горланят с флагами на перекрестках и в футболках сборной Испании: «We are the champions, my friends».
Да, это однозначно выглядело намного более эффектно, чем простая ликвидация Давида в тайне, ночью, под руководством Ахитофела. И потому Авессалом, на погибель себе, склонился к совету Хусия Архитянина. Давид беспрепятственно ушел в Маханаим, где собрал преданные войска.
Фактически, этим Давид уже решил самую большую свою проблему. Это понял и Ахитофел, который, осознав это, покончил жизнь самоубийством. Что же принесло Давиду успех? Ответ: вера в Бога, то, что он искал, прежде всего, ответа в Нем.
Сейчас Украина пребывает в неком духовном вакууме. Волна первого пробуждения, которая была в начале 90-х, схлынула, и сейчас в проповеди Евангелия все мы испытываем серьезные сложности. Современный высокотехнологичный мир, с интернетом и развлечениями, кажется людям намного более интересным, чем Бог, точно так же, как молодой и волосатый Авессалом казался более подходящим для Израиля царем, чем уже лысый и некрасивый Давид. И здесь можно отчаяться. Можно удариться в поиски подходящих методов и способов, пытаться решить одну проблему за другой… Но это не принесет результата. Да, во время кризиса нУжно искать новые пути, но важнее – искать Лица Бога, хотя кому-то это и покажется таким же несвоевременным, как и поход Давида на Елеонскую гору. Через Давида мы учимся сердцу лидера, сердцу, мир в котором не зависит от внешних обстоятельств, но зависит только от Бога. У Давида были и друзья, и верные помощники, но он не полагался на людей, самые близкие из которых его предали, но защиту и укрепление он искал только в Боге. Пусть Божья любовь и благодать настолько сильно войдут в наши сердца, чтобы мы во всякое время искали Бога и Его защиты.
2. Сердце Отца
Прошло совсем немного времени, и под руководством Давида была уже внушительная армия. Простая логика подсказывает, что у него было не менее десяти тысяч войска. При этом скорее всего, армия Давида не вышла бы в поход против Авессалома, если бы тот не приблизился вплотную к Маханаиму. Но он это сделал, и Давид вынужден был послать свои войска навстречу. Библия так это описывает: И стал царь у ворот, и весь народ выходил по сотням и по тысячам (2 Цар. 18:4). Давид прекрасно знал этих людей. Он даже не сомневался в их победе. Давайте вместе прочитаем стих 5-ый: И приказал царь Иоаву и Авессе и Еффею, говоря: сберегите мне отрока Авессалома. И все люди слышали, как приказывал царь всем начальникам об Авессаломе. (2Цар.18:5) Такие приказы, сохранить кому-то жизнь, дают только в том случае, если нет сомнений в окончательной победе.
И так и произошло. Посмотрите стих 7-ой: И был поражен народ Израильский рабами Давида; было там поражение великое в тот день, – поражены двадцать тысяч [человек]. (2Цар.18:7)
Скорбная участь не миновала и Авессалома, несмотря на все приказы Давида. Прочитаем, как это произошло. Стихи 9 и 10:
9 И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то [Авессалом] запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал.
10 И увидел это некто и донес Иоаву, говоря: вот, я видел Авессалома висящим на дубе.
Иоав не стал долго размышлять. Он привык убирать всех врагов со своего пути. Написано: Иоав сказал: нечего мне медлить… И взял в руки три стрелы и вонзил их в сердце Авессалома, который был еще жив на дубе. И окружили Авессалома десять отроков, оруженосцев Иоава, и поразили и умертвили его. (2Цар.18:14,15)
Враг был повержен, престол сохранен. Все Израильтяне разбежались, каждый в шатер свой. Настало время радости. Как же отреагировал Давид на весть о победе и смерти сына? Давайте вместе прочитаем 33-ий стих 18-ой главы: И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!
Давид сильно опечалился. Это была искренняя печаль. Он не вызывал плакальщиц, которые могли бы плакать вместо него, но сам уединился в комнате и горько плакал. Один. Его горе не было показным. Его горе было искренним. Его горе не было для всех, как в случае смерти Авенира. Наверное, Давид обвинял самого себя в смерти сына; что он не уделял ему достаточно внимания, что он не смог остановить его еще в самом начале, что он не нашел возможности заключить с ним мир. Может быть, думал он, ему нужно было бежать еще дальше, например, в Иавис Галаадский, лишь бы только не выступать против сына с оружием. Может быть, думал он, нужно было добровольно уступить Авессалому всё царство.
И видя эту скорбь Давида, невольно вспоминаешь притчу о блудном сыне, который, как и Авессалом, был горд и самоуверен, так что даже требовал при живом отце причитающуюся ему часть имения. И как отец из притчи, Давид до конца надеялся, что его сын образумится, что его сын вернется к нему. Как и отец в притче, Давид ждал своего сына между ворот, и интересовал его не результат битвы… Его интересовал только его сын. Он дважды задает гонцам один и тот же вопрос: благополучен ли отрок Авессалом? благополучен ли отрок Авессалом? И безразличны была Давиду и победа, и престол. Он был безутешен в своем горе. Авессалом был далеко неидеален. К тому же, он убил своего брата. Но так устроено родительское сердце, что любит всегда, независимо от обстоятельств, не обращая внимания на то, что говорят другие. Просто любит. Есть такая история: когда одного закоренелого убийцу вели на казнь, его мать шла за ним и повторяла: «Он хороший. В глубине души – он хороший».
Авессалом гордился собой. Точно также поступаем и мы – мы гордимся собой, мы уверены, что всё у нас будет так, как мы сами захотим. Мы делаем из себя царей в своих собственных глазах. Но конец всех нас – такой же, как у Авессалома. Он висел на дереве, и потому был проклят, согласно Библии. Мы все прокляты перед Богом, потому что все согрешили и лишены славы Божьей. Мы все должны были испытать на себе справедливый Божий суд, и пережить страшную вечную разлуку с нашим Небесным Отцом, пойдя в ад. Но Библия говорит: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Давид был готов пожертвовать всем: положением, престолом, даже самой своей жизнью, только бы вернуть сына. Посмотрите, что он говорит (стих 33б): сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! Давид хотел бы умереть вместо сына. Своей смертью, самой высокой ценой, которую может только заплатить человек, он хотел бы всё изменить. Но даже если бы он умер, это не изменило бы ничего. Это не во власти человека. Но Сам Бог умер за нас на кресте, чтобы даровать нам, таким вот Авессаломам, прОклятым, висящим между небом и землей, прощение грехов и вечную жизнь.
Глядя на Давида, мы можем только отчасти понять всю безмерную силу любви Бога, отдавшего Свою жизнь на кресте за нас. Он смотрит на нас и взывает: «Сын мой! Сын мой! Дочь моя! Дочь моя! Прими Мою жертву, Я умер за Тебя. Просто вернись ко Мне, и будешь жить». Бог всё сделал для нас. И Он ждет, чтобы мы только пришли к Нему.
Римлянам 5:8 говорит: Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Он умер за нас две тысячи лет назад, когда никто из нас еще даже не был рожден. Он показал нам, где находится выход и дал нам ключи от него. У нас есть возможность, в отличие от Давида, всё изменить прямо сейчас, благодаря жертве Иисуса на кресте. Сердце Бога к нам – это не сердце господина, царя или надсмотрщика. Сердце Бога к нам – это сердце отца. Я молюсь, чтобы каждый человек в этом мире познал Божью любовь, чтобы каждый блудный сын, вернулся к Богу. Молюсь быть верным в благовестии, ведь только через это люди могут узнать о том, что Бог уже всё совершил для них. Он уже умер за них, чтобы они только жили. Молюсь иметь благодарное сердце и проповедовать эту весть до края земли, куда бы Господь не призвал меня и мою семью. Аминь.
Давайте еще раз прочитаем КС:
2 Цар. 18:33:
И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!
(п. Ярослав)