ПЕРВЫЙ МУЧЕНИК – СТЕФАН
Ключевой стих 7:59,60
“и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил”
Господь призвал нас учениками Иисуса Христа и поставил пастырями и учителями Библии в этом поколении. Это великая привилегия, но и большая ответственность. Мы приняли видение от Бога, и глядя на пример ранней церкви ожидаем, что Господь и в нашей жизни совершит такое же пробуждение, и через нас приведет многих студентов к Богу. Однако пробуждение в ранней церкви пришло не просто так, оно следствием того, что некоторые люди решили заплатить цену. Высокую цену. Главы 6 и 7 книги Деяний учат нас, какими принципами мы должны руководствоваться в своем ежедневном евангельском служении, а также, на примере первого мученика Стефана, о том, каким духом и с каким решением нужно жить нам, чтобы наши молитвы стали реальностью и Украина стала ЦС, страной пастыре и учителей Библии.
I. Пребудем в молитве и служении слова (6:1-7)
Во-первых, проблемы растущей церкви. Посмотрите стих 1 главы 6, давайте вместе прочтем его: “В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей”. Мы видим, что это было время, когда церковь испытывала невиданный рост. Каждый день к верующим присоединялись все новые и новые люди. Но по мере их духовного и количественного роста, возникало все больше и больше трудностей и конфликтов. В этот раз все началось на почве неравномерного раздаяния потребностей.
В церкви было две группы верующих: первая и доминирующая – из обращенных жителей Иерусалима и Иудеи. Они разговаривали на Арамейском языке и следовали традициям иудаизма. Вторая – обращенные из евреев, живших в рассеянии. Они разговаривали на греческом языке и были ближе к греческой культуре. Так случилось, что первая группа была ответственна за ежедневное раздаяние потребностей. Евреи никогда не забывали о своих вдовах, но по какой-то причине забывали о вдовах еллинистов. Может быть сказывалась разница в культурах и закрепившееся в обществе пренебрежение к тем, кто приобщился к греческой культуре, или это был простой недосмотр, в любом случае, сначала все было нормально. Но когда инциндент повторился еще раз, и еще раз, ситуация накалилась. Эллинистские вдовы похудели, и из-за голода не могли молиться благословляя братьев и сестер из Евреев. Вместо этого они говорили: “Господь, помоги этим грешникам покаяться и быть честными”. Ситуация грозила разделением. Апостолы не могли проигнорировать эту проблему. Нужно было срочно что-то решить.
Во-вторых, не хорошо нам оставить слово Божие. Давайте посмотрим, что же предприняли Апостолы в этой ситуации. Прочитаем стих 2 вместе: “Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах”. Здесь мы учимся основным принципам того, как нам исполнить Божью волю в этом поколении. Секрет здесь лежит в том, чтобы поставить на первое место служение слова. Апостолы научились этому принципу от Самого Иисуса. Господь всегда кормил Своим словом тех, кто приходил к Нему. Он много учил народ в любом месте: будь то берег Галилейского моря, синагога или дворы храма и при любой возможности. Иисус не просто показал пример Своим ученикам, Он дал им не двузначные указания проповедовать слово Бога всем людям: “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари” (Мар.16:15); “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Матф.28:19). Еще совсем недавно Ангел, освободив Апостолов из тюрьмы напомнил им основное задание Церкви в этом мире: “идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни” (Деян.5:20).
Почему же служение слова так важно? Слово Бога –это слово, дающее жизнь погибающим душам. В Иоан.5:24 Иисус сказал: “Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь”. Только слово Бога дает человеку жизнь, и спасает от ада. Принести погибающему миру слово жизни и спасения – это первейшая задача церкви в этом мире.
Я очень четко запомнил жизненное свидетельство одного пастыря. Это было время, когда он только пришел в церковь и всего несколько раз изучал Библию. Однажды вечером, к нему в комнату в общежитии пришел старый приятель и просил рассказать что-то о Боге. Но он постеснялся и сказал, что сам ничего не знает. В тот же вечер тот молодой человек покончил жизнь самоубийством. Может быть в слове Бога он нашел бы надежду и жизнь, но никто не сказал ему слов жизни. Этому миру просто необходимы слова жизни и спасения, и Бог поставил нас, чтобы донести весть Евангелия всем погибающим. Слово Бога – это твердая основа, на которой мы строим свою жизнь, потому что “всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано” (1Пет.1:24,25). Слово Бога дает нам мудрость, силу, обновление и открывает волю Бога, поэтому так важно для нас самим углубляться в слово Бога и нести это слово погибающему миру.
Порой в нашей жизни возникают осложнения, проблемы, решение которых кажется делом первостепенной важности: трудный экзамен, заболел кто-то близкий или еще что-нибудь. Но всегда мы должны поставить на первое место слово Бога. Слово Бога даст мудрость и направит, слово Бога проведет и позволит увидеть славу Божию.
В-третьих, “их поставим на эту службу”. Итак, Апостолы и Церковь решили поставить на первое место служение слова. Относительно приоритетов и системы ценностей все было ясно. Однако все еще оставалась проблема голодных вдов. Давайте посмотрим, как Апостолы решили эту проблему. Прочитаем стихи 3 и 4: “Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова” (Деян.6:3,4). Апостолы решили разделить обязанности: они пребудут в постоянной молитве и служении слова, а проблемами вдов займутся мудрые, исполненные Духа служители, которых изберет церковь.
Решение о том, насколько эти люди подходят для служения принималось не на основании их человеческих способностей, расчетливости и обаяния, а на том, насколько они исполнены Духа Святого. Служитель Божий в первую очередь должен быть исполнен Духа Божия, чтобы с мудростью и в святости нести возложенное на него служение и укреплять церковь.
В церкви есть различные служения, каждое из которых важно. Но всегда важно, чтобы особенно духовные лидеры, учителя Библии постоянно пребывали в молитве и служении слова, глубоко изучали слово Бога и кормили им церковь. Это указывает нам и на то, каким должно быть наше отношение к наставникам, людям, которые кормят нас словом Бога. Нужно всегда помнить, что это нелегкое служение, требующее посвящения и концентрации, и если мы хотим всегда иметь вкусное и обильное слово Бога, которое научит и исправит нас, тогда нужно всегда молиться за своих лидеров, а также постараться создать для них такие условия, чтобы они могли беспрепятственно пребывать в молитве и служении слова.
Каким был результат такого решения? Давайте вместе прочитаем стих 7: “И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере”. Когда верующие восстановили правильный духовный порядок в церкви и решили в первую очередь пребывать в молитве и служении слова, тогда Господь обильно благословил их служение и многие люди присоединились к церкви. Пусть Господь обильно благословит нас и поможет хранить приоритет слова Бога в своей жизни и служении, и через это действует в нашей церкви, как Он действовал тогда.
II. Вера и служение Стефана (6:8-7:60)
Из семи поставленных диаконов автор Деяний особенно выделяет Стефана. Его жизнь была не очень длинной, но очень влиятельной. И в жизни и в смерти своей он уподобился Иисусу Христу. Он стал примером истинного служителя для нас, и первым мучеником ради Иисуса. Давайте из этого отрывка научимся вере и духу, с которыми он служил Богу.
Первое, “муж, исполненный веры”. Стих 6:5 называет Стефана человеком исполненным веры и Духа Святого. Также стих 8 говорит: “А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе”. Не смотря на то, что у Стефана было много различного служения в церкви и нужно было заниматься распределением пищи вдовам и другим нуждающимся, он не прикрывался этим для того чтобы избежать служения благовестия. После того как он заканчивал дела в церкви, он шел в народ и с верой проповедовал им слово Евангелия. Его вера проявлялась в силе чудес и знамений, которые совершал через него Бог. Через его служение многие люди приходили к Богу, находя жизнь и прощение грехов.
Судя по всему сам Стефан принадлежал к еллинистам, поэтому и его проповедь была направленна в первую очередь к таким же людям, как и он сам. Он проповедовал Евангелие в синагоге Либертинцев. В ней собирались люди, приехавшие в Иерусалим из грекоязычной диаспоры, вполне возможно, что он сам раньше посещал эту синагогу, поэтому пришел к людям, таким как он сам, чтобы говорить им слово Бога. Однако, когда он активно говорил слово Бога, сатана воздвиг гонения от лицемерных иудеев, чтобы остановить его проповедь. Он проповедовал им Евангелие, но они совсем не слушали его слов, вместо этого начали спорить. Стих 10 говорит, что не смотря на все усилия, они “не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он (Стефан) говорил”. Видя это, они решили взять его хитростью. Против Стефана, как и против Господа Иисуса наняли лживых свидетелей, которые и должны были обвинить его на суде.
Обвинения, которые выдвинули против Стефана, очень похожи на те, которые были представлены когда синедрион судил Иисуса Христа. Снова слугу Бога обвинили в том, что он говорил хульные слова на Моисея и на храм. Его обвинили в богохульстве и судили, как грешника. Но все их обвинения и грозный вид не сломили веры слуги Божьего. Стоя перед синедрионом, перед самыми сильными и влиятельными людьми в стране он не дрогнул, он смело говорил им слова истины, и лицо его было, как лицо Ангела.
Через всю эту ситуацию мы видим, что Стефан действительно был человеком, исполненным Духа Святого. Дух Святой сделал его мудрым и сильным. Наверное члены синедриона привыкли видеть страх на лицах тех, кого ставили перед ними. Но Стефан удивил их, Дух Святой подавил всякий страх в его сердце, наполнил силой, смелостью и видением, чтобы прямо и твердо провозгласить истину Божию, не смотря на обстоятельства и последствия. Пусть Господь поможет нам пребыть в молитве, слове Бога и полноте Духа Святого, чтобы преодолеть страх и в любом случае свидетельствовать об Иисусе Христе, приводя погибающие души к вечной жизни.
Второе, проповедь Стефана. Давайте прочитаем стихи 7:2,3 “Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе”.
Стефан начал свою проповедь с Авраама – родоначальника израильского народа. Через Авраама он показал Бога славы, Бога надежды и видения, Бога который дает обещания и исполняет их. В Аврааме не было ничего особенного, он был обычным бездетным стариком, но Бог избрал его и сделал предком веры для Своего народа. От Авраама требовалась вера, чтобы оставить землю в которой он жил и абсолютно повиноваться Божьему повелению, полностью посвятить Ему свою жизнь и будущее. Авраам повиновался и увидел исполнение Божьего обещания в своей жизни. Величие Авраама в том, что он взирал не на реальность, которая окружала его, а на великого Бога, и Его обещания. Подражая ему и мы можем преодолеть трудности, которые окружают нас в земле миссии и трудиться с верой и видением, что Господь поднимет через нас великий народ и прославит Свое святое имя.
Далее, через Исаака и Иакова, Стефан подводит нас к Иосифу, человеку, который верил в благое Божье провидение в своей жизни. Иосиф жил как принц в доме отца, но из-за зависти и предательства братьев стал рабом в Египте. Не смотря на все трудности, Иосиф не потерял веры в Божью благую волю, поэтому в любой ситуации поступал перед Богом, и Бог был с ним. Бог вывел его из всех трудностей, поднял над всем Египтом и сделал отцом фараону. Глядя на Иосифа и мы можем хранить чистоту и ходить перед Богом в этом развращенном поколении.
После Иосифа история Бога продолжилась через Моисея. Через Моисея Бог создал Израиль как нацию. Во-первых, через него Бог вывел евреев из Египта, во-вторых, через Моисея Бог дал им закон. В течении сорока лет Бог славы использовал Моисея чтобы научить Свой непокорный народ верить Богу, чтобы из толпы рабов, которых интересовали только мясо, чеснок и дыни создать Царство Священников и Святой Народ.
Что общего у Авраама, Иосифа и Моисея? Все они были слабыми людьми, но каждый из них имел веру в Божий суверенитет, в Божью волю. Каждый из них решил поставить волю Бога выше своей, и Бог использовал их в Своей истории. В истории каждого из них мы видим борьбу человеческой воли и ограничений и веры во Всемогущего Бога. Также, в жизни каждого из них мы видим силу Божьего избрания. Хотя их отвергли люди, но именно через них Бог дал спасение и провел Свою историю. Авраам был старым бездетным дедом, но Бог избрал его, чтобы через него поднять великий народ. Бог избрал Иосифа, а братья из-за зависти продали его в рабство, но именно в нем Бог приготовил спасение для всех них. Та же история была и с Моисеем. Бог избрал его. Хотя народ отверг его, не принял как лидера, хотя он не нравился своим людям, но именно через него Бог говорил к ним, через него вывел их и спас. Точно также они поступили и с Иисусом. В Иисусе Христе Бог принес спасение для каждого грешника, пришел к своим и свои не приняли Его.
Здесь Стефан начинает открыто обличать людей, которые собрались, чтобы осудить его. Он, человек судимый за богохульство, сам приводит своих судей пред престол Божий, побуждая к покаянию и вере. Этот народ всегда противился Богу. Во время Моисея они сотворили золотого тельца. Во времена Амоса они отдали сердца Молоху и звезде богов. Им были даны блестящие привилегии: пророки, закон и скиния свидетельства. Несмотря на все это они отвергли Бога. Тем большее осуждение постигло их. Скиния и храм были величайшим благословением Бога для них, но и это благословение обратилось им во зло, потому что они стали поклоняться не Богу, давшему им храм, а самому храму. Они стали поклоняться иудейскому Богу, живущему в Иерусалиме, а не Богу, вместить которого не может вся вселенная. Стоя перед синедрионом Стефан смело призывает их к покаянию: “Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы” (Деян.7:51,52).
Третье, мученичество Стефана. Без сомнения, Стефан знал, что обращаясь к ним с такой речью, он рискует своей жизнью. Но он уже не думал о себе. Его желание – обратить к Богу этот слепой народ, даже ценой собственной жизни. В Стефане мы видим образ Господа Иисуса Христа. Он полностью отдал свою жизнь и решил до конца исполнить волю Бога, чтобы эти люди могли прийти к Иисусу. Как и Иисусу, ему пришлось умереть смертью грешника, он был побит камнями за стенами города. Но как Иисус в Своих страданиях взирал на Небесного Отца, так и Стефан не видел злых лиц, и камней летящих в него. Он видел открытые небеса, славу Божию и Иисуса стоящего одесную Бога. Как Иисус молился за Своих мучителей, так и Стефан молился за тех, кто убивал его, показав пример любви и прощения, которых нет в этом мире. Тело Стефана было мертво, но в своей смерти он явил славу Божию. Мученичество Стефана стало доказательством Божьей победы на злом и смертью, которая принадлежит тем, кто живет верой.
Многие, читая это слово попадают в страх, неужели всем нам предстоит погибнуть такой страшной смертью. Почему появляются мученики? Зачем Стефану нужно было умереть такой жестокой смертью? Давайте посмотрим стих 58: “и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла”. Автор не зря упоминает здесь о юноше, именем Савл. Смерть Стефана имела огромное влияние на его жизнь. Стойкость и вера, с которыми умер Стефан зажгли ревность в сердце этого юноши. Это же событие помогло ему прийти к осознанию своей грешности и испорченности, чтобы принять Божью благодать в своей жизни. Юноша Савл, стал Апостолом Павлом, который продолжил дело Стефана, неся свет Евангелия язычникам всего мира. Он принял дух мученика, и потом говорил: “я каждый день умираю, свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую имею во Христе Иисусе”. Бог принимает кровь мучеников, таких как Стефан, поднимая на ней многих людей и целые народы к вере в Иисуса Христа. Историки Церкви говорят, что каждый христианин, принявший мученичество в Колизее, одной только своей смертью приводил ко Христу многих неверующих. Это продолжается и в современной истории. Так, Бог принял жизнь молодого миссионера – Джеймса Элиота для того чтобы привести к вере целый народ кровожадных дикарей – аука в Эквадоре. За год до своей смерти, в одной из проповедей к молодым людям он сказал: “я не обещаю вам большого жалованья, и никаких удобств. Все, что я могу обещать вам, это – потеря здоровья, страдание и слезы, но вы будете благословением для множества пренебреженных жителей лесов, и я призываю вас откликнуться на эту вопиющую нужду”. Через год он и 4 его друга погибли от копий кровожадных дикарей, хотя имели ружья и могли защитить себя. Они погибли, но за ними пришли их жены и сестры, неся с собой прощение, слезы и Кровь Иисуса. Эта любовь растопила жесткие сердца дикарей, приведя и их к благодати и милости Божией.
Я благодарю Бога за примеры жизни Стефана, Павла и многих мужей веры, которые положили свои жизни ради Бога и Его агнцев. Через них Господь укрепил меня в решении служить воспитанию учеников в КПИ. Я раскаялся в эгоизме, в том, что не хотел ничего отдавать, только ожидал, что Господь будет благословлять: я буду сидеть, а ученики придут сами. И решил не лениться, но полагать свою жизнь для воспитания учеников Иисуса. Господь не позволяет напрасных страданий, все мои труды и молитвы, все, что я отдам для этого дела – Господь примет для того чтобы поднять там великий народ Божий. Я укрепился в решении жить с духом мученика, воспитывая учеников в КПИ и радоваться, участвуя в Господних страданиях.
Как тогда Стефана, так сегодня Господь посылает нас к этому народу, к студентам с необрезанным сердцем и ушами, к эгоистичным и развращенным молодым людям, чтобы говорить им слово Бога и Евангелие, чтобы дать им слова жизни и привести к Иисусу. Конечно, в Украине сейчас нет таких гонений, как те, которые сопровождали служение ранней церкви. Никого не побивают камнями. Но все равно, это не легкое служение. Не очень хочется получать тычки, гонения и отвержение хоть и за истину Божию. Но если мы хотим получить великие, славные плоды своего служения, тогда должны подражая Стефану полностью посвятить свою жизнь Господу, подражая Павлу, каждый день умирать для воспитания учеников Иисуса Христа в этом поколении. Глазами человека, чем жить как мученик, так лучше вообще не жить. Но в глазах Бога, это великая слава, и прекрасный венец, который ожидает тех, кто отдает себя для Иисуса. Чего хотите вы? Чего ожидаете? К чему стремитесь? Спокойствию, комфорту и чтобы никто не трогал? Или видеть открытые небеса и славного Господа Иисуса стоящего одесную престола величия? Я молюсь, чтобы Господь через нас поставил многих мужчин и женщин исполненных веры, мудрости и Духа Святого. Людей, которые решили посвятить свою жизнь Господу и Евангелию. Господь не посылает нам напрасных слез и страданий, Он обязательно использует их для роста Церкви и распространения Царства Бога. В глазах Бога каждая капля ваших слез – это драгоценная жемчужина. Он принимает ваше усердие и благословляет. Давайте помолимся, за наших пионеров и миссионеров, чтобы Господь их слезами поднял великий народ Божий. И пусть через нас Господь явит Свою славу в КПИ, в КНУ и до края земли!