ПУТЬ К ИСТИННОМУ ВЕЛИЧИЮ
Мк. 9:30-50
Ключевой стих 35
«И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою»
Сегодня мы хотим подумать о вопросе величия и первенства. Для того, чтобы доказать свое первенство наши спортсмены поехали в Пекин на олимпиаду. Они очень стремились занять высокое место на пьедестале почета. Кому-то удалось, кому-то нет. Не все люди спортсмены и не все могут поехать на Олимпиаду в Пекин. Однако все же каждый человек ревностно стремиться занять высокое место на том пьедестале, который доступен ему. В семье жена является первой, потому что она хорошо готовит еду и заботится о детях. И тот, кто скажет обратное, подвергнется вечной ненависти. Муж же является, бесспорно, первым, потому что он хорошо зарабатывает деньги. Не смейте сказать ему иное. Мы являемся учениками Иисуса Христа, и у нас тоже есть свой пьедестал и свое стремление к величию. В сегодняшнем отрывке Иисус объяснит нам, какое величие является истинным и каков к нему путь.
Часть 1. Кто хочет быть первым…
Давайте прочитаем стих 30:
Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
Как правило, вокруг Иисуса было множество людей и Он служил им так, как только мог. Однако же тут мы видим Иисуса наедине с учениками. Он хотел быть только с ними, потому что хотел научить их чему-то очень важному. Прочитаем стих 31:
«Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет»
Иисус – Мессия. Он должен умереть за грешников на кресте и воскреснуть. Это Его великая и славная миссия, которая искупит человечество. Эта миссия, которая сделает Его вечным и славным Царем и Спасителем. Но как ученики относились к Его словам?
Прочитаем стих 32:
“Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.”
Ученики не понимали Его слов и не спрашивали Его об их значении. Они не хотели ничего слышать о страданиях и смерти Иисуса, о Его Мессианском пути. Они не хотели думать об этом. Они отстали от Иисуса и подняли совсем другую тему. Какую?
Взгляните на 33-34 стихи:
Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? И молчали потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше?
Здесь мы видим, что вместо того, чтобы интересоваться словами Иисуса, Его ученики выясняли, кто из них первый. Их так серьезно мучил этот вопрос.
Вопрос первенства действительно является универсальным вопросом в человеческом обществе. У человека есть неумолимая воля к первенству. Мы можем не сознаваться в этом, однако же эта воля неминуема проявиться, если кто-то скажет нам – я первый, а ты – второй. ты хуже меня. Твоя семья хуже моей. Твоя нация, ниже, чем моя. Из-за подобных утверждений возникает множество многолетних конфликтов, и даже войны. Это потому, что человеку так сложно и даже неприродно побороть свою волю первенству.
Откуда же у человека взялось такое стремление? Давайте будем искать ответ в человеческой природе.
В Быт. 1:26 говорится:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Человек стремится к первенству, потому что сотворен по образу Бога-Творца, Который больше и выше всех творений и вся вселенная не может вместить Его славы и величия. Бог сотворил его наилучшим и наивысшим среди всех творений, и поставил его владыкою над всем миром. Сотворив человека, Сам Бог сказал о нем: “вот, хорошо весьма”, или “человек действительно прекрасное и великое творение”.
Когда человек согрешил, и был изгнан из рая, то он стал падшим творением. Он был лишен славы, привилегий и величия, данных ему Богом-Творцом. Его жизнь и сущность стали ущербными и неполноценными. Его душа, лишенная Божьей славы стала похожа на инвалида, у которого нет руки или ноги. Инвалиду очень не хватает своего члена, поэтому он, например, стремится заменить ногу костылем или протезом. Подобно и душа человека, лишенная Божьей славы и привилегий, хочет заменить их чем-то, что есть под рукой. Как он может, он пытается достигнуть какого-либо отличия, какого-либо первенства, какого-либо признания. Хотя бы признания от своей жены, хотя бы признания от своих друзей.
Однако же, как он не будет стараться и даже каких достижений не достигнет, он все равно не будет удовлетворен. Протез никогда не заменит настоящей ноги. Подобно этому и неутолимая воля человека к первенству не может быть утолена мирскими и человеческими методами. Всякий богатый человек хочет стать еще богаче, всякий властный хочет обрести больше власти, либо же, пресытившись, разочаровывается.
Когда Иисус спросил Своих учеников о предмете их разговора, то они, пристыженные, молчали. Им было стыдно, потому что они поняли, что их горячее решение вопроса первенства мирское и греховное и не соответствует Божьей воле. Более того, им было стыдно, что они не слушали слов Иисуса, того кто сотворил человека великим и пришел на землю, чтобы вернуть ему истинное величие.
Иисус не стал ругать их, но Он направил их стремление к первенству в Божественное русло, и указал им каков путь к истинному первенству и величию для которого человека и сотворил Бог.
Давайте и мы научимся о том, как же нам действительно обрести истинное первенство, которое удовлетворит нас и для которого Бог сотворил нас. Прочитаем вместе стих 35:
«И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою»
Во-первых, тот, кто стремится к первенству, должен стать из всех последним.
Эти слова звучат парадоксально. Как может тот, кто стремиться быть первым, стать их всех последним. Почему он должен стать из всех последним. Но как он может, таким образом, все-таки первенства достигнуть?
У одного человека, по имени Иессей, было семеро сыновей. Старшие были высокими и сильными и служили при царе Сауле. Давид же был младшим сыном. Он был молод и неприметен, он был скромен и послушен своему отцу. Он, верно пас его стада, и скромно служил своим старшим братьям. И вот однажды к ним в дом по пришел пророк Самуил. Он имел Божье повеление помазать в этом доме царя над Израилем. Увидев высокого и красивого старшего сына, он сразу решил, что именно он должен стать царем. “7 Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.” (1 Царств. 16:7)
Господь отринул старшего сына Иессея и одного за другим пять других его сыновей. Самуил был немало смущен этим.
11 И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда. 12 И послал [Иессей] и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. 13 И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после;
Хотя Давид был последним, младшим и неприметным в доме своего отца, так что даже отец не обращал на него внимания, но Бог видел его. Бог сказал о нем впоследствии (Деян. 13:22б):
нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.
Бог очень искал такого человека, как Давид, который угодит сердцу Бога. И Бог нашел его. И Бог поднял его. Таким образом Давид из последнего стал первым.
Чтобы достигнуть истинного Божьего первенства нам вовсе не к чему соревноваться с другими, поднимать свою репутацию и искать человеческой популярности. Нам нужно совсем оставить свои человеческие попытки и борьбу за первенство. Это заберет у нас очень много усилий и сердца и не даст никого результата. Напротив, мы либо сделаемся гордыми либо отчаемся. Вместо этого нам нужно, подобно Давиду стремиться стать людьми по сердцу Бога, который кого хочет возвышает, Кого хочет смиряет. (Пс. 112:7, 1Цар. 2:7)
Во-вторых, тот, кто стремится к духовному первенству, должен стать всем слугою.
Божий путь к первенству лежит в служении. В духовном мире первым обязательно станет тот, кто служит другим, и самым первым станет тот, кто служит всем. Почему же так? Как может быть, чтобы слуга для всех стал первым?
Однако же в этом нет ничего удивительного. Давайте убедимся в этом на простом примере. Кто является важным и первым в компании? Тот, кто охотно служит общему делу. Тот, кто принимает на себя те функции, которые другие не хотят или не могут исполнять. Тот, кто, при надобности остается во внеурочное время и выходит на работу в выходной. Такой человек становится незаменимым. В нем нуждается весь коллектив и начальство, его будут держать и повышать ему зарплату, чтобы не ушел.
Подобно этому Господь ценит и поднимает и использует человека, который посвящает себя ради служения Господу и агнцам Господа; который станет всем слугою. Который, согласиться ради Господа и служения терпеть всякие недостатки и страдания. Такие люди становятся ценными и первыми в Божьем мире и Божьей церкви.
Около пяти или шести лет назад пастырь Ионафан был малозаметным и малозначительным в нашей церкви. Однако же он, по своему желанию, стал постоянно приходить в церковь и всячески помогать интерн-пастырям. Потом он сам стал интерн-пастырем, и стал делать такие дела, которых никто другой даже не хотел касаться. Многих из них и до сих пор никто другой даже не касается.
Наш брат Антон не долго живет при церкви. Однако же все мы часто встречаем его за тем занятием, которое иные не замечают и не обращают на него внимания. Он хочет, чтобы церковь была красивой и ухоженной. Пусть Бог благословит его и сделает его духовно великим.
Ап. Павел был великим слугой Бога. Он основал множество церквей и стал признанным учителем церкви и всего человечества. вот каким путем шел к этому Павел:
Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. 24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; 25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; 26 много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. 28 Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. 29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
(2 Кор. 11:23-29, 1Фесс. 2:7-12)
Он мог бы наслаждаться своим привилегированным положением, но он не делал этого. Вместо этого он всем сердцем исполнял Божью миссию, служа Господу и агнцам.
Почему он сам поступал так и почему мы должны поступать так:
Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
(Фил. 1:5-8)
Господь Иисус Христос для того, чтобы исполнить Божью волю пришел в мир во плоти, приняв образ раба. Он пришел для того, чтобы служить всему человечеству. Пока Он был жив, Он служил. С утра до ночи, Он служил словом Господа жаждущим и погибающим человеческим душам, которые были как овцы без пастыря. Он часто даже не имел времени хлеб есть. Любовью и пониманием, среди жаркой пустыни, Он служил грешной самарянской женщине. Во время праздника придя в самое безнадежное и неприятное место, купальню Вифезду, он служил одному паралитику. Отвергая отдых, среди ночи, он служил одному потерявшему смысл и вкус жизни человеку, Никодиму. Видя неколебимую гордость Своих учеников, Он служил им, омывая их грязные ноги. В конце концов Он послужил всем нам, взяв наши тяжелый крест наших грехов на Себя.
Он делал все это, потому что любил нас и потому что стремился исполнить волю Господа. Таким путем достиг вечной славы и вечного первенства. Он славный Господь и Спаситель. Аминь.
Давайте еще прочитаем вместе Фил. 1:5
Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе
Мы являемся детьми Бога, и мы должны иметь те же чувствования, что и во Христе. Мы должны стремиться именно к такому первенству. Мы стремимся любовью жертвенно служить всем людям и исполнить волю Господа. И действительно это великая и самая благословенная жизнь и истинное первенство, которое Господь уготовал для нас и к которому Он всех нас призывает, и которое удовлетворит нашу душу. Давайте будем стремиться к такому первенству. Давайте будем учиться у нашего Господа Иисуса Христа.
Часть 2. Кто примет одно из таких детей…
Прочитаем стихи 36-37:
И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.
Однако все-таки часто мы не знаем, как же именно стать слугою для всех. Что же конкретно нам делать? Будет ли у нас шанс и возможность стать для всех слугою? Иисус говорит, что для того, чтобы стать для всех слугою, достаточно даже принять лишь одно дитя во имя Иисуса.
Принять дитя нелегко, и это действительно требует быть из всех последним и всем слугою. Дети не принесут вам никакой пользы, они не отблагодарят вас за заботу. Напротив, иногда их очень и очень сложно вынести. Когда я вечером иду домой, то у меня есть одно желание – чтобы мой сын Давид, к моему приходу уже спал. Это означает, что я смогу спокойно провести вечер и отдохнуть. Но если он не спит, то мне гарантировано еще несколько активных часов попыток уложить его спать, потому что он так обрадуется моему приходу, что сон рукой снимет. Однако, поскольку это мой ребенок, то я стиснув зубы все молча переношу.
Иногда же я думаю, что значит, принять чужого ребенка? Смог ли бы я так возиться, любить и прощать его, как я поступаю с Давидом? Наверное, это очень не легко и для этого нужно сердце Господа. Для этого нужно иметь те же чувствования, что и во Христе и быть из всех последним и всем слугою.
Однако же Господь дал нам такие чувствования, однако же Господь показал нам такой пример и мы вполне можем принять одно дитя во имя Иисуса.
И среди нас есть подобные примеры. П. Самурай и п. Катя Берри, вместо того, чтобы наслаждаться медовым месяцем, с самого начала построили общую жизнь, приняли в свой дом Божьих агнцев. Они могут жить и сами и без них, но они хотят подражать Иисусу Христу, отвергая себя служить Богу и Его агнцам.
Станислава Янковна и Нина Степановна всегда рады принять в свой дом и в свое сердце любого из Божьих агцнев, которого пошлет Господь.
Все мы можем поступать так же, принимая Божьих агнцев в свои дома и в свои сердца. Таким образом, мы окажемся служителями Иисуса Христа. Таким образом мы будем обретать Его образ в Своей жизни. Таким образом, мы достигнем истинного духовного первенства.
Я был отчаявшимся человеком с очень скверным характером. Я стремился к первенству ужасными способами. Я водил дружбу с бандитами и подражал им. Однажды я ударил одного нашего сверстника только за то, что он дал сигарету моему другу, а мне дать отказался. Мои друзья, да и мои родные боялись разговаривать со мной, потому что я отвечал очень грубо. Однако же именно служение и любовь Господа Иисуса Христа, Который безусловно принял меня, изменили мою жизнь и даровали мне вечное спасение и жизнь, и сделали меня кротким человеком.
Мое сердце очень эгоистичное и узкое, часто я забываю, чего хочет от меня Бог, и к какому первенству мне должно стремиться. Но я верю, что Бог работает во мне. Я знаю, что самая счастливая и великая жизнь – это именно жизнь скромного служения всем и жизнь принятия одного агнца во имя Иисуса. Я благодарю Бога за возможность служить в церкви, за возможность служить в комитетах, за то, что вокруг меня есть много детей, которых должно принимать с именем Иисуса. Я молюсь, чтобы мне расти в образе и в сердце Иисуса Христа. Я сердечно молюсь в этом году родить одного духовного сына. Я сердечно молюсь, чтобы каждый из нас в этом году родил одного сына или дочку.
Часть 3. Если кто соблазнит…
Через стихи с 38 по 50 мы можем учиться некоторым фактам о том, каким образом мы должны служить другим и какие принципы надо хранить, чтобы жить духовно велико
Во-первых, мы должны служить другим в Божьем страхе и для славы Господа. У служителя есть соблазн из своих учеников сделать партию своих приверженцев и конкурировать с другими служителями. Такого должно всячески избегать, но имея широкое сердце, служить людям, как агнцам Господа, а также признавать миссию других служителей и других церквей. Мы должны беречься, чтобы не соблазнить агнцев Господа, но помогать им только от имени Господа.
Во-вторых, чтобы жить истинно великой жизнью, мы должны обязательно убегать греха. Стихи 42-47 звучат очень жестко. Однако же они не призывают нас к тому, чтобы мы калечили сами себя, но иллюстрируют ужас греха и ужас соблазна. Истинно великий человек не соблазняет никого, и сам всячески убегает соблазна.
В-третьих, чтобы жить истинно великой жизнью, мы должны влиять на общество как христиане. Своей святой жизнью и своими словами мы должны обличать грех мира. Тогда наша функция соли будет исполнена.
Сегодня мы научились о том, что такое истинное величие и каков путь к величию. Истинное величие состоит в том, чтобы обрести в своей жизни образ Иисуса Христа. Путь к нему лежит в познании благодати Господа, смирении и служении. Я молюсь, чтобы каждый из нас стремился к такому величию и достиг его в своей жизни.