Иисус был осужден вместо нас
Ключевой стих 61, 62 «Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных»
Сегодняшнее слово повествует о суде над Иисусом. Это был суд Иудеев и суд Римлян. Оба эти суда были на диво не справедливыми и безосновательными. Однако же Иисус был признан виновным и осужден на страшную смертную казнь. Давайте рассмотрим эти события подробнее и подумаем над тем, почему Иисус все же был осужден?
1.Иисус перед Синедрионом
Посмотрим на стих 53: И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.
Описанные событие происходили в ту же ночь, когда Иисус был арестован. Его немедленно повели сначала к одному первосвященнику, а потом к другому. Было очень поздно, к тому же был канун великого праздника. Однако, несмотря на это, к первосвященнику собрались все первосвященники и книжники. Здесь видно, что этот арест и это собрание имели очень важную и безотлагательную цель. 55 стих говорит: Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
Синедрион собрался немедленно для того, чтобы произвести над Иисусом суд и приговорить к смертной казни. Суд же заключался лишь в том, чтобы найти подходящее обвинение.
Однако же это собрание встретилось с неожиданной трудностью. Давайте прочитаем 55-56: Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
Как правило, для того, чтобы найти что-то против того или иного человека, достаточно обратиться к его врагам, которые тщательно следят за ним и собирают всю негативную информацию. В архивах НКВД и КГБ хранились целые тома компрометирующих материалов на всех врагов или потенциальных врагов Сталина или Советской власти. И не составляло труда скомпрометировать и обвинить неугодного человека. Первосвященники, старейшины и книжники ненавидели Иисуса. Они неустанно следовали за Ним все годы Его служения, выискивая Его ошибки, и под микроскопом изучая Его жизнь. Но когда им всего лишь нужно было найти какое-то формальное свидетельство для обвинения Иисуса – они не могли найти ничего. Даже показания всяких лжецов, которые пытались оболгать Иисуса, перекручивая Его слова, были столь путаны и безосновательны, что их нельзя было использовать для обвинения.
Это говорит нам лишь об одном. Иисус действительно был святым и невинным. В Нем не было никакого греха, никакой неправды. Тогда же почему Он должен был претерпеть такой вопиюще несправедливый суд?
Всякий человек судится и осуждается за свои собственные грехи и преступления. Но суд над Иисусом имел другой смысл. Поскольку Он не имел грехов и преступлений, но все же был осужден, то Он мог понести осуждение и наказания за других, тех, кто действительно виновен. Ис. 53: 12б говорит об этом так:
и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем
Но кто же действительно был виновен, кто же был преступник? Давайте подумаем об этом дальше.
Когда процесс затянулся и зашел в тупик, первосвященник, который твердо решил, чтобы то ни стало довести его до конца, взял инициативу в свои руки. Прочитаем стихи 61б-62: Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
Первосвященник спросил Его, действительно ли Он является Христом, Сыном Бога? Это был самый главный момент в учении Иисуса, Который Иудеи никак не могли принять.
На самом деле и слова, и дела и сама сущность Иисуса свидетельствовали о том, что Он действительно является Христом и Богом. В Его жизни были исполнены все ветхозаветные пророчества о Мессии, она сопровождалась великими знамениями и чудесами. Его слово обладало божественным авторитетом. Никакого зла не было найдено в Нем, никакой неправды и тьмы. Он – истинный Христос, Бог истинный от Бога истинного, Свет истинный от Света истинного.
Сейчас Он без вида и величья стоит перед произволом желаний синедриона и первосвященника. Однако с полнотой уверенности Он провозглашает о Себе всем Своим судьям – «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных»
На самом деле эти слова Иисуса, громко сказанные Первосвященнику и синедриону полностью меняют суть происходившего. Кажется, что они судят Иисуса и выносят Ему какой-то приговор, но на самом деле сейчас они сами выносят приговор себе. Почему? Потому что теперь их черед отвечать. Иисус ответил правду и истину. Они теперь должны либо согласиться с Иисусом и признать Его Христом, либо отвергнуть это. Как поступили первосвященник и все участники этого суда? Давайте посмотрим на стихи 63-65: 63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? 64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. 65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.
Все они отказались признать Иисуса Христом, и обвинив Его в богохульстве, приговорили к смерти. Их сердца были переполнены ненавистью к Иисусу и желанием более и более унизить Его, тем самым как бы доказывая, что Он не может быть Христом, и потому они начали яростно издеваться над Ним.
Но почему они поступили так?
Для того, чтобы понять это давайте подумаем о том, что означало для них признать Иисуса Христом? Для них это автоматически означало признать себя жалкими грешниками, нуждающимися в Его спасении. Признать Иисуса Христом для них означало смирить свою гордость и подчиниться Ему. Признать Иисуса Христом для них означало раскаяться в своем сребролюбии, гордости и похотях и поклоняться Ему одному. Но они слишком любили свои грехи. Они любили тьму и зло, потому ненавидели свет, потому ненавидели Иисуса и хотели уничтожить Его. На самом деле они подлежали осуждению, а не Иисус.
Что же делал в это время Петр? Марк описывает всю эту историю, переплетая эпизоды с участием Иисуса и Петра. Петр клятвенно обещал Иисусу, что не отречется от Него никогда и будет верен Ему до смерти. Он следовал за арестованным Иисусом, и прошел даже внутрь двора первосвященника – в самую глубь осиного гнезда. Однако же там он не смог действовать смело и хранить свое слово. Сначала он дважды просто отрекся от связи с Иисусмо, а потом начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Таким образом, Петр, главный ученик Иисуса, трижды отрекся от Него. Вспомнив же слово Иисуса, которым Он предсказал его отречение, Петр начал горько плакать.
Теперь он осознал свою истинную сущность. Он понял, что провалил тест. Он понял, что нет в нем ничего хорошего, но он жалкий трусливый и болтливый грешник.
Марк писал это Евангелие со слов Петра. Наверное, Петр не раз честно рассказывал эту историю, и говорил, как он оказался не достойным и не истинным учеником Иисуса. Но зато Иисус оказался истинным Христом и Спасителем. Он простил Петра, восстановил его и изменил его сущность.
Я верю, что эта история помещена здесь не случайно, но тут есть важное учение для нас. Если мы честно посмотрим на себя, то увидим, что часто и мы поступали и поступаем как Петр. Как часто мы поддавались слабости и шли на компромисс с этим миром. Как часто мы не оказались истинными учениками нашего Господа и отрекались от Него своими словами или же своими делами. Однако же наш Господь не таков, чтобы нам грустить или отчаиваться. Наш Господь Иисус является истинным Христом и Спасителем. Хотя мы неверны, но Он верен. Он продолжает совершать Свою историю даже через такие жалкие и немощные сосуды как мы с вами. Поэтому наше дело каждый раз честно раскаяться, и вновь принимая Его спасение и провозглашая Его Христом нашей жизни, следовать за Ним. Он Сам ведет нас, и помогает пронести Его имя в нашей жизни с честью.
3. Иисус перед Понтием Пилатом
На самом деле В Иудее власть выносить смертные приговоры принадлежала лишь римскому прокуратору – Понтию Пилату. Потому первосвященники привели Иисуса к нему.
Они обвинили Иисуса в том, что Он претендует на звание Христа – Царя Иудейского. Для римлян, это было серьезное обвинение, так как угрожало неоспоримости их власти. Всякие мессианские настроения безжалостно подавлялись. Пилат спросил у Иисуса: «Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: Ты говоришь».
На самом деле Пилат понял, что Иисус не сделал и не сказал ничего противозаконного. Он понял сущность Царства Иисуса – царства над сердцами людей. Он хотел отпустить Иисуса. Однако же для него было опасно идти на прямой конфликт с иудеями и их религиозными лидерами, которые были настроены весьма решительно. Сначала он пытался использовать в пользу Иисуса обычай отпускать в канун праздника одного преступника. После того, как они избрали убийцу Варраву, он пытался воззвать к их благоразумию, совести и человечности, однако все было бесполезно, и толпа была непреклонной. Стих 15 говорит:
Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие
Как и перед иудейскими правителями так и перед судом Понтия Пилата Иисус четко свидетельствовал об истине и добровольно неуклонно шел к исполнению Божьей воли. Он есть Истина. Однако же Пилат не смог встать на сторону истины, на сторону Иисуса, и сам Пилат проиграл на этом суде. Человеческая история вынесла ему вердикт – «виновен». Каждое воскресение на богослужении мы читаем вместе слова: «…Который был осужден при Понтии Пилате».
И потому осуждению подлежал сам Пилат.
4. Заключение
Хотя Иисус и не был виновен, но Он достойно прошел все испытания во время суда. Однако как Иудеи, так и Пилат не смогли пройти их. Они не могли стоять на одной стороне с истиной и отверглись истины. Даже Петр отрекся от Иисуса. На самом деле все эти люди должны были быть осуждены, все они являлись преступниками. Однако осужден был именно Иисус, а не они. Даже убийца Варрава избежал осуждения и смерти. Почему? Такой была удивительная и непостижимая воля Небесного Отца. Иисус занял место осужденного, которое по праву принадлежит другим, нам с вами.
Все мы, люди, не отличаемся от первосвященников, Пилата или Петра. Все мы отвергали Иисуса Христа и все мы подлежали осуждению. Но наше место занял Иисус.
Сердечно благодарю Господа Иисуса, Который занял место осужденного, по праву принадлежащее мне. Как трудно быть осужденным! Как трудно испытать осуждение от людей. Осуждение от Бога. До встречи с Иисусом я жил в чувстве непрестанного осуждения за свои грязные грехи. Из-за этого я даже не мог спать по ночам. Когда я согрешал в похоти, я чувствовал себя как животное. Когда я из-за своего эгоизма и скверного характера доставлял большие страдания близким, то чувствовал себя недостойным жить. Вспоминая о том, как я, однажды, не смог заступиться за моего друга, я совсем терял покой на несколько дней.
Даже после того, как я принял Евангелие, я сделал много недостойного. Я постоянно совершаю ошибки в семье, на работе, в отношениях с братьями и сестрами. Иногда сложно контролировать свои эмоции, подавлять эгоистичные желания или удерживать язык от зла. Каждый раз я решаю жить молитвенно и бодрствовать, но вновь скатываюсь в лень и суету. Я чувствую, что подлежу осуждению, боюсь суда людей и Бога, и сам осуждаю себя. Однако Господь Иисус Христос занял место осужденного, даровав осужденным свободу и прощение. Рим. 8:1 говорит: Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Для меня не осталось никакого осуждения.
Сегодня мы узнали, почему Господь Иисус, хотя и был невиновен, но был осужден несправедливыми судами. Добровольно и по воле Бога, Он занял место всех осужденных, так что для всех нас не осталось никакого осуждения. Давайте примем этот факт с верой и благодарностью.