ПОБЕДА В ВОСКРЕСШЕМ ХРИСТЕ
1-е Коринфянам 15:12-58
Ключевой стих 15:57,58: " Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом"
Христос Воскрес! Сколько раз за сегодня вы произнесли этот <пароль> с ответом? 20, 30, 50? Все празднуют Пасху. Это – один из величайших праздников во всем христианском мире, по крайней мере, на Украине. Сегодня ночью миллионы людей пошли в храм: кто-то чтобы молиться и радоваться о воскресении Иисуса из мертвых, а кто-то, ждать благословения для приготовленных колбаски, яиц, куличиков и прочего. Почему же так? Что такое Пасха? Что мы празднуем? Я специально в пятницу спросил на работе у некоторых коллег, как они праздную Пасху и как к ней относятся. Один сказал, что просто хороший выходной, он поедет к родителям. Другая сказала, что нужно сходить в храм, хоть раз в году. Большинство людей знает, что это связано с Иисусом, но для них Пасха – это просто традиция. И это не только у нас. В среду я получил рассылку христианских новостей. Социологи спросили у жителей США, что такое Пасха. В среднем 70% в своем ответе упомянули "религию или духовность". Только 42% опрошенных знают о том, что Пасха – воспоминание Воскресения Христа из мертвых. Большинство назвали его просто "христианским праздником".
Воскресение Иисуса Христа – пожалуй самый невероятный, самый непостижимый, удивительный, самый сильный и тем не менее абсолютно достоверный факт в истории человечества. Он произошел в конкретный момент времени, в конкретном географическом положении. Он подтверждается пророчествами Ветхого Завета. Он подтверждается словами Самого Господа Иисуса, провозглашенными еще до Его крестных мук. Он подтверждается свидетельствами очевидцев этих событий: их словами, измененными жизнями и даже смертью. И это событие имеет самое непосредственное отношение ко всякому человеку, верующему в Иисуса Христа. Какое же? Как смерть и воскресение Иисуса Христа соотносятся с моей жизнью? Павел рассказывает нам об этом в этом отрывке. Давайте откроем наши уши и сердца, чтобы слышать и веровать в слово Бога.
I. СИЛА ВОСКРЕСЕНИЯ (12-34)
Через прошлый отрывок Павел напомнил нам Евангелие: Иисус Христос, Сын Божий умер за наши грехи на кресте по Писанию, Он был похоронен, но на третий день Он воскрес из мертвых. Это Евангелие, которое изменяет жизнь человека, дает нам силу и, самое главное, дает спасение верующему в него. Но в Коринфской церкви были люди, которые не могли принимать этого Евангелия в том виде, как его проповедовал ап. Павел.
Давайте посмотрим стих 12: <Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?>. Там были люди, учителя, которые говорили, что воскресение мертвых – это бред. Это невозможно. Этого никогда не было, и нету и никогда не будет. Те, кто верит в воскресение – романтики и оторванные от реальности люди.
В целом, мы можем легко понять их. Кто из вас хоть раз в жизни встречался с человеком, который умер, но воскрес? Кто из вас хотя бы знает человека, который знает человека, которому рассказывал друг, которому рассказывала теща, которая узнала от своей бабушки, которая видела такого человека? Весь наш опыт говорит нам о том, что так действительно не бывает. Поэтому люди не принимают никаких логических или исторических свидетельств воскресения, даже самых вопиющих, говоря: <этого не может быть, потому что этого не может быть>.
В ответ таким людям Павел подробно объясняет последствия такого неверия. Что же ведет за собой предположение, что воскресение мертвых невозможно? Итак, если нет воскресения мертвых, то:
1. Христос не воскрес. Давайте прочитаем стих 13: <Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес>. Первым логическим выводом из утверждения, что мертвые не воскресают, будет то, что и Христос не воскрес. Он жил как хороший человек, Он был несправедливо обвинен, Он умер на кресте. Все. Все плакали. Что же это за проповедь? Разве это проповедь о Всемогущем Боге? Нет. Это проповедь о немощном боге, который не смог победить смерть, но сам был сокрушен обстоятельствами и злыми людьми. Если это так, тогда, разве это бог? Разве такой бог мог сотворить вселенную и что наполняет ее? И как такой бог может спасти меня, такого страшного грешника, если он не смог спасти даже такого хорошего Иисуса? Более того, в таком случае у нас нет никаких оснований полагать, что Иисус – это Сын Бога и Бог.
Факт воскресения Иисуса из мертвых – это основа Христианской веры и Христианской Церкви. Все Его учение, все Его слова, их истинность, Его Божественность и Мессианство подтверждаются исключительно Его воскресением. В Рим.1:4 о Христе сказано, что Он <открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых…>. Даже крест Иисуса приобретает смысл только благодаря Его воскресению. Его воскресение делает Его хозяином жизни. Его воскресение открывает дверь для схождения Духа Святого. Воскресение Иисуса – это даже не вопрос Христианского богословия, это камень на котором стоит все. И если Христианин не верит в воскресшего Иисуса, то во что он верит? Его вера не имеет корня, его бог – проиграл, его жизнь – поражение.
2 .Вера ваша тщетна. Давайте прочитаем стих 17: <А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших>. Также в стихе 14 сказано: <а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша>. Чего мы ожидаем от Бога, во что верим? Мы верим, что через Иисуса Христа мы обрели прощение грехов, освобождение и вечную жизнь в Его Царстве. Но если воскресение не было историческим событием, если Христос не воскрес, то власть смерти осталась нерушимой, а с нею и последствия греха. Тогда верующие продолжают пребывать в своих грехах.
В центре нашей проповеди находятся
3. Лжесвидетели о Боге. Давайте прочитаем стих 15: <Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают>. Если Христос не воскрес, то всякий Христианин, проповедник или миссионер становится лжесвидетелем о Боге. Здесь Павел говорит не просто о лжи. Все намного серьезней. Такое лжесвидетельство даже сродни богохульству.
4. Наша надежда тщетна. Некоторые христиане думают: для меня не важно, что будет потом, но в этом мире Бог дает мне успех, благословляет меня. Потом проповедуют не о вечной жизни, а о том, как достичь успеха, как преодолеть обстоятельства. Но это не есть настоящая надежда. Давайте прочитаем стихи 18,19: <Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков>. Если Христос не воскрес, и все вышеизложенное – правда, тогда жизнь христианина – самая глупая и несчастная из всех возможных. Ведь тогда мы и сейчас-то не живем нормально, и будущем ничего не получим. Мы терпим и жертвуем собой, служим и с любовью принимаем других. Но, если нет воскресения мертвых, тогда зачем все это? М. Мария, как назвать человека, который оставил большой дом и обеспеченную жизнь в США, чтобы приехать в Украину и начинать здесь все сначала, без всяких гарантий? п. Петр, какой смысл быть здесь в Украине и каждый год терпеть кучу разных неприятностей из-за проблем с визами и регистрацией? п. Кенду, во сколько ваш муж обычно приходит домой? Даже то малое, что мы делаем становится тщетным и пустым, если нас не ожидает слава вечного Царства Христова. Христианин становится самым несчастным из всех человеков, и, намного умнее оказываются те, кто хотя бы в этой жизни живет для себя, для удовлетворения своих похотей и страстей. <Станем есть и пить, ибо завтра умрем> (32).
Вы видите, как много всего в жизни христианина, в нашей жизни зависит от одного лишь факта воскресения Иисуса Христа из мертвых. Это – основание всему, чем мы тут занимаемся, чем живем и во что верим, и это – исторический факт. Слава и хвала, воскресшему Христу! Аминь!
Мы долго упражнялись в предположениях типа: <что если бы?>. Теперь, давайте перейдем к твердо установленным фактам. Давайте прочитаем вместе стих 20: <Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших>. Аминь! Христос воскрес из мертвых!
Но самое главное, что этот факт имеет непосредственную связь со всяким верующим. Как Павел называет Христа в этом стихе? <Первенец>. Первенец – это значит первый. А раз есть первый, значит будут и последующие. Первый плод жатвы – это символ урожая. Так и Христос – первый, воскресший из мертвых к вечной жизни. Он дает нам надежду, что и мы будем воскрешены также, как и Он.
Почему же воскресение Одного делает возможным воскресение всех верующих? Давайте прочитаем стихи 21-23: <Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его>.
Все знают, что такое наследство? Это то, что человек передает другим в случае своей кончины. Наследство бывает разное. Одни получают в наследство целые состояния, а другие – кучу долгов. Многие из вас читали роман Л.Н. Толстого <война и мир>. Там Николай Ростов получил от отца в наследство множество долгов, которые вынужден был выплачивать всю жизнь. Многие советовали ему отказаться от наследства, но он принял наследство и долги отца в память о нем. Подобное наследство мы получили от Адама. Стихи 21 и 22 говорят что от него мы унаследовали грех и смерть. Об Адаме сказано: <Ибо прах ты, и в прах возвратишься> (Быт.3:19). Как его наследники, мы должны были бы умереть, не оставив после себя ничего, кроме горстки праха. Через Адама грех и смерть вошли в мир. Но через Христа мы становимся наследниками Бога и принимаем новое наследство – вечную жизнь в Царстве Отца. Воскресший Христос имеет власть оживить нас вместе с Ним навеки.
Сила Христова воскресения не только дает жизнь верующему, она приносит изменение всей вселенной. Его воскресение разрушает всякую власть, начальство и силу греха, тьмы, болезней, бесов и смерти. Он – могущественный Бог, которому все покорено и все подвластно. И Он – наш Господь. И Его победа – наша победа. Его воскресением уничтожается последний враг – смерть. Перед этим врагом пасуют медицина, наука и философия, его привыкли почитать непобедимым. Но воскресший Христос истребил смерть. Его воскресение восстанавливает Божий порядок творения: <да будет Бог все во всем> (28). Его воскресение открывает для нас Царство Небес, новый Иерусалим, куда не войдет ничто нечистое, лживое, злое или лукавое, где всякий будет утешен Самим Господом, где нет храма, потому что Сам Господь – Храм его. Где нам не нужно будет ни солнце, ни луна, потому что слава Божия освещает его, и светильник его – Агнец. Аллилуйя!
Какое же практическое приобретение для ежедневной жизни дает нам живая вера и надежда воскресения? Мы видим это через пример самого Павла. Давайте прочитаем стихи 30, 31 вместе: <Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем>.
Во-первых, мы избавляемся от страха. Всякий страх – это опасение потерять что-то ценное. И как самую высшую ценность – потерять жизнь. Страх смерти сковывает человека, парализует, делает слабым и беспомощным. Вспомним ап. Петра среди учеников он был самым смелым. Он клялся, что готов пойти за Иисусом даже в темницу и на смерть. Но в решающий момент Петр трижды отрекся Иисуса. Он трижды отрекся своего любимого Учителя, того кого он сам назвал Христом Божьим, и перед кем? – перед простой служанкой. Но, когда он встретил воскресшего Иисуса, когда осознал, что ни человек, ни дьявол, ни обстоятельства не могут похитить его жизни из рук Иисуса, то стал апостолом народов и принял мученическую смерть за имя Иисуса, чтобы участвовать в Его страданиях и в Его славе. Сам Павел так много претерпел за имя Иисуса: ему пришлось бороться со зверями в Эфесе, его избивали палками и камнями, однажды его выбросили за стены города, думая, что он уже мертв. Но он продолжал без страха свидетельствовать о воскресшем Христе всем народам. <Нас почитают умершими, но вот, мы живы> (2Кор.6:9)
Во-вторых, мы обретаем силу воскресения. Павел говорит: <я каждый день умираю>. И он и вправду умирал ежедневно. Умирал для себя и для этого мира. Всего себя, без остатка отдавал на служение Господу и церквям. В трудах для Евангелия он исходил своими ногами весь цивилизованный мир: весь Ближний Восток и пол Европы. Во 2Кор. он говорит, что у него ежедневное стечение людей и забота о всех церквах. В то же время у него находилось время, чтобы лично служить некоторым агнцам. Откуда же он брал силы, чтобы так трудиться и так жертвовать для Господа. Он каждый день умирал, но каждый день Иисус Своею силою снова поднимал его, обновлял и наполнял его. Пусть же Господь поможет нам каждый день, подобно Павлу умирать для себя, для своих грехов, для этого мира, чтобы силою воскресения жить для Божьей праведности в славе и победе Иисуса Христа.
II. ХРИСТОС, ДАРОВАВШИЙ НАМ ПОБЕДУ (31-58)
Давайте прочитаем стих 31: <Но скажет кто-нибудь, как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?>.
Два основных вопроса, которые задают люди, когда слышат о воскресении мертвых: 1) <как воскреснут мертвые?> и 2) <если все-таки это возможно, то в каком теле придут воскресшие?>
Когда-то я изучал Библию с одним братом с факультета кибернетики. Когда мы заговорили о вечной жизни и воскресении, он сказал: "Как мы можем воскреснуть? Ведь в могиле наше тело истлеет, а если Бог даст новое совершенное тело, то все станут одинаковыми, мы потеряем свои личности и уникальность".
Что же говорит Библия по этому поводу? Давайте прочитаем стихи 36-38: "Безрассудный, то что ты сеешь не оживет если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно какое случится пшеничное или другое какое. Но Бог дает ему тело как хочет. И каждому семени свое тело".
Видели ли вы пшеничное зерно, или яблочное семечко? Когда мы смотрим на зернышко, то не видим ни колоса, ни листьев ни стебля. Но когда зерно прорастает, то мы видим как из него вырастает прекрасное растение.
Точно также и в воскресении. Мы все – различные семена. И Бог дает нам новое тело, как хочет. Сейчас наши тела подвержены болезням и старению. У нас полно немощей и ошибок. Также, мы постоянно подвержены искушению грешной природы. Но, что еще хуже, с этими телами мы не можем наследовать Царства Божьего, потому что тление не наследует нетления (50). Но в воскресении Бог даст нам новые тела: славные, сильные и нетленные, подобные славному образу воскресшего Христа.
Через воскресение из мертвых Иисус сделал нас подобными Ему, разрушив печать смерти и греха. И это относится не только к будущей жизни, это славный образ небесного, в который мы облекаемся уже сейчас, в этой жизни, когда отдаемся Христу и живем ради Его славы. Когда ищем не того, что тленно и что все равно не может войти в Царство Божье, но ищем того, что нетленно, что вечно, что славно.
Конец этой главы – это весть
Да, мы не могли войти в Царство Бога, потому что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия. Мы грешники, подвержены искушениям и живем в проклятом теле по образу Адама. Но Иисус даровал нам победу. Он убрал силу греха тем, что исполнил закон. Он вырвал жало смерти тем, что взял на Себя наказание за наш грех, за нашу вину. Он заплатил цену примирения с Богом, когда отдал Свою жизнь полностью без остатка за нас кресте. И Он победил смерть, воскреснув на третий день! Это – победа "Господом нашим Иисусом Христом".
Что же нам теперь делать с этой наградой? Давайте прочитаем стих 58 вместе: <Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом>. Так как мы имеем победу в Иисусе Христе, то Павел призывает нас быть твердыми в вере, стойкими в искушениях и мирских соблазнах. Всегда трудиться и преуспевать в деле Господнем, в деле проповеди, в любви и служении ради Иисуса Христа. Мы можем делать это, потому что у нас уже есть победа, дарованная нам Господом Иисусом и Он высоко оценивает наш труд. И теперь нам остается только радоваться, потому что ад, смерть, дьявол и болезни уже не властны над нами. Торжествовать со Христом. Ликовать в Нем. Трудиться для Него, отдавая Ему все, потому что в Нем труд наш не тщетен, в Нем наша жизнь – победа и плод. Через Него мы получили все.
<Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, – насыщайтесь все; телец велик, – никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши в ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Ад огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлён; огорчился, ибо умерщвлён; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашёл в нём Бога; взял землю, и встретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. "Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?" (1Кор.15:55). Воскрес Христос, – и ты низложился; воскрес Христос, – и пали бесы; воскрес Христос, – и радуются ангелы; воскрес Христос, – и водворяется жизнь; воскрес Христос, – и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мёртвых, – "первенец из умерших" (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь.>