САМУИЛ, ПАСТЫРЬ ИЗРАИЛЯ
Ключевой стих 7:3 : "И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян"
В своих проповедях, разговорах и молитвах мы часто используем слово <ПРОБУЖДЕНИЕ>. Это характерно не только для конкретно нашей церкви, но для всей Церкви в целом. Куда бы мы ни пришли, любящие Господа на всяком месте совершают молитвы о том, чтобы Божье пробуждение пришло в одну семью, в одну общину, ВУЗ или страну. Тема пробуждения и торжества Христа и Церкви пронизывает наши разговоры и песни. Мы хотим этого. Согласны? Аминь.
Боюсь, однако, никто из людей не может открыть нам какого-то практического рецепта пробуждения (типа: проповедовать стольким-то людям за такой-то срок такие-то слова и опа… раз-два-три – пробуждение, гори!) Пробуждение – это на 100% воля Господа и на 100% время Господа. Однако Бог творит его не просто так и не вдруг. Бог приготовляет условия и использует верных, приготовленных людей. Таким человеком, например, был Самуил. Он прожил благословенную жизнь и видел, как его народ, который находился в глубочайшем духовном кризисе и отпадении, единодушно обратился к Богу, испытал великую победу и объединился.
Таким человеком, через которого Бог творит пробуждение, может быть каждый из нас и все мы вместе. Давайте откроем свои уши и сердца, чтобы научиться из благословенного слова Божьего вере и пастырскому служению Самуила.
Давайте прочитаем стихи 1 и 2 вместе: <И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа. С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу>.
В прошлом отрывке мы изучали о событиях, через которые Бог сильно смирил израильский народ и явил им и филистимлянам Свою святость. Евреи потерпели поражение в войне, из всей священнической семьи остался только один новорожденный мальчик, но самое главное, ковчег Господень был захвачен врагами. Это было время скорби и позора. Через 7 месяцев ковчег вернулся в пределы Израиля и остановился в Вифсамисе. Но и там он не задержался долго. Присутствие Божьей святости было слишком тяжелым для жителей Вифсамиса 50070 человек погибло из-за того, что они не умели чтить Бога и в святости служить Ему. <Кто может стоять пред Господом, сим святым Богом?> говорили они. Святость Бога не дает покоя грешнику, но чаще люди в таком случае предпочитают отодвинуть Бога подальше, удалиться от Него и Его ослепительной правды, вместо того, чтобы отодвинуть подальше свой грех и изменить свою жизнь. Пусть Господь помилует нас любить Его присутствие и ходить в Его свете всегда. Аминь.
Согласно 1 стиху из Вифсамиса ковчег перенесли в Кириаф-Иарим. Здешние жители оказались благоразумнее вифсамитян. Они приняли ковчег Господа с должным почтением и посвятили Елеазара для служения при нем. На этом месте ковчег оставался около 100 лет, пока Давид не перенес его в Иерусалим.
В этих событиях мы видим качественное изменение Израиля. До них дошло, что Бог – это святой Господь, Творец земли и неба. Ему нельзя служить как одному из хананейских божков. Они поняли, что от Бога нельзя откупиться жертвами. Ему нельзя угрожать и командовать Им. Его нельзя умилостивить формальным жертвоприношением которое не затрагивает основ твоего сердца. Бог разрушил основы их религиозности. На короткое время Он оставил их без Своей защиты и покровительства, и теперь они осознали, как это ценно и какая это огромная привилегия – быть избранным Божьим народом, находиться под Божьим покровом и милосердием. Теперь, когда ковчег вернулся, они искали узнать и научиться, как можно служить Богу и быть угодными Ему.
Очень важно, что именно в это время, когда людям нужны были ответы, когда сердце народа было открыто и они готовы были заново строить отношения с Господом, нашёлся верный служитель Божий, который научил людей, как верно приступать к Господу, и истинно служить Ему. Это случилось не в один момент и не за один день. В стихе 2 сказано, что для этого понадобилось 20 лет. Но плод был потрясающий. Стих 2б говорит: <и обратился весь дом Израилев к Господу>.
Хотите ли вы, мечтаете ли вы о том, чтобы услышать такое свидетельство о своем доме? Увидеть, как ваши родственники, те, о ком вы молитесь, обратились к Богу живому и истинному? Хотите ли видеть такое обращение в ВУЗе, в котором вы благовествуете? Хотите ли увидеть такое обращение в нашей стране, увидеть, как Украина станет святым народом?
Тогда нам нужно во-первых, много молиться, чтобы Господь совершил это, а во-вторых, готовить себя и готовить народ, совершая пастырское служение подобно тому, как это делал Самуил в свое время.
Какой была проповедь Самуила в этих 20 лет? Посмотрите стихи 3 и 4: <И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян. И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу>.
<Удалите из среды себя богов иноземных и Астарт>, говорит нам Божий слуга. Первым, к чему Бог призвал Свой народ – это покаяние и освящение. Бог говорит: очистите себя от идолов, выбросьте своих ложных богов и обратитесь ко Мне всем своим сердцем.
Иноземные боги, Ваал и Астарта, о которых говорится в этом отрывке – это не просто какие-то деревянные или глиняные фигурки, которым когда-то поклонялись. Это вполне определенные ценности и стиль жизни. Ваал, бог дождя и урожая обещал своим почитателям достаток и благоденствие. Астарта была богиней красоты, развращенности и плодородия. Это были удобные и почитаемые божества. С одной стороны – хороший урожай и богатство, с другой – наслаждения. Сегодня люди может быть не поклоняются их фигуркам, но те ценности, которые они представляли остались и через 3000 лет.
Когда мы оглядываемся на Библейскую историю, когда мы исследуем историю пробуждений в Церкви Нового Завета, то находим, что глубокое личное покаяние и освящение всегда предшествовало последующим великим делам Господа.
Для того, чтобы стать отцом множества народов Авраам должен был оставить дом своего отца вместе со всеми его идолами и научиться ходить перед Господом и быть непорочным. Он прошел долгий путь воспитания, но научился любить Бога даже больше, чем сына которого дал ему Господь. Патриарх Иаков, прежде чем он стал Израилем, собрал всех идолов к которым прибегали в его большой семье и зарыл их под дубом, потом построил жертвенник Господу и вместе с этим начал строить новую жизнь с Богом. Пробуждение времен Неемии и Ездры, пробуждение в Америке времен Джонатана Едвардса или великое духовное пробуждение в Пхеньяне. Все они начались с покаяния и освящения себя для Господа и Его великих дел.
Идолы видимые или невидимые, могут казаться нам чем-то незначительным. Они привычные и удобные. Кто-то может подумать: <ну что, Богу жалко что-ли?> Однако на самом деле, идолы – это большой грех перед Господом. Вспомните первую и вторую заповеди данные Господом: <Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…> (Втор.5:6-9) Часто в Библии отношения между Богом и Его народом описываются, как отношения между мужем и женой. Как измена разрушает брак, так идолы сердца разрушают наши отношения с Господом, закрывают от нас небеса и не дают нам получить ответ от Бога, принять Его освобождение и увидеть Его чудеса. В Иез.14:4-6 сказано: <Посему говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце свое и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку, – то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ? Пусть дом Израилев поймет в сердце своем, что все они через своих идолов сделались чужими для Меня. Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше>. Бог на самом деле хочет благословлять Свой народ, хочет слышать и отвечать на молитвы праведных мужей Божьих, хочет являть Свою силу и славу среди народа Своего. Но, чтобы принять это, народ Божий должен оставить идолов и служить одному Господу.
Достаток, богатство, стабильность, развлечения и наслаждения. Эти слова ласкают слух. И мы видим поклонение современным Ваалам и Астартам в студ.-городках и комнатах общежитий увешанных порно-постерами, в комнатах, где парни с девушками живут вместе и спят вместе даже не стесняясь своих соседей. Мы видим это по телевизору в рекламе и на билбордах вдоль улиц. Мы видим это, когда приходим на работу, где в погоне за достатком люди приносят в жертву идолам свои семьи, покой и здоровье. Это вокруг нас и нам очень трудно сберечь себя от такого влияния. Мир очень активно и агрессивно насаждает свои ценности. И мы видим как они постепенно проникают и в церковь Божию. Разве не это мы наблюдаем, когда слышим о служителях-геях и проповеди о том, как вести бизнес, а не о том, как спастись от грехов и войти в Царство Божье? Это вокруг нас. Загляните в свое сердце: целиком ли оно предано Господу? не прилепилось ли оно к каким-то Ваалам и Астартам?
Слово Бога предупреждает нас об опасности идолопоклонства. В Мар.4:18,19 Иисус говорит: <Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода>, в Мат.6:24 Он продолжает мысль: <Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне>.
Это не значит, что Бог хочет чтобы Его дети жили в нищете и мучениях. Однако нам нужно наблюдать за собою и бодрствовать, чтобы сам Господь и только Он был главной ценностью и стремлением нашего сердца. Богатство, мир и радость – все это есть у Бога Всевышнего, Он благословляет ими любящих Его, но наши сердца должны принадлежать Господу. Аминь.
Господь открыл нам пусть спасения и освящения через покаяние и веру в Кровь Иисуса Христа. Порой искушение греха с которым мы сталкиваемся слишком сильно, так что не хватает никаких человеческих сил или решимости. Но, когда мы приходим к Нему с верою в крест Христов, Он посылает нам освобождение с небес. В Его свете не могут устоять никакой грех, или идольский обман. В Кол.3:1-5 сказано: <Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение>.Приди к Нему с верою и с покаянием в сердце и в Нем ты найдешь спасение, освобождение и святость. Аминь.
Давайте еще раз прочитаем стихи 3 и 4 вместе: <И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян. И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу>.
Божье воспитание и проповедь Самуила возымели должное действие: сыны Израилевы выбросили своих божков и обратились к Господу. Они снова хотели быть Божьим народом, а не рабами филистимлян, как это было в последних 20 лет. Они хотели испытать победу Господа и Его освобождение. Когда Самуил увидел, что время пришло, он собрал весь народ в Массифе, чтобы там молиться о них.
Посмотрите стихи 5 и 6: <И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу и я помолюсь о вас Господу. И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе>.
Эти стихи – описание национального покаяния и пробуждения. Массифа была обычным местом сбора у Израиля, когда нужно было принять важное решение. Вот и в этот раз они собрались, чтобы вместе молиться, поститься и поклоняться Господу. Как сильно эта картина отличается от того, что мы видели в 4-ой главе. Тогда они в своей неуемной гордыне хотели манипулировать Богом. Но сейчас они глубоко смирились перед Господом всей земли и скромно искали Его милости и защиты.
Об этом собрании сразу же проведали и филистимляне. Они поняли, что если не предпринять решительных действий, то очень быстро они потеряют контроль над Израилем. Поэтому они спешно собрали карательный отряд и пришли усмирять Израиля. На самом деле это сатана пришел, чтобы разрушить Божье дело посреди народа Его. Израильтянам было очень страшно. У филистимлян было железное оружие и они уже неоднократно побеждали. Но вместо того, чтобы разбежаться по домам, они решили доверять Господу и Его слуге.
Посмотрите стихи 8 и 9: <И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтоб он спас нас от руки Филистимлян. И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь>. Когда народ оставил своих идолов и свое нечестие и всем сердцем обратился к Господу, Бог услышал их, принял их всесожжения и молитвы и даровал им победу.
Стих 10 говорит, что Бог возгремел на филистимлян с небес и привел их в ужас и смятение, так что они были поражены перед Израилем еще до того, как началась битва.
Посмотрите стихи 11-13: <И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором. И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь. Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила>.
<Авен-Езер> переводится как <Камень
Человек, который обрел Божье
Посмотрите стихи 15-17: <И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей: из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал и Массифу и судил Израиля во всех сих местах; потом возвращался в Раму; ибо [там] был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Господу>. После духовного пробуждения, Самуил не бросил и не оставил служение своему народу. Он не расслабился и не стал почивать на лаврах. Не сказал: <я 20 лет вкалывал ради вашего блага, теперь давайте, отрабатывайте, а я отдохну>. Он продолжал верно нести свое пастырское служение в Израиле до конца своей жизни. Благодаря этому верному служению пробуждение не сошло на нет через пол-года после победы. Мир и Божье правление распростёрлись над Израилем во все дни жизни Самуила.
Чему нам нужно научиться через эти события?
Во-первых, Бог призывает Свой народ оставить своих идолов и служить Ему одному. Это жизнь покаяния и освящения. Если мы хотим видеть ответ Бога на наши молитвы, видеть явление Его силы и славы в наших жизнях, тогда нам нужно всем сердцем обратиться к Нему и служить только Ему. Бог неимоверно свят и величествен. Он – Бог ревнитель и славы своей не даст истуканам.
Во-вторых, пробуждение – это на 100% дело Бога и на 100% время Бога, но Он совершает его через пастырское служение Своих верных слуг. Это служение ходатайственной молитвы, служение проповеди Евангелия и изучения слова Божьего. Бог дает своим слугам испытывать победы. Иногда в масштабах одной семьи, а иногда – в масштабах ВУЗа или целого народа. Наше дело – доверять Ему и верно служить на том месте, где Он поставил.
В-третьих, нужно ставить в своей жизни памятники Божьим победам. Пусть это будет не куча камней во дворе твоего дома, пусть это будет свидетельство на собрании в церкви или во время проповеди в студ.-городке. Но этим Бог будет прославлен, а ты – защищен.
Многие исследователи Библии соглашаются, что когда Бог впервые обратился к Самуилу, тому было около 12 лет. Даже если после этого до суда над домом Илия и захватом ковчега прошло несколько лет. Все равно Самуилу было не более 16, когда он начал самостоятельное служение Господу и народу Израиля. Он был, как наша возлюбленная сестра, Алена. Но Бог использовал такого молодого человека и говорил через него Свое слово. Бог благословлял и укреплял Своего слугу и увеличивал его влияние в народе. Сегодня Господь призывает нас совершать пастырское служение посреди своего народа. Он снабдил нас для этого всем необходимым: дал нам слово, способное изменить жизнь грешника, дал нам Духа Святого, который укрепляет, научает и направляет нас с этом служении. В конце концов Господь дал нам Церковь Божию, возлюбленных братьев и сестер. Пусть Господь помилует нас и в этом поколении явит Свою победу и славу. Пусть Господь помилует нас и даст нам видеть, как Украина станет святым народом и имя Господа будет здесь возвеличено выше всякого. Аминь!
(п. Ионафан)