НОВОСТЬ ВЕЛИКОЙ РАДОСТИ
От Луки 2:1-14
Ключевые стихи 10,11 : "И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь"
Кто сегодня утром уже успел посмотреть свежий выпуск новостей? И как вам новости? Было что-то интересное?
Мы включаем телевизор или выходим в интернет, чтобы за утренним кофе узнать, что приготовил нам новый день. Некоторые новости нас радуют, другие, наоборот, огорчают, а третьи — совсем пугают. Недавно мне позвонила мама спрашивала, что делать, потому, что по телевидению передали, что 21го декабря произойдут глобальные катаклизмы, 3 дня не будет электричества и нужно запастись свечками, солью и едой. В России один из членов думы подал на рассмотрение законопроект, который бы обязывал телевидение показывать 70% хороших новостей, и только 30 — плохих, а не наоборот, как это происходит сейчас. Некоторые новости мы слушаем, а потом думаем: лучше бы я этого и не слышал вовсе.
История, которую мы сейчас будем рассматривать уже давно, больше 2000 лет, не нова, и большинство из нас уже неоднократно слышало ее в той или иной форме. Тем не менее новость, провозглашенная в ней, имеет огромное значение для каждого человека. Поэтому сейчас давайте откроем свои глаза и уши и постараемся выяснить, что же за весть принесли нам небеса тогда, и какое значение эта весть имеет для каждого из нас сейчас?
I. НЕ БЫЛО ИМ МЕСТА В ГОСТИНИЦЕ
Итак, давайте посмотрим, к какому времени и каким историческим событиям относится история Рождества.
Посмотрите стихи 1-3: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город»
Что же это было за время?
В 27г. до Р.Х. римский сенат присвоил почетный титул Август первому императору Рима — Гаю Юлию Цезарю Октавиану. Историки свидетельствуют о нем, как о талантливом правителе и администраторе. Он провел множество важных реформ. Всю империю покрыла сеть знаменитых римских дорог. Очень удобных для торговцев, а еще более удобных для быстрого перемещения римских легионов, которые несли римский мир «pax romana» на острие своих коротких мечей во все уголки империи. То, что было хорошо для Рима, не обязательно было хорошо для римских колоний и провинций. Люди страдали под бременем налогов. Постоянно, то там, то здесь вспыхивали восстания.
Сейчас Израиль, Палестина, сектор Газы — это одна из самых горячих точек нашей планеты. Такое впечатление, что большая часть военных новостей и слухов приходят именно из этого региона. Но, честно говоря, 2000 лет назад, Израиль точно также был одной из самых горячих точек Римской империи. Некоторые вещи не меняются.
Для наведения порядка и оптимизации системы налогообложения каждые 14 лет в империи проводились подворные переписи населения. Приказ звучал так: «Ввиду того, что пришло время подворной переписи повелеваю всем, кто по какой-либо причине проживает вне своего округа, вернуться в свои дома, с тем, чтобы надлежащим образом пройти перепись и иметь возможность прилежно обрабатывать отведенные им наделы земли».
Таким образом, одним своим указом, великий правитель привел в движение все народы своей империи. Каждый должен был вернуться в свой родной город. Мне бы при таком раскладе пришлось вернуться в Винницу, п. Саше — в Херсон, ну а п. Петру — на далекую родину: в Корею.
Этот приказ не обошел и главных героев нашей повести: Иосифа и Марию.
Посмотрите стихи 4,5: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна».
Плотник Иосиф жил и трудился в небольшом северном городке Назарете, однако, поскольку он был потомком легендарного царя Давида, ему пришлось собирать вещи и ехать в город Давида — Вифлеем. Этот путь длиной в 130км сегодня можно было бы проделать за 3 часа на хорошем военном джипе. Но у Иосифа был только осел, а его жена была уже на сносях, вот-вот родит, так что их путь занял не меньше недели.
Лука не зря делает акцент на том, что Иосиф был потомком царя Давида. Тот факт, что Иисус родился именно в Вифлиеме, стало исполнением пророчества, данного через Михея за 700 лет до того, как эти события произошли: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
Здесь обрисовывается очень интересная картинка: в учебнике по истории вы сможете прочитать, что был великий император Август Октавиан и он приказал провести перепись. Но есть, оказывается, и совсем другая история. Более глубинная, настоящая. Она связывает в себе всё, и открывает маленькие события, которые стали причинами тех глобальных происшествий, которые смогли заметить даже историки.
Внешнему наблюдателю, покажется, что вся власть над миром принадлежит кесарю и именно он — причина и источник всех происшествий. Но это совсем не так. Мы видим, что всем управляет Единый Владыка над каждым народом и над каждым сердцем – Господь Бог. В Его истории, истинной истории, очень часто оказывается, что решение принятое одним простым человеком на таком вот собрании или просто дома на кухне, в молитве, будет иметь намного большее значение, чем все решения Парламента какого-там созыва или всех созывов вместе взятых. Аминь.
Что же произошло с Иосифом и Марией, когда они пришли в Вифлеем?
Посмотрите стихи 6,7: «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Когда Иосиф и Мария пришли в Вифлеем, оказалось, что у Давида и его родственников кроме Иосифа было очень много потомков, Бог благословил его обильно. А Иосиф с женой пришли в город последними. Поэтому, куда бы они ни тыкались, везде все было занято. В гостиницах и на постоялых дворах люди заняли все комнаты, спали на сеновалах и чердаках.
И вот, представьте себе эту картину: стоит Иосиф, Мария сидит на ослике, вдалеке солнце опускается за горизонт, только что перед ними закрылись двери последней гостиницы в городе. Скорой помощи и больницы не существует, как вида. И тут Мария говорит: «ой» и хватается за живот. Ну, Иосиф, конечно, начинает лихорадочно вспоминать, что они ели на обед, а Мария ему говорит: «милый, кажется уже начинается»… Сумерки сгущаются, Иосифу нужно найти хоть какое-то укрытие, где можно подогреть воды, а жена сможет хотя-бы лечь не под открытым небом. И он находит такое место: хлев в пещере на окраине города.
Это не такой красивый, светлый и теплый хлев, который мы можем видеть в рождественских постановках и открытках. Там все красиво и чинно: ангелы, пастухи, волхвы… Но все было немного не так. Это был обычный хлев, такой себе восточный караван-сарай. Там темно и сквозняки гуляют, там смердит навозом и мыши бегают, а углы затянуты паутиной.
Здесь есть немало женщин, у которых есть дети. Кому из вас понравилась бы идея рожать не в нормальной больнице с квалифицированным мед. персоналом, или хотя бы в теплой квартире, а на холоде и сквозняке, среди животных и грязи? Кому из мужей, понравилась бы такая идея?
Когда рождались мои дети, и в первый и во второй раз, мы очень заботились о том, где жена будет рожать, договаривались с врачами и прочее. Когда рождалась дочка, мы уже жили в Вишневом. Оттуда скорая везла в Боярку. Но нам сказали, что в тогда там были очень плохие условия. Поэтому, для того, чтобы жена попала не в Боярку, а в Киевский роддом, когда все началось, мы ночью на такси приехали на Теремки к друзьям, и уже от них вызвали скорую помощь. Люди платят большие деньги, договариваются о месте в клинике и хорошем враче. Но совсем-совсем некому было позаботиться о Марии и ее Младенце.
Давайте немного подумаем об этой ситуации. Прочитаем еще раз стихи 6 и 7: «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице»
Не было им места в гостинице… Вам не кажется, что что-то не так с миром, в котором беременной женщине крайне нужна помощь, роды начинаются, но всем — до лампочки? Никто не потеснился, не подвинулся, не уступил. У каждого есть свои проблемы, свои заботы. Каждый думает: почему я должен это делать? Вон у соседа обстоятельства-то получше, чем у меня — пусть он подвинется. Это не моя проблема, не мое дело.
Как часто мы слышим это от людей вокруг? А как часто мы сами говорим или думаем так? Места не было не в гостинице. Места не было в сердцах людей.
С тех пор прошло 2000 лет. Как вы думаете, изменился мир за это время? Я уверен, что во многом изменился. Но сердце человека осталось то же самое. Когда мы видим на улице нищего или бездомного ребенка, то совсем не спешим поинтересоваться их проблемами или помочь. Даже уступить кому-то место в транспорте не очень-то хочется. Мы бегаем туда и сюда, заняты своими делами, суетимся, решаем различные вопросы, и у нас так часто совсем нету ни времени ни места в сердце для человека, который стоит рядом, для человека, который нуждается в твоей помощи, а иногда просто во внимании. Это может быть даже не какой-то незнакомец. Это может быть твой ребенок, муж или жена. Во многих охладеет любовь, говорит нам Библия о последних днях. И мы видим это сегодня вокруг нас. И, точно также, как нету места в сердце для одного человека, так нет там места и для Бога.
Сейчас Христос снова рождается в мире, в котором для Него нет места. И, как всегда, это происходит вопреки политической моде, вопреки желанию безбожников и модным трендам в интернете. Это происходит тихо и скромно, как случилось более 2000 лет назад. Это происходит в одном сердце. В нескольких сердцах. Младенец Иисус приходит в этот мир. Христос ся рождає. Найдется ли для Него место в твоем сердце? Задай себе этот вопрос.
Глядя на эту картину, у меня лично остается еще как минимум один вопрос. Только что мы говорили о том, что Бог управляет историей, народами и правителями. Он сотворил небо и землю, море и что наполняет его. В Его руках неограниченная власть. Небо — Его престол, и земля — подножие ног Его. Неужели Бог, обладая всеми этими ресурсами и возможностями не мог организовать для Своего Сына пусть не дворец, ну хотя бы добротный теплый домик и нормальные человеческие условия?
Но нет, Он выбрал самую далекую и темную провинцию империи и Его Сын должен был стать частью угнетенного народа. Среди этого народа, Бог выбрал не царскую и не богатую семью. Он пришел в дом бедного плотника. Но Мессии не довелось родиться даже в таком доме. Он родился в хлеву и был положен в кормушку для скота. Это вообще выходит за рамки человеческого воображения. Не так, совсем не так должен был прийти Мессия в мир! Вспомните, мудрецов, которые пришли с востока, чтобы поклониться младенцу. Куда они пошли в первую очередь? – конечно во дворец. Это логично: Царь всей вселенной будет рожден во дворце. Но, нашли ли они там Иисуса? – нет, они нашли там кровожадного царя Ирода и его перепуганных слуг.
Наверное у Бога был Свой взгляд на эту ситуацию, отличный от того, как смотрим мы. Чего же Он хотел добиться, послав Своего Сына в хлев, положив Его в кормушку для животных? Давайте подумаем об этом.
Во-первых, для того, чтобы понимать нас. Если бы мы не знали Иисуса и Рождественской истории, то могли бы думать: «Какое Богу до нас дело? Он – совершенный, как Он может понимать мои трудности и переживания?» В этом мире у людей много есть различных трудностей и забот. Социологи провели исследование, чтобы узнать, какие слова чаще всего употребляются людьми. Одной из коронных фраз нашего времени, стала фраза: «Вы совсем меня не понимаете». Действительно люди не понимают друг друга. Даже в одном доме, под одной крышей, не говоря уже о чем-то другом. Но есть тот, кто полностью понимает и принимает вас.
Иисус оставил славу небес и сделался человеком, чтобы понимать всякого человека. Он оставил богатство и стал самым бедным, чтобы понимать и богатого и бедного. Он испытал голод, холод и усталость. Он оставил силу, был гоним и отвержен, чтобы понимать тебя, когда в сложных обстоятельствах находишься ты. Он испытал предательство. Он оставил все, чтобы быть с тобой. В Евр.2:17,18 сказано: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям… Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». В каком бы положении ты ни находился сейчас, Господь Иисус познал больше, потому может и понять тебя, и принять, и помочь. Так трудно попасть на аудиенцию к правителю. Но так просто прийти к обычным яслям, или ко кресту. Ни то ни другое не место для человека. Но Он ждет тебя там, готовый принять в любое время.
Во-вторых, Он сделал это, потому что полюбил нас. Бог мог оставить нас, чтобы мы жили себе, как хотим. Но Он не сделал так. Мы любим своих детей, и помогаем им, тем более, когда они неправильно ведут себя. Так и Бог полюбил нас. Он знал, что люди не примут этот подарок с небес – Сына Божьего, но Он все равно послал Его миру. Послал, чтобы Он родился в яслях, чтобы жил в простоте, чтобы стал другом для всех грешников, чтобы умер на кресте и принес нам вечное освобождение. Это любовь «не смотря ни на что». Это любовь Бога к тебе и ко мне.
В-третьих, для того, Он сошел в ясли, чтобы быть с нами. В Кол.1:15,16 сказано, что Иисус: «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано». Но, для того, чтобы прийти в мир, Он оставил всю Свою славу и величие небес, и был положен в кормушку для животных. Он принял человеческую плоть вместе со всеми ее слабостями и ограничениями. Мы сами никогда не смогли бы достичь небес. Поэтому Он спустился и Сам достиг нас.
Воплощение — это одно из самых больших и удивительных таинств, в чем-то сродни воскресению. Великий Бог стал маленьким беззащитным ребенком, чтобы быть с нами и благословить нас. Для Него не нашлось места среди людей. Придя в этот мир Он не потеснил никого, ничье место не занял.
Когда мы смотрим на кесаря Августа в его славном дворце, и на младенца, лежащего в яслях, то видим огромный контраст. Хотя Иисус – это славный Царь, Автор жизни и Творец всего, но Он – полон любви и смирения. Но кесарь – всего лишь грешник, хоть и на высокой должности. Он подавляет других, чтобы самому выглядеть великим. Он выглядит великим, но мы и знаем то о нем только потому, что он был удостоен чести править в то время, когда был рожден Иисус Христос.
В каждом из нас есть что-то от кесаря, не правда ли? Когда мы разбирали этот отрывок во вторник, п. Саша рассказал свой пример: 2 дня говорил детям убрать игрушки — и ничего. На третий день сказал: давайте вместе уберем и справились за 15 минут. Я тогда подумал, это ведь и про меня тоже. У нас есть эгоизм, есть стремление занять место повыше. Есть стремление поставить свои желания и волю выше всего. И мы знаем, что сами не можем изменить себя. Но, когда мы принимаем младенца Иисуса в свое сердце, Он Сам изменяет нас. Дает нам любовь и милосердие. Чтобы мы, подобно Ему могли практиковать любовь воплощения и дух яслей. Чтобы и мы, подобно Ему, могли вполне испытать дух и радость Рождества. Как этого достичь? Очень просто. Просто нужно немного оставить свое место кесаря, заботы о себе любимом и обратить внимание на людей вокруг.
Рождение Иисуса прошло практически незамеченным. Об этом не писали в Иерусалимских газетах, ученые не высчитали этого дня по Библии. Об этом еще не знали во дворце Ирода. Бог стал человеком, слово стало плотью, а мир спал и не знал: величайшее чудо произошло, мир изменился и уже никогда не станет таким, как раньше. А никто и не заметил. Бог Сам решил исправить это досадное упущение и известить об этом некоторых людей.
II. ВЕСТЬ ВЕЛИКОЙ РАДОСТИ
Посмотрите стихи 8-11: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».
Нам может показаться странным, что Бог избрал обыкновенных пастухов, и дал им такую привилегию — первыми узнать о рождении Спасителя. Может быть Богу понравилась их верность, то, как они ночью стерегли своих овец и не спали в отличие от остальных. Может быть, Он увидел их сердца скромными и достаточно чистыми, чтобы простой верой принять Евангельскую весть. Можно долго гадать о причинах. Все равно мы не знаем точно. Но мы знаем, что Бог послал им Ангела, и слава Господня осияла их. Пастухи сильно испугались. Они испытали присутствие святого Бога. Наверное, они сразу вспомнили все свои грехи и уже готовились принять суд Божий. Но Ангел успокоил их словами: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость». Я пришел не для того, чтобы судить и наказывать вас. Я принес вам весть великой радости и благословения. В чем же суть этой вести?
Во-первых, кому предназначается эта весть? Всем людям. А всем людям — это значит мне, каждому из нас. Эта радость одновременно общая для всех и в то же самое время она очень личная. Ею можно очень просто поделиться с другими и при этом от тебя не убудет. Ты можешь открыть свое сердце и принять ее, а можешь не заметить и пройти мимо. Важно, что это для тебя лично. Ангел еще раз повторяет эту мысль в следующих словах: «родился вам» А еще важно, что это ныне, т. е. сейчас. Радостная весть звучит для тебя лично сейчас. Как ты примешь ее?
Во-вторых. Кто родился? О… тут можно долго говорить. Он твой Спаситель. Спаситель это тот, кто спасает, когда ты сам не можешь избавиться от проблемы. Я тут поспрашивал у наших, говорю «от чего Иисус спасает?» столько всего услышал. От страха, от судьбы, от болезней и немощей, от осуждения, от переживаний, от смерти и ада, от обмана и зависимостей… можно долго перечислять.
Возрадуйтесь, говорит ангел, ваш Спаситель пришел найти и спасти вас. Освободить тех, кто мучился в тюрьме греха. Он пришел стать хлебом жизни. Для кого? Для вас! Радуйтесь, везде и все, потому что родился Спаситель вам. Иисус не спасает наполовину. Он делает нас совершенными и приводит к Отцовскому престолу без пятна и порока. Пусть радуются все народы, пусть все дома наполнятся радостью, ибо Спаситель, могущественно спасающий, рожден для нас.
Как еще Ангел называет Иисуса? Он говорит: Христос. Христос – значит Помазанник. Маленький беззащитный мальчик в кормушке для животных на деле оказался Христом во всей полноте полномочий и власти. Он трижды помазан: как священник который в самые небеса принес жертву тела Своего на кресте, как царь которому принадлежит вся власть над вселенной, владычеству которого нет конца и как пророк принесший нам Евангелие. Он избран и посвящен Богом на то, чтобы спасать и освобождать. В каждой из Своих ипостасей Он превосходит всех пророков, священников и царей, которые были до Него, которые могли быть после Него. В Нем вся полнота. Все величие и слава. Он родился для вас. О, если бы мы только могли осознать всю полноту и величие того благословения которое небеса подарили нам в этом царственном младенце, то уже никогда в жизни бы не грустили и огорчались.
И еще Ангел сказал, что Иисус — это Господь. Господь — это господин, хозяин. Когда Он говорит, Его слова должны исполняться и они таки исполняются. Он, повелел из тьмы воссиять свету и стало так. Он говорит морю и буре: умолкни, перестань и рождается тишина. Он говорит юноше: встань, и мальчик, лежавший во гробе встает в объятия своей мамы, живой и здоровый, и радость воцаряется и жизнь торжествует. Этот Господь говорит и в твою жизнь. Он говорит: благословляя Я благословлю тебя и умножая, умножу тебя. Этот Господь говорит в твою жизнь: ты будешь головою, а не хвостом. И слово Его исполняется в точности. Да и Аминь. Но еще Он говорит тебе: следуй за Мною… любите друг друга, как Я возлюбил вас… веруйте в Бога и в Меня веруйте… готов ли ты исполнять волю этого Господа? Желаешь ли повиноваться Ему, ведь Его воля блага и истина и заповеди Его не тяжки. Как заблуждаются те, кто думает, что следовать за Господом и повиноваться заповедям Его — это тяжкий крест и страшные ограничения. Заповеди Господа и слова Его — это как раз самое сладкое, что мы имеем.
Этот Господь восседает не на страшном и далеком престоле, весь в золоте и багрянице. Он лежит маленький и беззащитный в яслях, в простых пеленках. Из приближенных — только папа с мамой. Он пришел для тебя. Своим рождением, жизнью, смертью и воскресением Он прославит Бога, Он даст тебе мир, Он явит Божье благоволение к тебе. Примешь ли ты Его?
Весть провозглашенная ангелом звучит еще и ныне, сегодня и сейчас. Он рождается, найдет ли Он место в твоем сердце. Я молюсь, чтобы это было так. Чтобы к каждому из нас в это рождественское время пришел Царь славы и навел в наших жизнях Свой порядок и чистоту, свой мир и покой, чтобы насадил в нас Свою вечную радость и обильную благодать. Аминь.
(п. Ионафан)