ИИСУС ВОЗЛЮБИЛ ДО КОНЦА
От Иоанна 13:1-20
Ключевой стих 13:1 : "Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их."
Говорят, что брак считается удачным, если он заканчивается смертью. Сегодня давайте подумаем о том, что значат слова «любить» и «до конца», а также о том, как мы можем иметь отношения с Иисусом Христом.
1. Иисус полюбил до конца
Прочитаем стих 1:
1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
Приближалась Пасха. Для Евреев Пасха была великим праздником, намного важнее, чем для украинцев. В это время все готовились к торжеству, а некоторые уже заранее начинали праздновать. Но для Иисуса это было сложное время, потому что Он знал, что приближался момент Его смерти. Что делают люди, когда им остается недолго жить? В книге “Бойцовский клуб” главный герой заболел неизлечимой болезнью. Сначала он ходил на встречи таких же несчастных, и там они плакали друг у друга на плече. А потом, встретив одного человека, решил стать на путь саморазрушения. Другие, наоборот, начинают бесконтрольно искать наслаждений. Как бы там ни было, люди чаще всего жалеют себя и полностью замыкаются на себе и своей проблеме.
Но что сделал в такое время Иисус? Он показал делом, что возлюбил своих до конца. Если Он в таких обстоятельствах показывал делом свою любовь, это значит, что любовь для Него — не развлечение, и не способ, чтобы что-то получить, а его глубокая внутренняя сущность. Иисус любит, потому что это Его природа. Многие люди ошибаются, думая, что желание что-то получить от другого человека — это и есть любовь. Но любовь — это отдавать себя, даже если ничего не получаешь взамен.
До конца — значит неизменно, независимо ни от каких обстоятельств. Иногда люди женятся, потому что безумно любят друг друга, но через некоторое время разводятся. Человеческая любовь непостоянна и зависит от многих факторов. Люди часто обещают быть рядом до конца, но проблема в том, что каждый по-своему понимает понятие конца. Когда мне приятно находиться рядом с тобой — я тебя люблю. Но когда находиться рядом становится трудно, неприятно или невыгодно, тогда любовь куда-то исчезает, и они говорят: «это конец». Это не настоящая любовь, а подделка, которая портится, не достигнув конца гарантийного срока. Настоящая любовь должна соответствовать ГОСТу, описанному в 1Кор.13:
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Как видим, «до конца» означает «никогда не перестает».
Каждый раз, когда эти слова попадаются на глаза, мы думаем: «Как красиво сказано!». Но когда вдумчиво начинаем следовать всему перечисленному, тогда понимаем, что это нелегко. Со временем понимаем, что это вообще невозможно. Такую любовь имеет только Бог, и Он показал ее нам через Иисуса Христа.
Прочитаем стих 2:
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
Иисус знал, что Иуда решил предать Его. Почему Ииуда стал предателем? Конечно, там был сложный процесс, и много чего мы не знаем. Но главное состоит в том, что для него Иисус был не целью, а средством. Он ценил что-то другое больше, чем Иисуса. В данном случае — деньги. Когда человек ценит что-то больше, чем Иисуса, он при случае легко жертвует Иисусом ради своих ценностей.
Если спросить людей, что труднее всего простить, то большинство скажет, что простить предательство почти невозможно. Сюжет многих фильмов содержит предательство и затем справедливую расправу над предателем. Но Иисус не собирался мстить Иуде. Магомет не смог такого понять, поэтому исламская традиция говорит, что Бог не позволил Иисусу умереть на кресте, а вместо Него распяли Иуду. Но на самом деле никакой мести не было. Иисус явил Свою любовь даже предателю Иуде.
Был еще один важный момент, о котором знал Исиус. Прочитаем 3-й стих:
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
Иисус хорошо знал о Своем божественном происхождении и о том, что Он не просто умрет, а уйдет к Богу, и станет владыкой, который будет судить весь мир и каждого человека. Самое время задереть нос и сказать ученикам, что гусь свинье не товарищ и укатить вдаль на новом Феррари. Но Иисус так тоже не сделал. Зная все, описанное выше, Иисус все равно начал делом являть любовь.
Как же надо проявлять любовь делом? Маленькие дети, чтобы показать любовь, крепко обнимают. Но Иисус не полез к ученикам обниматься. Екклесиаст учит, что есть время обнимать, а есть время уклоняться от объятий. Взрослый человек должен иметь взрослое понимание любви. Прочитаем стихи 4,5:
4 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Наверное, ученики были слишком голодными, поэтому без лишних церемоний окружили стол. Наверное, Петр, как лидер, входил первым. Почувствовав запах, исходящий от его немытых ног, он вспомнил слова Иисуса, что есть неумытыми руками не оскверняет человека, и тем успокоил свою совесть. Другие ученики последовали его примеру, и вскоре маленький чердак, где они собрались, наполнился благоуханиями. Знаете, есть братья, которым лучше не снимать обувь. Воняло так, что можно было повесить в воздухе топор, и тот не упадет. Но отступать было поздно. Если бы кто первым решился пойти мыть ноги, он этим бы серьезно подставил всех остальных. Ученики сидели и каждый делал вид, что это не он испортил воздух. И вообще, настоящий мужчина не должен смущаться из-за неприятных запахов.
Короче говоря, было две проблемы: 1) запах; 2) взаимоосуждение и нежелание унизить свое достоинство у учеников.
Из такой ситуации есть два легких выхода. Выход номер один — в приказном порядке отправить всех мыть ноги. Выход номер два — продолжать делать вид, что все в порядке. Это тоже легкий путь, хотя и придется терпеть запах. Первый путь легкий, но он заставит всех чувствовать себя виноватыми. Второй путь не требует конфликта, но, фактически, это проявление равнодушия. Второй путь очень популярен в наше время, когда под красивым словом «толерантность» и менее красивым, но солидным словом «политкорректность» прячется пропаганда равнодушия и отсутствия активной жизненной позиции. Первый путь можно назвать «истина без милости». Второй — «милость без истины».
Но Иисус выбрал трудный путь.
Иисус встал, опоясался полотенцем и начал Сам мыть ноги ученикам, одному за другим. Царь всего творенья стал в положение слуги, чтобы решить насущную проблему ленивых и гордых учеников. Вместе с тем, как на их ноги полилась вода из умывальницы, в их сердца полилась любовь. В Иисусе соединилась Божья милость и истина. Ученики почувствовали себя виноватыми, но не осужденными. Иисус был похож на маму, меняющую памперс своему ребенку. Все то, что ребенок не может сам, мама берет на себя, даже если это тяжело и неприятно. Мама готова терпеть и служить бесконечно. При этом она не пытается доказать ребенку, что она лучше его, а просто делает то, что нужно. Это самый лучший пример любви, который мы можем увидеть в мире. Любовь Иисуса даже больше. Исаия 49:15 говорит:
Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.
Родители бывают слишком заняты работой или другими проблемами, но Иисус никогда не бывает слишком занят. Его сердце всегда открыто для нас. Возможно, что-то в нашей жизни, в наших ценностях, в привычках или характере, не в порядке, и это мучает нас самих и окружающих. Возможно, нам хочется скрыть это, как ученикам хотелось скрыть свои немытые ноги, но лучше честно открыть эту проблему Иисусу. Иисус готов нас принять и без осуждения исправить и привести нашу жизнь в порядок. Как мама, только еще лучше.
2. Чтобы иметь часть с Иисусом
Ученики не могли даже слова сказать, только сидели и смотрели. В богатых домах ноги гостям мыли слуги. Но на арендованном бедном чердаке ноги ученикам мыл Сам Божий Сын, Господь всех господ. Наверное, они чувствовали себя неудобно, но молча принимали служение Иисуса. Проблемы начались, когда Иисус подошел к Петру. Прочитаем стихи 6,7:
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
Петр всегда отличался. Сейчас тоже ему было особенно неудобно. Возможно, ему было стыдно выставлять ноги, что у него был грибок и нестриженные изломанные ногти. Кроме того, он чувствовал себя лидером, и понял, что если он позволит Иисусу умыть его ноги, то в царстве Иисуса и ему придется мыть ноги другим ученикам. Это совсем не входило в его планы. Пока дошла его очередь, он придумал, как можно поступить лучше, чем другие ученики. Он спрятал ноги под себя и отказался принимать служение Иисуса, признав себя недостойным этого. Петр сказал правду: он действительно был недостоин того, чтобы Иисус мыл ему ноги. Но были вещи, которых он еще не знал и не понимал. Иисус хотел помыть ему ноги не потому, что он был достойным, а потому, что его ноги были грязными и вонючими. Ученики поняли, что сделал им Иисус, позже, после Его смерти и воскресения. Прочитаем стихи 8,9:
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
Петр был упорным человеком, и его мнение было нелегко поколебать. Но Иисус постарался объяснить ему важность происходящего. Слова Иисуса значат: если ты откажешся принять мое служение, то у тебя со Мной не будет ничего общего. Ничего общего? Как ничего общего? Ведь Петр оставил лодку и работу, оставил дома жену одну, чтобы следовать за Иисусом. Он всегда был рядом, пытался научиться от Него и во всем Его поддерживал. Но Иисус не шутил, Он говорил очень серьезно. Петр задумался. Он действителльно оставил все ради Иисуса, и сейчас он не мог позволить, чтобы его упорство и гордыня разорвали эту драгоценную связь с Иисусом. Его мнение стало прямо противоположным. Он не только выставил свои грязные, истоптанные и поцарапанные ноги. Ему захотелось, чтобы Иисус помыл ему и руки, и голову, и подмышки, да еще и зубы почистил. Он так сильно хотел быть с Иисусом. Этим Петр отличался от Иуды. В то время, как Иуда любил деньги и пытался использовать Иисуса, Петр искренне любил Иисуса. Он был максималистом, или все, или ничего; он многого не понимал и делал глупости, но у него не было хитрых намерений. Если весь мир будет против Иисуса, он хотел быть с Иисусом. Нам надо задуматься о том, ценим ли мы эту нить, связавшую нас с Иисусом, как ценил ее Петр?
Давайте подумаем о словах Иисуса «если не умою тебя, не будешь иметь части со Мною». Эти слова имеют духовное значение. В Псалме 50-м, когда царь Давид раскаивается в своем грехе и просит, чтобы Бог не изгнал его от лица Своего, он просит, чтобы Бог омыл его от его беззакония. Пророки Иеремия и Иезекииль многократно повторяют обещание Бога восстановить отношения с согрешившим и отпавшим народом, и для этого очистить Его народ от беззаконий. Петр мог спрятать свои грязные ноги, но он не смог бы спрятать запах. Точно так же люди пытаются спрятать свои грехи за внешним имиджем хорошего человека, но они ничего не могут сделать с последствиями греха. Грех всегда приносит последствия: в первую очередь, вину, разрушение отношений. Иногда болезни или другие проблемы. Самое главное, что плата за любой грех — смерть и вечное отлучение от Бога. Мы должны не прятаться за маской праведности, а позволить Иисусу омыть наши грехи. Мы можем иметь что-то общее с Богом только тогда, когда позволяем Ему послужить нам, то есть, омыть нас и очистить, навести порядок в нашей жизни. Мы можем полюбить Бога только тогда, когда примем любовь и служение от Него. Мы можем полюбить другого человека до конца только тогда, когда получили такую любовь от Бога.
Прочитаем стихи 10,11:
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал: не все вы чисты.
Если говорить честно, то мы совершаем ошибки ежедневно, и иногда очень серьезные. Но нам не надо каждый раз бояться ада, потому что Иисус уже омыл нас Своей кровью и очистил Своим словом. Нам надо только приходить к Иисусу с поточными проблемами, чтобы с Его прощением и помощью наша жизнь превращалась из грязной в чистую. Другое дело такие люди, как Иуда. Иуда не принял очищения, которое предлагал Иисус. Его мышление было грязным, потому что он не позволил слову Бога навести порядок в его голове. В таком случае надо омыться полностью через покаяние и принятие спасительной жертвы Иисуса Христа, которую Он принес на кресте за наши грехи.
3. Вы поступайте так же
Это было еще не все. Иисус объяснил им, для чего Он все это сделал. Прочитаем стихи 12-16:
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
Иисус дал ученикам пример для подражания. Это не значит, что мы должны гоняться друг за другом с тазиками и полотенцами. Это значит, что мы должны терпеть, прощать и помогать друг другу решать самые вонючие проблемы.
Проблемного человека намного легче или осудить, или проигнорировать. Как верующие, мы учимся служить другим. Нам относительно просто служить внешним людям, воспринимая их как духовных детей. Но терпеть человека, с которым вместе живешь или с которым вместе служишь, бывает просто невыносимо. Часто у нас в голове возникает вопрос: «Ну как он (или она) может так поступать?». Иногда нашему терпению приходит конец. Но давайте посмотрим на Иисуса. Он умыл ноги даже Своему предателю. Это значит, что любовь Иисуса покрывает всю шкалу грешников, от нуля до бесконечности. Вряд ли человек, которого мы не можем терпеть, хуже предателя Иуды. Но Иисус терпел даже Иуду и служил ему. Поэтому и нам надо терпеть и служить. Труднее всего терпеть жену (или мужа), потому что это тот человек, недостатки которого я знаю лучше всего. Если меня Иисус так прощает, то он точно так же прощает и желает помочь тому человеку, которого мне так трудно терпеть. Надо больше размышлять о любви Иисуса.
Стих 17 говорит:
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
То есть, то, что мы прочитали эту историю, недостаточно. Чтобы она имела эффект в нашей жизни, нам надо совершать реальные поступки. Это будет нелегко, но мы не пожалеем о результате.
Любовь — это не чувство бабочек в животе. Любовь — это действие и посвящение себя. Чувства слишком легко изменяются. Любить — значить знать свои обязанности и исполнять их, неизменно, не смотря ни на что. Например, крепкой будет не та семья, в которой гоняются за положительными чувствами, а та, в которой супруги исполняют свои обязанности: хранят верность и поддерживают друг друга. Хорошим примером этого принципа был премьер-министр Великобритании 19-го века Бенджамин Дизраэли имел еврейское происхождение, христианское воспитание и еврейскую мудрость. Он женился не по любви, а в результате взвешенных рассуждений. Но он так верно исполнял свои обязанности по отношению к жене, что их семья стала крепкой и счастливой. Ему принадлежит такое высказывание: «Действия не всегда приносят счастье, но не бывает счастья без действия». Давайте же помнить слова Иисуса «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».
Прочитаем стихи 18-19:
18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
19 Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
Иисус каждой фразой продолжает служить ученикам. Он предупредил их о предательстве Иуды. Он сделал это для того, чтобы они знали наперед и смогли оправиться от шока, когда это случится. Но Он также не назвал имя Иуды, чтобы не возбудить ненависть учеников к нему и дать ему еще один шанс раскаяться.
В мире очень много говорится о любви. Слишком много слов, но мало правильных поступков. Не хватает прощения, терпения и служения. Никому не нужна показная любовь, которая существует только в рекламе церкви. Люди устали от лицемерия. Мы должны учиться настоящей любви, какую нам показал Иисус. Иисус говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13:35). Мир нуждается в любви Иисуса. Мы должны пребывать в Его любви и действовать.
В завершение прочитаем еще раз ключевой стих:
1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
(п. Ной)