ИЗ СУХИХ КОСТЕЙ − В ВЕЛИКУЮ АРМИЮ ГОСПОДА
Ключевой стих 37:10 : "И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище"
Иезекииль – это пророк, который страдал вместе со своим народом в Вавилонском плену. Он говорил к политическим лидерам, к пасторам и к простому народу. Так как он в своих проповедях часто обличал людей в их грехах, его не хотели слушать. Поэтому он известен как пророк, которого не хотели слушать. Через его проповеди видно его горячее пастырское сердце к своему народу. Через него Бог помогал отчаявшимся и опустошенным людям вновь обрести надежду и видение на свою жизнь и жизнь своего народа. Я молюсь чтобы сегодня Бог наполнил наши сердца видением и надеждой.
Первое, “дохни на этих убитых, и они оживут” (1-10). В этих стихах Бог показывает Своему пророку необычное видение. Этого пока не произошло, но это – реальная картина будущего. Итак, что же Бог показал пророку? Он показал Иезекиилю поле, полное человеческих костей. Костей было очень много, и они были очень сухими. Такое впечатление, что здесь состоялось страшное побоище, в котором погибли десятки тысяч людей, трупы никто не убирал, падальщики объели плоть, солнце и ветер высушили кости. Страшная, зловещая картина. Похожее зрелище наблюдали Фродо с Сэмом на мертвых топях на пути к Мордору. Иногда мы видим сладкие сны, и хотим чтобы они продолжались еще и еще, но после увиденного хочется больше не смотреть это видение и возвратиться в реальность. Но Бог не отпустил пророка в реальность, хотя ему было очень страшно, а заставил посмотреть видение до конца. Он задал вопрос: “сын человеческий! оживут ли кости сии?” (3а) Странный вопрос, не правда ли? Мы знаем, что кости не могут ожить. Если прийти на поле боя сразу после его окончания и подобрать раненных, то некоторых еще можно вернуть к жизни. Но кто видел, чтобы оживали кости?
Любой вежливый человек ответил бы: “Нет, конечно”, или, в крайнем случае: “Этого никто не знает”. Но пророк Иезекииль ответил иначе: “Господи Боже! Ты знаешь это” (3б). Здесь мы видим, что он допускал такую возможность, потому что верил во Всемогущего Бога. Бог – это Творец неба и земли и всего в этом мире. Для Него нет ничего невозможного. Если Бог начнет действовать, то все станет возможным.
Посмотрим стихи 4-6: “И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!" Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь”. Говорят, что святой Франциск Ассизский проповедовал животным в лесу, а некоторые проповедники для тренировки проповедуют коровам. Но как можно что-то говорить костям, они же все равно не услышат! Но это не так. Кости слышат слово Бога. Слово Бога имеет изменяющую силу. Бог сотворил этот мир Своим словом. Когда Бог говорит, тогда слышат даже сухие кости! Бог обещал оживить сухие кости: сначала обложить их жилами, потом вырастить на них плоть, покрыть кожею, ввести в них дух и потом, наконец, они оживут. Процесс оживления постепенный и поэтапный. Он напоминает нам 1-ую книгу Бытия, где описано сотворение Богом этого мира. Бог также не все сделал сразу: сперва Он сотворил небо и землю, затем атмосферу, землю и сушу, растения и животных и только потом – человека. Подобно этому, Бог планировал Своим Словом оживить сухие кости и превратить их в большую армию.
Здесь мы также видим что Бог хотел использовать для этого Своего слугу. Бог мог Сам оживить кости, без участия человека, как это было при сотворении этого мира. Но Бог хотел сделать это через Своего пророка. Из-за этого Иезекиилль должен был смотреть страшное видение. Бог учил его такой вере, которая проповедует даже сухим костям.
Что же случилось, когда Иезекииль изрек пророчество? Прочитаем стихи 7,8: “Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них”. Произошло одновременно удивительное, и страшное зрелище. Начался шум, кости пришли в движение и начали сближаться друг с другом, причем в правильном порядке, кость во своей костью. Кости скреплялись жилами и так стали образовываться скелеты. Дальше – еще страшнее: на скелетах стала вырастать плоть, затем она покрылась кожей. Поле, полное костей, превратилось на поле, полное трупов. Иезекииль, наверное, чуть не умер со страха. Но потом все прекратилось. Трупы так и остались лежать на поле, они не оживали. С огорчением Иезекииль видел, что “духа не было в них”. Что же Бог сказал ему? Бог сказал ему: “Не останавливайся, продолжай проповедовать слово”. Посмотрим на стих 9: “Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут”. Оживить мертвые тела – такая же невозможная задача, как и соединить кости и вырастить плоть. Но для Бога нет ничего невозможного. Что же произошло, когда Иезекииль продолжил проповедь? Прочитаем вместе стих 10: “И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище”. Так благодаря повиновению и вере пророка сухие бесполезные кости превратились в великое полчище воинов, способных выполнять военные задачи. Раньше это были кости. Все, что они делали, это только бессильно лежали на поле. Они не могли даже подняться и прийти на Богослужение, это дела казалось для них невозможным. Но теперь они стали воинами, готовыми слушать и выполнять опасные боевые задачи , рискуя своей жизнью. Некоторые пошли проповедовать студентам. Некоторые стали молиться, чтобы жить общей жизнью. Другие приняли решение жить чисто и создать семью в Иисусе. А некоторые – поехать миссионерами.
Второе, “кости сии – весь дом Израилев” (11-14). Что же Бог хотел сказать через это пророчество? Ответ дает Он сам в стихах 11-14. В стихе 11 написано: «И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: "иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня"». Что же произошло с домом Израиля, что они так говорили? Они попали в большую беду, и эта беда – Вавилонский плен. Иеремия проповедовал до и во время Вавилонского плена в Израиле. Когда Вавилон захватил Иудею, в одной из первых партий в Вавилон был угнан юноша Даниил, который хорошо справлялся с ролью пророка при дворе царя Навуходоносора. В это время в Вавилоне также служил и пророк Иезекииль. Он был таким же пленником, как и весь дом Израилев, и ему приходилось непросто. Некогда народ Израиля был великим, и такие имена как Моисей и царь Давид гремели по всей округе. Однако постепенно этот народ оставил веру своих предков, таких как Авраам и Моисей, перестал верно поклоняться Богу и выполнять Его заповеди. Постепенно они перестали ощущать себя Божьим народом, а стали всего лишь еще одной нацией. Их армия ослабела и развалилась, и неприятель легко захватил их у увел в рабство. Так из-за непослушания Богу этот ранее великий народ умер. Тела разложились, истлели, и превратились в поле сухих костей. Путь неповиновения Богу оканчивается только одним – полем сухих костей. Когда-то Иисус так сказал «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:27-28). Книжники и фарисеи были учеными, знали Писания и служили в храме и синагогах. Но они не повиновались Богу, они лицемерили и делали беззакония, и в результате превратились в кости. Так как им показалось, что кости выглядят некрасиво, они положили их в окрашенные гробы.Они думали, что так будет лучше. Но Иисус видел их суть – они были костями. Иезекииль проповедовал пленникам, фактически рабам, живущим в чужой стране. Они были оторваны от корня, похожие на сухие кости, их надежда погибла. Смогут ли они возродиться духовно? или уже все кончено?
Через показанное пророчество Бог хотел возродить надежду в самом пророке Иезекииле и через него в народе Израиля. Прочитаем стихи 12-14: «Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь». Он обещал возвратить их на Родину, в землю Израилеву. Бог может вернуть к жизни даже мертвые кости, и Он может возродить надежду в сердцах отчаявшихся рабов и вернуть их на их землю.
Но это слово относится не только к народу Израиля. Оно относится и к нашему народу. Мы – не рабы и живем на своей земле. Но, тем не менее, ситуация сейчас тяжелая: политически, экономически и духовно. Политически мы живем с постоянными военными слухами из-за агрессии соседнего государства, которое кроме нефти и газа в избытке поставляет на экспорт тероризм и насилие. Экономически мы в ситуации банкрота, потому что предыдущая власть украла все. Духовно многие люди похожи на сухие кости: когда мы видим их самодовольные и скучающие лица, то спрашиваем себя: «Услышат ли они? Оживут ли кости сии?» И Бог дает ответ: «вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (12). Посмотрите, что три великих пророка – Иеремия, Иезекииль и Даниил несли служение в такое темное время для народа Израиля – время Вавилонского плена. И все они получили от Бога видение на будущее своего народа. Царь Соломон сказал, что «без откровения свыше народ необуздан» (Пр.29:18а). Без видения народ не знает, куда идти и погибает, как необузданная лошадь. Поэтому в трудное время нам нужно видение. Больше всего видений Бог дал через пророков, которые служили в самое трудное время. Как можно проповедовать без видения в трудное время? Никак. Но кто может зажечь в сердце видение? Это не дело человеческих фантазий или горячительных напитков. Это может сделать только Бог через Свое слово. Иезекииль принял Божье видение и провозгласил Божье слово сухим костям. После этого «вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище». Как Бог показал пророкам, так и случилось. После 70 лет Вавилонского плена народ Израиля действительно возвратился на свою землю и живет там до этого времени.
Нам нужно услышать и принять от Бога видение. Мы молимся за то, чтобы Украина стала страной пастырей и учителей Библии. Мы молимся за 24 прекрасных проповедника. Это – великое видение, которое кажется таким же невозможным, как оживить мертвые кости. Бог спрашивает нас: «Оживут ли кости сии?» Нам нельзя думать, что это невозможно и все тут. Нам нужно смотреть на Всемогущего Бога и обрести надежду. И с этой надеждой нам нельзя умолкать, но нужно провозглашать: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Скоро будет весенняя библейская конференция под Одессой. Давайте подготовим ее с такой верой и видением!
Третье, «буду их Богом, а они будут Моим народом» (15-28). В третьей части Бог дает еще одно видение, которое касается будущего Царства, которое установит Бог. Прочитаем стихи 15-22. В них Бог обещает вновь объединить колена Израиля. Некогда это был один народ, но во время правления сына Соломона Ровоама разделился на два. Эти два царства ненавидели друг друга. Они воевали между собой и убивали друг друга. Все закончилось тем, что северное царство завоевала и увела в плен Ассирия, а южное – Вавилон. Разделение – это серьезная проблема, но если не соединится, то невозможно ничего построить. В наше время многие мечтают жить в однокомнатной квартире самому, и чтобы его никто не трогал. Но невозможно в одиночку построить семью, церковь и общество. Мы все сейчас страдаем из-за т.н. сепаратистов – людей, которые разъединяют, сеют вражду, ненависть, убийства. Насколько многие страдают от разделений на работе, в обществе, и даже в церквях! И как сильно многие страдают от разделений в семьях! Нам нужно знать, что дьявол разъединяет, он пришел, чтобы убить и погубить, он пришел чтобы человеческое общество превратить в поле отделенных друг от друга сухих костей. Но Бог соединяет, объединяет. Бог соединил кости и создал через них большую армию. И Бог обещает объединить народ Израиля в один народ. В стихах 21-22 Он говорит: «вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства».
Теперь это будут не сухие кости, а возрожденные, живые люди. В стихе 23 написано: «И не будут более осквернять себя идолами своими, и мерзостями своими, и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительство их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом». Бог очистит их от грехов и пороков. В стихе 24б написано: «и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их». Теперь они будут изучать заповеди Бога, соблюдать и выполнять их. Бог будет в центре их жизни (26). Один царь (22) будет царствовать над ними. Кто этот Царь? Для народа Израиля лучшим царем в истории был царь Давид. Но в вечном Царстве Бога будет царствовать Христос. В этих заключительных стихах Бог рисует картину прекрасного Царства Бога, которое Бог приготовил для Своего народа.
Сегодня – праздник Пасхи. Пасха – это то великое дело, которое совершил Бог чтобы мы могли войти в это славное Царство Бога.. Злые люди распяли Иисуса Христа на кресте чтобы никогда больше Его не увидеть. Но Всемогущий Бог воскресил Его из мертвых на третий день. Своей смертью Иисус заплатил за наши грехи. Своим воскресением Иисус победил власть смерти и дал всем людям надежду – воскресить всех, верующих в Него. Из-за наших грехов все мы были отделены от Бога, мы стали как сухие кости и жили без надежды. Мы могли вместе с народом Израиля сказать: "иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня". Нас ожидал суд Божий и вечное осуждение. Мы знали, что что бы ми ни делали, нас ожидает только смерть. Но когда Божье слово пришло к нам, то мы ожили. В Ин.5:25 Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». Сила Божьего слова оживила нас и возвратила к жизни. Недавно один брат на предложение изучать Библию сказал, что ему это не интересно. Но важно не это – интересно или нет, а то, что когда мертвые слушают слово Бога, то оживают! Бог очищает их от греха. И Бог обещал, что когда придет Его время, Он воскресит нас из мертвых к вечной жизни и введет в Свое Царство. Эта надежда утешает и укрепляет нас для труда даже в наше время, когда ситуация вокруг не кажется очень хорошей.
В заключение давайте прочитаем ключевой стих: “И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище”. Давайте примем надежду Бога на нашу страну своей надеждой. Давайте верно изучать Библию и не умолкать, но говорить слово Бога. Давайте верить, что в нашей стране появится великое полчище воинов Иисуса Христа. И давайте в это время Пасхи благодарить Бога за большую надежду на воскресение и Его Царство. Аминь.
(п. Иаков)