ПОСТАВЛЮ НАД НИМИ ПАСТЫРЕЙ
Иеремия 20-23
Ключевой стих 23:4 : "И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь"
Мы снова возвращаемся к изучению книги пророка Иеремии. Сегодняшний отрывок много говорит о лидерах: царях, священниках, пророках. В то время Бог часто использовал слово «пастырь», потому что каждый израильтянин понимал, какое значение имеет пастырь для жизни и здоровья овец. В наше время люди больше понимают понятие «лидер». Пастырь или лидер — это человек, на котором лежит ответственность за других. Некоторые говорят, что не могут все люди быть лидерами. Эта фраза означает: «я не хочу быть ответственным за других». Но, на самом деле, только мертвый человек не имеет ответственности. Кто создал семью — уже имеет ответственность за жену или мужа, у кого есть дети — тот автоматически становится лидером для них. И вообще, находясь среди людей, мы обязательно влияем на них своими словами и делами. Поэтому тема лидерства важна для каждого их нас. Давайте посмотрим, чему научит нас сегодняшний отрывок.
1. О священниках и пророках
В предыдущей главе Иеремия обличил иерусалимлян в том, что они оставили Бога, поклонялись идолам и сжигали своих детей. Он предупредил их о наказании за такое поведение. Правильно было бы раскаяться и перестать делать зло. Но реакция была другой. Прочитаем стихи 20:1,2:
1 Когда Пасхор, сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем, услышал, что Иеремия пророчески произнес слова сии,
2 то ударил Пасхор Иеремию пророка и посадил его в колоду, которая была у верхних ворот Вениаминовых при доме Господнем.
Священник Пасхор ударил Иеремию и посадил в колоду. У этого человека была высокая должность, и он всячески пытался ее сохранить. Стих 6 говорит, что он говорил ложные пророчества. Теперь он и Иеремию посадил в колоду не за хулиганство, а потому что слова Иеремии его дискредитировали. Бог сказал, что сделает его ужасом как для себя самого, так и для окружающих его людей. Так происходит с теми, кто ценит свое высокое положение и выгоду больше чем правду.
Иеремия, в отличии от Пасхора, не стремился к власти и не имел выгоды со своего служения. Мотивы Иеремии хорошо показаны в стихах 20:7,8:
7 Ты влек меня, Господи, — и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною.
8 Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние.
Когда Иеремия встретил Бога, Бог увлек его. Хотя Иеремия и хотел жить по-старому, удобно и спокойно, но Бог был сильнее этого желания. Зная такого Бога, он не мог сидеть на месте. Его печалило, когда люди отвергали слово Бога. С него смеялись, били, арестовывали, пытались убить, старались подловить на чем-то и делали многое другое. Поэтому иногда он не мог выдержать. Прочитаем стих 20:9:
9 И подумал я: "не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог.
Молчать было удобнее. Но он не мог молчать. Не потому, что любил портить отношения, а потому что Дух Божий говорил внутри него и побуждал спасать гибнущих, говорить им о покаянии. Когда он поднимал глаза к небу, он видел великого Бога, и его сердце переполнялось радостью:
11 Но со мною Господь, как сильный ратоборец; поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется.
12 Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце. Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое.
13 Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев. —
Но когда он снова шел к людям, люди были настолько злыми и испорченными, что он думал, что лучше было не родиться. Это — жизнь Божьего человека. В этом мире всех ждет скорбь, но Божий человек смотрит на Бога и стремится к лучшему, то есть к небесному.
Начиная с 9-го стиха 23-й главы Иеремия печалится о пророках. Прочитаем стихи 9-11:
9 О пророках. Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его,
10 потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их — зло, и сила их — неправда,
11 ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь.
Пророки северного Израиля явно служили идолам и пророчествовали именем Ваала. Бог называет это безумием. Но то, чем занимались пророки Иудеи, Бог назвал ужасным. Эти пророки были лицемерами. Они делали всякое зло, но при этом старались сохранить имидж Божьих слуг. Они прелюбодействовали и лгали, вместо того, чтобы обличать преступников, поддерживали их.
17 Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: "Господь сказал: мир будет у вас". И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: "не придет на вас беда".
Когда человек грешит, он не хочет, чтобы его обличали, а хочет, чтобы его утешили и поддержали. Пророки так и делали. Они рассказывали свои сны и выдумки, и доводили людей до того, чтобы они забыли Бога.
27 Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала?
28 Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
29 Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?
Пастырь должен говорить слово Бога, а не заниматься популизмом. Слово Бога подобно не сказке, а огню и молоту. Когда мы слышим слово Бога, оно судит не только наши дела, но и наши помышления и намерения. Слово Бога дает понять ужас греха и приводит к покаянию и спасению.
В стихах 33-40 говорится о том, что люди любили говорить фразу «бремя от Господа». На нашем языке это звучит так: «Ну что там Господу еще от меня надо? Что еще сделать, чтобы Он от меня отцепился?». Прочитаем стих 33:
33 Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: "какое бремя от Господа?", то скажи им: "какое бремя? Я покину вас, говорит Господь".
Бог — не бремя и Он не говорит нам ничего плохого. Бремя — это когда Бог покидает человека. Иисус во время казни терпел все муки, и, как агнец, не отверзал уст Своих. Но когда Бог оставил Его из-за наших грехов, Иисус не смог терпеть и закричал: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». Заповеди Бога не тяжки. Тяжко без Бога и без Его заповедей. Тяжко жить по своему произволу. Бог не ищет подачек от нас. Он ищет нас самих. Прочитаем стихи 38-40:
38 А если вы еще будете говорить: "бремя от Господа", то так говорит Господь: за то, что вы говорите слово сие: "бремя от Господа", тогда как Я послал сказать вам: "не говорите: бремя от Господа", —
39 за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего
40 и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное, которое не забудется.
Бог использует такие слова, как «забуду вас вовсе», «поношение вечное» и «бесславие вечное, которое не забудется». Мы не должны относиться к слову Бога легкомысленно. Оно важно, и игнорирование Божьего слова имеет серьезные вечные последствия. Добрый пастырь — не тот, кто говорит только приятное и одобряет все, что ты делаешь, а тот, кто указывает путь спасения.
Давайте запомним одну мысль из этой части: истинный лидер — это не тот, кто имеет власть или влияние, а тот, кто принимает власть и авторитет Божьего слова и повинуется ему в своей жизни.
2. Цари Седекия, Иехония и Иосия
21-я и 22-я главы говорят о царях Иехонии и Седекии. Царь — это тоже лидер, который сильно влиял на всю жизнь в стране. Прочитаем стихи 21:1,2:
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа, когда царь Седекия прислал к нему Пасхора, сына Молхиина, и Софонию, сына Маасеи священника, сказать ему:
2 "вопроси о нас Господа, ибо Навуходоносор, царь Вавилонский, воюет против нас; может быть, Господь сотворит с нами что-либо такое, как все чудеса Его, чтобы тот отступил от нас".
Враги подступали к воротам, и это естественно, что и царю, и простым людям хотелось, чтобы Бог сделал чудо и прогнал врагов. В окопах нет атеистов. Нам тоже хочется Божьего вмешательства. Сейчас в Украине не молятся разве что памятники. Конечно, Бог может так сделать. Но ответ Бога Седекии был не утешительным:
4 так говорит Господь, Бог Израилев: вот, Я обращу назад воинские орудия, которые в руках ваших, которыми вы сражаетесь с царем Вавилонским и с Халдеями, осаждающими вас вне стены, и соберу оные посреди города сего;
5 и Сам буду воевать против вас рукою простертою и мышцею крепкою, во гневе и в ярости и в великом негодовании;
6 и поражу живущих в сем городе — и людей и скот; от великой язвы умрут они.
7 А после того, говорит Господь, Седекию, царя Иудейского, слуг его и народ, и оставшихся в городе сем от моровой язвы, меча и голода, предам в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки врагов их и в руки ищущих души их; и он поразит их острием меча и не пощадит их, и не пожалеет и не помилует.
Этот ответ кажется странным — ведь человек обратился не к гадалке или экстрасенсу, а к Божьему пророку. Но Бога не обманешь. Бог видел нераскаянное сердце царя. Царь хотел помощи — но не хотел менять свою жизнь. Поэтому Бог был его противником. Бог не собирает массовку, Он ищет людей, послушных Его слову. Он требует от царя поступать по правде:
21:12 дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит.
В 22-й главе Бог сказал Иеремии пойти в дом царя и говорить к нему. Судя по всему, это было на несколько лет раньше предыдущей главы, еще во время царя Иехонии. Прочитаем стихи 22:3-5:
3 Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем.
4 Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их.
5 А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым.
Бог требовал, чтобы правители правили честно. Но чем вместо этого занимался царь Иехония? Он обворовывал народ и строил себе дворец. Посмотрим стихи 22:13,14:
13 Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его,
14 кто говорит: "построю себе дом обширный и горницы просторные", — и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою.
Кажется, что царь и должен жить роскошно. Бог не отрицает этого, но говорит, что не в этом состоит смысл существования царя. Прочитаем стихи 15-17:
15 Думаешь ли ты быть царем, потому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но производил суд и правду, и потому ему было хорошо.
16 Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь.
17 Но твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие.
Иехония создавал себе имидж великого царя, пред которым весь народ должен преклоняться. Но, как говорится, люди смотрят телевизор, а Бог смотрит на сердце. И Богу не нравилось, как живет Иехония. Иосия, отец Иехонии, тоже был царем. Конечно, у него был дворец, слуги и бутерброды с икрой. Но ему было хорошо не потому, что он владел роскошью, а потому, что он знал и исполнял свои обязанности. Он судил честно и интересовался проблемами даже самого маленького человека. Поэтому Бог был с ним, и ему было хорошо. Было ли хорошо Иехонии? Его интересовало не правосудие, а только прибыль. Ради этого он притеснял народ и убивал невиновных. Поэтому ему было плохо. Его боялись, но не уважали. Он сам постоянно жил в страхе. Бог стал его противником и готовил ему наказание. Почему он стал таким? Прочитаем стих 21:
21 Я говорил тебе во время благоденствия твоего; но ты сказал: "не послушаю". Таково было поведение твое с самой юности твоей, что ты не слушал гласа Моего.
Он с самой юности привык не слушаться. Наверное, он не слушался папу, когда тот читал с ним Библию и учил его жить благочестиво. Не слушался учителей. Не слушал мудрых советов. Такие люди любят говорить, что послушают, когда Бог скажет им прямо. Но, на самом деле, если сердце озабочено только своими желаниями, то оно не будет слушать и Бога. В книге Притчей автор, царь, учит своего сына, будущего царя. Он много раз повторяет ему, чтобы он был внимательным к наставлениям. Кто не умеет слушаться, не может стать хорошим лидером. Чтобы быть лидером, важно понимать, что не я тут самый главный, но что есть Бог, которому я дам отчет. Лидерство — это в первую очередь не привилегии, а обязанности. И человек, интересующийся привилегиями и забывающий об обязанностях, потерпит неудачу.
С 8 по 14 стих 21-й главы Бог обращается ко всему народу. Прочитаем стихи 21:8-10
8 И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти:
9 кто останется в этом городе, тот умрет от меча и голода и моровой язвы; а кто выйдет и предастся Халдеям, осаждающим вас, тот будет жив, и душа его будет ему вместо добычи;
10 ибо Я обратил лице Мое против города сего, говорит Господь, на зло, а не на добро; он будет предан в руки царя Вавилонского, и тот сожжет его огнем.
Бог не считал, что в ситуации в стране виноваты только правители. Народ тоже несет ответственность. Как правители, так и народ должны были смириться перед Богом. У нас в стране народ выгнал злого президента. Но только ли президент виноват в наших проблемах? Один хороший человек, которого я хорошо знаю, работал у предпринимателя. Потом он хвалился: «Всем дали по одному мешку зерна, а мне два — за то, что я не ворую. Теперь у меня есть пять мешков». Такой у нас привычный смысл хороших людей. И это не все. Последняя статистика показала, что Украина опустилась на 6-е место по употреблению алкоголя на душу населения. Значит, до этого мы были в первой пятерке. Это все президент выпил? Во время противостояния было убито сто с чем-то человек, и все восприняли это как трагедию. Но статистика говорит, что за время независимости в нашей стране было сделано около 40 млн. абортов. Это целый уничтоженный народ, хуже любого геноцида! Почти 5000 убийств ежедневно. И это не министры делали, а обычные люди. И этот список можно продолжать: коррупция, разводы и т.д.. Все происходило с молчаливого согласия обычных хороших людей. Выбрать хорошего президента будет недостаточно. Мы ожидаем чуда от Бога, но мы должны понять, что заслужили намного худшего, чем война и рабство. Мы должны в раскаяньи взывать к Богу, чтобы Он помиловал нас и очистил от наших беззаконий. Надо проповедовать о покаянии. Народу нужны не хитрые политики, а добрые пастыри. И церковь должна воспитывать не прихожан или захожан, а лидеров для народа.
Итог этой части: лидерство может содержать привилегии. Но это в первую очередь не привилегии, а ответственность перед Богом. Когда мы знаем и исполняем нашу ответственность, Бог благословляет нас и тех, кому мы служим.
3. Пастырь по сердцу Бога
Прочитаем 23:1-4:
1 Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь.
2 Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь.
3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться.
4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.
При плохих лидерах все общество живет плохо. Но Бог не сказал, что лидеры не нужны. Наоборот, хорошие лидеры очень нужны. Тогда народ будет жить хорошо. Так, Бог очень радовался, когда царем Израиля стал Давид, человек по сердцу Бога. Это желание Божьего сердца — поставить для народа хороших лидеров. Поэтому Он обрадуется, если каждый из нас будет готовить себя хорошим лидером.
Бог обещал, что больше не будет в Израиле царей на престоле Давида. И так оно и произошло. Но Бог дает надежду, которая значительно лучше. Прочитаем стихи 5,6:
5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.
6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"
Эти строки говорят о Мессии, потомке Давида. Какие Его отличительные черты? Он праведный, Он — мудрый Царь, и Он справедливый правитель. Даже царь Давид совершал ошибки и грехи, но Мессия будет праведным и безгрешным. Он принесет спасение и безопасность Своему народу. Его имя, то есть, Его сущность – «Господь оправдание наше!». Прочитаем стихи 7,8:
7 Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской",
8 но: "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей.
До сих пор самым значимым событием в истории Израиля был исход из Египта. Но новый Царь, Отрасль Давида, произведет новое избавление, так что старая Пасха перед ним померкнет. Его спасение коснется всего мира. Всякий, верующий в Него, не погибнет, но имеет жизнь вечную.
Иисус Христос — единственный добрый пастырь. Он оправдал нас перед Богом, умерев за наши грехи на кресте. Вот что что сказано о Нем:
(Иоанна 10)
10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
(Иоанна 16)
24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
(Откровение 7)
16 Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:
17 ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
Иисус дает прощение грехов и мир с Богом. Он разрушает дела дьявола в нашей жизни и дает жизнь с избытком. Он дает надежду Небесного Царства. Чтобы иметь жизнь с избытком, нам не нужно изменение жизненных условий, нам нужен Христос, наш добрый пастырь. Нет ни в ком ином спасения. Надо не просто прийти к Иисусу за утешением, нужно, чтобы Он сел на престоле сердца и управлял всеми сферами нашей жизни. Тогда Он даст жизнь с избытком, сделает нас ловцами человеков, добрыми пастырями, источниками благословения.
Я благодарю Бога за это слово. Последнее время меня замучили всякие болячки, и я больше всего мечтал о здоровье. Но это слово показало мне, что моя ценность зависит не от физических возможностей, а от смирения перед словом Бога и решения жить, как слуга Бога. Я молюсь, чтобы я больше познавал доброго пастыря Иисуса и учился у Него.
В начале я говорил о том, что каждый из нас является лидером, хотим мы того или нет. И от того, какими лидерами мы будем, зависит наша жизнь и жизнь людей, которые рядом с нами. Бог предлагает благословение и проклятие. Давайте же выберем благословение и постараемся быть лидерами, угодными Богу.
Прочитаем ключевой стих:
4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.
(п. Ной)