КАК ДОЛЖНО ПОСТУПАТЬ В ДОМЕ БОЖИЕМ
Ключевой стих 3:15,16 : "чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе."
На днях я ехал утром на работу. Когда я вышел на остановку, увидел, что весь газон завален мусором. На остановке было много людей, но никто не обращал внимания. Может, им в сердце и не нравилось, но они не подавали виду. Тогда я увидел недалеко картонный ящик, принес его и начал собирать в него мусор. Увидев это, одна женщина тоже начала собирать мусор и бросать в коробку. И тогда я понял, что у нас замечательная страна, и хорошо жить мешает только одно: не хватает лидеров, подающих хороший пример. Если такие лидеры появятся, у нас будет самая чистая и приятная для жизни страна. Если каждый из нас станет таким лидером, уровень жизни в нашей стране начнет неуклонно расти.
Сегодняшнее слово заставляет нас подумать о том, какие лидеры нужны в церкви, чтобы она могла исполнять свое предназначение и стать самым важным и полезным местом. Пусть Бог даст каждому из нас желание и решение изменить нашу церковь и нашу страну своими поступками.
1. Лидерское служение в церкви
Прочитаем стих 1:
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
Слово «епископ» происходит от двух греческих слов: «эпи» переводится как «над», и «скопео» переводится как «смотрю». Вместе получается надсмотрщик или надзиратель. В наше время эти слова имеют неприятный оттенок, поэтому слово «епископ» обычно не переводят. В предыдущих главах мы видели, что в церкви самое главное — правильное учение. Церковь существует для распространения слова Божия, а не для пропаганды человеческих идей. Если учение неправильное, то оно не приведет людей ни к чему хорошему. Но кто-то должен следить за тем, чтобы учение было правильным. Этих людей и называют епископами.
В стихах 2-7 приводятся качества, необходимые для служения епископа, а в стихах с 8 по 12 — качества для диаконов. Епископы и диаконы — это две формы служения в церкви. Впервые мы встречаем их в 6-й главе книги Деяний Апостолов. У апостолов накопилось много дел, из-за чего у них даже не хватало времени для подготовки проповеди. Тогда они поставили семь диаконов и поручили им более практические аспекты служения, а сами серьезнее занялись молитвой и проповедью. Таким образом, и сейчас в церкви есть два вида служений: духовное и материальное. Духовное — это изучение Библии, проповедь, молитва. Материальное — это, например, готовка еды или уборка в церкви. Все, что делают христиане, должно быть служением Богу. Об этом нам напоминает и 1Кор.10:31:
Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию
Поэтому для Бога помыть туалет или приготовить проповедь — одинаково важно. Неважно, увидят ли и оценят ли люди, но если вы от сердца делаете свое дело, Бог обязательно благословит.
Снова прочитаем стих 1:
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
Из этого стиха мы видим, что служение в церкви — это не статус и привилегия, а дело. Кто желает привилегий — надо заниматься бизнесом и политикой. Церковь отличается, потому что церковь — это собрание людей, уже получивших самую огромную привилегию, которая только может быть — прощение грехов и усыновление самим Богом — Творцом мира. Каждый из нас — Его новое творение, созданное во Христе Иисусе для назначенных Богом добрых дел.
Служение бывает нелегким, особенно если есть противники. Какая же мотивация побуждает брать на себя ответственность и тратить свои силы и время? Ведь верующий все равно идет на небо? Прочитаем стих 13:
13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Этот стих говорит нам о том, что рост в служении тесно связан с ростом нашей веры. Когда мы молимся только для себя, нам бывает тяжело верить в то, что Бог ответит. Но чем больше мы служим и молимся о других, тем больше приобретаем смелости, так что можем молиться с абсолютной верой в ответ Бога.
Это похоже на тренировку. У нас на работе есть спортивная комната, и я захожу туда, чтобы распрямить согнутую компьютером спину. И бывает, захожу, — а там занимается парень: руки — как мои ноги, объем грудной клетки втрое больше, чем у меня, — и у меня сразу пропадает запал к физическим упражнениям. Все, на что способен я, кажется просто детским лепетом. Крепкие мышцы нужны каждому, не только Арнольду Шварцнеггеру или Вину Дизелю. Чем крепче мышцы — тем больше свободы движения. Но мышцы не получится накачать за неделю, нужно время и старания. Точно также и вера. Ее не видно глазами, поэтому новообращенный может думать, что его вера не хуже, а то и намного лучше веры пастыря. Но разница в том, что пастырь через служение накачал «духовные мышцы», и теперь приходит с дерзновением к престолу благодати, полностью уповая на Бога. И в практических ситуациях разницу в вере будет ясно видно. Чем смелее вера — тем больше свобода движения в духе. Поэтому найти свое место в церкви и служить Богу — это очень важно для каждого христианина, а не только для священнослужителей.
В служении важен духовный авторитет, поэтому пороки не позволяют быть духовным лидером. Для епископа мы можем насчитать 19 необходимых качеств, некоторые из них понятны и без комментария, а некоторые мы коротко рассмотрим. Представьте, что сейчас каждый из нас не просто читает список, а заполняет анкету о приеме на работу. Оцените себя по каждому пункту.
1. непорочен — то есть, не предается порокам;
2. одной жены муж — Некоторые используют это слово, чтобы запрещать женщинам быть пастырями. Но это не правильное использование слова. Смысл этого требования не в поле епископа или его семейном статусе, а в его верности. Если вдруг в церкви нет женатых — не проблема, если епископом будет холостяк. Если все мужчины ушли на фронт — эту роль может взять женщина. Но важно, чтобы это был человек, ответственно относящийся к супружескому завету и не ходящий «налево». Если духовным лидером становится женщина — для мужчин это должен быть не повод критиковать и запрещать, а повод задуматься о своем духовном уровне и начать расти, наконец;
3. трезв — имеется в виду не то, что он не пьян, а то, что он мыслит трезво и адекватно, не витает в фантазиях;
4. целомудрен — то есть, умеет себя сдерживать, а не поступает по эмоциональным порывам;
5. благочинен — по-гречески «космиос» — можно перевести, как «порядочный»;
6. честен — без комментариев;
7. страннолюбив — то есть, гостеприимен;
8. учителен — то есть, способный научить и наставить других. Это не просто любовь к поучениям, как у бабушек на лавочке. Это значит думать о других, чтобы передать им то, что им будет полезно. Это не имеет ничего общего с коммуникабельностью. Экстраверту и интроверту одинаково трудно переступить пределы своего эгоизма. Этому надо учиться;
9. не пьяница — без комментариев;
10. не бийца — то есть, не драчун;
11. не сварлив — понятно. Иногда надо ругать тех, кто поступает своевольно. Но служитель не должен любить ругаться без повода;
12. не корыстолюбив — не использует людей и церковь для собственной выгоды;
13. но тих — не любит создавать шум вокруг своей персоны;
14. миролюбив — не разжигает и улаживает конфликты;
15. не сребролюбив — не продает свои принципы за деньги;
16. хорошо управляющий домом своим — то есть, для него служение — образ жизни, а не работа и не способ убежать от домашних обязанностей;
17. детей содержащий в послушании со всякою честностью — конечно, дети — не запрограммированные роботы, они часто поступают неправильно. У многих известных служителей дети вели себя странно. Но важно правильно реагировать на их поступки. Мы отвечаем не за поступки детей, а за то, как мы их научили и какой пример подали. После этого надо доверить их Богу;
18. Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. — смирение — это то качество, которое нужно приобрести, и на это нужно время. Это не значит, что новообращенный хуже тех, кто уверовал давно, просто у него пока другой период в жизни. Если ребенку дать тягать тяжести, это может подорвать его здоровье. Так же и если дать ответственное положение тому, кто еще не понимает, что это такое, он может стать гордым и перестать слушаться Бога. Конечно, гордым можно стать не только в этом случае, поэтому надо всегда учиться смирению;
19. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую — поскольку епископ является лицом церкви, он должен иметь хороший имидж у окружающих.
У кого получилось 17 баллов и выше? 🙂
Как видим, достаточно серьезные требования. Поэтому, если кто желает таким стать, то он точно доброго дела желает.
Для диакона требований меньше (8-12):
1. честны,
2. не двоязычны
3. не пристрастны к вину
4. не корыстолюбивы
5. хранящие таинство веры в чистой совести.
6 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения.
7. Диакон должен быть муж одной жены
8. хорошо управляющий детьми и домом своим.
Диаконы больше имеют дело с материальными ценностями, поэтому для них важны честность и то, что по-английски называется «integrity», то есть, целостность личности. Но также важно, чтобы это был верующий, духовный человек. Когда ты делаешь работу, есть большая разница, делаешь ты ее для Бога или ради какой-то другой цели.
Меньше всего требований для женщин:
11 Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
Наверное, если женщина честная, адекватная, не болтливая и верная, то со всем остальным у нее нет проблем 🙂
Как видим, материальное служение в церкви тоже требует определенных духовных качеств. Любое служение в церкви — это работа Бога. Убрать мусор или расставить стулья — очень важное дело в глазах Бога, потому что из этих маленьких дел и состоит церковь. Если в церкви прекрасная проповедь, но везде грязно, кто туда придет?
Конечно, идеальных людей не бывает. Поэтому перечисленные здесь качества — это скорее модель, к которой нам надо стремиться, чтобы соответствовать квалификации. Но это не значит, что хоть какое-то из перечисленных качеств не важно. Они важны, чтобы не потратить жизнь впустую, а принести хороший плод служения, и надо стремиться их приобрести и развить.
2. Суть Церкви
Иногда мы можем слишком заняться поточными делами, так что кроме них ничего и не помним. Павел не хотел, чтобы его любимый духовный сын Тимофей перестал за деревьями видеть лес. Поэтому, перечислив разные дела, он возвращается к главному: что такое церковь и для чего все это нужно.
Прочитаем стихи 14-16:
14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,
15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
16 И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
Во-первых, надо помнить, что церковь — это дом Божий, то есть, место, где обитает Бог. То есть, хозяин тут — Бог, а не люди.
Церковь Бога живого. Греческим словом «Экклесия», которое переводится как «Церковь», назывались всенародные сборы в Афинах и других городах древней Греции, что-то вроде древнегреческого Майдана или народного вече. Церковь Бога живого собирается не для решения государственных вопросов, а для решения вопросов Божьего Царства. Поэтому она важнее в глазах Бога, чем заседание парламента. Есть ли у вас такое отношение к собраниям в церкви? Некоторые депутаты приходят на работу за зарплатой, а не чтобы решать нужды страны. Так и некоторые христиане приходят в церковь, как в гастроном, чтобы что-то себе получить, но не отвечают на призыв Бога. Ничего удивительного, что они через некоторое время начинают чувствовать себя ненужными. Мы должны приходить сюда, как члены парламента Небесного Царства, чтобы узнавать волю Бога и исполнять ее.
«Столп и утверждение истины» – это функция, которую несет церковь в этом мире. В наше время, когда люди потеряли идентификацию, церковь должна стать точкой опоры, утверждая истинность Библии.
Но самое главное в церкви — это имя Иисуса Христа. Давайте еще раз прочитаем стих 16:
16 И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
Этот один стих коротко пересказывает нам всю жизнь Иисуса Христа на этой земле. «Великая тайна благочестия» – можно перевести как «уникальный и особенный рецепт, как сделать свою жизнь угодной Богу». Этот вопрос интересует многих. Ответ — в Иисусе Христе. Нет никакого способа оправдать наши грехи перед Богом. Но есть единственный способ избавиться от них: отдать их Иисусу Христу. Это происходит, когда мы верою принимаем, что Иисус на кресте пострадал и был оставлен Богом именно за наши грехи. Верующий в Него не судится, но перешел из смерти в жизнь.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
(Иоанна 3:18)
Вот как важен Иисус Христос. Поэтому христианство не имеет смысла без изучения жизни и личности Иисуса Христа. Давайте этим и займемся. Еще раз прочитаем 16-й стих:
16 И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
«Бог явился во плоти». Это говорит нам о том, что Иисус является Богом, то есть, именно тем, кто создал этот мир. Он родился в теле человека, чтобы иметь общение с нами. Таким образом, Иисус — совершенный Бог и совершенный человек, поэтому только Он может быть посредником между Богом и человеком.
«Оправдал Себя в Духе». Пока Иисус жил на земле, многие не принимали Его, говоря, что Он — просто человек, такой же грешник, как остальные. Некоторые устраивали Ему антипиар. Иисус говорил, что если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:32). И когда Его осудили и убили, Святой Дух воскресил Его, и таким образом оправдал Его, то есть, всем показал, что Иисус — не грешник, а на самом деле Сын Божий. Поэтому именно Он способен спасти грешника.
«Показал Себя Ангелам». Иисус вернулся на Небеса уже не просто как Сын Божий по статусу, но как победитель, совершивший великий подвиг.
«Проповедан в народах». Это то, чем и должна заниматься церковь — донести всем народам слово об Иисусе Христе. Эту весть должен донести каждый из нас, сначала своему соседу, а потом — всем народам.
«Принят верою в мире». Не только Израиль, но весь мир услышал о Христе и многие получили спасение в Его имени.
«Вознесся во славе». Он вознесся на Небеса, но Он придет с великой силой и славой, и все, возлюбившие Его явление, получат венец правды.
В наше время дьявол делает все, чтобы удалить имя Иисуса Христа из жизни людей. Для того и есть церковь, чтобы напоминать об этом имени. Зная такого славного Иисуса, мы должны расти в необходимых качествах, чтобы принести Богу хороший плод.
Размышляя об этом слове, я увидел, что мне трудно выходить за рамки своего эгоизма, особенно служить дома. Но Бог ободрил меня, показав, насколько важной является Его церковь и как славно имя Иисуса. Я снова решил расти служителем.
Пусть Бог благословит каждого из нас помнить, что такое церковь, и поступать в ней так, как хочет от нас Бог.
Прочитаем снова ключевые стихи:
15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
16 И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
(п. Ной)