ПОДВИЗАЙСЯ ДОБРЫМ ПОДВИГОМ ВЕРЫ, ДЕРЖИСЬ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ
1-е Тимофею 6
Ключевой стих 12 : "Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями."
Когда мы читаем эту главу и вообще всё послание к Тимофею, можно подумать, что оно безнадежно устарело и к нам не относится. В самом деле:
1. Нет среди нас сильно богатых. Есть у кого-то свой футбольный клуб? Своя арт-галерея? Может, хотя бы «Мерседес»… младше 20 лет?
2. Нет среди нас рабов и господ. Хотя, думаю, многие братья подумали сейчас о своей работе.
3. И даже Diaconus ordinaria – самого обыкновенного диакона — и того нет.
Однако в Послании Тимофею есть намного больше, чем просто советы, относящиеся только к тому времени. В своем послании Павел делится принципами христианской жизни, которые как дорожные знаки, направляют учеников Христа к желаемой цели. Павел учит Тимофея правильному отношению ко всему, что может встретиться в жизни служителя: к вещам, к людям, к деньгам. И, в конце концов, Павел говорит о необходимой глубине личных отношений с Богом.
1. Отношения с внешним миром.
Давайте вместе прочитаем стихи 1 и 2:
1. Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. 2. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
Во времена апостола Павла рабство было повсеместно распространено. Оно было так же привычно, как сейчас привычно ходить на работу. Причем зачастую оно было совсем не похоже на то рабство, каким его изображали, к примеру, советские учебники или Голливуд. Первым такой драматизм нужен был, чтобы показать: коммунизм – это самый лучший строй, а Спартак – это классное название для футбольного клуба. Вторым, голливудским режиссерам, жестокое рабство было нужно, чтобы придать фильму остроты, как придаёт ему остроты торнадо, гигантский метеорит, кальмар-мутант или маньяк-людоед. На самом деле, часто раб был похож на обыкновенного работника, которому просто не оплачивали труд, зато кормили его и одевали. Часто рабы были чуть ли не членами семьи.
В первой Церкви было достаточно много рабов. О некоторых из них мы читаем в Новом Завете. К примеру, об Онисиме. Вероятно, некоторые из таких рабов после посещения христианских собраний приходили домой, складывали ноги на стол и говорили: “Всё! Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного. Потому – давай, хозяин, иди сам вкалывай!”. Что отвечал ему хозяин? После того, как проходил первый шок, он давал ему по шее и отправлял трудиться на поле. После чего начинал говорить: “Христианство – это зараза, которая из трудолюбивого раба делает тунеядца”. Именно для таких рабов, которые из всего учения выносили только то, что им нравилось, Павел и написал стихи 1 и 2.
При этом он увещевает раба оставаться верным своему господину, даже если он брат по церкви. Ведь в этом случае искушение сложить ноги на стол и сказать: «нет раба, ни свободного», – было вдвойне выше, поскольку хозяин-христианин не мог дать рабу по шее, а потому вынужден был сам брать грабли и идти трудиться на огород.
Иногда современные верующие, прочитав первые два стиха этой главы и не учтя специфики ситуации, начинают рассуждать о почитании господ, как чуть ли не об основании всей христианской веры: “если почитаешь господ и власть, то ты течение совершил и веру сохранил”. Однако, об этом ли говорит здесь Павел? И это ли цель христианской жизни? Нет. Посмотрите на конец первого стиха: “…дабы не было хулы на имя Божие и учение”.
Здесь Павел учит Тимофея важному принципу: нужно жить так, чтобы имя Божие не хулилось. Кажется, что это, практически, невозможно: ведь что бы ни делали христиане, неверующие всегда ругают их. Однако, ругать верующих и хулить имя Божие — это не одно и то же. Хула на имя Божие – это когда верующий говорит одно, а делает другое. Этим он даёт основание людям не уважать Бога и всё христианское учение.
Посмотрите на стихи 3-5:
3. Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, 4. тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. 5. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
Слово «благочестие» сейчас непопулярно. Кто из вас слышал его за пределами церкви? Я слышал. Есть такой фильм «Благочестивая Марта», поставленный по пьесе Тирсо де Молины. Там благочестие сводится к характерному складыванию рук в молитве. Но что это такое, на самом деле?
«Благочестие» — это отношения с Богом, пребывание в размышлении о Слове, упование на Бога. Мир сейчас кричит: «тебе нужно наслаждение и свобода!». А Павел говорит: «тебе нужно благочестие!». Когда в человеке есть благочестие, тогда он может повторить вслед за Павлом: «я первый из грешников, и недостоин перед Господом и перед вами». Человек, который не следует учению о благочестии думает: «моё мнение самое авторитетное, я — мерило всего». У такого человека нет желание учиться здравым словам Господа нашего Иисуса Христа, но появляется желание показать своё я, свои знания. Что происходит, когда такой человек появляется в церкви? Зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Павел называет таких людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка.
В отношении неверующих эта мысль вполне понятна. К примеру, многие из них думают, что когда братья носят леса — они делают это за хорошие деньги. И следствие тому — чудо умножения машин в церковном дворе. Прошлой зимой я убирал снег за двором. Ко мне подошел не совсем трезвый прохожий и попросился помочь. Я выждал небольшую паузу, дав ему поработать, чтобы он ощутил, что действительно помог. А потом попросил лопату обратно. Он не отдал её. Причем сделал это как-то даже агрессивно. Когда я еще раз попросил лопату, он сказал: “Не отдам! Мне тоже деньги нужны, не только тебе! Я знаю, эти китайцы много платят!”.
От неверующих людей тяжело ждать чего-то иного, ведь они духовно мертвы. Плохо, когда те же мысли, но, конечно, в другой форме, есть в церкви. Плохо, когда человек говорит: «Бог меня так благословил и этим, и этим», но при этом боится по ошибке передать Богу лишнюю гривну во время пожертвования или выискивает любой повод, чтобы не давать десятину. Идем дальше. Посмотрите стихи 6-8:
6 Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. 7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. 8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
Некоторые люди, прочитав эти стихи, в особенности 8-ой, делают неправильный вывод — Библия не мотивирует людей стремиться к лучшему. Но… Где это написано? В этих стихах Павел ничего не говорит о том, к чему нам стремиться. Он говорит о нашем отношении к тому, что имеем: «имея пропитание и одежду, будем довольны тем». Это фундаментальное состояние сердца христианина: «что есть сейчас — это дар Божий!».
Ведь, по сути, когда человек не благодарит Бога за то, что имеет, он открывает двери своей жизни для греха. Почему люди изменяют супругам? Потому что они недовольны тем, что имеют. Почему люди берут взятки? Потому что они недовольны своей зарплатой. Почему люди завидуют? Потому что им кажется, что у них значительно меньше, чем есть у другого.
Прекрасный пример довольного и благочестивого человека — апостол Павел. В послании Филиппийцам он пишет: …я научился быть довольным тем, что у меня есть (Фил.4:11). Другой хороший пример, уже поближе к нашему времени, это армянский проповедник Иоанн Марк Галустьян, живший в XX столетии. Ему пришлось пройти сталинские лагеря, и вот, что он написал по этому поводу:
«Тюрьма и лагеря были для меня духовным университетом, где я научился следующему: ценить хлеб, воду и воздух и от сердца благодарить Бога за все Его чистые дары. Ценить чистую одежду, обувь, постель, полотенце, иголку и нитку, и мыло, и многое другое, что так важно в обыденной жизни».
Кому из вас приходилось благодарить Бога за нитку и иголку? А за мыло? Вот, видите — нам еще нужно учиться и учиться видеть то, чем благословил нас Бог. Всегда значительно легче увидеть то, чего нет: денег нет, здоровья нет, мужа нет. Однако Библия призывает нас смотреть не на то, чего нет, а на то, что есть.
Конечно, лучше быть свободным, чем рабом. Конечно, лучше быть здоровым, чем больным. И само по себе стремление к более оплачиваемой работе или к исцелению — это даже похвально. Но это не должно стать тем, чему посвящена наша жизнь.
Об этом говорит Павел в стихах 9 и 10:
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; 10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
Здесь фраза из 9-го стиха «впадают… в сеть» носит двойной смысл. У кого есть проблемы с соц. сетями, могут сейчас обличаться.
Деньги — это не зло. Они нейтральны до тех пор, пока человек на них смотрит как на средства. Собственно, деньги так часто и называют — средства. Кстати, у нас в церкви с подачи миссионеров появился новый для русского языка синоним денег — «материал».
Деньги — это не зло. Любовь к деньгам — это зло. Эта любовь вытесняет из жизни человека любовь к жене, любовь к детям, любовь к стране. Даже любовь к Богу. Я знаю достаточно много примеров, когда верующие, которые горели для Господа, ушли из церкви. Ушли не из-за сложностей. А, как это не удивительно, потому что нашли хорошую работу, на которой можно заработать еще больше, если работать сверхурочно. Вначале под предлогом дополнительного заработка они исчезали с собраний среди недели. Затем начинали пропускать Богослужения, а потом и вовсе исчезали из церкви. О власти денег Павел дальше размышляет в стихе 17-м:
17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения;
Для богатого человека сложно уповать не на деньги, а на Бога. Почему сложно? Потому что в повседневной жизни он часто видит власть денег. Но деньги решают не всё. И уж тем более, они не решают главный вопрос — вопрос смерти. Потому жить ради денег — это прожить пустую и бесполезную жизнь.
Насколько более полезно уповать на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения! Причем, что интересно, Бог не даёт нам лишнего. Он даёт нам ровно столько, чтобы мы наслаждались этим и радовались! А что даёт обильно и иногда с небольшим избытком — так это для того, чтобы мы могли поделиться этим избытком с братьями и сёстрами. Вот это благословенная и радостная жизнь во всей полноте!
2. Личные отношения с Богом.
До сих пор Павел говорил Тимофею о принципах построения отношений верующего с внешним миром: об отношениях с людьми, об отношении к вещам, об отношении к деньгам. Но далее он переводит взгляд Тимофея на его собственный внутренний мир, на его личную жизнь веры.
Давайте вместе прочитаем стихи 11-12:
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. 12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
В этих двух стихах Павел формулирует, как минимум, три принципа успешной христианской жизни:
Принцип 1. Ты же, человек Божий, убегай сего. Вообще, в Библии очень много мест, в которых написано, что от всякого искушения и греха нужно бежать. Не просто пропускать мимо ушей, а именно бежать. Глуп тот человек, который говорит, что он настолько силён духовно, что грех его не искушает. Знаете, не родился ещё такой человек, кроме Иисуса Христа, который мог бы так говорить.
Принцип 2. Подвизайся добрым подвигом веры. Жить верой не получается автоматически. Жить верой — это всегда вызов, это всегда подвиг. А подвиги не совершаются по привычке. Это только барон Мюнхгаузен мог себе позволить включать подвиг в распорядок дня между 8 и 16 часами дня. Для обычных смертных — подвиг — это… подвиг. Это усилие. Для того чтобы жить верой — нужно прикладывать усилия.
Принцип 3. Держись вечной жизни. Кажется, что это звучит слишком обще. Однако, на самом деле, здесь есть глубокий смысл: христианин должен жить, всегда помня о вечности, помня о Суде Божьем, на котором ответит за каждое свое слово, за каждое своё дело, даже за каждый свой похотливый или недовольный взгляд. Выдающийся проповедник Джонатан Эдвардс написал так: «Не делай в своей жизни ничего такого, что побоялся бы сделать в последний час своей жизни». Это и называется держаться вечной жизни — жить на земле так, чтобы не потерять вечность. Жить так, чтобы в любую секунду своей жизни быть готовым к встрече с Судьёй Праведным!
Если прочитать все послания Павла, можно прийти к выводу, что он, практически, никогда не отделяет понятие верующий от понятия ученик Иисуса. Для него верующий без миссии просто не существует. Но в то же время Павел прекрасно понимает, что эффективное служение в церкви невозможно без глубоких личных отношений с Богом. Давайте вместе прочитаем стихи с 13-го по 16-ый:
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, 15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
Павел переводит взгляд Тимофея с различных частностей на Бога. Ведь в конечном итоге, если человек не имеет тесных отношений с Богом, полностью теряют смысл и всякое основание те рекомендации, которые Павел даёт Тимофею в этой главе.
В церкви могут быть проблемы. Здесь нет никакой сенсации, хотя для людей неверующих, возможно, это кажется удивительным. В церкви могут быть проблемы, потому что церковь — это собрание грешников. Да, спасенных, да, меняющихся. Но всё равно — грешников. И служителю нужно уметь разбираться со всеми этими проблемами. В Библии нет простых рецептов на каждую ситуацию. Но есть принципы решения всех проблем. Понять, как их применять, можно только пребывая в тесном общении со Христом — упражняясь в благочестии. Только взирая на Бога, блаженного и сильного, Царя над всеми царями, Единого, имеющего бессмертие, обитающего в неприступном свете — только взирая на Такого Бога, христианин может преодолевать все трудности в своей жизни и в жизни церкви.
***
Когда я размышляю над этим словом, я вижу глубокую взаимосвязь между отдельными принципами, которые мы сегодня рассмотрели. К примеру, между чувством удовлетворенности настоящим и качеством отношений с Богом.
Когда у меня не было жены, вместо того чтобы использовать это время для упражнения в благочестии и пребывании в Слове, я предавался печальным размышлениям о своей судьбе. Подумать только! За это время я мог бы уже полностью прочитать «Наставление в христианской вере» Жана Кальвина в нескольких томах! Затем, работая за 1,5 тыс. грн. в институте физики полупроводников, я предавался печальным размышлениям о том, как буду кормить семью, когда жена уйдет в декрет, и тоже не был эффективен. Как оказалось впоследствии, все мои печальные размышления ровным счетом ничего не изменили, а вот время для углубления отношений с Богом было безнадежно упущено.
Сегодняшнее слово призывает меня вернуться к первой любви — постоянному пребыванию в Слове. Сейчас это сложнее делать, чем раньше. Ведь теперь у меня не только географически самая удаленная от церкви работа, но также жена, и ребенок. Конечно, о «Наставлении в христианской вере» Кальвина придётся на время забыть. Но ведь Библию читать можно и нужно! Без этого мое служение не будет успешным. Изучая Библию 1:1 с некоторыми братьями из КПИ, я увидел, что не пребывая в Слове, очень тяжело им делиться. Намного легче делиться новостями или своими мыслями, чем говорить то, что сказал Бог. Но Библия и не говорит, что жить верой — это легко. Это усилие! Это подвиг! И только через такие подвиги станет успешной моя личная жизнь во Христе, и моё служение.
Давайте прочитаем вместе ключевой стих сегодняшней проповеди – 12-ый.
(п. Ярослав)