ДУХОВНЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ
К Ефесянам 1:1-14
Ключевые стихи: 1:3,4
"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так-как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви"
Послания к Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам и Филимону называются тюремными посланиями ап. Павла. Послание к Ефесянам было написано в 62 г. н. э. из тюрьмы. Хотя Павел был заключен в тюрьме, но его Евангельское дело не было заключено. В тюрьме он проповедовал для воинов, охранявших его, а также написал письмо для церкви в Ефесе. Впоследствии, это письмо стало частью Святого Писания. Город Ефес был торговым и культурным центром, а также столицей Малой Азии. В Ефесе находился огромный храм Артемиды. Это было очень развратное место. Ефесская церковь была открыта ап. Павлом во время его третьего миссионерского путешествия. Вначале он проповедовал в течении трех месяцев в еврейской синагоге, а затем два года в училище Тиранна. Через его проповедь город Ефес стал центром евангелизации в Малой Азии и третьим центром христианства после Иерусалима и Антиохии.
Послание к Ефесянам написано не с целью решить возникшую в Церкви проблему. Однако Церковь в Ефесе также имела возможность разделения, поскольку состояла из еврейских и языческих христиан, и между ними были конфликты и преграды. Поэтому Павел говорит о том, что все соединяется через Иисуса Христа. Павел объяснял через послание к Ефесянам о вечном плане Бога, Который соединяет все через Церковь.
Послание к Ефесянам – книга богатства и полноты (см. 1:7, 1:18, 1:23, 2:4, 2:7, 3:8, 3:15, 3:19, 3:20, 4:10, 4:13, 5:18). Это говорит нам, что Богу принадлежит все богатство и полнота. У Бога нет абсолютно никакого недостатка, у Него во всем – богатство и полнота: богатство и полнота благодати, богатство и полнота милости, богатство и полнота любви и славы. Сегодняшнее слово рассказывает нам о том, какое духовное благословение получили верующие.
I. Приветствие (1,2)
Стихи 1,2 – это приветствие: “Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа”. Прежде всего ап. Павел говорит, что он стал Апостолом Иисуса Христа волею Божиею. Апостол означает посланный. Еще Галатам он говорил, что стал апостолом не по своему решению или воле или рекомендации людей или по назначению от организации, а только по воле Бога. В Гал.1:1 говорится: “Павел Апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых”. Ап. Павел желает, чтобы они имели благодать и мир от Бога. Слова “благодать вам и мир” – это не стандартное приветствие. Они имеют глубокое духовное значение. Благодать – это дар Божий христианину через Иисуса. Прежде всего в своей жизни христианин обретает благодать и мир. В Рим.5:1,2 говорится об этом так: “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией”. Принявшие Иисуса Христа своим Спасителем наслаждаются благословением пребывать в мире благодати. В Евр.4:16 говорится так: “Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи”. Мир – это духовное благословение, которым мы можем наслаждаться благодаря тому, что имеем мирные духовные отношения с Богом. Коренным образом этот мир (peace) отличается от того, который дает этот мир (world). Это сокровище для тех, кто живет верою в Иисуса Христа. Кто имеет этот мир, тот не колеблется из-за обстоятельств, не переживает, а побеждает в своей жизни и живет с уверенностью.
II. Духовные благословения во Христе (3-14)
В стихах 3-14 показана работа Троицы: Бога-Отца (3-6), Сына (7-12) и Святого Духа (13,14). 3-й стих – это самая удивительная и великолепная похвала. Сразу после приветствия, ап. Павел начал славить Бога. Это прославление буквально вырвалось из его сердца. У кого сердце полное недовольства, тот, как только открывает свой рот, сразу же выражает его, как водопад. Но в сердце ап. Павла было полно хвалы, поэтому, как только он открыл рот, она вырвалась оттуда как водопад. Учитывая то, в каком положении находится Павел, это очень удивительно. Обычно люди думают, что можно славить Господа в хорошем положении, когда получаем благословение и во всем успеваем, и что трудно славить Господа песнями во время трудностей и неудач. Однако Павел сидел в тюрьме, поэтому, казалось, что в таком положении ему было слишком далеко от того, чтобы славить Бога. Еф.3:13 показывает, в каких трудностях он находился: “Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава”. В крайних трудностях, в тюрьме, сердце Павла было полно хвалы Богу. Хотя его тело было в тюрьме, но его сердце и душа были в небесах. Его хвала не была формальной, а исходила от самой глубины души. Подобно этому, в христианской жизни мы должны славить Бога. Мы должны делать это даже в крайних и отчаянных обстоятельствах.
По какой причине ап. Павел славил Бога? Взгляните на стих 3: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах”. Обычно люди хвалят Бога, когда получают какое-то видимое благословение, такое как, например, пятерку, стипендию, хорошую работу, выздоровление, детей или агнца. В таком случае они славят Бога, говоря: “Слава Господу!” Однако ап. Павел славит Бога за всякое духовное благословение в небесах, которое Бог даровал нам во Христе. Конечно, здоровье, богатство, честь и карьера в этом мире – также благословения. Однако истинное благословение, о котором нам говорит Библия – это духовное благословение в небесах. Благословение на земле хотя и очень важно в данный момент, но когда-нибудь утратит свое значение; оно очень относительно, несовершенно и исчезнет. Даже самое драгоценное исчезнет со смертью. Однако духовное благословение в небесах не испортится, не исчезнет, а будет пребывать вечно. Оно славное и драгоценное, и не может сравниваться с благословением на земле. Однако, почему люди не знают об этом? Это потому, что их духовные глаза закрыты из-за того, что они слишком обращают внимание на земное благословение. Тогда, когда мы открываем свои духовные глаза и узнаем, как бесполезно и суетно земное благословение, мы узнаем, как славно и драгоценно благословение в небесах. Духовными благословениями в небесах может наслаждаться лишь тот, кто пребывает во Христе. Раньше мы получили проклятие в Адаме, а теперь можем получить духовное благословение во Христе.
Глагол “благословивший” употреблен в прошедшем времени, так как Бог уже благословил нас. Это значит, что когда мы родились свыше, приняв Иисуса Спасителем, это все уже даровано нам. Это значит, что когда мы родились свыше водой и Святым духом, мы родились детьми Господа, детьми самого великого Богача. Однако, не зная об этом, многие Христиане, получившие огромные благословения, живут, как ничего не получившие.
Была одна бабушка, которую звали Хитти Грин, умершая в 1916 г. в Америке. Эта бабушка была самой скупой, поэтому ее называли исторической скрягой в Америке. Она ела только холодный борщ, чтобы не тратить деньги на разогрев. У нее был сын. Но ему пришлось перенести ампутацию ноги, потому что она не хотела тратить деньги на его лечение и больницу, ожидая, что он сам поправится дома. Однако когда она умерла, в банке нашли счет на 100,000,000 долларов. На самом деле оно была миллионером, но жила как самая бедная. В одном селе на Украине тоже была такая бедная бабушка, у которой после смерти нашли полный матрац денег.
Подобно этому, хотя Бог даровал нам огромное благословение, многие не наслаждаются им, а живут как духовно бедные. Хотя Бог призвал нас небесными принцами и принцессами, многие христиане, не зная этого, живут как нищие. Но если мы действительно понимаем, что получили огромное благословение, как дети Бога, наша жизнь изменяется, и мы испытываем полноту и обилие в ней.
В стихах 4-14 ап. Павел объясняет нам, какое духовное благословение мы получили от Бога.
Во-первых, Бог избрал нас и сделал Своими детьми. Взгляните на стихи 4,5: “Так-как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей”. Ап. Павел говорит, что Бог избрал нас в Иисусе прежде создания мира. Это означает, что Бог избрал нас по Своему абсолютному суверенитету, независимо от нашей воли, и что Его план совершенен. Также, то, что Он избрал нас в Иисусе означает, что Он избрал нас Его благодатью, хотя мы не имеем никаких заслуг. Это не за наши заслуги, а абсолютною благодатью Господа. Обычно, вначале христиане думают, что они сами избрали Иисуса. Но со временем они начинают понимать: не мы избрали Иисуса, а Иисус избрал нас. Об этом Иисус сказал в Ин.15:16: “Не вы Меня избрал, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам”. Библия нигде не объясняет ясно об избрании, поэтому это относится к духовной тайне, которую мы не можем понимать своим рассудком. Однако, хотя мы не понимаем этого рассудком, но верою мы можем понять и принять это. Павел говорит об избрании, чтобы показать, что все пришло от доброты Бога и Его благодати, а не от заслуг человека и его достоинства. Если наше спасение не зависит от абсолютного суверенитета, то есть избрания Бога, а зависит от нашего духовного состояния, то наше спасение очень беспокойно и несовершенно. Но Бог прежде создания мира уже избрал нас и решил дать нам спасение. Наше спасение – самое верное, не зависящее от меня, поэтому мы имеем полную уверенность в своем спасении.
Взгляните на стихи 4,5 еще раз: “Так-как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей”. Бог избрал нас, потому что Он очень сильно возлюбил нас. Он сделал нас Своими детьми через Кровь Иисуса Христа, чтобы мы были святыми и непорочными пред Ним. Бог дал нам спасение от власти греха и смерти. Это подобно тому, что преступника освободили из тюрьмы по амнистии президента. Но это еще не все. Чтобы жить новой жизнью, во свете, нам нужно измениться внутри. Мы получили спасение. Но теперь нам очень важно измениться в людей, похожих на Иисуса и в святых непорочных детей Бога. С такой надеждой Бог работает в нас. Процесс изменения в непорочных детей Бога в теологии называется освящением (sanctification), а завершение освящения – прославлением (glorification).
Во-вторых, мы получили прощение грехов. Взгляните на 7-ой стих: “В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его”. “Искупление” означает купить, уплатив цену. Это означает освобождение раба, когда за него кто-то уплатил. Обычно люди не знают ценности свободы. Но когда они попадают в тюрьму, совершив преступление, то начинают понимать ее цену. Даже не в тюрьме, а в армии, когда чуть-чуть ограничивают свободу, люди понимают, как ценна свободная жизнь. Солдаты завидуют тем, кто свободно ходит на улице. По книгам и кинофильмам мы прекрасно знаем о трагическом состоянии раба, не имеющего свободы. Есть кинофильмы “Папион” и “Побег из Шоушенка”, рассказывающие о людях, рисковавших своей жизнью, чтобы убежать из тюрьмы. Также в фильме “Храброе сердце” последним словом главного героя было слово “свобода”. Многие в истории кричали: “Дайте мне свободу, иначе – смерть”. Однако, для человека более важно духовная свобода, чем физическая. Согрешив, он стал рабом греха. Иисус Сам сказал: “Всякий, делающий грех, есть раб греха” (Ин.8:34). Тот, кто является рабом греха, не может освободиться от этого рабского положения, не уплатив цену греха. Однако, цена греха – смерть. Библия говорит: “Возмездие за грех – смерть” (Рим.6:23а). Человек должен был трагически умереть из-за греха. Однако милостивый Бог пожалел такого человека и сделал так, что умер Иисус, пролив Кровь, и уплатил цену греха за нас. Так Он освободил нас от цепей греха и даровал нам истинную свободу. Поэтому мы должны славить Бога, Который, благодаря Крови Иисуса, даровал нам бесплатно бесплатно прощение грехов.
Взгляните на стихи 8 и 9: “Каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем”. Христианская истина очень проста, но ее невозможно понять без помощи Святого Духа. Даже понять, что Иисус – Сын Божий и принять Его Спасителем без помощи Святого Духа невозможно В 1-ом Кор.12:3 говорится: “Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым”. Однако эта тайна открывается ясно тем, кого Бог избрал во Христе. Взгляните на стихи 8,9 еще раз: “Каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем”. Эти слова рассказывают нам о том, как Бог открывал нам тайну Своей воли. Бог открывал тайну Своей воли только детям Бога. Для этого Бог даровал детям Бога всякую духовную премудрость и разумение, чтобы они узнали эту тайну. Например, Иисус избрал 12 учеников, и тренировал и воспитывал их определенное время, а затем задал им вопрос. Вопрос был таким: “За кого вы почитаете Меня?” Вопрос “кто же Иисус?” – самый важный и основной для христианской веры, потому что в христианской вере более важна личность Иисуса, чем Его учение. Не учение Иисуса спасает нас, а Сам Иисус спасает грешников. Поэтому познавать, кто же Иисус, это самый важный вопрос в нашей духовной жизни. На вопрос Иисуса Петр отвечал: “Ты – Христос, Сын живого Бога”. Иисус сильно возрадовался, услышав его исповедь, и сказал: “… блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах” (Мт.16:17).
В 10-ом стихе говорится о том, какова окончательная цель, которой Бог хочет достичь через Иисуса Христа: “… дабы все, небесное и земное, соединить под главою, Христом”. Этот мир, в котором мы живем, полон различных конфликтов. Не только человек, а даже природа ждет, когда освободится от такой дисгармонии и соединится под главою Христом.
В-третьих, Бог сделал нас Своими наследниками. Взгляните на стихи 11,12: “В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа”. Эти слова означает, что мы стали наследниками Бога в Иисусе по изволению Его доброй воли. То, что мы стали наследниками Бога, не произошло случайно. Это произошло по изволению абсолютной воли Бога. То, что мы стали наследниками Бога, означает, что мы стали имуществом Бога. То, что Бог сделал нас Его наследниками, означает, что Он считает нас самым важным. Но, к нашему удивлению, многие христиане страдают и самоуничтожаются, считая себя неважными и ненужными людьми, которые только переводят продукты. Такая низкая самооценка появляется потому, что они смотрят на себя с точки зрения мира, а не с точки зрения Бога. С точки зрения Бога каждый христианин не ненужный, а самый важный. Когда мы принимаем, что Бог сделал меня Его имуществом, искупив через смерть Его Сына, мы можем иметь христианское достоинство и жить с ним в этом мире.
Бог не только сделал нас Своими наследниками, но и дал нам послужить к похвале Его славы. Это означает, что, смотря на нас, Иисус мог отдавать хвалу Богу. Один теолог сказал так: “Иисус Христос – самый великий дар, который Бог дал нам. Также каждый из нас – самое приятное благоухание, которое Иисус отдает Богу”. Как мы отдаем Богу похвалу, хорошо воспитывая агнцев молитвой и словом Бога, Иисус отдает каждого из нас Богу как славу и похвалу. Ой, разве мы – объект славы и хвалы Богу? Как это удивительно!
Стих 13,14 говорит нам, что, хотя мы и стали наследниками Бога, услышав слова спасения, нам нужна вера. Слушать слово и верить – это наша ответственность. В 13-ом стихе важны слова: “слушать”, “уверовать”, “обетовать” и “запечатлеть”. Мы получаем приглашение к изучению Библии и слушаем слово Бога. Если мы слушаем слово Бога и принимаем, к удивлению, в нашей жизни происходит работа спасения. Слушать слово Бога и принимать Иисуса своим Спасителем – именно это вера. Нет другого пути спасать себя от греха и смерти, кроме как принять Иисуса единственным путем. Именно веровать в этот факт – это вера. Как только мы уверовали в Иисуса как своего Спасителя, Святой Дух сразу делает Свое дело – запечатлевает, что мы – дети Бога, что Бог принял нас Своими детьми, что мы получили прощение грехов, что наше имя уже записано в Книге Жизни. Запечатлеть значит делать печать, подтверждение, что Он сделал нас Своим имуществом. Поскольку Святой Дух запечатлел нас Своими любимыми детьми, то теперь Он пребывает в нас, защищает и ведет нас. Также Святой дух всегда напоминает нам, что мы – дети Бога. 2 Кор.1:22 говорит: “Который и запечатлел нас и дал залог Святого Духа в сердца наши”. Мы можем в любом случае верить, что мы – дети Бога, потому что Святой Дух дает нам это убеждение.
Стихи 11-14 рассказывают нам о том, какие духовные благословения Бог дарует всем принявшим Иисуса, несмотря на национальность, звание и пол.
В-четвертых, цель, с какой Бог дал нам духовные благословения. Взгляните на стихи 6 и 14: “В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в возлюбленном … Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его”. Только Бог достоин получить от нас похвалу. Бог дал нам всякое духовное благословение в небесах, дабы все мы похвалили благодать Бога, что Он дал нам все бесплатно. Например, допустим, у нас есть очень богатый отец, у которого нет ни в чем недостатка. Этот отец так возлюбил своего сына, что дал ему все, что ему нужно, всякое благословение. Что нужно такому отцу от сына? Богатства или денег? Для такого отца, на самом деле, ничего не нужно. Такой отец только желает, чтобы его сын осознавал, что все это пришло от отца, и благодарил за это. Бог требует от нас того же. Бог желает, чтобы все мы узнали, что всякое благословение – от Бога, и благодарили и славили Его за это. Поэтому автор послания к Евреям сказал: “Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его” (Евр.13:15). Также в Пс.49:23 говорится так: “Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня”. Когда мы знаем и сердцем принимаем, что все пришло от Бога – моя жизнь, мое здоровье, мое знание – мы можем принести Богу в жертву похвалу, несмотря на насущные трудности.
В заключение: Бог дал нам во Христе всякое духовное благословение в небесах. Во-первых, Он избрал нас и сделал нас Своими детьми. Во-вторых, Он, благодаря Крови Иисуса, бесплатно даровал нам прощение грехов. В-третьих, Он сделал нас наследниками Бога и объектом похвалы для Него. Когда мы глубоко размышляем о духовных благословениях, которыми Бог благословил нас, мы не можем не хвалить Его. Я восхваляю Бога благодати и Бога славы. Давайте принесем нашему Богу жертву хвалы через всю нашу жизнь.