Предисловие к Евангелию от Иоанна
Апостол Иоанн, Один из двенадцати учеников Иисуса, писал это Евангелие с 85-го по 95-ый год нашей эры в Ефесе. В это время Евангелие уже распространялось в Греческом мире. Апостол Иоанн написал это Евангелие для всех народов. Евангелие От Иоанна отличается от других Евангелий по методу написания.
Есть два типа Евангелий. Один называется синоптическими Евангелиями. Это Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки. Они называются синоптическими, потому что их взгляд на Иисуса одинаков. Они видели Иисуса как человека. Матфей видел Иисуса как царя. Марк видел Его слугой. Лука видел Иисуса обычным человеком. Исходя из этого, они шаг за шагом рассматривали Иисуса, и индуктивным методом сделали заключение, что Иисус – Сын Божий. С другой стороны, Иоанн принял дедуктивный метод. Сначала он ставит заглавие: “Иисус – Бог”. Например, ставя такое заглавие: “Иисус – Бог”, в Ин.1:1-4 он упоминает, что Иисус Бог и что Иисус – Бог-Творец. Там сказано: “1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков”. Наилучшим примером стиля Иоанна является, наверное, Ин.1:14. Там сказано: “И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца”.
Размышляя над этим стихом, мы можем понять, что Иисус есть Бог. Но Он оставил Свое царство, славу и власть и праведность Бога, и сошел в этот мир, чтобы спасти людей от их грехов. Его поступок отречения от Своей славы полон благодати и истины. Принцип мира – шаг за шагом взобраться на лестницу успеха. Стремление человека – быть более успешным или более богатым, и этому нет конца. И благодаря этому люди способны терпеть страдания. Размышляя о политике, мы можем сказать, что сегодня мы друзья, но завтра – враги. Размышляя о бизнесе, его философия – стать богаче, истребляя бизнес других и бесчисленных сотрудников терпящих крах компаний.
Однако, наш Господь Иисус – Сын Бога, но Он сошел с Божьего царства. Он также принял облик человека и жил среди нас до Своего славного вознесения. Почему Он пришел в этот мир? Это чтобы умереть на кресте и пролить Свою Кровь, чтобы человек получил прощение, веря в силу Его Крови. То, что Он сошел к нам и стал Словом Божьим, мы называем “воплощением Иисуса”. Одна эта мысль так сильно трогает наше сердце, что мы можем принять Иисуса Сыном Бога.
Далее, что касается цели Иоанна составления Евангелия, то она хорошо объясняется в Ин.20:31: “Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его”. Также Евангелие от Иоанна рассказывает нам о работе Святого Духа. Другие Евангелия не объясняют работу Святого Духа прямо, их объяснения похожи на притчи или аллегории. Но Иоанн объясняет шаг за шагом. Он пишет в философском стиле. Сначала он упоминает общие утверждения, а затем один за другим дает примеры. Поэтому другие Евангелия названы синоптическими, а Евангелие от Иоанна – особым. На самом деле, Евангелие от Иоанна продумано и написано философски. Обычно философские объяснения сложны. Но Иоанн использует главную суть философского метода написания. Он делает общие утверждения и дает одно объяснение за другим, по теме, и приходит к выводу, что Иисус – Сын Бога. Короче говоря, цель Иоанна – представить Иисуса, чтобы мы поверили, что Иисус – Сын Бога, и что мы можем иметь вечную жизнь и быть членами Божьего царства. Иоанн знал, что сомнения приводят человека к умственному расстройству. Сомнение ведет человека на пир сатаны. В конце концов становятся жертвами сатаны и членами сатанинского царства – ада.
Второе, характеристики Евангелия от Иоанна. Изучая синоптические Евангелия, мы узнаем, что есть много притч и иносказаний о вечной жизни, царстве Бога и Святом Духе. Но изучая Евангелие от Иоанна, видим, что Иоанн ясно концентрирует свое учение на том, что Иисус – Сын Бога. Далее, он фокусируется на учении, что Иисус очень ясно и многократно учил о вечной жизни. Также Иисус учил о работе Святого Духа и о Царстве Бога. Короче говоря, Иоанн старается насадить одно слово, “вера”. Другими словами, Иоанн учит нас иметь веру в Сына, а через Него мы имеем вечную жизнь и Царство Бога в наследие. Также в нем чаще всего употреблены слова; жизнь, свет, любовь. Поэтому Евангелие от Иоанна называется Евангелием жизни, Евангелием света и Евангелием любви. Оно дало свет жизни душам многих людей.
Я молюсь, чтобы при помощи изучения Евангелия от Иоанна мы узнали о том, каков Иисус и имели вечную жизнь благодаря вере. Стихи 1-18 1-й главы – это пролог к Евангелию от Иоанна. В прологе автор говорит об Иисусе три вещи, через личное мнение и через свидетельство Иоанна Крестителя. Во-первых, Иисус – Бог-Творец; во-вторых, Иисус – истинный свет; в-третьих, Иисус полон благодати и истины. Особенно в сегодняшнем слове автор Иоанн представляет нам, кем был Иисус первоначально, каков Иисус, который пришел на эту землю. Пусть сейчас Бог благословит нас познать, что Иисус – воплощенный Бог.
ИИСУС ЕСТЬ БОГ
От иоанна 1:1-5
Ключевой стих 1:4:
“В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков”.
Первое, Иисус является первопричиной (1-2). Посмотрите стихи 1,2: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога”. Евангелие от Иоанна начинается с главной предпосылки, что Иисус есть Бог. Первая часть 1-го стиха говорит: “В начале”. Когда мы говорим “сначала”, здесь есть начальный и конечный момент. Но в начале нету начального и конечного момента. В нем нет ни начала, ни конца. По определению Св. Августина, “в начале” означает “в вечности”. Наш Бог был в вечности еще до начала творения.
Прочитаем стихи 1,2: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога”. Для развития своей предпосылки, автор использует силлогизм. Первое, СЛОВО, второе, БОГ, и третье, ОНО. СЛОВО относится к Богу, Который был в начале. ОНО относится к Иисусу, единородному Сыну Бога. Таким образом автор свидетельствует, что Иисус есть Бог. Согласно Иоанну, Слово является первопричиной. Слово представлено как личность через заглавную букву “С”. В греческом языке “Слово” будет “Логос”, что связано с человеческим рассудком или трансцендентным знанием. Для Евреев “Слово” имеет отношение к Богу-Творцу. Псалом 32:6 говорит: “Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их”. В Псалтыре 32:6 говорится: “Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их.” Этот факт показывает нам, что Слово имеет личность. Именно это Слово является Иисусом.(Иоанн 1:14, Откро.19:13) Подобным образом, слова – это то, посредством чего мы выражаем наши мысли и чувства другим. В 1-м стихе “В начале было Слово” – это попытка подчеркнуть, что наш Бог – это Бог, Который разговаривает. Другими словами, наш Бог не безличностный. Наш Бог – личность.
Многих мыслителей интересовало происхождение вселенной: что было первопричиной? Как все появилось, и как безличностные вещи стали личностными существами? Многие предполагали, что первопричиной было что-то безличностное, например воздух, вода, огонь или энергия и т.п. Позже один атеистический ученый сказал, что первопричиной человека была амёба. Из-за этой теории человек, созданный по образу Бога, был низведен до уровня амёбы, на уровень букашки. Противоречие состоит в том, что ни один ученый не мог сказать, как эти безличностные вещи развились в личностные существа. Но Евангелие от Иоанна в стихах 1-2 отвечает на все эти вопросы. Первопричиной был Иисус. Иисус есть Бог.
Второе, Иисус – Бог-Творец (3). Посмотрите на стих 3: “Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть”. Здесь слово “Оно” относится к Иисусу. Этот стих кристально ясно свидетельствует, что Иисус это Бог-Творец. К Колоссянам 1:16 также говорится: “Ибо им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли – все Им для Него создано.” Иисус есть Создатель – Бог. Эта одна предпосылка, “Бог есть Творец”, решает фундаментальную проблему людей. Например, если кто-то скажет “я произошел от своих родителей”, тогда его жизнь – всего лишь случай и шутка или ошибка. И солнце возникли случайно, и я, и вы тоже возникло случайно. Мы стали бы случайно встречающимися существами. Никто не может найти абсолютный смысл жизни без Бога-Творца. Для каждого есть опасность впасть в фатализм, спрашивая: “Зачем я родился? Зачем? Зачем?”. Многие пытаются преодолеть фатализм, став известными и богатыми. Но статистика показывает нам, что на самом деле это не получается. Среди Нобелевских лауреатов многие покончили жизнь самоубийством: Ясунари Кавабата (Япония, 1968 г.), Эрнест Хемингуэй (США, 1954 г.) и многие другие.
Но когда мы верим, что Бог сотворил небо и землю и все, что в них, мы можем гордо сказать: “Я дитя Бога. Бог сотворил меня согласно Своей абсолютной цели. Я пришел от Бога и возвращаюсь к Богу” (Ин.14:1-4). В течение своей жизни я наслаждаюсь Богом, исполняю дело Бога и делаю что-нибудь хорошее для других (Еф.2:10)”. Верою в сотворение можно найти даже смысл существования гор и рек. Если мы спросим у Ниагарского водопада: “Почему ты течешь?” он ответит: “Я теку, потому что Бог сказал мне: теки!” Если мы спросим: “Опавшие листья, почему вы такие печальные?” они ответят: “Потому что Бог сделал нас опавшими листьями”.
Когда мы примем то, что Иисус есть Творец – Бог, мы сможем жить непреходящей жизнью, имеющей абсолютный смысл и цель в Нем.
Примеры: 1) Самуил Ли (Ефес. 2:10; Ибо мы-Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять)
2) Анастасия: (Иоанн 4:25б 26: 25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою)
3) Пойнт
Третье, Иисус – автор жизни (4). Посмотрите стих 4: “В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков”. В стихе 4а фраза “В Нем была жизнь” провозглашает, что Иисус – автор жизни. Многие люди в истории искали источник жизни, но не нашли. Что такое жизнь? Люди много говорят о проявлении жизни. Но они не знают о происхождении и сущности жизни. Жизнь действительно таинственна. Так как дерево имеет жизнь, то когда наступает весна, на мёртвых ветках дерева, появляются почки и распускаются красивые цветы. Так как человек имеет жизнь, он может работать, думать, страдать и любить. Однако, если жизнь закончится, в мгновение ока все движения остановится, все превратится в ничто. Поэтому, чтобы продлить жизнь, люди употребляют хорошие тонизирующие средства и едят витамины и качественную пишу, чтобы быть здоровыми. Они исследует происхождение жизни. Существуют разные гипотезы о происхождении жизни. Например, гипотеза самопроизвольного зарождения, гипотеза формирования организма и т. Д.
Но эти гипотезы всего лишь гипотезы. Они не имеют большего значения. Однако, в Евангелии от Иоанна выясняется, что Иисус – источник жизни. В Иисусе есть жизнь. Эта жизнь является истинной жизнью, вечной жизнью.(1-е Иоанн 5:11) Иисус дал нам свою жизнь на некоторое время, кому на 10, кому на 40, а кому на 70 лет. Поэтому наша жизнь не принадлежит нам; это – жизнь Бога в нас. Тогда какое мое отношение к моей жизни? Я – управляющий моей жизни в Боге. Вера в сотворение решает фундаментальную проблему человека.
Тех, кто не верит в Бога, побеждает дьявол. Управляя ими, дьявол угнетает их. Также дьявол насаждает в их сердца парализующий страх и бесконечные переживания. В 1975 г. в Швейцарии был американский евангелист Пол Литтл. Он радостно служил евангелистом. Но он переживал о будущем своих двух сыновей. Однажды он поехал на пикник в Канаду. По странной случайности, только Пол Литтл погиб в автокатастрофе, оставив свою жену и сыновей. Он переживал за жизнь жены и сыновей, но он не смог отвечать за их жизнь. Мы не можем позаботиться о своей жизни. Наша жизнь – в руках Бога. Бог дает ее или забирает согласно Своему графику (Иов.1:21). Мы являемся лишь управляющими жизни. Мы обязаны приносить плоды, управляя жизнью данной Иисусом. Вот в этом заключается причина, что мы не должны прожигать жизнь. Лишь хозяин жизни Иисус может отвечать за нашу жизнь. Поэтому нам нужно доверить свою жизнь Богу. Также нам нужно доверить Богу жизнь родителей, жизнь семьи. Наша жизнь находится в руках Бога. Бог дал нам жизнь и когда наступит время, он возьмет эту жизнь обратно.
Посмотрите стих 4: “В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков”. 4-й стих подчеркивает, что наша жизнь – не наша, а Божья. Когда в нас есть жизнь Иисуса, мы можем иметь свет человеков. Здесь фраза “свет человеков” имеет духовное значение, что Иисус является смыслом нашей жизни. Без Иисуса у нас не может быть абсолютного смысла жизни. Без Иисуса мы не можем знать, откуда мы пришли и куда мы направляемся. И наш труд под солнцем кажется таким тяжелым и бессмысленным.
Почему многие люди живут бессильной, темной, фаталистической жизнью? В чем заключается основная причина таких жизней? Потому что они прервали связь с источником жизни. Наша жизнь подобно цветкам в вазе. Хотя цветы в вазе красивы, но эти цветы – умирающая жизнь. Чтобы оживить эту умирающую жизнь, мы должны привить ее к дереву, которое может дать силу жизни. Вера означает то, что мы должны быть привить к Иисусу, который есть дерево жизни. Когда наша умирающая жизнь будет связана с вечной жизнью Иисуса, мы получим свет жизни. Тогда наша жизнь наполнится жизненной силой, темный душ, сердца, лицо станут светлым.
Когда Самарянская женщина, одержимая страстью и похотью была привита к Иисусу, ее жизнь совершенно изменилась. Она стала принцессой Царства Божьего. Во мне нет жизни, нет света. Чтобы жить живой жизнью, светлой жизнью, нам необходимо принять свет жизни от Иисуса.
Четвертое, Иисус дает нам власть быть детьми Бога (5). Посмотрите стих 5: “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его”. Здесь свет относится к Иисусу, а тьма – к Его избранному народу и всем народам мира. В этом стихе “объять” имеет значение “победить”. Человеческим взглядом кажется, что в мире господствует тьма. Но это не так. Истинный свет, Иисус, побеждает власть тьмы и приносит окончательную победу. Природа тьмы враждебна свету. Тьма ненавидит свет, потому что свет побеждает тьму. Без Иисуса, без света, все люди находятся под тенью смерти. Все их дела и достижения – напрасны. Это не больше, чем подготовка к тому, чтобы лечь в гроб или отправиться во главе траурной процессии. У тех, кто во тьме, нет никакого направления, потому что в темноте все ходят только на ощупь. Те, кто не знает Иисуса – духовно слепые люди. Но над теми, кто принял Иисуса, сияет небесный свет.
Прочитаем снова стихи 1 и 4:
1 – В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
4 – В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.