head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Славное благовестие блаженного Бога” (1-е Тимофею 1:1-11)

СЛАВНОЕ БЛАГОВЕСТИЕ БЛАЖЕННОГО БОГА

1-е Тимофею 1:1-11

Ключевой стих 11 : "по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено"

Мы начинаем изучение пастырских посланий Апостола Павла Тимофею. Пусть Бог благословит нас и научит жить как божьи люди.

1. Миссия Тимофея

Из стихов 1,2 мы узнаем, кто и кому написал это послание:

1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,

2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.

Автор – Апостол Павел. В каждом своем письме он не устает напоминать о том, что он Апостол, что значит «посланный», и что он стал таковым не по своему желанию, а по повелению Иисуса Христа. Павел не стремился стать лидером христианства, скорее наоборот – он пытался уничтожить христианство и христиан. Но однажды Иисус встретил его по дороге в Дамаск и призвал его к служению. Павел всегда помнил, что это – не его личный проект, а дело Бога. Благодаря этому он мог продолжать исполнять миссию, несмотря ни на что. У него, как и у нас, бывали неприятные периоды в жизни. Не всегда все шло гладко. Иногда он болел, иногда против него поднимали бунт, били камнями, садили в тюрьму. Иногда его оставляли друзья. Иногда его мучили собственные грехи. Но он не сдавался, потому что знал, что не он выбрал себе такой путь, а Бог призвал его. Его надеждой был Иисус. Возможно, вы думаете, что верите в Бога по своему желанию. Но Иисус сказал:

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод

(Иоанна 15:16)

Даже если нас посещают темные мысли, надо помнить, что это — не мой проект, это проект всемогущего Бога. Он призвал меня, а Он не ошибается. Я могу ошибаться, но Он не ошибается никогда. Нам всегда есть в чем раскаиваться, но Бог никогда не раскается, что призвал нас.

Пишет Павел Тимофею, своему ученику. Но он пишет не как начальник подчиненному, а как отец — сыну. Его интерес прежде всего в том, чтобы Тимофей мог быть благополучен и успешен, и чтобы его жизнь наполняли благодать, милость и мир от Бога. Как отец, он желает сыну самого лучшего, и передает самые важные и полезные наставления.

Прочитаем стихи 3,4:

3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному

4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

Павел оставил Тимофея в Ефесе в роли лидера церкви. Из Библии мы знаем, что Тимофей был молодым, немного боязливым и имел слабое здоровье. Но он получил важное задание заботиться о церкви в огромном городе.

Ефес был вторым по величине городом Римской империи. Это древний город с богатой историей, до наших дней дошло много остатков величественных строений тех времен. Во времена Апостолов город был центром еллинистической культуры. Как мы знаем, греки любили философию и ценили красоту. Одной из достопримечательностей города была библиотека, руины которой сохранились до наших дней. (*) Мужчины Ефеса очень часто посещали библиотеку, и казалось, что ефесяне – сплошная интеллигенция. Но есть один момент. Через дорогу от библиотеки находился публичный дом. Из библиотеки туда вел тайный подземный ход. Таким образом, посещая библиотеку, на самом деле мужья ходили изменять своим женам. Это много говорит нам о духовной атмосфере Ефеса и о том, с чем приходилось сталкиваться Тимофею в церкви. Наверняка, у него в церкви было несколько посетителей библиотеки. Они были начитанными и любили сложные размышления. Им нравилось блеснуть своими знаниями перед другими. Им нравилось, когда их знаниями и умом восхищались и когда их цитировали. Им хотелось, чтобы Тимофей тоже цитировал их в своих проповедях. Но их практическая жизнь была лицемерной.

(*)

Они пытались учить других. Чему они учили? Басням и бесконечным родословиям, то есть, теориям, не имеющим ничего общего с реальностью. Каким был плод их учения? Их учение производило споры, а не Божье назидание в вере. Когда мы смиряемся перед словом Бога, стараемся слушаться его, это назидает нас и помогает иметь единство и мир. Но когда мы умничаем, чтобы блеснуть перед другими и заработать авторитет, это автоматически приводит к конфликту интересов, потому что никто не согласен признать другого умнее себя. Есть один Бог, и нам надо превозносить только Его и слушаться Его слова. Поэтому в церкви нельзя учить пустым выдумкам. Церковь существует не ради интересных программ, а для того, чтобы передавать слово Бога. Это не наш проект, это проект Бога.

2. Цель увещания

Как видим, те "некоторые", о которых Павел пишет Тимофею, были не просто прихожанами-ухожанами, но пытались быть лидерами в церкви и учить других. Тимофей тоже был лидером, и тоже должен был учить других. Но ему не надо было конкурировать с этими ребятами, ему надо было стать настоящим духовным лидером. Павел учит его, что в первую очередь лидер должен иметь правильную цель.

Прочитаем стих 5:

5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры

Здесь мы имеем три пункта: чистосердечную любовь, добрую совесть и нелицемерную веру.

Любовь означает, что у того, кто увещает других, главный интерес – не своя личная польза, а польза для того человека, которого он увещает. Мама, которая любит своего ребенка, делает очень простые прозаичные вещи: меняет памперс, купает, учит говорить, ходить на горшок, умываться и чистить зубы, читать и писать, учит, как вести себя среди людей и в семье, одним словом, дает ему все, что ему нужно будет в жизни. Даже если ребенку интереснее смотреть мультики, чем делать уроки, мама заставит его делать уроки, потому что это полезнее для него. Мама знает, какие проблемы у ребенка в данный момент, и старается адекватно реагировать. Отношение духовного лидера должно быть именно таким.

Добрая совесть – это способность различать добро и зло. (*) Не просто различать, но держаться от греха подальше, а к добру поближе. Библия называет таких людей совершенными (Евр.5:14). Сам Павел всегда старался иметь добрую совесть (Деян.24:16). К сожалению, у многих совесть испорчена и не бьет тревогу в случае плохих поступков или замыслов. Их совесть позволяет обманывать, хитрить и предавать, и многое другое. Павел говорит, что такие люди потерпели кораблекрушение в вере (19). Нам надо просить Бога, чтобы исцелял нашу совесть.

Нелицемерная вера – значит, увещающий должен сам верить в то, что говорит. Если я учу другого, но сам не поступаю так, как учу, то это лицемерная вера, только видимость веры. Такое увещание не имеет силы и не принесет пользы. Говорить надо то, в чем сам убедился и принял.

Что происходит, если не иметь правильную цель? Прочитаем стихи 6,7:

6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,

7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

Слова человека, имеющего неправильную цель, становятся пустыми и бесполезными. Он сам не понимает темы разговора и говорит утверждения, о которых серьезно не задумывался. Как пример можно привести популистов среди политиков, которые выступают очень напористо и эффектно, но не способны вписаться в бюджет. Критиканы в Фейсбуке на словах знают, как быстро навести порядок в стране. Но на практике с трудом могут навести порядок в своей квартире. В церкви так же: человек, который сам не стремится отвергать грех и слушаться Бога, становится просто критиканом, неспособным ни на что полезное. Давайте жить и поступать так, чтобы наши слова не были пустыми.

3. Бесславные грехи и славное благовестие

Прочитаем стихи 8-11:

8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,

9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,

10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,

11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

Павел противопоставляет пустой болтовне абсолютно четкое Божье послание о грехе и покаянии. Закон Бог дал не для того, чтобы о нем разглагольствовать или осуждать друг друга, а чтобы дать людям понятие о грехе. Прежде, чем учить других, необходимо самому раскаяться и оставить грех. Это и есть законное употребление закона.

Здесь Павел приводит список тех дел, которые были очевидным грехом в глазах его современников. В этом списке есть пункты, которые в наше время пытаются исключить из списка грехов и занести в список прав человека. Но слово Бога предупреждает о них не потому, что Бог желает ограничить права человека, а потому, что Бог знает о последствиях. Грех разрушает человека физически, психологически и духовно. Он ведет к вечному отделению от Бога в аду.

Обратите внимание на окончание 10-го стиха:

… и для всего, что противно здравому учению

Здесь говорится не просто о "правильном" учении, но о "здравом". Здравое – это то, что приводит к здоровой жизни. Если не заботиться о своем здоровье, невозможно сохранить его. Если желаешь быть здоровым, надо как-то ограничивать свои желания и следовать определенным принципам. Так и в духовной жизни. Жизнь по своим желаниям делает человека бесполезным для себя и для других. Иисус сказал:

из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека

(Матфея 15:19,20)

Но закон не спасает нас, он только указывает на наши грешные желания, мысли и дела. Закон стал для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам оправдаться верою в Него. Иисус Христос дает спасение погибшему грешнику, потому что Он купил это спасение своей смертью. Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха и дает силу противостать дьяволу.

Если человек не следует здравому учению, внешне это может быть малозаметно. До определенного времени. Но, в конце концов, это проявляется. Можно делать вид, что ходишь в библиотеку за знаниями, но на самом деле иметь скрытый подземный ход ко греху. Это не проходит просто так. Что посеет человек, то и пожнет.

Здравое учение Библии говорит: раскайся! Оно хранит нас от хитрости, эгоизма, вредных зависимостей. Оно помогает нам стать духовно здоровыми и полезными людьми, источником благословения для тех, кто нас окружает.

Прочитаем еще раз стих 11:

11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

В противовес грешному образу жизни, Павел говорит о славном благовестии, которое нам дал Бог. Какое благовестие дал нам Бог? Славное! Это очень сильное слово, и Павел неспроста выбрал именно его. Когда мы слышим слово "славное", мы чувствуем "Wow-эффект". Мы понимаем, что это – что-то особенное и невыразимо прекрасное. Я бы хотел поговорить о двух вещах: 1) в чем заключается благовестие; 2) почему оно славное.

1) Благовестие очень просто. Павел кратко изложил его в 1Кор.15:

3 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,

5 и что явился Кифе, потом двенадцати;

6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;

7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;

8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.

Христос искупил наши грехи Своей смертью, чтобы избавить от осуждения. Теперь можно сложить оружие и сдаться в руки Бога, потому что крест Иисуса гарантирует нам жизнь и безопасность. Иисус воскрес и явился многим людям, и это изменило их жизнь. Он изменил жизнь Павла. Он изменил мою жизнь. Он изменяет жизнь каждого, кто встречает Его. В этом – вся благая весть. Очень просто, поэтому доступно каждому. Можно прямо сейчас принять и наслаждаться тем, как Бог действует и производит исцеление и чудные изменения.

2) Почему благовестие славное. Слово "слава" означает "показать всем, чтобы все знали". Евангелие славное, потому что оно что-то показывает. Оно показывает нам святость и любовь Бога. Мы уже видели, как ужасны проявления грешной природы человека. Но когда мы принимаем благовестие Иисуса Христа, внутри нас поселяется Святой Дух, и в нас начинает проявляться образ Бога: честность, неиспорченность, мир, радость, любовь. Бог изменяет постыдную жизнь в слфгавную. Писание говорит:

чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире

(Фил.2:15)

Когда все вокруг грешат, а мы нет, когда все обманывают, а мы поступаем честно, все предают, а мы остаемся верными — это прославляет Бога. Это сияет ярче, чем звезды, потому что это показывает характер нашего Бога.

До того, как я встретил Иисуса, моя жизнь была искажена грехом. Главными были две проблемы: развращенность и чувство ненужности. Моя жизнь была противна мне самому. Но Иисус явился мне и начал процесс исцеления. Он очистил мои мысли и желания и продолжает делать это. Он восстанавливает мою добрую совесть и учит любви и вере, трудолюбию и ответственности.

Нам нужно не иное, интересное и сложное учение. Нам нужна реальная Божья сила, способная изменить нас и явить в нашей жизни Божью славу. Эта сила заключена в благовестии, которое Бог вверил нам. Давайте жить верой в благовестие и давайте учить других, пока Бог не явит свою прекрасную славу.

Еще раз прочитаем ключевой стих:

по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

(п. Ной)