ЛБК 2010: Проповедь “Дар Божий: прощение” (От Марка 15:1-39)
ДАР БОЖИЙ: ПРОЩЕНИЕ
От Марка 15:1-39
Ключевой стих 15:34 : "В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"
В 1935 г. при Сталине в Советском Союзе начались массовые репрессии. Миллионы людей были несправедливо осуждены, расстреляны, отправлены в ссылки и лагеря. Когда все это творилось, у них был главный вопрос: <За что?> Когда мы видим страдания других или страдаем сами, то также спрашиваем себя: <За что? Почему?> В сегодняшнем отрывке мы читаем о невыносимых страданиях Иисуса Христа. Я молюсь, чтобы Бог отрыл наши духовные глаза увидеть причину суда над Иисусом, Его страданий и смерти.
Первое, Иисус был судим (1-15). Иисуса арестовали ночью. Рано утром первосвященники со старейшинами и книжниками собрались на суд и вынесли Иисусу смертный приговор. Суд был молниеносным, его заказной характер был очевиден. Тут же утром они связали Иисуса и отправили к Пилату для согласования с ним смертного приговора. Они ненавидели Иисуса и спешили избавиться от Него. На Синедрионе они обвинили Его в богохульстве, но хорошо понимали, что Пилат никогда не утвердит смертного приговора за богохульство. Поэтому перед Пилатом они изменили свои показания, и обвинили Иисуса в том, что тот называл себя Царем Иудейским и запрещал давать подати. Пилат посмотрел на Иисуса. Перед ним стоял Человек без политической власти, без армии, горстка Его последователей разбежалась. Он был избит и окровавлен – какой Он царь? Пилат насмешливо спросил: <Ты Царь Иудейский?> Но Иисус ответил утвердительно: <Ты говоришь>. В Евангелии от Иоанна записан их разговор, где Иисус рассказал Пилату о Своем царстве. Его Царство не от мира сего, это Царство истины. Пилат понял, что Иисус не представляет никакой политической угрозы и не заслуживает смерти. Но первосвященники продолжали обвинять Его во многом. Пилат удивился, что Иисус молчит и не защищает Себя. Пилат думал, что он решает судьбу Иисуса, что от него зависит, убить Его или помиловать. Но Иисус продолжал молчать, Он не защищал Себя и не умолял Пилата помиловать Его. Почему Иисус молчал? Он молчал, потому что знал волю Бога в Его жизни и следовал ей. Он знал, что не первосвященники и не Пилат решают Его будущее. Он знал, что Его жизнь находится в руках Бога, что воля Бога – это Его заместительная смерть на кресте за человеческие грехи.
Пилат знал, что Иисус не виновен и должен был отпустить Его. Он не хотел предавать Иисуса смерти. Но он боялся народных волнений, которые могли поднять первосвященники, если он не утвердит их смертный приговор Иисусу. Слухи об этих волнениях дойдут до кесаря, станут говорить, что Пилат не справляется со своими обязанностями правителя, и это могло плохо повлиять на его карьеру. А свой карьерой он дорожил. Поэтому он искал как отпустить Иисуса, но при этом не допустить беспорядков. На всякий праздник он отпускал им одного узника, о котором просили, показывая свое великодушие. И в этот раз в канун приближающего праздника Пасхи народ начал требовать от него этого. В то время узников было двое: некто Варрава, посаженный за мятеж и убийство, и Иисус. И Пилат решил пойти на хитрость: он освободит Иисуса, но не потому, что Он невиновен, а потому что Его освобождения потребует народ. Он был уверен, что люди выберут освободить Иисуса, Который не сделал никакого зла, а не бандита Варраву. Он спросил народ: <Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?> (9) В стихе 10 написано: <Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти>. Первосвященники были пожилыми уважаемыми служителями. Они выглядели как святые слуги Бога. Но внутри они были съедаемы завистью к Иисусу. Они не смогли победить свою зависть, поэтому арестовали Иисуса и осудили насмерть. Зависть – это серьезный грех, из-за которого был распят Иисус.
Замысел Пилата не сработал. Первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варраву. Пилат спросил: <Что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?> Люди, возбуждаемые первосвященниками, начали кричать: <Распни Его!> Люди кричали <Распни Его!> из-за духовного невежества. Они даже не разобрались, за что требуют распять Иисуса. Также грех толпы – ее эгоизм. Когда Иисус входил в Иерусалим, они радостно приветствовали Его, восклицая: <Осанна! Осанна!> Но когда они поняли, что Иисус не даст им больше ничего, они охладели к Нему и кричали <Распни Его!> Эгоизм – это серьезный грех, из-за которого был распят Иисус.
В стихе 15 говорится: <Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие>. В конце концов Пилат уступил первосвященникам. Внешне он выглядел сильным и смелым правителем, который никого и ничего не боится. Но на самом деле внутри он боялся: боялся за свою жизнь, свою карьеру, свое будущее. Он не хотел быть плохим человеком. А кто хочет быть плохим? Но из-за того, что он боялся что-то потерять, он предал Иисуса на распятие. В наше время многие знают, что Иисус – это истина. Они также знают, что если последуют за Иисусом, то им придется что-то потерять – уважение сверстников, комфортную жизнь, грешные удовольствия. Они оказываются раздвоенными между истиной и своим эгоизмом. Нам нужно стать на сторону истины, потому что из-за эгоизма был распят Иисус.
Когда мы читаем о суде над Иисусом и вынесенном приговоре, то у нас холодеет сердце – как все было несправедливо и лицемерно! Почему Бог допустил, чтобы завистливые, злые и эгоистичные люди судили Иисуса? Иисуса судили вместо нас. Суд и приговор над Иисусом были несправедливыми, потому что Иисуса судили не за грехи, а за наши грехи. После смерти каждого человека ожидает справедливый суд Бога. Каждый будет стоять перед святым Богом, Который видит его насквозь, и знает каждое тайное дело, каждое слово и каждую мысль. Никто не сможет оправдаться перед праведным Богом, и обречен на праведный приговор – вечные мучения в аду. Иисус был судим вместо нас и взял наш приговор на Себя. Иисус сказал: <Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь> (Ин.5:24).
Второе, Иисус был осмеян воинами (16-20). После объявления приговора Иисус был предан воинам для его исполнения. Но воины не сразу приступили к исполнению приговора. Сперва они захотели поразвлечься и начали издеваться над Иисусом. Они собрали весь полк. Они одели Иисуса в багряницу, которую носили цари – ведь Он царь! Они сплели терновый венец и возложили на Его голову – у царя должна быть корона! Они приветствовали Его: <радуйся, Царь Иудейский!> – царя нужно торжественно приветствовать! Затем они били Его по голове тростью, терновые колючки больно вонзались в голову, кровь текла по лицу, они плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Воины были жестокими и бессердечными. Иисус был осмеян вместо нас – это мы были достойны всякого осмеяния из-за наших постыдных грехов. Я испытал это когда страдал из-за грехов похоти и развращенных мыслей. Я боялся раскаиваться – это было так стыдно, я боялся насмешек. Но когда я раскаялся, то испытал мир в сердце, потому что Иисус взял мой стыд и насмешки на Себя.
Третье, Иисус нес крест страданий (21-29). Вдоволь насмеявшись над Иисусом, воины повели Его на распятие. Они сняли с Него багряницу, одели в собственные одежды. На Его спину возложили тяжелый крест. Изможденный от бессонной ночи, побоев и издевательств Иисус с трудом нес его. Он делал несколько шагов, падал, потом поднимался, делал несколько шагов и снова падал. Иисус нес крест наших грехов. Видя измождение Иисуса, воины заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. Так они пришли на Голгофу. Иисусу дали вино со смирною – легкий наркотик, который затуманивал разум и притуплял боль страданий. Но Иисус не принял – Он решил испить полную чашу страданий за наши грехи. В стихе 25 говорится: <Был час третий, и распяли Его>. Иисуса положили на крест, руки и ноги прибили большими гвоздями и поставили крест вертикально. Тело Иисуса пронзила смертельная боль. Он терпел невыносимые муки за наши грехи. С Ним распяли двух разбойников – одного по правую, а другого по левую сторону. Этим Иисус был причислен к разбойникам. Он был безгрешным Сыном Бога, но умирал как разбойник за наши грехи.
Четвертое, Иисус не спас Себя (29-32). Проходящие злословили Его, говоря: <Э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста>. Первосвященники и книжники насмехались также. Для эгоистичных людей, которые любят себя, свое удобство и комфорт, так естественно сходить с креста. Большинство людей ищет легкий путь в жизни, без креста, без страдания, без боли. Я заметил, что часто схожу с креста: когда нужно глубоко размышлять над словом Бога, раскаиваться и готовить проповедь, я убегаю смотреть телевизор или играть в шахматы, когда нужно молиться я сплю. Иисус мог сойти со креста. Но Иисус не сошел со креста и не спас Себя. Почему? Чтобы спасти нас от наших грехов.
Пятое, Иисус был оставлен Богом (33-39). Иисуса распяли в третьем часу – в 9 утра по нашему времени. В 12 часов настала тьма по всей земле и продолжалась три часа. Затем Иисус возопил громким голосом: <Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?> Это был крик ужаса от того, что Сам Бог оставил Его. До этого времени Иисус пережил много физических и духовных страданий – предательство Иуды, несправедливый суд на синедрионе и Пилата, издевательства солдат и нечеловеческие страдания на кресте. Но осознание того, что Бог пребывает с Ним, помогало Иисусу молча переносить их. Но на кресте Бог оставил Иисуса. Бог оставил Иисуса, потому что возложил на Него все человеческие грехи, прошлые, настоящие и будущие, и излил на Него Свой праведный гнев. Конечно, Иисус знал, что через три дня Бог воскресит Его из мертвых, и Он снова будет с Ним в Его Царстве. Но даже кратковременная разлука с Отцом была так мучительна для Него. Иисус пошел даже на то, чтобы быть оставленным Богом, чтобы спасти нас от наших грехов.
Крест Иисуса показывает греховность человека. Петр отрекся от Иисуса из-за страха, первосвященники предали из зависти, Пилат осудил из-за эгоизма, толпа кричала <распни Его!> из-за невежества, воины насмеялись над Иисусом из-за своей жестокости. Здесь видна всеобщая испорченность и греховность человечества. Иисус был распят 2000 лет назад. Но мы также приговорили Его к смерти, мы были в толпе, которая кричала <распни Его!>, он страдал из-за нашего эгоизма и страха.
Крест Иисуса показывает Божью святость. Святой Бог ненавидит грех и будет строго судить грешников. Он показал Свою святость во время всемирного потопа, на городах Содом и Гоморра. На последнем суде святой Бога будет также судить грех. В наше время люди грешат не задумываясь. Они не верят, что добрый Бог будет строго судить грешников. Грех кажется им сладким, приятным и невинным развлечением. Но святой Бог будет судить грешников, Его суд будет страшным.
Крест Иисуса также показывает любовь Бога. Бог ненавидит грех и будет судить грех, но Он любит грешников. По Своей любви Он решил спасти грешников от греха. Но никто не мог понести грехи вместо нас, потому что каждый — сам грешник. Был только один безгрешный и святой — это Иисус, единственный Сын Божий. И Бог по Своей любви послал Его спасти нас от наших грехов. Такова любовь Бога — жертвенная, прощающая. Страдания Иисуса действительно ужасны, но благодаря им, Бог дарует нам прощение грехов. Когда я верую и принимаю в Свое сердце то, что Иисус был судим вместо меня, страдал и умер за мои грехи, я получаю Божье прощение, и кровь Иисуса, пролитая на кресте, исцеляет мое сердце от всякого греха. В нашем сердце есть раны, причиненные грехом, возможно, они накапливались годами. Все, что нам нужно сделать – это открыть свое сердце и принять Божье прощение. Зачем дальше мучиться из-за развращенности, эгоизма, страха, ненависти? Давайте придем к Иисусу, принесем Ему свои раны и грехи в покаянии, получим Его прощение и начнем новую жизнь! Не нужно ожесточать свое сердце, нужно прийти к Иисусу, любовь Бога трогает даже самые жесткие сердца. Взгляните на стих 39: <Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий>. Смерть Иисуса тронула сердце даже жесткого солдата! Этот человек был далек от религии. Он много воевал и дослужился до чина сотника. Он видел много смертей, казнил многих людей, и смотрел на их смерть спокойно. Но смерть Иисуса была особенной. Он не проклинал Своих врагов и мучителей перед смертью, Он знал ради чего Он страдает и умирает. Внезапно небесный свет озарил сотника. Он понял, что Иисус – не обычный человек, а Сын Бога, Который взял на Себя грехи мира. Сотник не мог противиться силе Божьей любви и прощения. Его жесткое сердце смягчилось, на глазах выступили слезы. Он исповедал: <истинно Человек Сей был Сын Божий>.
Я пришел к Богу на 1-ом курсе университета, но долгое время не считал себя полностью испорченным грешником, не знал любви Бога, Его благодати прощения. Поэтому, хотя внешне я старался вести правильную жизнь, я не имел силы победить грехи и жил в грехах. Я запутался в вопросе брака, и сам не знал, что хочу, зависел от других материально, думая, что они должны мне помогать, много жаловался на жизнь, завидовал богатым, требовал признания в церкви, и обижался, когда не получал своего, осуждал и критиковал своих сотрудников. Когда я осознал свои грехи, мне казалось, что Бог должен оставить меня. Но в то время я получил слово Ис.49:14,15: <А Сион говорил: "оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!" Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя>. Через это слово я осознал любовь Бога, которая выше любви матери. Я понял, что Иисус знал обо мне все, уже тогда, 2000 лет назад, но все равно любил меня, и страдал на кресте для моего прощения. Он страдал, чтобы я больше не мучился из-за своих грехов, но отдал их Ему, а сам жил новой жизнью, свободной от власти греха. Я не мог понять эту великую любовь Бога, но я принял жертву Иисуса. Сила крови Иисуса, пролитой на кресте за меня, исцелила раны греха, избавила меня от власти похоти, жалоб, зависимости от других и я начал новую жизнь в благодати Бога.
В этом слове мы узнали о суде над Иисусом, Его ужасных страданиях и смерти. Иисус страдал не потому что был преступником. Иисус был судим и страдал за наши грехи. Его страдания ужасны, но они несут нам прощение Бога и новую жизнь. Давайте примем Его дар прощения! Аминь.
п. Яков