ВБК 2016: Проповедь “Ныне же будешь со Мною в раю” (От Луки 23:33-49)
НЫНЕ ЖЕ БУДЕШЬ СО МНОЮ В РАЮ
От Луки 23:33-49
Ключевой стих 43 : "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю"
Сегодня мы слышали о том, что такое грех и почему он так страшен. Также слышали о том, что Бог призывает нас прийти к Нему и решить проблему греха. И слава Богу, мы можем это сделать через крест Иисуса Христа.
Когда я готовил эту проповедь, я целенаправленно пересматривал картины всех известных мне художников. И знаете, что я обнаружил? Мне не удалось найти ни одного, кто не обратился бы к теме распятия Иисуса Христа. Рембрандт, Тициан, Босх, Дега, Сальвадор Дали. Удивительно, даже такие, казалось бы, очень далекие от христианства художники, как Поль Гоген, Пикассо и Мунк – тоже обращались к теме Христа распятого. Знаете почему? Потому что в этом мире нет ничего более притягательного и таинственного, чем крест Иисуса Христа. Потому что крест Иисуса – это фокус мировой истории, в котором слились воедино ужасные страдания и, одновременно, торжество победы над грехом.
Это картина Николая Ге. «Распятие» Ге переписывал десять лет. Рисовал, а потом полностью все стирал и начинал сначала. И так 19 раз. Художник мучился, терзался сомнениями, временами находился в страшном смятении духа, говорил: "Я долго думал, зачем нужно Распятие? Для возбуждения жалости и сострадания оно не нужно… Распятие нужно, чтобы осознать и почувствовать, что Христос умер за меня".
О кресте Иисуса мы и будем сегодня говорить. Но прежде, помолимся.
Посмотрите на стих 33-й:
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
Отрывок, который мы читали перед проповедью, сразу же начинается со сцены казни Иисуса Христа и двоих преступников. Я думаю, в Украине нет человека, который не слышал бы об Иисусе Христе и о тех чудесах, которые Он делал: ходил по воде, воскрешал мертвых, открывал уши глухим, возвращал зрение слепым. А теперь Иисуса приговорили к смерти. Кажется, абсурд. Но свет Иисуса был слишком ярким в той тьме, которая царила вокруг.
Всех троих осужденных распяли. При распятии руки и ноги жертвы прибивали к кресту. Это причиняло страшную боль, поскольку гвозди проходили через нервные центры. Однако этого было недостаточно, чтобы умереть. А потому осужденный умирал от жажды, удушья и постоянной нечеловеческой боли, от которой распятые часто сходили с ума. Именно к такой казни приговорили Иисуса.
Место под названием Лобное. В центре распинают Иисуса. По бокам двоих преступников. Внизу стоит толпа. Всего несколько дней назад эти люди боготворили Иисуса, постилая перед Ним одежды и пальмовые ветви при въезде в Иерусалим. Они ловили каждое Его слово. Они криками приветствовали очередное исцеление. Однако, сейчас эти люди стояли у креста, и смеялись, глядя на Иисуса. Также у креста была другая категория людей – воины. Они подходили к Иисусу и давали Ему уксус. Это было жестокое издевательство: дать уксус тому, кто и так страдает от жажды. Рядом были распяты преступники. Один из них не прекращал поливать Иисуса грязью, даже будучи сам распятым на кресте.
Все вместе это создавало ужасную, подавляющую всякую волю атмосферу. Чего можно было бы ожидать от любого человека в такой ситуации? Как минимум, проклятий в адрес своих мучителей. Или хотя бы какого-то патетичного крика в виде лозунга: “Свобода!”, как кричал главный герой в фильме “Храброе сердце”. Однако, вместо этого мы слышим слова Иисуса: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
Иисус умирал и говорил то, что было у Него на сердце. И в этих словах заключался самый смысл Его миссии – принести людям прощение Небесного Отца. Ради этого Он и умирал. Кто-то спросит: “Неужели нельзя было иначе?”. Нет, нельзя.
Библия говорит, что Бог является Судьей этого мира и будет судить каждого человека по его поступкам. И каждый человек, который хоть раз согрешил, получит обвинительный приговор на Последнем Суде. И это очень страшно! Потому что такой человек пойдет в ад.
Ад – это не сковородки, в которых жарят грешников. Ад – это совсем другое. Я думаю, у каждого человека, даже самого сильного, в жизни был момент полного отчаяния и ужасающей, смертельной тоски, когда просто хочется разодрать себе грудь и вырвать страдающее от боли сердце. Может, кто-то предал вас. Или вы пережили смерть близкого человека. Или вы смотрели на свою жизнь и понимали: я просто ничего не могу изменить в этой ситуации. В такие моменты душа разрывается от боли и слезы не дают никакого облегчения. А теперь представьте, что это продолжается вечно. Эта боль, терзающая душу, которая никогда не заканчивается. Это и есть ад. Библия говорит о нем так: там будет плач и скрежет зубов. Ад – это место, где страдания продолжаются вечно и нет никакой возможности их прекратить.
Если ад – это так страшно, почему же Бог не может простить наш грех? Ведь, как говорят, Он любит нас. Да, мы грешники. Но мы же никого не убивали! Так думаем мы, разделяя грехи на большие и маленькие. Но для Бога нет никакой разницы, какой грех совершил человек. Для Него важно другое: если ты нарушил закон, ты должен понести наказание. И хотя Бог действительно любит каждого человека, но справедливость Он ставит выше личных чувств. Что бы вы сказали о судье, который одних преступников судит, а других отпускает на свободу по каким-то своим соображениям? Бог не такой! Он абсолютно справедливый Судья, Которого невозможно подкупить. А это значит, что приговор должен быть приведен в исполнение. Грешник должен быть осужден на вечные страдания в аду.
Страшно еще и то, что у греха нет срока давности. В уголовном праве некоторые дела закрывают, потому что они со временем становятся уже неактуальными. К примеру, Гитлера официально искали до 86-го года, когда ему должно было исполниться 100 лет. Искать дальше было бессмысленно. И дело закрыли за сроком давности. Но с грехом не так. Если вы хотя бы раз согрешили, вы понесете за это наказание. И вам не поможет то, что это было сделано очень давно и по глупости. Мы не можем избавиться от своих грехов. С каждым годом их всё больше, и они всё сильнее и сильнее тянут нас в вечную погибель. Что делать в этой ситуации? К кому бежать и что делать?
И кажется, у человека нет выхода, как только умереть и пойти в ад. Но действительно, Божья любовь – она превосходит все границы. Иоанна 3:16 говорит:
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан.3:16)
Единственный выход из сложившейся ситуации был в том, чтобы кто-то другой понес наше наказание вместо нас. Кто-то другой уплатил цену за преступление, цену за грех. Кто-то другой, безгрешный, умер вместо грешника и сошел вместо него в ад. И этим другим абсолютно добровольно стал Иисус Христос, Сын Божий. Иисус заплатил на кресте ту цену, которую должны были заплатить мы!
Толпа внизу думала, что Иисус всецело в ее власти. Они глумились над Иисусом и говорили: других спасал; пусть спасет Себя Самого. Но ирония заключалась в том, что Иисус, действительно, мог сойти с креста и прекратить Свои страдания. И если бы только Он это сделал – всякая надежда для нас с вами была бы потеряна. Но Иисус не сошел с креста. Он сильно страдал, но завершил то, для чего пришел – и подарил нам спасение от вечных страданий.
Был рядом с Иисусом и еще один человек. Он назван злодеем, потому что нарушил закон. Мы не знаем, что именно он сделал, но он сам говорит, что его казнь – это дело заслуженное. Этот человек был уже одной ногой в аду. Даже люди осудили его. Чего ему было ждать перед Лицом абсолютно Святого Бога?! Никакой, даже малейшей надежды на оправдание. И вот, этот человек говорит Иисусу удивительные слова: “помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!”. Кто мог понять значение этих слов? Что значило это? Разве слова могут избавить от ада, если все богатства этого мира не способны этого сделать?! Удивительно, но в ответ он услышал такие слова Иисуса: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
В одну минуту вся судьба этого разбойника развернулась на 180 градусов. Только что его ждали вечные мучения. А теперь он идет в рай! Что такое рай? Рай – это не место. Его не найти на карте мира. Рай – это восстановленные отношения с Богом. Когда человек может прийти к Богу, к Тому, Кто сотворил его – вот это и есть рай. Рай – это утешение навсегда той боли, которая царит в аду.
Разбойник, видимо, раскаивался в том, что совершил. И как часто люди останавливаются именно на этом моменте: “Я жалею, что сделал это”. Но раскаяться – это еще не означает получить прощение от Бога. Мало просто раскаяться в своих грехах или пожалеть о чем-то. Необходимо, как разбойник, прийти к Иисусу и найти прощение у Его креста. И только тогда мы можем услышать слова: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Кто-то спросит: неужели так просто? Да, именно так просто! Простое обращение к Иисусу, всего несколько слов – и вы меняете ад на рай. Это подарок с Небес. Подарок от Иисуса для каждого человека. Подарок, который стоил Иисусу неимоверных страданий на кресте!
Посмотрите на стихи 44-45:
44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
Казалось, что сама природа более не в состоянии смотреть на страдания Сына Божьего. Это была настолько сильная сцена, что грубый римский сотник, видевший сотни смертей, как написано: прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. Однажды Иисус сказал в пророчестве о Своем распятии так: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Иоан.12:32). Он Сам предсказал притягательную силу Креста и сотник был первым плодом этого. Крест, как ничто другое, заставил Его увидеть величие Иисуса.
Крест Иисуса – это единственный мост, связывающий Святого Бога и грешного человека. Нет никакого другого пути. Ни один другой человек, ни святые, ни ангелы, ни деньги – ничто не может преодолеть пропасть, отделяющую Бога от грешника. Только жертва Иисуса на кресте. Иисус прожил яркую жизнь и сделал много добра. Он учил людей хорошим вещам. Но! Оправдание перед Богом-Отцом не может прийти ни через Его жизнь, ни через Его учение. Только через жертву Иисуса на кресте.
45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
На первый взгляд, то что завеса в храме раздралась по средине, говорит о силе землетрясения, которое поколебало стены Иерусалима в момент смерти Иисуса. Однако, здесь намного больше. Завеса, о которой идет речь, отгораживала в храме Святое Святых, куда никто не мог войти, кроме лишь первосвященника, окропленного кровью животных и то, только раз в год. Завеса – это было то, что отделяло Бога от людей. До этого времени Бог был далек и скрыт, и никто не знал, каков Он.
Но когда Иисус умер, завеса в храме разодралась прямо по середине. Не скраю, но по центру. Так что восстановить ее уже было нельзя и открылся вход во Святое Святых каждому человеку. И теперь, благодаря смерти на кресте Иисуса Христа, каждому человеку открылась возможность примириться с Богом. И первый шаг в этом примирении сделал Сам Бог, придя в образе человека и умерев на кресте. Крест Иисуса – это протянутая к тебе рука с Небес. Примешь ли ты ее? Ответишь ли ты Иисусу?
***
Крест Иисуса. Нет ничего более сильного и удивительного. В нем сошлись страдания, боль и великая надежда. Крест Иисуса отделяет рай от ада. Крест – это самое удивительное и загадочное, что есть в этом мире. Крест – это камень преткновения для его противников. Не так давно арабские шейхи заплатили 150 млн. долларов футбольному клубу “Барселона”, чтобы они только убрали изображение креста со своего герба. Мадридский “Реал” за то же самое получил контракт на строительство в 1 млрд. долларов! Вот так оценивают крест его противники.
Лично я впервые встретился с крестом Иисуса в виде латунного распятия, непонятно каким образом оказавшегося в нашей комнате в общежитии. Это было еще советское время, а мой отец был партийным. Потому, оглядываясь назад, я не понимаю, что делал Иисус в нашей комнате. Мое внимание, тогда еще совсем маленького, приковала фигура страдающего человека на кресте. На мой вопрос, кто это, мама ответила: что это человек, который страдал за других. Тогда я не мог это понять. Как может кто-то страдать за кого-то? А главное – зачем? Вопрос, который повис в воздухе.
Прошло много лет. И однажды я обратился со словами молитвы к Иисусу. Тогда я услышал, что грех – это большая проблема и он тянет меня в ад. Я не чувствовал себя великим грешником. Меня хорошо воспитывали, так что я ни ругался, ни курил, ни пил и отлично учился в школе. Но я понимал, что независимо от этого – я всё-равно грешник перед Богом. Не важно какой: великий или нет. Раз грешник – значит иду в ад. И тогда я решил: я должен покаяться в своих грехах и отдать их Иисусу. Если ответ на вопрос, где я проведу вечность, зависит всего лишь от двух минут моей молитвы, то я буду последним глупцом, если не потрачу эти две минуты, получив взамен вечность.
Сейчас, когда я смотрю на крест Иисуса, я вижу бесконечную милость Бога ко мне. Ведь если бы не Он, где бы я был сейчас и что ожидало меня в будущем? Всей Своей жизнью Иисус говорит: “Я Бог и Я пришел, чтобы помочь тебе. Я пришел, чтобы вернуть тебе потерянный рай. Веришь ли ты?”. Разбойник сказал: “Верю”. Сотник сказал: “Верю”. Я говорю: “Верю”. Вопрос теперь за тобой: “Веришь ли ты, что Иисус пришел, чтобы умереть за тебя на кресте?”. И если веришь, сделай тогда последний шаг, который тебе остался. Вслед за разбойником обратись к Иисусу. И ты никогда не пожалеешь об этом шаге, потому что обретешь вечность и отношения с Богом. Аминь.
(п. Ярослав)