ВБК 2015: Проповедь “Ныне же будешь со Мною в раю” ( От Луки 23:26-56 )
НЫНЕ ЖЕ БУДЕШЬ СО МНОЮ В РАЮ
От Луки 23:26-56
Ключевой стих 43 : "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю"
В начале конференции, мы узнали, что Бог сотворил человека хорошим. Бог оценил человека: «вот, хорошо весьма». Человек был создан для прекрасной жизни с Богом в раю. Но человек разрушил отношения с Богом. Грех поломал человеческую природу. Теперь каждый из нас воюет против Бога. Грех поломал нашу природу и теперь вместо правды, мы обманываем, вместо того, чтобы любить, хотим использовать другого человека, вместо чистоты ищем похоти, вместо того, чтобы благодарить, постоянно жалуемся. Сейчас, во время войны, очень явно видно испорченность человеческого сердца. Одни люди рискуют жизнями, другие развлекаются в ночных клубах. Одни жертвуют последними деньгами, другие жалуются, что из-за изменения курса доллара не могут поехать на курорт, как в прошлом году. Одни дети плетут маскировочные сети, а другие ссорятся с родителями, потому что им не купили новый смартфон. Я думаю, если каждый из нас честно посмотрит не на других, а на свою жизнь, то увидит множество дел, за которые должно быть стыдно. Если каждый из нас сейчас серъезно посмотрит в свое сердце, то мы вынуждены будем признать, что нет во мне доброго, мне нечем оправдаться перед Богом и я не могу рассчитывать на снисхождение Бога. Тем не менее, у нас есть основание рассчитывать на милость Бога. Бог открыл нам путь спасения в кресте Иисуса Христа.
Распятие и смерть Иисуса
Посмотрите стихи 26-27: «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем». Мы можем себе представить эту картину. Римские солдаты ведут по улицам Иерусалима на казнь троих приговоренных. Римская армия — это оккупационная армия в Иудее. Люди старались не иметь дел с римскими солдатами и сейчас они в ужасе прижимаются к стенам домов. Улицы Иерусалима узкие, по обеим сторонам дороги стоят лотки с товаром, везде ишаки, овцы, дверные проемы. Кресты приговоренных все время за что-то цепляются и мешают движению. Один из троих приговоренных избит до состояния кровавой каши. Он постоянно падает. Солдаты ругаются, пинают лежащего, но им приходится самим нагибаться и ставить его на ноги. В конце концов это им надоедает, и они хватают первого попавшегося мужчину. Он был просто человек с улицы, но его заставили нести крест. За приговоренными шли женщины. Они плакали и рыдали. Это защитная реакция организма, чтобы не сойти с ума от горя. Некоторые из них знали, кто такой Иисус и понимали, что Он осужден совершенно несправедливо. Они плакали еще и из-за несправедливости и невозможности что-то изменить. Насколько женщин знали Иисуса лично и они плакали от страданий близкого человека.
Тут Иисус сказал женщинам очень важные слова. Посмотрите стихи 28-31: «дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» Это не просто призыв раскаяться. Это обещание, которое обязательно исполниться. То, что сейчас происходит, это суд Бога за грехи людей. Но также это и образ страшного суда Бога для грешников. Каждый человек должен будет лично придти на суд перед Богом, и получить воздаяние соответственно своим делам. Не суде перед Богом не будут действовать слова: «я не знал, что это грех» или «я просто делал как все». Тогда люди будут просить горы и холмы упасть на них и спрятать их от гнева Бога, но это будет тщетно. Справедливость Бога обязательно осуществится и каждый получит по своим делам. Тогда страдания грешников будут больше, чем даже страдания Иисуса сейчас.
Посмотрите стихи 32-34: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий». Вместе с Иисусом к смерти были приговорены двое разбойников. Их распяли по правую и по левую сторону от Иисуса. Таким образом люди хотели еще больше унизить Иисуса. Под крестом солдаты делили одежду Иисуса. Эти два события говорят об испорченности человека. Но, крое того, эти события исполнили пророчества Ветхого Завета: «и к злодеям причтен был» (Ис. 53:12) и «делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21:19).
Как вел себя Иисус? Он, вместо того, чтобы проклинать Своих мучителей или кричать от боли, молился за распинавших: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Сам Иисус точно знал, что делал. Он пришел исполнить волю Отца и добровольно пошел на крест. И это тоже исполнение пророчества: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих». (Иса. 53:7а).
Стихи 35-37 говорят: «И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого». Когда Иисуса распяли, многие из людей насмехались с Иисуса: «других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий». Наверное, это им казалось очень умным. Лично мне кажется омерзительным издеваться над умирающим человеком. Но и эти издевательства дословно исполнили еще одно обещание Бога: «все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: Он уповал на Господа, — пусть избавит его; пусть спасет, если он угоден Ему». (Пс. 21:8,9)
В этом коротком отрывке мы видели исполнение минимум четырех пророчеств Ветхого Завета. Это значит, что Бог давно предусмотрел то, что сейчас происходит с Иисусом. Все эти события — не случайность, а исполнение воли Бога.
Когда мы смотрим на то, как люди издевались над Иисусом, мы понимаем еще один факт: эти издевательства — не просто еще одно проявление грешной природы человека. Это сатана до конца пытался искусить Иисуса, чтобы Он сошел со креста. Для сатаны было очень важно, чтобы Иисус пожалел Себя и не исполнил миссии Бога. Но Иисус до конца исполнил Свое дело.
Посмотрите стих 38: «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский». Как свидетельствует Иоанн, иудейские священники протестовали против такой надписи, они хотели чтобы Пилат написал: «он называл себя царем иудейским». Для Иудеев слова «Царь Иудейский» значили нечто очень важное. Мы, украинцы, органически не воспринимаем царей. Для нас в слове «царь» нет ничего сакрального. Но для иудеев слова «Царь Иудейский» значили «Бог Израиля». Во время Вавилонского плена Господь так обращался к Своему народу: «Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: …Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш». (Ис. 43:14,15) Для Иудеев написать «Сей есть Царь Иудейский» это то же самое, что для украинца сказать: «это ваш Бог».
Давайте представим картину: за стеной Иерусалима, на голом, вытоптанном холме стоят три креста. Слева и справа висят разбойники, по середине — избитый человек. Чуть в отдалении сидят солдаты расстрельной команды и играют в кости на одежды казненных. Им ничего не интересно, они видели казни много раз и сами много раз казнили преступников. Им хочется, чтобы распятые поскорее умерли, и можно было бы уйти куда-нибудь в тень. Под крестом стоят несколько женщин, у которых уже нет сил плакать. Тут же стоят много разных людей, среди них есть и книжники и фарисеи и даже священники. Но они не плачут. Все их внимание приковано к среднему распятому. Они издеваются над умирающим: «о, а кто это у нас тут висит? Неужели это наш мессия, сын Бога? Почему же он не может сойти с креста?». Потом довольно смеются своей шутке. Рядом проходит дорога, по которой в Иерусалим идут паломники. Кто-то обращает внимание на толпу и подходит к месту казни. Узнавая, в чем дело, он и себе кричит: «эй, сын Бога! Сойди с креста!». А потом довольный продолжает путь, чтобы принести жертву Богу. Над средним распятым весит табличка: «это ваш Бог». Подумайте, действительно ли распятый на кресте человек — это наш Бог? Это тот Бог, Который сотворил небо и землю? Это тот Бог, Который убил всех первенцев в Египте? Это тот Бог, Который поразил проказой царя, за то что тот нагло вошел в храм, куда не должен был входить? Если это так, то вы должны понимать, что сейчас происходят очень серъезные и страшные события.
В этой картине распятого Иисуса мы видим дилемму Бога. Люди грешные. Это факт. Люди настолько погрязли в грехе, что не видят никакого дискомфорта сначала издеваться над умирающим, а потом идти в храм приносить жертву. Но Бог Святой. Грех противоречит Его природе. Грех вызывает гнев Бога. Святость Бога заставляет Его судить мир. Но Бог не хочет смерти грешника. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11). Самое большое желание Бога — спасти грешников. Выражение этого желания — это распятый Иисус Христос. Поэтому, когда мы говорим о святости Бога — то говорим о кресте, на котором Бог наказал грех. Когда говорим о милости Бога — говорим о кресте Иисуса, на котором Бог оправдал грешников. В кресте Иисуса открылась и вся святость Бога, и вся губина прощения.
Посмотрите на стихи 44-46: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме разодралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». С 12 часов дня до 3 часов дня на землю опустилась тьма. Даже солнце не могло смотреть на страдания Сына Божия. В три часа дня Иисус возгласил громким голосом. Его последними словами были: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». Страдания и смерть Иисуса полностью удовлетворили праведность Бога. Миссия Иисуса как Спасителя была исполнена и Он отдал Себя в руки милосердного Отца. После этих слов Иисус умер. В этот момент завеса в храме, которая отделяла Святое от Святого Святых разорвалась посередине. Искупление и прощение осуществилось.
Что такое завеса? От создания первой скинии и до распятия Иисуса в храме была завеса. Она разделяла святилище на две части: передняя часть — Святое, и внутренняя часть — Святое Святых. В передней части каждый день совершались богослужения. Но во внутреннюю часть никто не имел права входить. Даже первосвященник не мог входить. Там, за завесой, в Святом Святых, обитал Сам Бог. Пока была завеса, она говорила каждому человеку: между тобой и Богом есть преграда. Это значит, ты еще не прощен. Хотя ты раскаялся, ты не можешь войти в Царство Бога. Хотя ты принес жертву, но Бог все еще гневается на тебя. Но когда Иисус умер на кресте, завеса была разорвана. Бог Сам разорвал ее. Этим Бог сказал: «все, время гнева закончилось. Моя праведность удовлетворена. Теперь Я могу принимать вас».
Что же произошло на кресте, что праведность Бога была удовлетворена? Святость Бога требовала наказания за грех. Когда Каин убил своего брата Авеля, Бог сказал ему: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10). Кровь невиновно убитого Авеля кричала к Богу и требовала отмщения. Когда мы слышим, как в ДНР убивают пленных, мы тоже кричим к Богу об отмщении. И дети, которых оставил отец, плачут к Богу. И жена, у которой неверный муж или муж пьяница, тоже вопиет к Богу. Каждый наш грех взывает к Богу и требует от Него возмездия. Может ли Бог игнорировать эти требования? Нет. Бог всегда судит справедливо и каждый грех должен получить праведное воздаяние. Возмездие за грех — смерть. Убийца должен умереть. И вор должен умереть. И неверный муж должен умереть. И отец, оставивший детей, должен умереть. И каждый из вас тоже должен умереть. И я тоже. И все мы не можем войти в Царство Божие. Но Бог сделал иначе: Он послал Своего Святого Сына в на страдания и смерть на кресте. Он собрал все грехи мира и возложил на Иисуса, и излил на Него весь Свой гнев из-за грехов, и осуществил все проклятия, все, что сказано про наказание грешнику, все это исполнил на Иисусе. И когда Иисус умер, то гнев Бога окончился. Теперь Бог может простить и оправдать грешника. Теперь грешник имеет основание, чтобы рассчитывать на милосердие Бога. Теперь грешник может войти в Святое Святых к живому Богу и наши молитвы могут дойти до Бога. Об этом свидетельствует разорванная завеса в Храме.
Я уверен, некоторые из вас подумали: «я нормальный человек, я много не грешил, я могу как-то сам разобраться с этим». Это не правда. Не существует такого греха, с которым человек может разобраться сам. Любой грех — это пред Богом и только Он может простить его. Если хотите увидеть, как грех выглядит с точки зрения Бога, посмотрите на крест, на избитого, оплеванного и распятого Иисуса. Так выглядит грех.
Я надеюсь, что некоторые из вас подумали: «как могут страдания и смерть одного человека быть достаточным основанием, чтобы простить все грехи всех людей?» Ответ такой: это потому, что Иисус не просто один человек. Он Святой Сын Бога. Для Бога Он ценнее всей вселенной. Поэтому ценность Его жертвы больше, чем тяжесть всех грехов. Человек просто не в состоянии совершить что-то, что смогло бы перевесить жертву Иисуса. Единственное, что может сделать человек — игнорировать жертву Иисуса, отвергнуть Его милость. Для таких людей Богу больше нечего сказать. Для них не остается жертвы за грех, только ожидание страшного суда Бога.
Ныне же будешь со Мною в раю.
Итак, если крест Иисуса — это плата за наши грехи, то что нам нужно делать для спасения? Давайте посмотрим на стихи 39-43: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Рядом с Иисусом распяли двоих разбойников. Один из них тоже, как первосвященники и старейшины, издевался и злословил Иисуса. Мне трудно себе представить, что творилось внутри этого человека, если он последние минуты и силы своей жизни тратил на то, чтобы насмехаться над своим собратом по несчастию. Одно ясно: даже в последние минуты жизни, он не думал о Боге и не пытался осмыслить свою жизнь.
Другой из распятых, наоборот, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Здесь мы видим удивительное дело. Этот разбойник признал себя грешником. Он действительно признал, что не плохие обстоятельства, не люди, а он сам, своими делами, привел себя на крест. Тут мы видим, что даже перед смертью очень тяжело признать себя грешником и признать за собой ответственность за свою жизнь. Также мы видим, что он не просто признал свою вину, но признал себя виновным перед Богом. Начало покаяния — это оценивать себя не перед людьми, но перед Богом.
Во-вторых, мы видим, что этот разбойник признал Иисуса невиновным перед Богом. «Он ничего худого не сделал». Люди редко признают других праведниками. Это проявление гордыни. Но разбойник нашел в себе силы признать Иисуса невиновным ни в каком преступлении. Мы можем придти к Иисусу только, если признаем Его праведным перед Богом. Когда я был еще школьником, я был в «музее Западного и Восточного искусства», который напротив красного корпуса университета. Там я видел одну старинную икону. Тогда как будто Иисус посмотрел на меня с этой иконы, прямо внутрь меня и я понял, что Он праведный и святой. Тогда я почувствовал Его вопрос: «ты хочешь идти за Мной?». Тогда я ничего не отвечал. Но точно понял, что Иисус имеет право призывать и имеет право что-то говорить перед Богом, потому что Он ничего худого не сделал. Признать Иисуса праведником перед Богом — это основа того, чтобы придти к Нему.
В-третьих, что мы видим, что он верил в воскресение Иисуса и в то, что после воскресения Иисус придет в Свое царство. Нет никакого смысла просить Иисуса вспомнить о нем, если Иисус точно так же через несколько часов умрет. Но если действительно веришь в воскресение Иисуса, то можно доверить Иисусу последнее, что осталось у этого человека: память про него. Он верил, что если Иисус вспомнит даже о таком человеке, то это будет хорошо.
Иисус увидел веру этого человека и сказал ему: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Иисус не обещал ему вспомнить его. Он дал ему несравненно больше: вечную жизнь с Иисусом в раю. Это и есть спасение. Для того, чтобы спастись надо совсем немного: верить в Иисуса Христа и раскаяться. Этот разбойник не сделал ничего хорошего. Наоборот, все что он делал в жизни было только плохим. Но когда он поверил в Иисуса, раскаялся и попросил Его милости, то этого оказалось достаточно. Иисус на кресте сделал все, что необходимо для спасения. Нам надо только раскаяться и попросить о милости. Те, кто хочет раскаяться, не откладывайте это назавтра, раскайтесь прямо сейчас и просите милость у Иисуса и спасение прямо сейчас придет в вашу жизнь.
Я благодарю Бога за крест Иисуса Христа. В 1990 году от рака умерла моя мама. На третий день я думал, а когда я умру, то куда попаду: в рай или в ад. Я был хорошим мальчиком, не делал каких-то особых грехов, потому думал: наверное все-таки в рай. Но тут у меня было видение: я поднимался на небо, а там на престоле сидел Бог, настолько светлый, что нельзя было смотреть. И тут открылись все те грехи, которые я тщательно скрывал от людей: моя похоть и развращенность, мой страх. Я понял, что никогда не смогу подойти к Святому Богу. У меня было ощущение, что меня взяли за шкирку как котенка и скинули с неба. С этого момента я не мог ничего делать, потому что все время меня преследовала мысль: я умру и попаду в ад. Зачем делать вид, что живу правильно, если и так все понятно. В 94 году, я изучал в нашей церкви Библию. Но я никак не мог понять: как может грешник, то есть я, оправдаться перед Богом. Если бы можно было начать жизнь с чистого листа, я бы постарался жить по-другому. Но, к сожалению, мой лист уже грязный. Однажды вечером я читал Библию. Я только что купил ее и мне было интересно, что там написано. Я открыл на середине и просто начал читать. И Бог открыл мне Иса. 53. «…нет в Нем ни вида ни величия… но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши, наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились». Бог мне открыл, что Иисус Христос стал жертвой за мой грех, чтобы оправдать меня перед Богом. Я ничем не могу заслужить спасения, но Иисус все сделал вместо меня. Слава Иисусу Христу!
Сейчас, смотрю на свою жизнь, я понимаю, что сейчас точно так же не могу ничего сделать для своего оправдания перед Богом. Но, по Его милости, Он все делает. Если бы Иисус не оправдывал меня перед Богом, то у меня не было бы никакой надежды, но все, что нужно сделал Иисус Христос. Ему слава!
В стихах с 47 по 56 мы видим, как смерть Иисуса повлияла на некоторых людей. Римский сотник, который руководил казнью, признал, что Иисус — действительно праведник. Иосиф из Аримафеи, который раньше скрывал свою веру в Иисуса, теперь пошел к Пилату и просил тела Иисуса и похоронил его в своем гробе. Также и женщины, которые стояли под крестом, участвовали в погребении. В конце ко гробу привалили камень и, так как начиналась суббота, оставались в покое по заповеди. Много людей видели, что Иисус действительно умер, совершили над Ним погребальный обряд и видели место, куда положили Иисуса. Это кажется незначительные детали, но они свидетельствуют, что Иисус точно умер и, когда Он явился ученикам, то Он воскрес.
В этом слове мы увидели великую милость Господа: Он открыл нам всем путь спасения в том, что Иисус Христос принял весь грев Бога и все наказание Бога вместо нас. Теперь Он открыл нам Царство Бога, прощение и вечную жизнь. Это не случайность, Бог за много лет до прихода Иисуса все предсказал и приготовил. Это очень важно, так как сатана до последнего пытался помешать Богу. Спасение в Иисусе Христе — это подарок Бога для нас, за который заплачено дорогую цену. На самом деле Бог вам отдал самое драгоценное, что имел. Поэтому, не игнорируйте Его милость. Если вы сейчас примите милость Господа, то прямо сейчас войдете в Царство Бога. Если проигнорируете, то вам самим придется испытать все проклятие греха, которое испытал Иисус.
(п. Влад)