ВБК 2013: Проповедь “Я не осуждаю тебя” (От Иоанна 8:1-11)
Я НЕ ОСУЖДАЮ ТЕБЯ
От Иоанна 8:1-11
Ключевой стих 11 : "Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши"
Данный отрывок говорит про Иисуса и женщину, взятую в прелюбодеянии. Святой Августин писал, что в этой истории встретились великое страдание и великое сострадание. Давайте сегодня подумаем о человеке, который терпит великое страдание из-за греха, и о Боге, Который имеет великое сострадание и хочет спасти нас.
Часть 1. Кто из вас без греха (1-10)
Взгляните на стихи 1,2. «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их». Отрывок начинается с того, что Иисус пошел на гору Елеонскую и пробыл там ночь. Это было время праздника кущей, когда израильтяне вспоминали дни странствования своего в пустыне и Божью заботу о них. Люди строили небольшие шалаши из веток (кущи), которые символизировали Божью заботу и жили в них в течении 8 дней. Кто-то строил во дворе, кто-то на крыше, кто-то в поле, в общем, был всенародный кемпинг. Казалось бы, народ был счастлив, красивые иллюминации в храме, песни, еда, вино. Но в действительности под этой маской скрывалась боль разочарования, пустоты и отчаяния. Они имели духовную жажду и жили во тьме греха. Поэтому в последний великий день праздника Иисус воскликнул: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан.7:37,38). Наверное, немногие ответили на этот призыв, фарисеи ожесточились и запрещали даже тем, кто хотел. Видя такое положение, Иисус не мог спокойно спать в эту ночь, Он пошел на гору Елеонскую и молился там за народ. Он молился, чтобы Господь помиловал этих людей и открыл в них желание и сердце к познанию истины. Утром рано Он опять пришел в храм. Что же делали люди в это время? Обычно в утром хочется поспасть подольше, но мы видим, что весь народ шел к Нему. Бог ответил на молитву и пробудил народ и духовную жажду в них. Веселье закончилось, и пустые души так жаждали чего-то живого и истинного. Видя их духовный голод, Он сел и учил их слову. Сегодня мы тоже пришли сюда не на кое-то шоу, но чтобы встретиться с Богом, восполнить свои духовные нужды. Пусть Бог коснется наших сердец, и утолит нашу духовную жажду Своим словом.
Что же было дальше? Взгляните на стихи 3-5: «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?». Вдруг храмовую идиллию нарушил крик приближающейся толпы. «Shameless, adulteress, how could you do this? You are no longer our friend!». Во дворе показались религиозные лидеры, которые тащили за собой какую-то женщину. Это была женщина, уличенная в прелюбодеянии. Пока Иисус молился за народ, фарисеи всю ночь рыскали по городу, чтобы поймать на горячем какого-нибудь грешника. Они подсматривали в каждую скважину, пока, наконец, не застали одну женщину, которая изменяла мужу. Мужчина, наверное, был шустрый и выскочил через окно, а женщина попалась в руки законников.
Почему женщина пошла на этот поступок? Библия точно не говорит. Обычно девушка хочет найти опору, стабильность и защиту в мужчине. Если не находит этого в отце, тогда начинает искать в парнях, платя за это своим телом. Подобно и в семье, когда мужчина совсем игнорирует, не обращает внимания, не ценит, тогда женщина начинает искать поддержки и счастья на стороне.
Но что ждало эту женщину? Вместо любви и поддержки очередное предательство, вместо тайного наслаждения внезапное разоблачение. Состояние женщины трудно себе представить. Мало того, что ее поймали на горячем, так еще предали публичной огласке, среди бела дня поставили посреди храма, куда собрался весь город. Все смотрели на нее и тыкали пальцем. Наверное, она просто сгорала от стыда и самоосуждения. Также ее охватил страх и паника. По закону Моисея ее должны были побить камнями. И она уже, наверное, мысленно готовилась к смерти. Здесь можем видеть, что грех не бывает бесследным, но обязательно, в конце концов, приводит к осуждению, страданию и страху. Конечно, сегодня вас не побьют камнями и даже не напишут в газете, но последствий все равно не избежать. Разбитые сердца, ссоры, разводы, дети страдают… и это далеко не полный список. Когда отец оставил нашу семью, моя мама надолго слегла с депрессией, а в моем сердце осталась большая обида.
Какой же мотив преследовали книжники и фарисеи? На первый взгляд, казалось, они хотели исполнить правила закона. Вообще закон Моисея был написан во время становления Израиля, когда нужны были жесткие правила и нормы морали, чтобы создать здоровое общество и не подпасть под влияние развращенных народов. Прелюбодеяние считалось одним из трех самых больших грехов, которые карались смертью. Раввины говорили: «Иудею лучше умереть, чем пойти на идолопоклонство, убийство или прелюбодеяние». Однако фарисеи преследовали совсем другую цель, чем просто доблестное исполнение закона. В 6-м стихе сказано: «Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его». На самом деле их не интересовал ни закон, ни эта женщина. Они хотели использовать их, чтобы загнать Иисуса в ловушку и свести с Ним свои счеты. Суть ловушки была в следующем – если Иисус скажет «да, побить эту женщину», тогда Он сразу же потеряет репутацию доброго пастыря, и уже никто не назовет Его другом для грешников, а заодно Он окажется противником Рима, который запрещал чинить самосуд. Если Иисус скажет «нет», тогда Его обвинят в нарушении закона, в пособничестве греху и развращению общества Божьего народа. Наверное, фарисеи потирали руки в ожидании ответа Иисуса. И время от времени повторяли: «Well, what do you say?».
Как Иисус реагировал на эту провокацию? Давайте прочтем стихи 6б,7: «Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Как видим, Иисус не спешил дать быстрый ответ, но сначала выдержал паузу. Возможно, Он ждал, пока народ угомонится и сосредоточится на сказанном. Возможно, Ему Самому нужно было привести в порядок свои чувства и эмоции, которые переполняли край, когда он видел такую жестокость и коварность фарисеев, а также страдание и боль этой женщины. Выпрямившись во весь рост, Иисус дал такой ответ: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень».
Это означало, что книжники могут забросать ее камнями по закону, но при одном лишь условии, если только они сами безгрешны. Ведя блудницу в храм, книжники и фарисеи чувствовали себя беззаботно, потому что суд был не над ними. Но вдруг ситуация резко изменилась. Суд начался с самих обвинителей. Тот, кто брал в руки первый камень, должен был быть без греха, иначе бы оказался лжецом и богохульником, и второй камень полетел бы уже в него. Чтобы взять на себя такую ответственность, нужно было прежде заглянуть в себя и убедиться, нет ли греха. На этот вопрос достоверно может дать ответ только совесть в присутствии святого Бога. Когда они заглянули в себя, то до этого бесправная совесть вдруг получила эксклюзивное право говорить. И она заговорила. Кто-то вспомнил, как сам совершил прелюбодеяние и скрыл это. Кто-то вспомнил, как предал друга, чтобы занять его место. Кто-то вспомнил про обман, ненависть, похтливые мысли. В конце концов, стих 9 говорит: “Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоя посреди”.
Вопрос Иисуса: «кто из вас без греха?» звучит лично и к каждому из нас. Сегодня в мире мы сплошь и рядом видим подобное осуждение и зачастую участвуем в нем. В Интернете, на форумах, в комментариях полно осуждения и взаимных обвинений. У меня на работе я часто наблюдаю, как сотрудники, осуждают руководство. Как только начальник выходит из комнаты, сразу сыпется поток «комплиментов». Это так заразно, что даже я порой стал ловить себя на подобных мыслях. Это происходит, потому что человек забывает, кто он на самом деле. Библия говорит: «Все согрешили и лишены славы Божьей», а также «возмездие за грех – смерть». Абсолютно всем присуща греховная природа, но чтобы оправдать себя, люди часто осуждают друг друга, чтобы чувствовать себя лучше. «А, я не такой как он, я так не поступаю». Но на самом деле нет большого или маленького греха. Кто-то совершил, а кто-то только подумал об этом. Для Бога это одинаково. В сердце оба согрешили, и оба подлежат осуждению. И представьте себе, что один преступник выносит приговор другому, хотя осужден и сидит за то же. Это абсурд. Человек не может судить, только святой Бог имеет право судить. Пусть Бог поможет нам сегодня не сравнивать себя кем-то, не смотреть на соседа, но честно посмотреть на себя, заглянуть в свое сердце, услышать голос совести. Кто из вас без греха? Кто может устоять на суде перед Святым Богом?
Часть 2. «Я не осуждаю тебя»
Итак, на дворе храма остался только Иисус и женщина, стоящая посреди. Святой Господь и падшая грешника, Судья праведный, который будет судить мир, и женщина, достойная осуждения. Что же Иисус сказал этой женщине? Взгляните на стихи 10,11: «Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
Восклонившись, Иисус не увидел никого кроме женщины. Хотя законники ушли, но женщина все еще трепетала от страха перед своими обвинителями. Чтобы окончательно рассеять все ее переживания, Иисус спросил ее: «женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?». Осмотревшись, женщина сказала: «Никто, Господи!». Казалось бы, проблема решена, и женщина может удалиться. Но она осталась. Она осознавала, что стоит уже не перед людьми, а перед святым Господом, от Которого не скрыться, в Чьих руках, в Чьей воле вся ее жизнь сейчас. Да и куда ей было идти. Она устала от такой жизни, устала ходить во тьме и хотела иметь хоть какую-то ясность. Пусть Он уже осудит ее, но она будет знать, что это истина и это правильно. Или пусть простит. Но только бы не оставаться в этой тьме, в этом непонятном состоянии, в этом неведении. Тогда Иисус пролил свет в ее жизнь и объявил: «И Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши».
Во-первых, «Я не осуждаю тебя». Единственным желанием книжников и фарисеев было осудить эту грешницу и при первой же возможности побить ее камнями. Для них она не представляла никакой ценности, просто бельмо, мусор, отброс общества, разменная монета в их политических играх. Но Иисус смотрел на нее совсем по-другому. Да, Он ненавидел грех, но любил саму грешницу. Он видел в ней личность, душу, страдающую от греха. Он видел в ней дорогое дитя, которое сбилось с пути, и нуждается в помощи. «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иер.33:11). Хотя Бог будет судить мир, но в действительности, Он не хочет смерти грешника. Он не хочет, что мы погибли и пошли в ад. Но хочет, что грешник покаялся, обратился от злых дел своих и жив был. Как небесный Отец, он с нетерпением ждет возвращения своих блудных детей. Как небесный Отец Он страстно желает быть с нами и просто не видит Своей жизни без нас.
Но как это возможно? Как Святой Господь может быть с грешником? Просто слова: «Я не осуждаю тебя» не достаточно. В духовном мире не все так просто. Грех требует возмездия, преступление требует наказания. Кто-то должен понести ответственность. Чтобы не судить грешника, Бог решил осудить своего Сына вместо нас. Говоря «Я не осуждаю тебя» Иисус уже решил пойти на крест, чтобы принять осуждение этой женщины. И действительно Иисус полностью испил чашу суда – несправедливый арест, приговор без следствия, плевки в лицо, бичевание, насмешки – все это претерпел наш Господь Иисус. В конце концов, Он был распят на кресте, как разбойник, умер в муках, и даже претерпел ад за нас. Библия говорит: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5). Суд над Иисусом должен был стать судом над этой грешницей, Его суд должен был стать и нашим с вами судом. Но Иисус взял наш суд на себя. За Свои слова «Я не осуждаю тебя» Иисус дорого заплатил, чтобы подарить нам прощение и вечность с Богом.
Во-вторых, Иисус сказал «иди и впредь не греши». Избавив женщину от суда, Иисус дал ей новое направление «иди и впредь не греши». Это призыв Бога к новому началу, к новой чистой свободной от греха жизни. Многие думают, что свобода – это делать все, что хочется. Но порой оказывается, что нечто из того, что хотел – грех, а попробовав раз, незаметно стал рабом и уже просто не можешь жить по другому. Библия говорит: «Всякий делающий грех есть раб греха» (Ин.8.34). Конечно, можно убеждать себя, что я просто делаю то, что хочу, но в действительности самому противно. Один мой знакомый страдал астмой, но при этом курил. Хотя кашлял, задыхался, лежал в больнице, но все равно шел и курил. Несколько раз выбрасывал пачку из окна, но потом спускался, лез в лужу, доставал и снова курил. Так продолжалось, пока Иисус не дал свободу. «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8.36). Иисус дает нам истинную свободу, свободу идти и впредь не грешить, не жить по тенденциям мира, не жить как толпа, но жить, как дети Творца. Бог не создал нас для греха, Он создал нас для святости, для добрых дел. Это то, что действительно так хочет наша душа. И эту свободу уже дал нам Бог!
Также в этом призыве мы видим надежду Бога на грешника. Когда фарисеи смотрели на эту женщину, они видели лишь конченое создание, падшую, испорченную, грязную женщину, которую уже ничто не изменит. И только «могила горбатого исправит». Но Иисус верил в нее. Он верил, что с Его помощью, она может измениться, начать новую чистую полезную жизнь. Он имел великую надежду и прекрасное будущее для нее. Достоверно неизвестно, но возможно, это была именно та женщина, которая впоследствии разбила дорогой сосуд с миром и помазала голову Иисуса, возвестив Его погребение. Возможно, это была именно та из 4-х женщин, которая до конца следовала за Христом и стояла у Его ног, когда Его распинали, возможно, это была та женщина, которая первая возвестила миру воскресение Христа. В любом случае она стала ключевой фигурой Библии и вошла в историю Бога. Такую же надежду Бог имеет и на каждого и вас. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер.29:11).
В заключении Иисус обратился к народу с проповедью. Взгляните на стих 12: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Через сегодняшнюю историю мы убедись, что действительно Иисус есть в свет миру. Пока женщина жила во грехе, она ходила во тьме и в неведении. Она не знала, почему страдает ее душа и как ей жить дальше. И все бы закончилось очень печально, если не Иисус. Он избавил ее от суда людей и освободил от Божьего гнева. Он дал ей истинную свободу идти и впредь не грешить. То, что она не могла найти в мужчинах, нашла в Иисусе Христе – истинную любовь, опору и понимание. Иисус свет миру, а значит и свет для каждого из нас. Каждому из нас он говорит: «Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши». Он взял наш суд на себя и пролил за нас свою Кровь, он дал истинную свободу и направление идти и впредь не грешить. Это нелегко, и это не вопрос одного дня, а процесс всей жизни. Как же мы можем преодолевать грех в нашей практической жизни? Своими силами это не возможно. Но с помощью Иисус возможно! Поэтому мы должны следовать за Иисусом и пребывать в Его свете. Для этого нам нужно изучать Библию, молиться и жить по слову Бога, тогда мы не будем ходить во тьме, но будем иметь свет жизни.
До встречи с Иисусом я также жил во тьме греха и осуждения. Я думал, что греховная свобода даст мне настоящую радость. Подростком я начал курить, употреблять алкоголь, а со временем стал пробовать траву и нюхать клей. В поисках удовольствий плоти, я переступил через все рамки приличия и совесть и стал спать с разведенной женщиной, старшей меня на 5 лет. Мне было наплевать на мнение сверстников, слезы родителей, старшей сестры. Казалось было у меня все, но ничто не могло заполнить пустоты в моем сердце. Вместо этого меня переполняли страхи, комплексы и отчаяние. Был один человек, который ненавидел меня, и как фарисеи женщину, хотел постоянно унизить и навредить мне. Я стал бояться за свою жизнь, боялся за свое здоровье, боялся, что девушка забеременеет. Я осуждал себя за такую жизнь и чувствовал, что просто качусь в ад. Но, слава Богу, что Иисус и мой пастырь имели на меня надежду. Однажды в церкви я смотрел фильм «Страсти Христовы» и увидел, какие ужасные муки Иисус претерпел на кресте. Я ясно понял, что суд над Иисусом, должен был стать судом надо мной. Но Бог осудил Иисуса, чтобы оправдать меня. Тогда я раскаялся и принял милость Бога. И Он дал мне настоящую свободу, и я действительно смог идти и не грешить. Бог избавил меня от всяких зависимостей, дал свободу смотреть чисто, говорить без мата, поступать. Бог приготовил мне прекрасное будущее, карьеру ученого и преподавателя, дал заботливую жену, и главное ясную цель и миссию в жизни – иметь надежду на таких же грешников, как я, и приводить погибающих студентов ко Христу. Слава Иисусу!
Сегодня Бог говорит также к каждому из нас. Он вопрошает «кто из вас без греха?». У нас есть 2 варианта либо махнуть на все рукой и скрыться от Иисуса, как это сделали книжники и фарисеи. Либо остаться, как эта женщина, честно признать свои грехи и услышать в ответ «Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши».
Я желаю, чтобы никто из вас не ушел сегодня без милости и прощения Бога. Придите, как эта женщина. Признайте Иисуса своим Господом, исповедайте Ему свои грехи. Он не осудит Вас, Он уже понес ваше осуждение на кресте, чтобы дать Вам будущность и надежду, чтобы дать Вам свободу от греха. Не живите во тьме, последуйте за Иисусом сегодня!
(п. Самурай)