ОБК 2013: Проповедь “Я нашел книгу” (4-я Царств 22:1-11)
Я НАШЕЛ КНИГУ
Ключевой стих 22:8 : "И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее"
Я приветствую всех вас на осеннем молодежном Библейском кемпе «Избери жизнь».
Искренне надеюсь, даже более того, уверен, что следующие три дня станут для вас очень радостными и интересными. В программе кемпа запланировано много всего интересного, в том числе: изучение Библии и масса свободного времени для общения.
Кто-то спросит: «Ну, почему сразу изучение Библии? Почему не «масса свободного времени и немного Библии»? Ну, во-первых, потому что кемп-то у нас Библейский. А во-вторых, потому что Библия – это фундамент христианской жизни.
Попробую проиллюстрировать эту мысль на примере верующего времен Ветхого Завета – царя Иосии. Давайте вместе прочитаем стихи с 8-го по 11-ый:
8 И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем. И подал Хелкия книгу Шафану, и он читал ее. 9 И пришел Шафан писец к царю, и принес царю ответ, и сказал: взяли рабы твои серебро, найденное в доме, и передали его в руки производителям работ, приставленным к дому Господню. 10 И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем. 11 Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои.
В этом отрывке рассказывается об иудейском царе Иосии. До него Израиль долгие годы жил, не следуя слову Бога. Они не знали Библии и даже не хотели ничего о ней знать. Они прямо в храме приносили жертвы языческим богам. Книга Судей говорит, что в подобные времена «каждый делал то, что ему казалось справедливым». Как же они жили? Можно подумать, что хорошо – ведь каждый делал, что хотел. На самом же деле, жили очень плохо, потому что когда каждый делает то, что хочет, получается сумасшедший дом.
И вот, в такое смутное время первосвященник Хелкия находит в Храме свиток закона. Он приносит его царю и читает пред ним. Иосия внимательно слушает слова Книги, после чего раздирает свои одежды. Тогда разорвать одежду – означало раскаяться.
На самом деле, практически невозможно увидеть, как президент или глава правительства не то, чтобы разрывали на себе одежду, но чтобы хотя бы признали свою ошибку. Касательно одежды, специально поискал в интернете что-то подобное. Нашлось только одно: «Глава села разорвал на гаишнике одежду». Почему же царь не самого последнего на тот момент государства так бурно реагировал на слова Библии?
Во-первых, потому что он верил: Бог есть.
И это значит, что Он есть объективно, т.е. независимо от самого Иосии. Юноши часто пытаются представить себе будущую жену, а девушки – мужа. Из мечтаний девушек получается такое. Или такое.
Парень же представляет себе будущую жену так. Во-первых, она обязательно должна молчать в его присутствии и ловить каждое слово, особенно, когда он будет рассказывать ей о футболе. Во-вторых, когда он будет лежать на диване и смотреть телевизор, жена должна услужливо подносить ему чипсы, и спрашивать, не сбегать ли еще в магазин за пивом. И, внимание, самое главное! Независимо от времени суток, будущая жена всегда должна быть накрашена!
На самом деле, все подобные представления – это всего лишь плод эгоизма. Каждому хочется делать как можно меньше, а получать как можно больше.
Знаете, большинство людей, так или иначе, верит в существование духовного мира. Значительно меньше из них верит в существование Бога. Но даже те, кто верят в Него, часто представляют Бога по принципу фантазий юноши о своей будущей жене. Что Бог всегда услужливо прогибается, что ловит каждое его слово, и единственная забота Бога – чтобы только он мог лежать на диване и кушать чипсы. Но это всего лишь юношеские фантазии.
Не бывает круглосуточно накрашенных женщин и не бывает принцев на белых конях. Не бывает и Бога такого, каким мы Его хотели бы видеть. Иосия верил, что Бог есть, и Он не какой-то иллюзорный, но вполне и вполне конкретный.
А еще Иосия верил, что у Бога есть план и этот план тоже вполне конкретный.
После чтения книги, Иосия разодрал свои одежды. Риторический вопрос: как часто вы после чтения книги поступаете так же?
Вообще, с книгами связано множество разных историй. К примеру, 25-ый президент США Теодор Рузвельт через чтение книги Льва Толстого «Война и мир» тренировал свою волю. В этой книге 4 тома. И ему так не хотелось ее читать. Но он каждый день заставлял себя читать, хотя ужасно зевал и испытывал к ней глубокое отвращение.
Для некоторых это знакомая картина, не правда ли? Особенно для тех, кого заставляют читать что-то по программе. Но, слава Богу, после окончания школы, а затем и университета, такое отвращение к книгам проходит, и мы читаем книги, потому что нам это интересно.
В чем притягательность книг? Книги заставляют нас сопереживать героям. Когда мы читаем о чьей-то жизни, иногда мы плачем, иногда смеемся. Но как только откладываем книгу в сторону, возвращаемся в реальный мир.
Но то, что прочитал Иосия в книге закона, заставило его буквально разодрать одежду.
Почему же Иосия, как бы, не вышел из книги? Почему она продолжила влиять на его жизнь?
Ответ прост: потому что эта книга была написана о нем. Когда он слушал слова этой книги, он видел не князя Андрея Болконского или партизана Роберта Джордана. Он видел себя, царя Иосию, видел свой народ, и видел как на ладони всю свою жизнь. Когда я читаю Библию, я часто в ее героях узнаю себя, я часто слышу слова, которые написаны как бы лично мне, хотя написаны тысячи лет назад.
Книга, слова которой слушал царь Иосия, заставила его не просто разодрать одежды, а начать в стране целую духовную революцию. Он провел целую серию реформ. Он разрушил высоты, на которых поклонялись идолам, он из дома Божья выкинул различные языческие ритуальные вещи. Он впервые за сотни лет отпраздновал Пасху. Он не только сам слушал слова книги, но и повелел священников научить народ. И это имело плоды – в стране началось общенациональное пробуждение.
Следующие три дня мы будем слушать слова той же самой Книги. Как мы отреагируем? По привычке проигнорируем или отнесемся к этому так же серьезно, как Иосия? Две с половиной тысячи лет назад Иосия открыл для себя эту Книгу. Пусть каждый из вас тоже откроет ее для себя на этой конференции. Аминь!
(п. Ярослав)