head
Університетська Біблійна Співдружність

ОБК 2013: Проповедь “Суета сует” (Екклесиаст 1:1-18)

СУЕТА СУЕТ

Екклесиаст 1:1-18

Ключевой стих 1:2 : "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!"

Вам наверное немного странно на христианской конференции слушать слова “Суета сует – все суета”. Нам кажется, что на христианской конференции нужно говорить о чем-то светлом и вечном. Тогда каким-же образом попали в Библию эти странные слова: “Суета сует – все суета”?

Книгу Екклесиаста написал Соломон, сын Давида, который был царем в Иерусалиме (1). В коротком стихе 2 “Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!” автору удалось поместить слово “суета” целых 5 раз – весь стих практически целиком состоит из одного слова: “суета”. Он приводит нас в смущение – что, неужели в мире нет никакого смысла? Неужели и моя жизнь также бессмысленна? Разгадка содержится в стихе 3: “Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?” Ключевые слова здесь: “под солнцем”. Они часто встречаются в этой книге. Дело в том, что Соломон был не просто писателем, он был ученым и мыслителем. В этой книге он делает своего рода научный эксперимент – он допускает, что Бога нет, что человек живет в мире только “под солнцем”, что человек не допускает, что есть кто-то, выше солнца, и Соломон смотрит, что из этого получится. В математике такой метод называется доказательством от противного. Вообще-то допускать даже на короткое время мысль о том, что Бога нет – очень опасно. Поэтому мы только на 20 минут допустим эту мысль под взаимным присмотром, а потом быстро ее отбросим. Договорились? Ну тогда поехали…

Итак, допустим, что Бога нет и мы живем в мире под солнцем. Что же из этого следует? Первое, что из этого следует написано в стихе 2: “Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!”. Что такое суета? “Суета” – это бессмысленность, а “суета сует” – это полная бессмысленность. Первое, что постигает человека, когда он отвергает существование Бога – это страшная и невыносимая бессмысленность. Это бессмысленность тяжелой ношей ложится на человека, и человек несет ее по жизни. Она преследует его везде – когда он просыпается утром, и когда ложится спать вечером. Эта бессмысленность отбирает у человека все радости жизни, и даже когда он спит или когда есть вкусное блюдо, он все равно чувстует бессмысленность. В стихе 3 говорится: “Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?” . Без Бога человек не находит никакого смысла в работе. Он с трудом просыпается утром, спрашивая: “Какая мне польза от всех моих трудов?” – и не находит ответа на этот вопрос, поэтому идет на работу в печали и с тяжестью на сердце.

Прочитаем стих 4: ”Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки”. “Род проходит” – это означает что люди умирают, а “род приходит” – что люди рождаются, это новое поколение приходит на смену старому, умирающему. Оно приходит со своей культурой: новое поколение иначе одевается, слушает другую музыку, у них есть ноутубки и смартфоны, и они постонно в контакте друг с другом. У них своя система ценностей и свои приоритеты, и даже свой язык общения.Они вытесняют старшее поколение с этой земли – старшее поколение уходит в историю, а новое начинает обустраивать свою жизнь. Но и новое поколение не остается жить на земле вечно. Приходит и его время, и оно будет вытестетено с этой земли другим поколением. Прочитаем еще раз стих 4: “Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки”. Бог создал землю для человека. Человек был венцом Божьего творения, самым главным в нем. Земля без него не имеет никакого смысла существования. Но земля остается, а человек – венец Божьего творения, царь в этом мире, должен уйти. Смерть отбирает у человека свякий смысл жизни. Он понимает, что что бы он ни делал, придет время, когда он должден будет все оставить и уйти с этого мира. Это наивысшая степень суеты.

Прочитаем стихи 5-7: “Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь”. Автор внимательно всматривается в природу: солнце сходит и восходит, отмечая дни и ночи, ветет дует и возвращается на свои круги, формируя розу ветров, реки текут в море и формируют бассейны морей. Но все эти вещи происходят не зависимо от человепка. В мире, созданном Богом, человек был венцом Божьего творения и царем природы. Все творение ожидало человека и замирало в изумлении и почтении при его виде, потому что человек носил Божий образ и был хозяином в этом мире. Но в мире без Бога человек чувствует себя лишним в этом мире, он приходит в него как пришелец и бесследно уходит, а мир остается. Природа живет своей жизнью, для человека нет в ней места.

Обратимся к стиху 8: “Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием”. В мире без Бога человек много трудится и потом умирает. Его жизнь похожа на жизнь лошади иби бобра, которые также много работают, а потом просто умирают. Обратимся к стихам 9-11: “Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после”. В мире без Бога исчезает тайна жизни и вкус жизни. Жизнь становится предсказуемой, обыденной и скучной. Иногда людям кажется, что есть что-то новое и они говорят: “Смотри, вот это новое!” Но нет, это уже было, просто у людей плохая историческая память. Люди скучают, у них нет никаких оснований ожидать чего-то лучшего и в будущем, потому что “что делалось, то и будет делаться”.

Прочитаем стихи 12-14: “Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме; и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа! …” Соломон не смирился с бессмысленностью жизни. Он предал свое сердце – то есть он посвятил всю свою жизнь тому, чтобы найти в ней смысл. Он был царем в Иерусалиме. У него были влияние, деньги и власть. Он создал научные институты и щедро финансировал научные исследования. Он приглашал лучших ученых со всего мира и посылал своих специалистов для стажировки за рубеж. Он построил большие библиотеки. Он проделал огромную работу. Ученые написалы толстые книги. Каков же результат этого труда? Соломон говорит: “Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа!” Иногда глядя на седовласых почтенных ученых университета, мы думаем, что кто-то, но они-то знают смысл жизни. Но это не так. Наука без Бога теряет всякий смысл, она – это только суета и томление духа. В стихах 15-18 написано: “Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь”. Иногда в поисках смысла жизни люди идут к психологам. Они думают, что поскольку психологи прочитали много книг и приобрели много мудрости и знания, они знают смысл жизни. Но проблема в том, что психологи также не знают смысла жизни. Если человек не знает смысла жизни, он не может помочь другому человеку найти смысл в жизни. Без Бога ученые не знают смысла в жизни. Я помню как в конце школы приобрел несколько томов Ландау и Лифшица “Курс теоретической физики”. Мое сердце учащенно забилось и я подумал: “Вот где разгадка тайны жизни!. Меня ожидало только глубокое разочарование. Ученые лучше других видят несовершенство этого мира, что кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. Поэтому их знания приносят им только много печали, и их познание умножает скорбь.

До конца XIX-го века люди редко сомневались в том, что Бог есть. Большинство великих людей того времени – физики Паскаль и Ньютон, композитор Бетховен и многие другие – были глубоко верующими людьми. Однако начиная с конца XIX-ого люди начали отворачиваться от Бога. Философ Ницше написал книгу “Так говорил Заратустра”, в которой провозгласил: “Бог умер”, и что Его место должен занять свехрчеловек. Но Ницше не стал сверхчеловеком – он сошел с ума, последние 11 лет жизни провел в психиатрической больнице, а потом умер сам. Лучшим учеником Ницше был Гитлер. Гитлер включил книгу Ницше “Так говорил Заратустра” в список обязательных для воспитания молодежи в духе нацизма. Безбожная философия Ницше принесла свои плоды, когда нацисты погубили миллионы людей. Гитлер также не стал всехчеловеком и покончил жизнь самоубийством. На другой стороне Антантики, в США, также жил человек, который не верил в Бога. Его звали Джексон Поллок. Он был художником и рисовал картины. Поскольку жизнь без Бога бессмысленна, то он не особо утруждал себя поиском смысла и в рисовании картин – он просто стелил на пол холст бумаги, а потом случайным образом разбрызкивал на нем скаски. Всю жизнь он боролся с бессмысленностью с помощью алкоголя, а затем – смертельно усталый от суеты покончил жизнь самоубийством.

Эти люди серьезно относились к проблеме бессмысленности жизни без Бога, отчаянно искали на нее ответ, но не нашли. Современные люди решили эту проблему по-другому, как решают многие проблемы в наше время – они делают вид, что такой проблемы нет, они ее просто игнорируют и не замечают. А как лучше всего не думать о чем-то? Это конечно же развлекаться. Для этих целей современные люди создали целую индустрию развлечений. Самые высокооплачиваемые люди нашего времени это не врачи или преподаватели, а люди из сферы развлечений – актеры, спортсмены, артисты, которые создают зрелища. Недавно я встретил новый термин – “армия развлечения” и “передовой отряд армии развречения”. Жизнь современного человека без Бога настолько суетная и скучная, что приходится создавать целые армии развлекателей, чтобы люди не скисли или даже не сошли с ума от суеты и скуки. Современные люди покупают большой телевизор и устанавливают его в центре своего дома. Каждый вечер они проводят перед ним “служения”, а в выходные – общее собрание всей семьей с едой и напитками. Молодежь ищет развлечения в Интернете. Но Интернет – это скопление одиноких людей, он дает только иллюзию дружбы, иллюзию жизни и иллюзию смысла. В нем нет жизни, в нем есть только электроны, радиоволны и пиксели на мониторах.

Люди хотят оставить бессмысленность, но безсмысленность не оставляет их. Философ Сарт был приверженцем философии экзистенциализма – он не верил в существовование Бога, он верил только в существование человека. Его лучшая книга называется “Тошнота”. Это именно то, что чувствует человек в мире без Бога.

В этом отрывке автор ограничивает наш мир сверху солнцем и внимательно смотрит, что из этого получилось. Он безцеремонно срывает с нас розовые очки, он смотрит реально, без прикрас и иллюзий. В результате он делает вывод, что в мире без Бога все, в том числе и сама человеческая жизнь, лишены смысла. Люди пытались двояко решить эту проблему. Одни усердно искали ответ на вопрос о смысле жизни, но поскольку они оставили Бога, то ничего не нашли. Другие пытаются игнорировать этот вопрос и усердно развлекаются. Те и другие пошли по неверному пути и нашли только суету. Только в Боге человеческая жизнь наполняется смыслом. Аминь.

(п. Иаков)