head
Університетська Біблійна Співдружність

ОБК 2012: Проповедь “Крест, который изменил все” (От Марка 15:21-47)

КРЕСТ, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ ВСЕ

От Марка 15:21-47

Ключевой стих 34 : "В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"

Тема этой проповеди: «Крест, который изменил все». И это не просто громкая фраза. Я на самом деле уверен, что это так и чуть позже мы рассмотрим, почему это так. Но сейчас я хотел бы задать вам вопрос. Мы живем в христианской стране и мы привыкли видеть крест, как символ христианской церкви вокруг нас: на куполах церквей и костелов, вдоль дорог, возле источников, на кладбищах, иногда в виде украшения на шее. Какие мысли или ассоциации приходят вам в голову, когда вы смотрите на крест?

Сегодня крест ассоциируется с церковью, с защитой (ведь считается, что он должен защищать от всякого зла), наверное еще с надеждой и помощью свыше. Для меня, например, это был просто символ церкви, может быть оберег, так же, как имя Христа и все заученные фразы о Нем — каким-то мистическим заклинанием. Но во времена Иисуса люди смотрели на крест совсем по другому. Это было известное всем орудие мучительной и позорной пытки и казни. Цицерон называл ее самой ужасной из всех казней, придуманных людьми. Этой казни подвергали только самых отъявленных злодеев, разбойников и мятежников. Например, так казнили 6000 солдат Спартака, распяв их вдоль дорог. Так войска Тита Флавия поступили с мятежными иудеями: «Солдаты в своём ожесточении и ненависти пригвождали пленных для насмешки в самых различных направлениях и разнообразных позах. Число распятых до того возрастало, что не хватало места для крестов и недоставало крестов для тел» (И.Флавий. "Иудейская война", кн. 5, гл. 11).

В те времена распятие не было чем-то редким или необычным. Но что же произошло? Почему орудие страданий и позора стал знаменем победы, милости и любви? Как смерть Одного изменила все? И как этот крест может изменить мою жизнь сегодня и сейчас? Давайте зададим себе и Библии эти вопросы и пусть Господь откроет нам Свою истину.

I. СТРАДАНИЯ ИИСУСА ХРИСТА

Давайте вместе прочитаем стихи 21,22: "И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место".

В начале нашего отрывка мы находим Иисуса, когда Его уже привели на Голгофу и приготовили к распятию. Однако, этому предшествовали еще некоторые события, связанные с Его арестом, судом и пытками. Нам нужно обратить на них внимание, чтобы понимать, как Он оказался здесь, на Голгофе.

Иисус был арестован ночью. За Ним пришли священники вместе с храмовой стражей, как за разбойником и отвели на двор первосвященника. Там, в срочном порядке собрался синедрион (Иудейский верховный совет). Судьи пришли с явным намерением осудить и убить Иисуса. Они призывали различных свидетелей, но их показаний было недостаточно для смертного приговора. В конце концов, Сына Божьего обвинили в богохульстве и приговорили к смерти.

Рано утром, как только рассвело, священники отвели Иисуса на двор к Пилату. Перед Пилатом они не могли обвинять Иисуса в богохульстве. Поэтому они обвинили Иисуса в том, что Он называл Себя Царем Иудейским и таким образом противостоял римской власти. Это было не единственное обвинение. Стих 3 говорит: "И первосвященники обвиняли Его во многом". Но Господь не спорил и не оправдывался. Он добровольно принял на Себя людское осуждение и сполна испытал всю его тяжесть.

Пилату не хотелось убивать Иисуса. Он знал, что священники привели Его сюда из зависти, но в конце концов он сдался, и "желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие" (15).

Евангелист Марк употребляет одно короткое слово: "бив". Наверное, потому что те, кто читал эти строки в первом веке, хорошо знали, как бьют римские солдаты. Иисуса бичевали. Это был тяжелый кнут с несколькими хвостами, свитый из кожаных ремней в концы которых вделывались кусочки кости и метала. Удар такого кнута рассекал кожу до мышц и костей, срывая ее целыми лоскутами.

После этой процедуры, спина Иисуса представляла собой сплошную жуткую рану. Но этого показалось недостаточно. Избив Иисуса, солдаты решили насмеяться над Ним. В стихах 16-19 сказано: "А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему".

Натешившись вдоволь, Иисуса повели на распятие. Обычно, осужденный сам нес свой крест на место распятия. Но Иисус был настолько измучен и ослаблен, что уже просто физически не мог сделать этого. Он спотыкался и падал. Снова звучал удар римской плети. И Он снова вставал и шел спотыкаясь к Голгофе. В конце концов, солдатам надоело смотреть на это и они заставили одного прохожего, Симона из Киринеи, нести крест вместо Иисуса.

На Голгофе Иисуса распяли на деревянном кресте. Его запястья и голени пробили длинными железными гвоздями. Острая пронизывающая боль, как молния проходила через все Его тело, при каждом ударе молотка. Пригвоздив тело, крест подняли вертикально. Чтобы сделать хотя бы маленький вдох Иисусу нужно было приподняться, опираясь на гвозди в руках и ногах. Каждый глоток воздуха доставался ценой страшной боли. Жажда, удушье, насекомые, которые садились на окровавленное тело – все это претерпел Иисус! Царь Давид в духе переживал страдания Христа. В 21 Псалме он пророчески писал о них так: "Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий". Иисуса распяли как одного из разбойников. Его унизили, над Ним насмехались, Его отвергли.

Эта агония продолжалась с 9 утра до 3 часов дня. Стих 33 говорит: "В шестом же часу (т. е. в полдень) настала тьма по всей земле и [продолжалась] до часа девятого (до 3 дня)". Даже солнце спряталось, чтобы не видеть мучений Того, Кто сотворил его. А вот людям было нормально. Люди находили в себе возможность еще и насмехаться. Они говорили: "сойди с креста", "других спасал, а Себя не может спасти". Когда мы читаем эти строки, то поражаемся человеческой жестокости, но честно говоря, эти насмешки продолжаются даже и до сегодняшнего дня. И это отражается не только в легкомысленных словах или глупых картинках. Люди показывают свое полное пренебрежение крестом Иисуса в своих поступках. Даже верующие, которые исповедуют Иисуса своим Христом насмехаются над Его крестом и ни во что ставят Его, когда обманывают, крадут, живут развращенно, даже если делают это в тайне от других. Многие так-называемые христиане насмехаются над крестом живя двойной жизнью: благочестивы в церкви, но нечестивы в обычной жизни. Может быть и некоторые из нас так поступали или даже до сих пор поступают. Пусть твое сердце сокрушится сейчас об этом. Пусть тот, кто когда-то насмехался над Распятым, сейчас придет ко кресту с покаянием и с сокрушенным сердцем, чтобы от Него получить прощение и новую жизнь. Аминь!

В конце концов агония Христа закончилась. Во тьме прозвучал голос Иисуса: "Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (34). Потом Иисус, возгласив громко испустил дух и завеса в храме разорвалась надвое, сверху донизу (37).

Иисус прошел через страшные физические и нравственные муки. Но самым страшным для Него в этом всем было то, что на кресте Он был оставлен Богом. Давайте прочитаем стих 34 еще раз вместе: "В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"

Все время: во время суда и пыток Иисус сохранял удивительное самообладание. Он не оправдывался и не просился. Мы видим как Он шел к намеченной цели, с решением вытерпеть все до конца. Даже вися на кресте, сквозь муки и боль, Он молился и благословлял тех, кто издевался над Ним. Но здесь, в самом конце мы слышим этот ужасны вопль: "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?". В нем одновременно переплелись все величие Божьей любви к человеку и вместе с ней удивление, боль, тьма кромешная, весь ужас ада, вся глубина преисподней.

Иисус вынес насмешки, предательство и физическую боль. Но во всем этом Небесный Отец был с Ним. Их непрерывное единство, эти отношения любви, они поддерживали в Иисусе силы идти до конца. Иисус не говорил: "почему Иуда предал Меня?" или "почему Петр отрекся Меня?". Тогда было больно. Но сейчас, когда Его Небесный Отец отвернулся от Него, стало совсем невыносимо. Небесный Отец отвернулся от Него. Иисусу не были ниспосланы свыше силы, чтобы претерпеть это. Тайное масло и вино не изливались на Его раны. Иисус Христос стал Агнцем Божьим, взявшем на Себя весь грех мира. Он испытал всю тяжесть греха, гнев, ярость и отвращение святого Бога, который не может смотреть на грех.

II. ДЛЯ ЧЕГО ОН СТРАДАЛ?

Только что мы рассмотрели то, как страдал наш Господь Иисус Христос. Муки, через которые Он прошел ужасны, больше, чем человек может вынести. Они поражают наше воображение. И здесь нам нужно задать себе вопрос: зачем все это?

Давайте еще раз прочитаем стих 34 вместе: "В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"

Давайте вместе с Иисусом зададим себе этот вопрос: "для чего?" Для чего Иисус был осужден людьми? Для чего Он перенес страшные физические муки и насмешки толпы? В конце концов, для чего Он был осужден и оставлен Самим Богом?

Слово Бога дает нам ответ на этот вопрос: "Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис.53:3-6)

Здесь нет другого ответа. На кресте Господь Иисус занял наше место, каждого из нас. На крест Бог положил наши немощи, наши боли, наши страхи и отчаяние, нашу злобу, зависть, злословие и все наши грехи, все это было возложено на Иисуса, святого и непорочного Агнца Божьего.

И когда Он возгласив громко испустил дух, завеса в храме разорвалась надвое, сверху донизу. Сам Бог Своими руками разорвал преграду, которая веками отделяла Святого Бога от грешника. Сам Бог открыл путь новый и прямой, чтобы всякий грешник верующий в Него не погиб но во Имя Сына Его, Иисуса Христа, имел жизнь вечную.

Но почему грех — это такая большая проблема? Почему нужна была такая страшная цена и такое страдание? Мы привыкли относится к грехам легко. Они стали нормой жизни. Интернет и ТВ научат тебя, как получить от греха больше удовольствия. Грех кажется чем-то мелким и незначительным. Нам кажется, что есть проблемы поважнее. Как хорошо учиться? Как преуспеть в жизни? Как заработать больше денег? Как угодить начальнику? Как найти красивую девушку или парня? И в сравнении с этими заботами грех не кажется чем-то таким страшным, чтобы решать эту проблему срочно и сейчас.

Но на самом деле грех разрушает твою жизнь. Тебе может казаться, что это ничего, ерунда. Но Писание говорит, что "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Иоан.8:34). Начинаясь чем-то малым, грех пускает корни в жизни человека все глубже и глубже. Разрушает отношения с окружающими, и что еще страшнее – с Богом. И все это становится тем страшнее, что мы не можем сами решить проблему греха. Как бы ты ни старался ты не решишь этой проблемы сам. Психоаналитик, спорт или друзья, таблетки, алкоголь или наркотики – ничто из этого не решит твоей проблемы греха.

Я помню как сам бесплодно пытался избавиться от греха в своей жизни. Я всегда думал, что я — хороший человек. Но когда я начал читать Библию, то вдруг осознал, что являюсь рабом греха, на коротком поводке у дьявола. Я был рабом бессмысленности. Бессмысленность делала мою жизнь ужасной. Хотя внешне все казалось нормально, внутри во мне был постоянный конфликт. Я не мог верить, что моя жизнь имеет какую-то цель и значение. Поэтому все свое время тратил на компьютерные игры и выпивку. Все стало много хуже, когда я попробовал бороться со своими грехами и дурными привычками и проиграл. Я был очень зол на себя и на весь мир вокруг. У меня не было никакого мира в сердце. Я был уверен, что Бог никогда не примет меня со всеми моими грехами, немощами и неправдой, и я точно пойду в ад, и нет для меня никакого выхода. И тогда Бог пришел в мою жизнь. Через Свое слово Он показал, что за мои грехи наказание понес Иисус. Что Он был отвержен Богом, чтобы я был принят. Он пролил Свою драгоценную Кровь, которая омыла весь мой грех и неправду. И тогда я понял, что моя жизнь имеет ценность и смысл в Его глазах и в Его руках. Тогда перестал тратить свою жизнь на бесполезные и пустые вещи. Всей своею жизнью я хочу прославлять моего Спасителя и Господа и исполнять Его волю. Моя жизнь приобрела значение и ценность. Я стал благословенным человеком и живу, чтобы умножать славу моего Господа в этом поколении и в вечности. И сейчас, в моей ежедневной духовной борьбе, когда я устаю, когда не нахожу в себе больше никакой силы, чтобы противостоять этому миру и его искушениям, я поднимаю свои глаза на крест Иисуса и Он снова и снова поднимает меня жить для Его славы. Я славлю Господа, Который нашел меня и совершил большую перемену в моей жизни: от смерти к жизни, от зависти и злобы — к любви, от проклятия к благословению.

Господь Иисус так много пострадал за нас. Как же нам теперь жить, зная ту цену, которая уплачена за нас? Каким должен быть наш ответ на эту великую жертву любви? В Рим.6:3-13 стихи сказано: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности».

На кресте Господь Иисус действительно изменил все. Он пошел на крест, был оставлен Богом и умер, чтобы мы больше не были рабами греху, но чтобы ходили в обновленной жизни, как дети Бога. Чтобы свои спасенные души и тела мы посвятили Богу для Его праведных дел. Чтобы этом поколении мы жили, как сильные мужчины и женщины, Его свидетели. Чтобы нашей проповедью к этому миру был крест Иисуса — сила Божия и Божия премудрость (1Кор.1:24) ко спасению всякого верующего (Иоан.3:16).

Спасение близко. Оно в кресте Иисуса. Если ты знаешь, что в твоем сердце есть тайный грех, неверие или переживания, оставь все это под крестом Иисуса. Отбрось это все. Позволь Ему изменить твою жизнь. Его Кровь больше чем всякий грех. В Евр.9:14 сказано: «кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» Он очистил и освятил тебя, обновись в Нем, прими Его любовь и живи снова, как Божий народ, как человек измененный и спасенный Богом.

(п. Ионафан)