ОБК 2011: Проповедь “Крест Иисуса – мое спасение” (От Марка 15:1-47)
КРЕСТ ИИСУСА – МОЕ СПАСЕНИЕ
От Марка 15:1-47
(34): В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Добрый вечер. Только что мы слышали прекрасную проповедь об Иисусе, который пришел для грешников. Лично меня сильно тронуло слово: <чадо, прощаются тебе грехи твои>. Я увидел Иисуса, который с любовью и милостью дает мне прощение грехов. Но какой ценой далось нам это прощение? Что Иисусу пришлось пройти ради спасения тех, кого Он так возлюбил?
Тема этой проповеди: <Крест Иисуса – мое спасение>. Крест Иисуса имеет огромное значение в истории человечества и в жизни каждого отдельного человека. Это славная победа, славное спасение, которое Господь совершил для нас. Давайте же откроем свои уши и сердца, чтобы услышать и принять слово Бога.
Давайте вместе прочитаем ключевой стих – 34: <В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?>
Отрывок, который мы сейчас изучаем очень сильно насыщен событиями, каждое имеет очень глубокое значение, каждое имеет свое место и в то же время каждое неразрывно связано с последующими. Поэтому я бы хотел сначала рассмотреть сами события: в чем заключалось страдание Христа, чтобы мы смогли увидеть всю картину целиком, а не только ее фрагменты. Во-вторых, рассмотреть значение этих страданий: <для чего?> И в-третьих, нам придется решить, что же теперь с этим делать, и как жить.
I. СТРАДАНИЯ ИИСУСА ХРИСТА
Давайте вместе прочитаем стих 1: <Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату>.
Иисус был арестован ночью. За Ним пришли священники вместе с храмовой стражей, с факелами и кольями, как на разбойника. После этого Его отвели на двор первосвященника. Там, в срочном порядке собрался синедрион. Судьи пришли с явным решением осудить и убить Иисуса. Они призывали различных свидетелей, но их показаний было недостаточно для смертного приговора. В конце концов, Сына Божьего обвинили в богохульстве и осудили к смерти.
Однако, здесь священники столкнулись с проблемой. Они не обладали достаточными полномочиями, чтобы привести свой приговор в действие. Для этого им нужно было разрешение римского прокуратора.
Поэтому, рано утром, как только рассвело, опасаясь как бы дело не сорвалось, священники отвели Иисуса на двор к Пилату. Но здесь у них возникло другое затруднение: Пилат был глубоко безразличен к религиозному учению иудеев. Так что обвинение в богохульстве могло не пройти. В чем же они обвинили Иисуса перед прокуратором? Во 2 стихе Пилат называет Иисуса Царем Иудейским. Священникам нужно было политическое обвинение, поэтому они обвинили Иисуса в том, что Он называл Себя Царем Иудейским и таким образом противостоял римской власти и призывал людей не платить налоги. Конечно, это было не единственное их обвинение. Стих 3 говорит: <И первосвященники обвиняли Его во многом>.
Как Иисус ответил на все эти обвинения? Господь молчал. Он не спорил и не оправдывался. Он добровольно принял на Себя людское осуждение и сполна испытал всю его тяжесть.
Честно говоря, когда мы смотрим на этот суд со стороны, то перед происходящим пасует всякая логика. Это просто какое-то торжество безрассудной злобы и ненависти.
Пилату не хотелось убивать Иисуса. Он знал, что священники привели Его сюда из зависти, он даже хотел отпустить Иисуса, воспользовавшись обычаем. Стих же 11 говорит: <Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву>. Убийца и мятежник Варрава, в глазах иудеев имел больше прав на жизнь, чем Иисус, который вообще ни в чем не был виновен. На вопрос <какое же зло сделал Он?> (14), люди, не имея в чем обвинить Иисуса, просто еще громче исступленно кричали: <распни Его!> (14).
В конце концов, Пилат сдался, и <желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие> (15).
Марк употребляет одно короткое слово: <бив>. Наверное, потому что те, кто читал эти строки в первом веке, хорошо знали, как бьют римские солдаты. Иисуса бичевали. Это был тяжелый кнут с несколькими хвостами, свитый из кожаных ремней в концы которых вделывались кусочки кости и метала. Удар такого кнута рассекал кожу до мышц и костей, срывая ее целыми лоскутами.
После этой процедуры, спина Иисуса представляла собой сплошную жуткую рану. Но этого показалось недостаточно. Избив Иисуса, солдаты решили насмеяться над Ним. Посмотрите стихи 16-19: <А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему>.
Натешившись вдоволь, Иисуса повели на распятие. Обычно, осужденный сам нес свой крест на место распятия. Но Иисус был настолько измучен и ослаблен, что уже просто физически не мог сделать этого. Он спотыкался и падал. И снова звучал удар римской плети. И Он снова вставал и шел спотыкаясь к Голгофе. В конце концов, солдатам надоело смотреть на это и они заставили одного прохожего, Симона из Киринеи, нести крест вместо Иисуса.
Затем Иисуса распяли на высоком деревянном кресте. Его запястья и голени пробили длинными железными гвоздями. Первые несколько ударов производились легко, чтобы нанизать гвоздь, и эти удары были самыми ужасными. Острая пронизывающая боль, как молния проходила через все тело, при каждом ударе молотка. Пригвоздив тело, крест подняли вертикально. Пытаясь уменьшить нестерпимую боль в руках, Иисус должен был приподыматься, опираясь на пробитые ноги. Но ноги не выдерживали и вес снова опускался на руки. Из-за неестественного положения тела дышать становилось очень трудно. Воздух можно было вдохнуть, но нельзя было выдохнуть. Чтобы дышать, нужно было постоянно приподыматься, опираясь на гвозди в руках и ногах. Со временем от дикой боли и частых судорог дышать становилось практически невозможно. Каждый глоток воздуха доставался ценой страшной боли. Жажда, удушье, насекомые, которые садились на окровавленное тело – все это претерпел Иисус! Царь Давид в духе переживал страдания Христа. В 21 Псалме он пророчески писал о них так: <Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий>. Иисуса распяли как одного из разбойников. Его унизили, над Ним насмехались, Его отвергли.
Эта агония продолжалась с 9 утра до 3 часов дня. Стих 33 говорит: <В шестом же часу (т. е. в полдень) настала тьма по всей земле и [продолжалась] до часа девятого (до 3 дня)>. Даже солнце спряталось, чтобы не видеть мучений Того, Кто сотворил его. А вот людям было нормально. Люди находили в себе возможность еще и насмехаться. Они говорили: <сойди с креста>, <других спасал, а Себя не может спасти>. Мы можем поражаться человеческой жестокости, но честно говоря, эти насмешки продолжаются даже и до сегодняшнего дня. Когда глупые люди рисуют карикатуры или демотиваторы с распятием. Когда известная певица, говорит, что вид обнаженного мужского тела на кресте вызывает в ней сексуальное влечение, а потом организовывает шоу с распятием. Как вообще может язык повернуться сказать такое? Но это то, что мы видим сегодня.
В конце концов эта агония закончилась. Во тьме прозвучал голос Иисуса: <Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?> (34). Потом Иисус, возгласив громко испустил дух и завеса в храме разорвалась надвое, сверху донизу (37).
Иисус прошел через страшные физические и нравственные муки. Но во всем этом описании, есть еще один аспект, то что было для Иисуса страшнее всего: на кресте Он был оставлен Богом. Давайте прочитаем стих 34 еще раз вместе: <В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?>
Все время: во время суда и пыток Иисус сохранял удивительное самообладание. Он не оправдывался и не просился. Мы видим как Он шел к намеченной цели, с решением вытерпеть все до конца. Даже на кресте Он молился и благословлял тех, кто издевался над Ним. Но здесь, в самом конце, этот вопль: <Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?>. В нем одновременно переплелись все величие Божьей любви к человеку и вместе с ней удивление, боль, тьма кромешная, весь ужас ада, вся глубина преисподней.
Иисус вынес насмешки, предательство и физическую боль. Но во всем этом Небесный Отец был с Ним. Их непрерывное единство, эти отношения любви, они поддерживали в Иисусе силы идти до конца. Иисус не говорил: <почему Иуда предал Меня?> или <почему Петр отрекся Меня?>. Тогда было больно. Но сейчас стало невыносимо. Отец отвернулся от Него. Почему? Потому что здесь, на кресте произошло великое таинство. Все грехи мира, каждого человека, все грехи, твои и мои, были возложены на чистого, святого и безгрешного Сына Божьего. Грех, грех, грех окружал Христа со всех сторон. Хотя Сам Он был безгрешен, но здесь на кресте "Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис.53) <Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо> (1Пет.2:24). Иисусу не были ниспосланы свыше силы, тайное масло и вино не изливались на Его раны. Он стал Агнцем Божьим, взявшем на Себя весь грех мира, поэтому Он должен был испытать тяжесть греха и отвращение святого Бога, который не может смотреть на грех. Это не было просто ощущение. Иисус действительно был оставлен Богом.
У креста стояли женщины, которые всегда сопровождали Иисуса, и среди них Его мама. Один из знатных иудеев, Иосиф, выпросил у Пилата тело Иисуса и завернув его в плащаницу, положил в новый гроб.
II. ДЛЯ ЧЕГО ОН СТРАДАЛ?
Только что мы рассмотрели то, как страдал наш Господь Иисус Христос. Не знаю, смог ли я хоть немного открыть глубину и ужас страданий, которые Он перенес. Потому что самому себе я кажусь ребенком, который говорит о том, что нельзя передать словами и только надеюсь, что Дух Святой действует сейчас в каждом сердце. Муки, через которые Он прошел ужасны, больше, чем человек может вынести. Они поражают наше воображение. Но тогда возникает вопрос: зачем все это?
Давайте еще раз прочитаем стих 34 вместе: <В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?>
Как часто когда нам приходится сталкиваться с потерями, болезнями или страданиями, вопрос: <за что мне это?>, <почему это происходит?>, <почему это происходит со мной?> Сталкиваясь со страданиями, мы ищем ответ в прошлом, пытаясь увидеть там свою вину или наоборот, оправдание. Но вопрос Иисуса другой, он направлен вперед: <для чего?>, т. е. <что должно быть достигнуто этими страданиями?>
Давайте вместе с Иисусом зададим этот вопрос: <для чего?> Для чего Иисус был осужден людьми? Для чего Он перенес страшные физические муки и насмешки толпы? В конце концов, для чего Он был осужден и оставлен Самим Богом?
Слово Бога дает нам ответ на этот вопрос: <Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас> (Ис.53:3-6)
Здесь нет другого ответа. На кресте Господь Иисус занял наше место, каждого из нас. На кресте Господь Иисус заплатил полную цену за твой грех.
Мы привыкли относится к грехам легко. Они стали нормой жизни. Подумаешь, грехи. Нам кажется, что есть проблемы поважнее. Мы оцениваем свои поступки и желания, сравнивая себя с другими людьми. Нас возмущает вопиющая несправедливость, жестокость, безнаказанность, но самих себя мы привыкаем видеть не такими уж и плохими, особенно в сравнении с другими.
Грех разрушает твою жизнь. Тебе может казаться, что это ничего, ерунда. Но Писание говорит, что <всякий, делающий грех, есть раб греха> (Иоан.8:34). Начинаясь чем-то малым, грех пускает корни в жизни человека все глубже и глубже. Разрушает отношения с окружающими, и что еще страшнее – с Богом. И все это становится тем страшнее, что мы не можем сами решить проблему греха. Как бы ты ни старался ты не решишь этой проблемы сам. Психоаналитик, спорт или друзья, таблетки или алкоголь – ничто из этого не решит твоей проблемы греха. Я помню как сам тщился избавиться от греха в своей жизни. Но как я ни старался, все равно я продолжал завидовать, все равно злился, все равно жил в блуде, не в силах контролировать свои желания и мысли.
Праведность Бога требует платы за грех, Он не может смотреть на грех сквозь пальцы. Иисус, святой Божий Сын стал платой за твой грех! На кресте сошлись вместе праведность Бога и Его безграничная любовь к тебе. Весь твой стыд, все твои ошибки, все грехи, болезни и немощи Он взял на Себя. Он был осужден законом, чтобы закон не имел над тобой власти, чтобы ты не жил больше в осуждении. Его тело стало одной сплошной страшной раной, чтобы ты был исцелен. Он был оставлен Небесным Отцом, чтобы ты уже никогда не был оставлен Богом. Он пошел в ад, в самые глубины ада, чтобы ты был спасен. Он испытал гнев и ярость Бога Вседержителя, чтобы ты получил милость и прощение. Он сделал это для тебя. Когда мы смотрим на Иисуса распятого на кресте вместо нас, то понимаем, почему этот крест из орудия пытки и убийства превратился в знамя Божьей любви, милости и прощения к грешникам. Эти руки, пробитые гвоздями хотят обнять и благословить тебя. Примешь ли ты эту любовь?
Хочу рассказать вам одну историю. Во время войны в Корее, американский солдат нашел маленькую девочку, подобрал ее и вырастил, как свою дочь. Он хорошо заботился о ней. Но у девочки всегда оставался вопрос: откуда она взялась, кто ее родители, почему они оставили ее. Она думала, что родители просто бросили ее. Из-за этого, она много злилась и не могла простить их. Но однажды старый солдат рассказал ей, как он ее нашел. Уходя из Пхеньяна, им нужно было перейти через мост. Под мостом он услышал плач ребенка. Он спустился вниз и нашел там мать и девочку. На улице было очень холодно. Чтобы согреть ребенка, мать сняла с себя всю одежду и завернула в нее свою дочку. Когда их нашли, мать уже была мертва, но девочка выжила. Эта история изменила жизнь девочки. Она узнала, что мама так сильно любила ее, что ради нее отдала свою жизнь. И эта история так похожа на то, что Христос совершил для нас. Для того, чтобы ты жил, чтобы ты был спасен, Он был избит, раздет, осмеян. Для того, чтобы ты не был оставлен Богом, Он был отвергнут Отцом. Это – для тебя.
Тема нашей конференции – <Украина – святой народ>. Кто такие святые люди? – те чьи слова и дела безукоризненны? Нет. Никакими делами мы не можем достичь святости и праведности. Наша святость – это Иисус. На кресте Он совершил наше оправдание и освящение, чтобы мы были Его народом, святым народом, омытым Кровью Иисуса Христа. Чтобы мы жили, возвещая славные совершенства Того, кто призвал нас из тьмы в чудный Свой свет.
Стих 38 говорит: <и завеса в храме разорвалась надвое, сверху донизу>. Эта завеса тысячу лет отделяла святого Бога от грешного человека. Но жертва Иисуса Христа открыла путь новый и живой для каждого грешника, кто верой примет Кровь Иисуса Христа в искупление своих грехов.
Сегодня слово Бога говорит нам: <Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое> (Втор.30:19).
Если ты еще не спасен. Если ты еще не примирился с Богом посредством Крови Иисуса Христа, то ты можешь сделать это прямо сейчас. Прямо сейчас признать свою жизнь неправильной перед Богом, покаяться и молиться, чтобы Иисус Христос стал Господином твоей жизни. Он действительно хочет благословить тебя, изменить твою жизнь, принести в нее исцеление, прощение, спасение и благословение.
Если же ты уже знаешь Бога, но имеешь в своем сердце тайный грех, неверие или переживание. Оставь все это у креста Иисуса. Кровь Иисуса Христа смывает всякий грех, всякую неправду. Обратись, обновись и снова живи, как Его святой народ в этом поколении.
(п. Ионафан)