Вивчення Біблії: Проповідь “Слово стало плотью” (От Иоанна 1:1-14)
СЛОВО СТАЛО ПЛОТЬЮ
Ключевой стих 1:14 : "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца."
Скоро Рождество, и поэтому сегодняшняя проповедь будет о рождении Иисуса, согласно тому, как оно описано в Евангелии от Иоанна.
1. Предвечное Слово
Прочитаем стихи 1,2:
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
Эти стихи говорят нам о вечности. Мы часто настолько заняты своими земными делами, крутимся, как белка в колесе, что не имеем времени подумать о вечности. Жизнь многих людей так и проходит в бесконечной гонке, и они даже не знают, откуда появились и для чего их жизнь нужна. Все, чего они достигают, имеет только временную ценность, которая не только не важна в масштабах вечности, но даже в течение жизни несколько раз обесценивается.
Праздник Рождества Христова происходит из вечности. Как становится ясно из последующих стихов, 1-й стих говорит об Иисусе Христе. Он был в начале всего творения, когда еще ничего не было сотворено. Он был с Богом и Он Сам Бог.
Иоанн использует греческое слово ЛОГОС, которое у нас переведено просто как <Слово>. Слово "логос" широко использовалось в древнегреческой философии, где оно выражало абстрактную идею "разума" или "логики". Для греческих философов Логос был безличной силой, вносившей во вселенную порядок и гармонию. Не сильно отличается от нашего времени. Многие из современных людей скажут вам: <В Бога не верю, но что-то высшее есть>. Наличие чего-то высшего непонятного только внушает тревогу, поэтому особо задумываться люди не любят. Иоанн же не гадает, а веско заявляет: есть Бог, личность, с Которого все началось. И был Иисус, предвечный Логос, который един с Богом и Сам есть Бог. Мы не будем сегодня долго говорить о доктрине Троицы, но Библия дает ясные свидетельства, что Бог-Отец, Слово-Иисус и Дух Святой являются тремя разными личностями и, тем не менее, одним и тем же Богом. Важно, что каждый из троих является тем же Богом в полном смысле слова.
Прочитаем стих 3:
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
Логос-Иисус не является творением, наоборот, все через Него было создано. Иисус является Богом-Творцом. Он создал все, и в Нем находятся все сокровища премудрости Божьей.
Прочитаем стих 4:
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
Люди думают о вечности, когда встречают смерть. Но Слово Божье дает нам узнать о другой вечности – в которой есть жизнь. Качество жизни человека не зависит от того, как хорошо он <устроился>. Более обеспеченные часто отчаиваются от бессмысленности своего существования и совершают самоубийство. Другие продолжают жить, потому что боятся смерти. Разве это жизнь? Но в Нем была жизнь, и это была настоящая жизнь, не мрак, а свет. То, что мы сейчас живем, это следствие того, что в Иисусе есть жизнь. Кто ходит ночью, тот спотыкается, потому что не видит света. Свет дает нам уверенность, потому что позволяет видеть цель и путь. Так и свет Иисуса – он дает уверенность, потому что открывает нам смысл и предназначение жизни. Он разгоняет тьму бессмысленности и безнадежности, к которым неизбежно приводит безбожие.
Стих 5 говорит:
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Где же он, этот свет? Почему мир такой темный? Да здесь он, светит прямо у всех перед глазами, но тьма его не объяла. Здесь <не объяла> имеет смысл <не поняла>. Люди ослеплены своим желанием оставаться в грехе. Когда я начал задумываться о Боге, хотя еще не знал почти ничего о Библии, я осознал, что я грешник, и тогда мне захотелось не покаяться, а наоборот, доказать себе что Бога точно нет и потому мне все позволено. Слава Богу, это не сработало, но для многих это действует до конца жизни. Тем не менее, Бог делает шаги для того, чтобы все пришли к Его чудесному свету.
2. Свидетель
Прочитаем стихи 6,7:
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Во все времена Бог посылал к людям Своих свидетелей, пророков, которые пережили личную встречу с Ним. Он желал, чтобы люди, забывшие о Нем, вспомнили и оставили свои злые дела. Последним из таких пророков был Иоанн Креститель. Он был особенным человеком и сильно повлиял на жизнь многих людей. Сам Иисус сказал, что более великого человека, чем Иоанн, не было. Но Иоанн всеми своими словами и делами свидетельствовал не о себе, а об Иисусе Христе, Который должен был прийти после него. Есть люди, которым достаточно послушать духовных, влиятельных людей, или походить по святым местам. Но цель Божьих свидетелей (это и цель самого Бога) – чтобы через них все уверовали. Во что именно?
Прочитаем стихи 8,9:
8 Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
У всех свидетелей – или пророков – была одна общая черта: это были такие же люди, как мы с вами. Может, они жили по-другому, и в чем-то были достойны уважения, может они могли ободрить или исправить, но если за ними не стояло бы чего-то большего, все их плюсы закончились бы с их смертью. А все их влияние на мою жизнь закончилось бы с моей смертью. Однажды я встретил юношу, который на все, что я ни пытался ему сказать, отвечал односложно: <А смысл?>. Его слова очень правильны: если уж мы все умрем, то ни в чем смысла нет. Но Библия говорит, что существует истинный свет, который просвещает каждого человека. Иисус сказал:
Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. (Иоанн.12:46)
Правильно спрашивать не <В чем смысл жизни?>, а <В ком?>. Есть Бог, и Он дает нам свет жизни. Когда ты принимаешь Иисуса, Он дает прощение грехов, открывает тебе отношения с Богом, дает победу над грехами, страхами, комплексами и переживаниями и наполняет жизнь Божьим смыслом.
Свидетель не должен говорить: <Смотрите, какой я хороший и совершенный!>. Он должен говорить о Боге, в Котором на самом деле есть все совершенство, все, что нам нужно.
3. Слово пришло к нам
Прочитаем стихи 10,11:
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
Представьте ситуацию: Вы возвращаетесь домой после долгого дня. С мыслью <Наконец-то я дома> подходите к двери, радостно нажимаете дверную ручку, заходите и произносите: <А вот и я!>. И в ответ слышите: <Уйди, не мешай!>. Именно так мир принял Спасителя. Люди были слишком заняты своими делами, так что Иисусу не нашлось даже места в гостинице, и пришлось родиться в сарайчике и лежать в кормушке для животных. Люди не принимали, когда Он исцелял, воскрешал и учил о любви Бога. Люди не принимали, когда Он обличал лицемерие и называл грех грехом. Люди не принимали, когда Он говорил о царстве Бога, потому что боялись земного царя. С тех пор мало что изменилось. Люди остались такими же. Они все так же заняты земными делами и им нет дела до Иисуса. Но те, которые принимают Его, получают огромный подарок. Посмотрите стихи 12,13:
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
Вера в Иисуса Христа – это не просто определенная жизненная позиция. Это еще и огромная власть: власть называться дитем Бога и быть дитем Бога. Иисус умер на кресте за все наши грехи. Он полностью заплатил за наше прощение и усыновление. Тот, кто раньше был чужой Богу, даже враг Ему, становится родным Ему, потому что принял Иисуса. Таким образом мы духовно рождаемся в семью Бога, чтобы жить в близких отношениях с Ним, как Его дети.
Теперь непосредственно о Рождестве. Прочитаем стих 14:
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Этот стих говорит о воплощении вечного Логоса. Великий Бог стал человеком. Бесконечный Творец пришел в конечное пространство и подчинил Себя всем ограничениям человеческой жизни. Мы не могли достичь вечности, были отделены от Божьего света и жизни, но в Иисусе вечность коснулась нашего мира.
Для чего Иисус воплотился? Для того, чтобы обитать с нами. Людям кажется, что Бог где-то далеко. И им кажется, что из-за этого Он не может понять их проблемы. Поэтому люди чувствуют одиночество. Но Иисус, обитая с нами, хорошо понимает все наши проблемы. Тут классический пример – автор Евангелия от Матфея. Матфей был коррумпированным мытарем. Из-за его эгоизма, никто не хотел быть его другом, никто даже видеть его не хотел. Он был страшно одинок. Однако однажды к нему пришел Иисус и сказал ему: "Следуй за Мною". Хотя никто не хотел быть с Матфеем, но Иисус был с ним, жил вместе с ним и служил ему, как собственному сыну. Благодаря любви Иисуса, Матфей полностью изменился, оставил эгоизм, и стал Святым апостолом Матфеем, который написал такие слова: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог" (Мт.1:23). Иисус испытал все возможные трудности, которые выпадают на долю человека, поэтому Он может войти в ситуацию каждого и помочь.
Также Иисус воплотился, чтобы дать нам полноту благодати. Благодать – это незаслуженно хорошее отношение. Обычно люди не хотят быть никем. Если человек и чувствует себя никем, то внешне старается показаться лучше, чем на самом деле. Если не получается лучше – то хотя бы круче других. Но Иисус, наоборот, снизился, оставил свой престол, чтобы обитать с грешниками, потому что Он полон благодати. Он хотел не задавить нас Своим превосходством, но поднять нас и сделать святыми детьми Бога.
Также Иисус принес нам полноту истины. Люди полны неправды, поэтому везде процветает обман, неверность и коррупция. Люди становятся зависимыми от грехов, и сами себя обманывают, что по-другому нельзя. Но кто пребудет в слове Господа, тот познает истину, и истина сделает его свободным. Истина состоит в том, что Иисус уже искупил все наши грехи Своей кровью на кресте, поэтому грех не имеет над нами никакой власти. Если у вас есть еще не побежденный грех – придите к Иисусу.
Также Иисус явил нам славу Бога. Если через свидетелей, таких, как Иоанн Креститель, можно было узнать о славе Бога, то теперь, через Иисуса Христа, небесная слава стала обитать здесь, с нами, и мы смогли наглядно увидеть, кто Бог, как Он живет, как Он любит и служит.
Можно смотреть на далекие звезды в телескоп – но это не сравнится с тем, чтобы подержать солнце в руках. Свидетели говорили о Боге – а Иисус показал нам Бога. Поэтому так радовались Ангелы, когда в том сарайчике никому неизвестная и небогатая женщина родила младенца. В тот момент открылись двери вечности, и всякий, верующий в Иисуса, может войти в эти двери. Поэтому пришли увидеть Его и поклониться Ему как простые пастухи, так и ученые мудрецы.
Мы тоже можем видеть Божью славу. Иисус вознесся на небо, но Он послал Святого Духа, и Святой Дух теперь обитает в нас. Когда мы слушаем его голос, мы можем видеть славу Божью. Посмотрим на примерах. Хотел рассердиться, но послушал голос Духа, говорящий о том, как Христос полюбил нас, и не рассердился. Хотел обмануть или предать – но послушал напоминание Духа о верности Христа, и решил быть верным. Хотел отчаяться – но Святой Дух напомнил о славной надежде нетленного и чистого Небесного Царства, поэтому решил жить с надеждой. Хотел замкнуться в эгоизме, но вместо этого послушал Духа, и стал строить отношения, как и Христос пришел, чтобы быть с нами. Рассказал об Иисусе кому-то, и он тоже уверовал и стал дитям Божьим. Через такие вещи, каждый день, мы можем увидеть, как наша жизнь освобождается от проклятий греха и наполняется Божьей славой. То, как Он изменяет нашу жизнь и жизни окружающих нас людей, будет явным свидетельством славы Божьей.
Для меня то, что Бог обитает с нами, стало поворотным моментом в жизни. Я жил в отчаянии, потому что жизнь не имела смысла, потому что в любой момент могло случиться что-то плохое. Но Бог, придя в мою жизнь, дал мне уверенность, что это Он держит все в Своих руках и мне не за что переживать. Он начал налаживать мою жизнь. Хотя я 17 лет знаю Иисуса, все равно это только начало. Он помогает мне жить каждый день, и каждый день я могу радоваться, потому что Он со мною.
Давайте еще раз прочитаем ключевой стих:
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Пусть этот Рождественский праздник будет для каждого из нас не просто очередным выходным днем, но точкой прикосновения к вечности, к благодати и истине и славе живого Бога.
(п. Ной)