Вивчення Біблії: Проповідь “Народ особенный, ревностный к добрым делам” (К Титу 2:1-15)
НАРОД ОСОБЕННЫЙ, РЕВНОСТНЫЙ К ДОБРЫМ ДЕЛАМ
Ключевой стих 14 : "Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам."
Сегодня мы будем говорить о том, что мы — особенные. Думаю, такая тема всем понравится. Из первой главы мы узнали о том, что природа человека грешная, и что сам по себе он не может поступать по воле Бога. Поэтому каждый верующий должен постоянно находиться в процессе обучения. Также мы узнали, что Бог желает в каждой церкви поставить людей, которые могут взять на себя ответственность за церковь и смогут научить других и показать хороший пример. Сегодня мы продолжим эту тему и увидим, что Божий план касается не каких-то отдельных избранных людей, а каждого из нас. Бог спас каждого из нас с определенной целью. Бог действительно хочет видеть каждого верующего сознательным и самостоятельным, ревностными служителями Бога, а не мешком балласта. Для этого мы должны учиться подчинять слову Бога все стороны нашей практической жизни.
1) Поучения для членов церкви (1-10)
Каждый из нас — особенный в глазах Бога. И поэтому, словно к главному герою фильма, к нам, как к особенным людям, прилагаются особые требования и ожидания.
Давайте прочитаем стих 1:
Ты же говори то, что сообразно с здравым учением
Пастырь должен говорить. Говорят, что если проповедник получил доступ к микрофону, то отогнать его невозможно. Но на самом деле говорить то, что сообразно с здравым учением, нелегко. Всегда есть люди, которые хотят, чтобы проповедник лучше молчал. Поэтому нужна определенная смелость. Что же это за учение, что за него стоит рисковать? Здесь употребляется слово «здравое». Не просто «правильное», а «здравое». Правильное изучение Библии должно не просто быть доктринально правильным, но оно должно созидать людей, делать жизнь человека во всех отношениях здоровой. Учение может быть больным, и тогда оно разрушает жизнь человека, семью и общество. Здесь я, на всякий случай, напомню, что правильное учение твоего пастыря еще не делает тебя здоровым христианином — чтобы твоя жизнь стала здоровой, нужно лично принять слово Бога и основать на нем свою жизнь.
В церкви есть разные типы людей, каждый имеет свои преимущества и свои слабости, и дальше Павел останавливается на каждом типе отдельно.
Прочитаем стих 2:
чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
Когда вы думаете о стариках, какие образы приходят вам в голову? Большинство вспоминает о старческом маразме. Несколько лет назад в Одессе судили одного 90-летнего предпринимателя за неуплату налогов. На суде он заявил, что из-за старости просто забыл заплатить. Тем не менее, бизнес он вел успешно. Конечно, к старости здоровье человека не становится лучше, и способность учиться и думать уже не такая, как в молодости. В нашей сильно пьющей стране к пенсионному возрасту мозг обычно деградирует. Но первое требование Павла к старцам — бдительность, что в греческом оригинале более точно несет смысл «трезвость, адекватность». В Библии мы находим много примеров людей, которые сохранили свою силу и ясный рассудок до глубокой старости: Моисей, Иисус Навин, Халев. Мы несем ответственность за то, чтобы сохранить ясный ум и в старости, и у нас есть ясная причина для этого:
Пс. 70:18 И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.
То есть, задача старца — передать младшим все, что он знает о Боге. Чтобы быть старцем, не обязательно дожить до пенсионного возраста. Если в церкви есть поколение, младше тебя, на которое влияет авторитет твоего возраста, то ты уже в каком-то смысле старец. Поэтому, хотя большинство из нас еще не поседели, эти советы и для нас актуальны.
Вторая особенность старцев — опыт. Это люди, которые уже прожили жизнь, и могут многим поделиться. Если б только молодые, считающие себя умными, обращали внимание на этот опыт, то не набивали бы те же шишки поколение за поколением! Но опыт также может быть искушением к тому, чтобы брюзжать, обвинять и жаловаться. Мы знаем, что часто старики этим и занимаются. Павел говорит, что старцы должны быть степенными — иными словами, они должны вести себя так, чтобы вызывать у других не жалость и не пренебрежение, а уважение. Таким образом они смогут хорошо влиять на церковь и передавать младшим свой опыт.
Следующее требование к старцам — целомудрие. Это слово значит самоконтроль. То есть старец должен уметь управлять своими желаниями. Молодые часто отключают мозг и поступают так, как им сильно-сильно захотелось. С духовным возрастом мы должны учиться пленять свои помышления в послушание Христу и подчинять свою волю воле Бога.
Также старцы должны также быть здравыми в вере, в любви и в терпении. Старые люди могут часами говорить о своих проблемах и болячках. Но Бог не желает, чтобы мы мучили окружающих своим эгоизмом. В любом возрасте. Нужно быть здравым в вере — то есть в отношениях с Богом и доверии Ему, здравым в любви — то есть с любовью заботиться о других, как о собственных детях, и здравым в терпении. Терпение означает постоянство. Как наш Господь вчера, сегодня и во веки тот же, так и старцы должны учиться быть постоянными, чтобы молодые, носимые ветром, могли хвататься за них, как за надежный якорь.
Прочитаем стих 3:
чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
Вторая категория людей — старшие женщины. Во-первых, они должны прилично одеваться — то есть не изображать из себя девочку на дискотеке или пугало на огороде. Даже в старости одежда женщины сильно влияет на общество, поэтому старшие женщины должны показывать хороший пример.
Во-вторых, они не должны быть клеветницами. Кстати, в оригинале это слово звучит как διαβόλους — «дьяволицы». Клевета имеет дьявольскую природу. На пенсии много свободного времени, а женщины любят пообщаться. Конечно, рассказывать плохое почему-то интереснее, поэтому бабушки на лавке у подъезда — страшное оружие, способное заклеймить всех соседей. В Иисусе мы, не только женщины, но и мужчины, должны избавиться от привычки рассказывать плохое о других, потому что и Господь не припоминает нам наших согрешений. Бог призвал нас не к служению осуждения, а к служению оправдания.
В-третьих, чтобы не порабощались пьянству. В то время на Крит еще не провели телевидение, а Россия еще не снимала своих сериалов, и поэтому, вероятно, критские бабушки много пили. Что подумают молодые, видя в церкви пьяных бабушек? Что это цель, к которой надо стремиться? Или что надо бежать отсюда побыстрее? Поэтому, сестры, никогда не пейте и не смотрите сериалов.
В-четвертых, старицы должны учить добру. В 1 послании Тимофею 2:12 Павел говорит: «а учить жене не позволяю». Исходя из этого многие требуют запретить сестрам проповедовать. Но там, в контексте, на самом деле говорится о том, что жена не должна устраивать в церкви семейные разборки, и это правильно. А здесь прямо говорится, что женщины должны учить хорошему. Так что, братья не должны придираться, а сестры не должны стесняться научить всему хорошему, что знают и могут. В частности, старшие сестры должны учить младших. Между сестрами существует особое общение, недоступное братьям, и поэтому они больше учатся не от проповедников, а от других сестер.
Итак, третья категория людей — младшие сестры. Прочитаем стихи 4, 5:
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
Кажется, что к молодым сестрам больше всего требований. Сестры, не спешите пропускать и читать дальше, у меня есть для вас хорошие новости. О вас написано так много не для того, чтобы вас ограничить, а потому, что вы очень важны. От того, как ведете себя вы, зависит жизнь всей церкви.
Во-первых, молодые сестры должны любить мужей. Не «любить парней», а «любить мужей». Сестра, которая кружит головы парням, не сможет быть ни хорошей женой, ни хорошей христианкой. Здесь не говорится о романтической любви. Этому, как правило, учить не надо. Здесь говорится о семейных отношениях. Молодые девушки могут закружить парню голову с одной целью — выйти замуж, чтобы в последствии сесть ему на шею. Но после свадьбы через некоторое время бытовуха уничтожает романтику, и тогда жена только требует что-то от мужа, а муж чувствует, что его больше не любят, и, в мире, как правило ходит налево или пьет с друзьями. Любить по-настоящему надо учиться. Божья любовь не использует, а созидает и укрепляет человека, приводит его к расцвету. Старшие женщины, имеющие уже опыт, должны учить молодых этому. Да, Библия говорит о таких вещах, а не об абстрактных идеях. Господь желает войти во все аспекты нашей жизни и навести в них порядок, сделать здравыми.
Во-вторых, любить детей. Любить детей, с точки зрения Библии, не ограничивается человеческими «Ой, какой он прикольненький!» или «Он принадлежит мне, и точка!». Любить, как мы уже говорили, надо учиться. Надо вырастить ребенка не только здоровым физически, но и способным отличать добро от зла, мудрым и самостоятельным, способным познавать Бога и служить Ему. Это дело жены, потому что муж большую часть времени на работе. Поэтому то, каким будет следующее поколение, зависит от того, какие сейчас сестры. Видите, как много зависит от сестер!
Прит. 14:1 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
Сестры должны быть трудолюбивыми. Они должны слушаться своих мужей. Это тоже нелегкое дело для сестер. Жены всегда умеют, как в шахматах, поставить мужу вилку, чтобы он сделал именно по требованию жены. Но таким образом жена сама разрушит семью. Тут не говорится не о том, что муж должен командовать, а о том, что жена должна слушаться. Муж тоже должен слушаться жену. Еф.5:21 вообще требует от верующих повиноваться друг другу. Это базовое свойство отношений в любом христианском обществе, в том числе в семье. Просто для жен этот вопрос более актуальный, а к тому же Бог поставил мужа главой семьи и дал ему всю ответственность. Быть послушной главе — важно для самой жены. Но также это важно для Бога, да не порицается слово Божие. Когда в верующей семье идет борьба за власть, а не взаимная любовь и взаимное послушание, это повод безбожникам оскорблять Бога.
Прочитаем стих 6:
Юношей также увещевай быть целомудренными.
Кажется, что к юношам меньше всего требований, только одно — быть целомудренным, то есть обладать самоконтролем. Почему так мало? Потому что по своей природе женщины — многозадачны, а мужчины нет. На самом деле для юноши это много. Юноша может стать отличным христианином, чудесным служителем, мужем и отцом, и все, что ему мешает — это похоти. Из-за них молодые парни тратят свою молодость в развратных клубах, в компьютерных играх и вконтактиках или за выпивкой, вместо того, чтобы делать полезное и приготовиться к будущей жизни. Другие увлекаются жаждой наживы или власти и становятся циничными. Поэтому Павел советует Тимофею:
2Тим. 2:22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
Юноша, умеющий укрощать свои желания, побеждает лукавого (1Ин.). Поэтому братья должны обратить на это особое внимание.
Прочитаем стихи 7, 8:
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
Сам Тит, как лидер церкви, должен не только правильно учить, но и поступать так, чтобы нельзя было сказать ничего худого. Конечно, всякий, кто что-то делает, обязательно совершает ошибки и получает нарекания. Но мы должны не создавать внешний имидж, а изменяться внутри, чтобы действительно стать образцом.
Прочитаем стихи 9, 10:
9 Рабов [увещевай] повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Эти стихи говорят о том, как должен относиться к трудовым отношениям. Конечно, сейчас эти должности называются по-другому. Мы работаем, чтобы было возможно содержать себя, семью и служение. Но, тем не менее, работа — это тоже служение. Если христианин относится к работе халатно, интересуясь только выгодой, это обязательно увидят. И если вы стараетесь работать от сердца, это тоже увидят. Как думаете, какому работнику легче свидетельствовать о спасении в Иисусе: усердному или ленивому и эгоистичному?
Рабы должны не огрызаться начальству, а стараться сделать все так, как ему велено. Нельзя обманывать и воровать, но, наоборот, во всем быть верными. Сразу вспоминается история Иосифа из книги Бытия, который и в рабстве и в тюрьме был прилежным, и потому ему доверяли все хозяйство, а в последствии даже фараон был под впечатлением от его личности. Говорят также, что после Октябрьской революции и Гражданской войны, в 20-е годы, когда большевики ввели новую экономическую политику, то на должности, связанные с финансами, более охотно брали христиан ,— потому что они честные. Поступая так, мы можем показать настоящего Иисуса тем, кто не хочет слушать наши слова. Хотя рабы, по понятным причинам, не носили украшений, благодаря таким поступкам, они сами становились украшением для Спасителя.
Просмотрев еще раз первые 10 стихов, мы видим, что быть христианином нелегко в любом возрасте. Не потому, что это трудно физически, это не труднее, чем «обычная» жизнь, а потому что нужно посвятить себя и подчинить свои мысли, желания и поступки слову Бога. Для этого нужна серьезная мотивация. Без мотивации даже спортсмен на олимпиаде ничего не выиграет. Что же это за причина, которая так меняет жизнь человека? Об этом говорится дальше.
2) Божья спасительная благодать (11-15)
Прочитаем стих 11:
Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков
Вот она, причина. Благодать Божья явилась и дала спасение всем людям. Давайте поговорим о благодати. Некоторые путают благодать с шарой. Но это разные вещи. Благодать в Библии неразрывно связана с личностью Иисуса Христа. В Иисусе Христе Бог явил Себя грешным людям, которыми мы тоже являемся. Книга Исаии призывает нас заглянуть в ров, из которого мы извлечены. Бог забрал нас из грехов и дал новую жизнь — не по делам праведности, а по односторонней любви. Бог есть любовь. Каждый из нас искал такую любовь в этом мире, но находил только похоть, обман, цинизм и зависимость. Хуже всего, что мы видели зло не только вокруг себя, но оно исходило изнутри нас.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, –
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
(Марка 7:21-23)
Это безнадежная картина. Лично у меня пропали все надежды и стремления именно тогда, когда я осознал, что я не такой хороший человек, как я о себе думал раньше. Но Бог явил Себя в Иисусе и спас нас. Как далеко восток от запада, так Он удалил от нас беззакония наши. И что теперь? Спаслись, и на этом все закончилось? Нет, все только начинается. Благодать не только избавляет нас от прошлого, но и изменяет наше настоящее. Прочитаем стих 12:
научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
Благодать непрестанно учит нас, во-первых, отвергнуть нечестие и мирские похоти. Исаия 1:16 говорит:
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
А 1-е послание Петра, стих 1:14, говорит:
Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
Не зная Бога, мы жили по собственным хотениям, и какой плод мы имели тогда? Похоть рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Но благодать Бога открыла нам новый мир и новые ценности. 1Пет. 4:2 говорит:
чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
Когда мы помним благодать спасения, мы имеем праведность, мир и радость. Если человек забывает благодать Бога, у него остается только то, что есть в этом мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Если вчера человек был полон радости и благодарения, а сегодня смотрит на других, как голодный пес, нашедший на помойке кость, — значит он забыл благодать и нашел взамен какую-то похоть, и теперь боится ее потерять. Мы должны помнить благодать. Но есть у нас, человеков, одна проблема: со временем наша память тускнеет и впечатление становится не таким ярким, а эмоции сходят на нет. Чем дальше от нас день нашего спасения, тем труднее мы его различаем глазами сердца. Не поэтому ли христиане со временем становятся холодными и формальными? Но Благодать — это не только прошлое и не только настоящее. Давайте прочитаем стихи 13 и 14:
13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
Благодать дает нам будущее. Есть точка в будущем, которая с каждым днем все ближе — это день прихода Иисуса Христа. День встречи с Ним, когда и этот мир и мы сами изменимся. 1Ин.3:2 говорит:
Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
Это не будет когда-то нескоро. Это с каждым днем все ближе. И каждый раз, когда ты принимаешь слово Бога и решаешь ему повиноваться и основывать на нем свою ежедневную жизнь, ты сможешь видеть грядущую славу Христа более ясно.
Стих 14 напоминает нам о царском выкупе, который Иисус отдал за нас — это Его собственная смерть на кресте. И это не было просто для того, чтобы просто поменялся наш церковный статус. У Него была великая цель, для которой Он нас спас. И когда ты принимаешь Христа, эта цель становится актуальной для тебя. Бог имеет намерения для тебя, чтобы дать тебе будущее и надежду. Какой Его план? Избавить нас от всякого беззакония и очистить, чтобы мы стали особенными! Как сильно люди пытаются стать особенными! Они много глупостей совершают, чтобы выделиться из серой толпы и влиться в толпу ярких индивидуальностей. Но христиане — это не субкультура с особенной одеждой, внешним видом и вызывающим поведением. Христиане должны отличаться ревностью к добрым делам.
Что такое ревность? Это когда не все равно. Как в песне барабанщика в советском фильме: «Если не я, то кто же? Кто же, если не я?». Говорят, что курица — птица гордая, пока не пнешь — не полетит. Мы не должны быть курицами! Иисус так возлюбил нас, недостойных этого, что естественным должно быть ответное желание сделать то, что Ему понравится.
В нас должна быть такая ревность. Не ревность к получению удовольствий или выгоды, а ревностью к добрым делам. Чтобы много не говорить, давайте лучше посмотрим еще одно из мест Писания, которое говорит об этом:
1Пет.3:8-13: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?»
Один проповедник сказал, что если бы составители телепрограмм стремились не зарабатывать деньги, а показывать по-настоящему удивительное, то они показывали бы христиан. Но проблема в том, что людям в мире более интересно зло. Псалом 13: 3 говорит так:
Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
Эта же фраза повторяется в Библии еще раз (Пс.54:4), а ее вариации — еще три раза (Пс.13:1, Пс.52:2, Рим.3:12). Люди не делают добро — люди делают бизнес! Люди делают все, чтобы обеспечить выполнение своих хотений. Их интерес вне категорий добра и зла. Поэтому, когда это приносит прибыль или приятные чувства, люди совершают это, не думая, добро это или зло. Бог видел это, и Ему было не все равно. Пс. 13:2 говорит:
Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
Бог искал и не нашел ни одного. Все, даже хорошие люди, погрязли во зле. Поэтому Он решил Сам создать такой народ. Он пришел в мир, принял наши обвинения и принял наказание — чтобы забрать наш грех и дать нам новую жизнь, поставить новые приоритеты и создать Свой особенный народ, который любит Бога и стремится угодить Ему. Это не клуб суперменов, это мы, несовершенные люди, но люди, у которых внутри заложены благодарность за спасение, ожидание небесной славы и ревность к добрым делам. Вместе, как один народ, мы можем много сделать.
Делать добро — не значит делать так, чтобы всем понравилось. Людям, любящим зло, не нравится добро. Поэтому вы обязательно не понравитесь злым людям. Луки 6:26 говорит:
Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!
Но Павел говорит о своей мотивации в Галатам 1:10:
У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
Библия говорит нам, что такое добро:
Мих.6:8 «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».
Чтобы делать добро в глазах Бога, а не ходить на поводу у злых людей, нужна мудрость, а мудрость, как мы знаем, начинается со страха Господня.
В следующей главе Павел говорит о том, что в делании добра надо упражняться. Лучший способ научиться делать добро — это делать его.
И, наконец, мы добрались до последнего, 15-го, стиха:
Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
Пастырь должен об этом говорить, а дело слушающих — не пренебрегать, потому что, как мы увидели, это непосредственно касается нашего прошлого, настоящего и будущего.
В заключение прочитаем еще раз ключевой стих:
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
(п. Ной)