Вивчення Біблії: Проповідь “Дабы уверовавшие были прилежными к добрым делам” (К Титу 3:1-15)
ДАБЫ УВЕРОВАВШИЕ БЫЛИ ПРИЛЕЖНЫМИ К ДОБРЫМ ДЕЛАМ
Ключевой стих 8 : "Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам"
В первой и второй главе послания к Титу мы изучали, как лидер церкви должен поступать в церкви, которую Иисус купил Себе Своею кровью. В церкви должны быть верные учителя Библии, которые, во-первых, не подают никакого повода к искушению других и непорочны перед Богом и людьми, во-вторых, преподают верное и здравое учение, чтобы верующие знали как угодить Богу. Павел призывает Тита также увещевать старцев, стариц, молодых сестер и юношей поступать согласно здравому учению и быть целомудренными, заграждать уста лжеучителям, которые хотят разрушить церковь и искусить верующих. Иисус пострадал для того, чтобы избавить нас от грехов и беззаконий и чтобы мы стали особенным народом, ревностным к добрым делам. Сегодняшнее слово продолжает учить нас, как лидер должен поступать в церкви и в чем состоит здравое учение.
Первое. Быть тихими и оказывать всякую кротость всем человекам. (1-8)
Посмотрите стихи 1-7: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни».
Здесь Павел говорит Титу, чтобы он постоянно напоминал верующим повиноваться и покоряться властям, всегда быть готовыми ко всякому доброму делу, не быть сварливыми и ругательными, но наоборот, тихими и кроткими и так поступать со всеми людьми. Вместо того, чтобы противиться начальствам и властям, мы должны повиноваться им и быть готовы на всякое доброе дело. Многие люди, и верующие и неверующие обращают внимание только на первую часть этого стиха, на «повиноваться и покоряться начальству и властям». Именно поэтому возникают многие споры и непонимание. Некоторые говорят: всякая власть от Бога, поэтому мы должны повиноваться всяким, даже явно противозаконным и грешным требованиям власти, потому что правитель — помазанник Божий. Другие, ссылаясь на это слово, говорят: христиане — совсем социально пассивные люди, я патриот, поэтому я не буду верить в Иисуса Христа, иначе буду обязан подчиняться беззаконной власти. И, потом, в качестве неразрешимой казуальной проблемы приводят, например, такой пример: «если бы знал, что Гитлер сделает то, что он сделал, то ты бы убил его в младенчестве?». Не пытайтесь отвечать, этот вопрос не имеет ни ответа, ни практической ценности, потому что мы не знаем ни кто Гитлер, ни того что он сделает, ни того, как это повлияет на мир.
Давайте посмотрим, что на самом деле говорит Библия: (1-3) «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга». Есть люди, которые никогда не подчиняются никаким властям, особенно на кухнях и на форумах в Интернте. Но если вы думаете, что они такие смелые нон-конформисты, то это не так. Обычно такие люди трусливые, не готовы к добрым делам, критикуют, ругаются и вообще полная противоположность всему тому, что здесь написано. Мы не должны быть такими. И наш фундаментальный образ жизни — уважать власть и воевать не с властью, но с сатаной. Это относится и к власти мирской и к власти духовной. Что такое борьба против сатаны? «Делать всякое доброе дело, не ругаться, оказывать всякую кротость ко всем человекам» – это практическая каждодневная борьба против сатаны.
«Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (1-2). Это слово не говорит, что мы должны принимать и одобрять всякий грех и беззаконие властей и других людей. Христиане не пассивные социально люди. Более того, Бог с самого начала, с Бытия возложил сначала на человека, потом на Свой избранный народ ответственность за состояние этого мира. Бог в Библии много раз говорил, каким Он хочет видеть этот мир и какие должны быть отношения между человеком, обществом и государством. Бог дал нам не только ответственность за наш мир, за нашу страну, за наш народ, но и способ, как осуществить эту миссию. Этот способ: вместо того, чтобы воевать с правительством, делать добрые дела и быть терпеливыми и кроткими ко всем людям. Мы не террористы. Мы — революционеры. Революция — это не штурм Бастилии или Зимнего дворца. Революция — это изменить не форму, а суть, это изменить желания, стремления, цель общества, и систему ценностей человека. Революция происходит сначала в духе, через покаяние и принятие Иисуса Христа, потом в уме человека, через изучение Библии, через изменение ума по Слову Бога, в церкви, через раскаяние, истинную любовь и служение Богу и людям, потом в обществе, через изменение системы ценностей, целей и отношений людей, и только потом происходят изменения в государстве. Сатанинские революции тоже начинаются с того, что один человек в духе своем решит не подчиняться Богу и воевать против Него. Вольтер или Ленин так делали. И оканчиваются такие революции тоже соответственно: якобинской диктатурой, когда писали разнорядки казней: в такой-то день в таком городе надо казнить не менее столько-то человек, и если кто не выполнял плана, то сам шел под гильотину и концлагерями гулага.
Посмотрите еще раз стихи 3-7: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни». Иисус совершил революцию в нашей жизни. Мы были безумными, непокорными, заблудились вдали от Бога, были рабы похотей, жаждали удовольствий, были злобными и завистливыми, мерзкими, жили в ненависти. Мы ничем не отличались от других мирских людей и не имели никакой надежды. Но Бог через Иисуса спас нас, возродил и обновил нас Святым Духом и сделал нас наследниками вечной жизни. Это настоящая революция. Раньше мы всеми силами стремились к удовольствиям, к похоти, потому что ничего другого у нас не было, теперь — к вечной жизни в Иисусе Христе. Раньше мы находили радость в ненависти к другим, в зависти, то теперь мы радуемся о том, что можем служить и помочь другим. Раньше мы искали временного и грешного, то теперь ищем вечного и духовного. Мы свидетели этой духовной революции в наших жизнях, поэтому должны верить, что такая же революция возможна и в нашей стране и в нашем народе. Это моя личная надежда и мечта. На самом деле ни я ни вы не сильно отличаемся от наших политиков, только они не знают Иисуса Христа и не имеют надежды вечности, потому они и ищут временного богатства и власти, а не как служить своему народу. И пока наш народ будет ценить больше временные наслаждения без надежды на вечность, будет игнорировать Божии заповеди, игнорировать Божью волю, из нашего народа всегда будут происходить такие циничные и жадные политики.
Но наше дело как христиан — прежде всего служить другим людям, быть кроткими, терпеливыми к немощам и недостаткам других. Наше дело — жить по слову Бога и приводить других людей ко Христу. Мы должны всегда помнить, что и мы сами были страшными грешниками, но Бог спас нас не наказаниями, не осуждением, не делами, но Своей милостью и Своею любовью. Господь хочет, чтобы мы стали иллюстрацией любви Иисуса Христа. Наша жизнь должна проходить не в человеческой борьбе, но показывать всем людям, что есть вечность, есть Небесное Царство и оно ценнее, чем все, что в этом мире. Давайте еще раз прочитаем вместе стихи с 1 по 8: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам»
«Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам». Мы получили спасение в Иисусе Христе, получили возрождение и освящение Святым Духом и сделались наследниками вечной жизни. Все это произошло через благодать и человеколюбие Бога. Это истина. Павел говорит Титу: «я желаю, чтобы ты подтверждал о сем». Мы должны говорить и подтверждать о сем. В этом есть сила жить как дети Бога и быть прилежными к добрым делам. Господь не забрал нас сразу в Небесное Царство, а пока оставил нас на земле, чтобы мы были усердны к добрым делам, чтобы были Его свидетелями. Добрые дела не далеко от нас. Это «повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам». Это хорошо и полезно человекам. Это и есть здравое учение.
Второе. Как относиться к нездоровому учению (9-11)
После того, как Павел говорил о здравом учении, он говорит о том, как надо относиться к ересям и к тому, что не полезно для церкви. Посмотрите стих 9: «Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны». Среди христиан время от времени возникают глупые состязания, споры о родословиях, споры и распри о законе. Например, как проводить крещение, полным погружением или окроплением, как священник должен ходить во время богослужения — по солнцу или против солнца, или как надо произносить «Исус» или «Иисус». Из более современных споров — обязательно ли молиться на иных языках, чтобы быть верующим, и, если молишься на ином языке, то правильно ли, что никто не понимает, а может правильно, что должны понимать иностранцы, хотя местные не понимают. Но Павел советует Титу: удаляйся от таких споров, потому что они бесполезные и суетные. В основном такие споры не имеют оснований в Библии или в Библии разрешено и так и иначе. Подобные споры не могут быть разрешены и не укрепляют верующих, наоборот, из-за них часто возникают разделения в церкви, даже до полного разрыва и обоюдных проклятий. Мы должны избегать того, что не укрепляет церковь Иисуса Христа, что может быть соблазном для других и не только самим не участвовать в этом, но и смотреть, чтобы они не стали соблазном для других, и, если нужно, чтобы не повредить церкви, заградить уста, как сказано: «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (1:10,11).
Посмотрите стихи 10,11: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден». Иногда в церкви возникают еретики. Ересь — это неправильное учение, которое искажает истину о Боге, противоречит Библии и ведет своих последователей ко греху, вечному отделению от Бога и к вечной погибели. Ересь — очень серьезно, она разрушает веру не только у одного человека, но может разрушить церковь. Как мы должны относиться к еретикам? Несмотря на то, что еретическое учение по сути своей сатанинское учение, но еретик может последовать ему по недомыслию, по незнанию, не понимая ни сути заблуждения, ни его последствий. Мы должны знать, что Господь умер и за еретика тоже. Поэтому должны вразумить один и два раза. Может быть, он не понимает, что опасность таких мыслей, может быть не знает Библии и его просто надо научить правильному учению. Особенно молодые верующие, которые только обновили свой дух в покаянии и еще не обновили разум через изучение Библии могут естественно слушать ложное учение, потому что еще не отличает доброго от худого. Такого просто надо наставить в добром учении. Но если еретик не слушает, продолжает упорствовать в своей ереси, то должны знать, что он «развратился и грешит, будучи самоосужден». Такой человек развратился умом, не может принимать здравого учения Бога, сознательно грешит и сам осуждает себя перед Богом. В таком состоянии мы не можем помочь ему словами, наоборот можем получить плохое влияние. Мы должны оставить его. Оставить, это значит не обращать на него внимания, позволить ему дальше говорить и учить в церкви всякой гадости. Это значит отлучить от церкви и не пытаться больше поддерживать с ним отношений. Но мы должны продолжать молиться за него. Господь силен спасти и такого человека. Хорошая иллюстрация к этому принципу, это история Августина. Августин 10 лет пребывал в еретическом учении манихейства. Чтобы вы знали, всякое учение «среднего пути», всякие рассуждения на тему «есть свет, есть тьма, одно без другого не существует, а я буду посередине» – это манихейство в чистом виде и тот, кто так говорит, идет в погибель. Такие произведения стиля «фэнтези» как «Хроники Амбера» Роджера Желязны или «Принц света и сумерек» Олега Авраменко — это манихейство. Когда он только впал в ересь, его мать Моника, просила одного известного епископа и проповедника поговорить с ним, чтобы отвернуть от ереси. Но он отказался, сказав, что Августин сейчас слишком увлечен этим учением и не может слушать. Когда она продолжала упрашивать, то он сказал, чтобы она молилась и сказал, что Бог не может не выслушать такой искренней молитвы матери. Она послушалась и десять лет непрестанно молилась за Августина. Все это время он чувствовал осуждение перед Богом и нигде не мог найти истинного мира. Через 10 лет Господь дал ему откровение через послание к Римлянам и убрал всякое еретическое заблуждение.
Посмотрите на стихи 12-14: «Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в] [удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны». Это уже личные слова Павла к Титу. Но даже тут он говорит, чтобы верующие Критских церквей постарались отправить Зину законника и Аполлоса щедро, чтобы у них не было недостатка ни в чем. Почему это так важно? Потому что верующие должны практиковать свою веру, они должны практически служить и упражняться в добрых делах. Как спортсмен, чтобы завоевать медаль на олимпийских играх должен много тренироваться, так и верующий, чтобы принести хороший плод Богу должен упражняться в добрых делах, в проповеди, в служении, в молитве.
Послание к Титу вообще и сегодняшнее слово в частности хорошо говорит о том, что такое здравое учение и как церковь должна пребывать в нем. Здравое учение такое: Во-первых, мы грешники, но Бог по Своей любви спас нас кровью Иисуса Христа, избавил от греха и очистил и освятил Святым Духом и сделал нас наследниками Небесного Царства. Это не по нашим делам, а только Его благодатью. Это истина и церковь и служители должны возвещать и подтверждать об этом. Во-вторых, это цель, для чего существует церковь на этой земле. Цель церкви: явить славу, праведность и любовь Бога на этой земле. Цель существования церкви — чтобы царствие Божие пришло на землю. В-третьих, как мы можем осуществить эту цель? Для этого все верующие должны жить чисто, праведно, быть ревностны ко всяким добрым делам, полными любви, кроткими, не сварливыми и так далее, все то, что Павел говорит об образе жизни верующего, чтобы быть светом и солью в этом мире. Если наша жизнь соответствует проповеди, проповедь будет успешной. Это личная ответственность каждого верующего перед Богом. И чтобы быть таким надо лично постараться и воевать против сатаны в своей жизни. Если христиане глубоко принимают Евангелие Иисуса, борются против сатаны и усердны к добрым делам, то в церкви не возникают ереси, разделения, пустые споры, соблазны, наоборот любовь и служение. Это здоровая церковь. В-четвертых, лидеры церкви несут ответственность за нее перед Богом. Поэтому Бог дал им власть заграждать уста еретикам и лжеучителям, прекращать всякие пустые и бесполезные споры, учить, смотреть, чтобы в церкви всегда было здравое учение, поощрять уверовавших практиковать веру, обличать и наставлять. Для того, чтобы церковь росла, должны воспитываться достойные лидеры, которые смогут учить других.
Благодарю Господа за изучение послания к Титу. Для меня лично большим утешением стал стих 2:14: «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Я укрепился в цели призвания Бога для меня, для моей семьи, для всех нас. Народ особенный, ревностный к добрым делам — это то же самое, что Бог сказал Израилю на горе Хорив: «а вы будете у Меня царством священников и народом святым». Такая цель Бога — это и моя личная мечта и желание моего сердца для нашего народа и моя постоянная молитва. В сегодняшнем слове лично меня тронул ключевой стих 8: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам». Хотя я знаю, но часто забываю, что единственный способ стать царством священников и святым народом — через Евангелие Иисуса Христа. Лично мне всегда хочется более быстро и просто — через неповиновение властям, через бунт. Но эта дорога не ведет к Царству Бога, только к разрушению. Молюсь, чтобы подтверждал истину Евангелия, чтобы сам был прилежным к добрым делам и чтобы пробуждение Божие пришло на нашу землю.
Давайте еще раз прочитаем ключевой стих 8: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам».
(п. Авраам)