head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Избери жизнь” (Повторення Закону 29, 30)

ИЗБЕРИ ЖИЗНЬ

Второзаконие 29,30

Ключевой стих 30:19 : "Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё."

Слова, которые мы рассмотрим сегодня, Моисей сказал сынам Израилевым на левом берегу реки Иордан, против Иерихона. Буквально через несколько дней после этого, он умрёт, а сыны Израилевы должны будут перейти Иордан и овладеть землёй обетованной. Перед Израильтянами стояла большая и трудная задача — завоевать эту землю и прогнать 7 многочисленных ханаанских народов, многие из которых были великанами, а другие имели на вооружении высокотехнологичное оружие того времени: железные боевые колесницы, железное и бронзовое холодное оружие и дальнобойные композитные луки. Сами израильтяне были вооружены немногочисленными бронзовыми мечами, пращами и основным оружием того времени — копьями с костяными или каменными наконечниками. Казалось, в такой обстановке сынам Израилевым надо каждый день проводить в военных учениях, а Моисею в своей последней речи обратить на это особое внимание. Но Моисей говорит о совсем другом.

Во-первых, Моисей напомнил израильтянам историю исхода и странствований по пустыне от египетских казней до этого места (29:2-8).

Стихи с 2-го по 8-й 29 главы гоорят: «И созвал Моисей всех [сынов] Израилевых и сказал им: вы видели все, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его; те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса; но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать. Сорок лет водил вас по пустыне, и одежды ваши на вас не обветшали, и обувь твоя не обветшала на ноге твоей; хлеба вы не ели и вина и сикера не пили, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш. И когда пришли вы на место сие, выступил против нас Сигон, царь Есевонский, и Ог, царь Васанский, чтобы сразиться [с нами], и мы поразили их; и взяли землю их и отдали ее в удел [колену] Рувимову и Гадову и половине колена Манассиина».

Моисей напомнил им, что Господь-Яхве вывел их из земли Египетской великими и страшными казнями. Нигде ни раньше ни позже такого не было. Никогда и нигде ни один из богов не приходил к какому-нибудь царю и не говорил: «отпусти народ мой», а когда царь отказывался, то силой принуждал его послушаться. Все соседние народы очень испугались, потому что увидели, что Бог Израиля реально действует в этом мире. Потом Бог сорок лет водил израильтян по пустыне. Израильтян было 600000 взрослых мужиков, готовых к войне. В переписи не участвовали женщины, дети, старики. Колено Левиино тоже не вошло в эти 600000. Таким образом общее кол-во людей, которое 40 лет ходило по пустыне было примерно 1,5-2 миллиона. Это очень-очень много, это больше, чем население Харькова или как население Донецка и Днепропетровска вместе взятые. Наполеоновская армия в 200000 человек за осень-зиму 1812/1813 года выела все запасы продовольствия в центральной России и погибла в основном от голода. Два миллиона человек в такой маленькой и бедной стране как Синайская пустыня за два месяца сделают экологическую катастрофу и погибнут от голода и жажды. Но Бог хранил и питал их так, что одежда и обувь на них не ветшали. Это само по себе великое чудо. Далее Моисей напомнил им, что они уже сталкивались с великанами — царями Евсона и Вассана и они тоже имели железное супер-оружие. Но Господь даровал Своему народу победу, они победили их и забрали себе их землю.

Итак, что Бог хотел показать евреям? Стих 6 говорит: «хлеба вы не ели и вина и сикера не пили, дабы вы знали, что Я Господь, Бог ваш». Все это время Бог открывал им Себя. Бог показал им, что Он — живой Бог, не только на небе, Он работает и на земле. Он сильный Бог, никто не может противится Его воле, Он силен заставить послушаться даже того, кто не хочет слушаться. Земные цари для Него как обычные жители. Господь — Господь брани и успех в войне зависит от Него. Но, в тоже самое время, Господь обращал внимание на Свой народ. Господь заботился об их нуждах, кормил их манной, давал воду их скалы, исцелял их и провёл по пустыне. Господь не укрылся от них на небе, Он все время пребывал с ними, ходил с ними, обращал внимание на их молитвы, принимал дары и жертвы, прощал грехи. Теперь израильтяне должны были знать, что именно этот Господь — их Бог.

Во-вторых, Моисей заново заключил завет с новым поколением (29:9-15)

После того, как Моисей напомнил евреям, кто такой их Бог, он призвал всех их стать перед Богом: «Все вы сегодня стоите пред лицем Господа Бога вашего, начальники колен ваших, старейшины ваши, надзиратели ваши, все Израильтяне, дети ваши, жены ваши и пришельцы твои, находящиеся в стане твоем, от секущего дрова твои до черпающего воду твою, чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего» (10-12). Здесь слова «все вы стоите» обозначают «каждый из вас». Решение, слушаться ли Бога, принимает каждый за себя лично. Такое решение не может принять муж за жену или жена за мужа, не может принять царь за народ или народ за царя, только каждый сам за себя. И именно за такой выбор каждый даст ответ перед Богом в конце жизни.

Посмотрите стихи 9,12,13: «Соблюдайте же слова завета сего и исполняйте их, чтобы вам иметь успех во всем, что ни будете делать … чтобы вступить тебе в завет Господа Бога твоего и в клятвенный договор с Ним, который Господь Бог твой сегодня поставляет с тобою, дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом, как Он говорил тебе и как клялся отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову».

Суть завета такая: «дабы соделать тебя сегодня Его народом, и Ему быть тебе Богом». Это точно тот же завет, который был заключён 40 лет назад на горе Хориве: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего, и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом среди всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у меня царством священников и народом святым». Как тогда так и сейчас Господь предлагает Израилю быть Его народом, а Он будет их Богом. Сорок лет назад израильтяне сказали: да, мы хотим быть тебе послушными, хотим, чтобы Ты был нашим Богом. Но тогда израильтяне не знали, что значит слушаться Бога, не знали святости Господа, не знали Его заботы и Его силы. Возможно, тогда их решение было основано на эмоциях. Но сейчас израильтяне знали Господа, знали свою слабость и Его силу. Теперь их ответ был уже не эмоциональным решением, но здравым свидетельством их веры или неверия.

Мы тоже должны принимать такие решения. Я думаю, многие из вас помнят, как радостно и легко было, когда вы в первый раз поверили в Господа Иисуса Христа. Тогда все мы говорили: "о Господь! я Буду служить Тебе всю жизнь". Но потом проходило время, первое впечатление куда-то уходило, а мы сталкивались со своими слабостями, с грехами, начинали осознавать, насколько я гордый и упрямый, понимать, что любовь Бога не зависит от нас. Иногда наше желание следовать за Господом разбивалось о желание съездить домой к родителям или о страх показаться странным в глазах друзей. Потом говорили Богу: «о, Господь! Как я, такой слабый, могу быть твоим народом? Как могу называть тебя Господом?» Тогда снова возникает вопрос: теперь я знаю и благодать Господа и Его милость и Его святость; я знаю также и свою слабость и грешную природу; несмотря на это хочу ли я жить перед Богом, нести свой крест, преодолевать искушения, жить верой как избранный народ Божий или хочу жить так, как все остальные люди? Это серьёзный вопрос и требует серьёзного и ответственного выбора. Именно это предложил Моисей сделать израильтянам.

В-третьих, если будете слушаться и если не будете слушаться (29:16-30:18)

Начиная с 16 стиха 29 главы и по 18 стих 30 главы Моисей подробно рассказывает израильтянам о последствиях выбора. Если кратко, то последствия такие: «если будут слушаться Господа, то будете в благословении Господа, если не будете — то погибните». «Слушаться Господа» буквально обозначает следующее: «любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его» (30:16). О человеке, который не слушается голоса Господа, сказано так: «Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего» (29:18,19). Другими словами, человек, который слушается Господа, говорит так: «Господь, Ты мой Бог, я подчиняю свои мысли, желания, поступки Твоей воле. Пускай моё сердце будет похоже на Твоё сердце, Твои мысли пусть будут моими мыслями, я буду исполнять Твои желания и хочу жить с Тобою». Наоборот человек, который не слушается Господа, говорит: «я сам себе господин, и не хочу, чтобы кто-то управлял мною». Первый будет благословенным, второй — проклятым.

В этом есть главная дилемма современного мира. Современные люди говорят: «Я сам хочу управлять своей жизнью, я не просил, чтобы Бог создавал меня, и не просил об этом родителей. Поэтому моя жизнь принадлежит только мне. И я не хочу, что бы кто-то указывал мне, как мне надо жить. Если Бог так любит меня, как вы говорите, то пускай спасает просто так, безо всяких условий». Мир сейчас говорит: «для того, чтобы быть счастливым, тебе точно не нужен Бог. Он только ограничивает тебя, не позволяет делать то, что для тебя хорошо и приятно. Чтобы быть счастливым не надо ограничивать себя ни в чем». Если мы сравним с тем, что говориться в Библии, то должно стать страшно, потому что в Библии говориться буквально следующее: «не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падёт на него все проклятие [завета сего], написанное в сей книге, и изгладит Господь имя его из поднебесной; и отделит его Господь на погибель от всех колен Израилевых, сообразно со всеми проклятиями завета, написанными в сей книге закона» (29:20,21). Если учесть, что такие мысли — общее согласие мира, то ясно, что мир находится под проклятием: «сера и соль, пожарище – вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей» (29:23).

Когда мы смотрим на сегодняшнее слово, не знаю как вам, но лично мне становится очень страшно. Но, с другой стороны в этом слове есть великая надежда. Надежда эта в том, что Господь возлюбил грешников. Господь знал, что народ Израиля — жестоковыйный, он не будет слушаться и оставит Господа. Но почти всю 30 главу Господь обещает, что не оставит их. Даже в плену, в рассеянии, когда они обратятся к Господу, станут служить Ему всем сердцем, то Господь снова соберёт их и вернёт даже с края земли. Господь снова будет радоваться о них и будет благодетельствовать им. Более того, Господь обещает, что обрежет сердце Своего народа, чтобы они могли исполнить желания сердца Господа: «и обрежет Господь Бог твой сердце твоё и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе; … а ты обратишься и будешь слушать гласа Господа и исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня» (30:6,8). Господь исполнил оба этих обещания. Господь возвратил сынов Израиля из плена в Вавилоне, и сейчас, в наше время восстановил государство Израиль. Также Господь послал Святого Духа верующим в Иисуса Христа. Когда Святой Дух живёт в нас, когда мы приближаемся к Господу, то Он Сам делает наше сердце смиренным и послушным к Нему. В этом наша надежда, потому что сами по себе мы грешники.

В-четвёртых, избери жизнь (30:19,20)

Посмотрите стихи 19,20: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им». В конце своей речи Моисей дал израильтянам жёсткий и очень конкретный выбор: жизнь или смерть, благословение или проклятие. Так говорить неполиткорректно. Слава Богу, что тогда не было комиссии ООН по правам человека, иначе Библию запретили бы. Тем не менее, так или иначе, каждый человек каждый день делает этот выбор. Моисей и Бог предлагают выбрать жизнь: чтобы жил ты и потомство твоё, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему. В этом жизнь не только для сынов Израилевых, но и для нас, верующих в Иисуса Христа и для всех людей. Если же человек не выбирает жизнь, то автоматически выбирает смерть и проклятие. Бог этого не хочет. Для того, чтобы человек не умирал, Он послал Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы всякий, кто верует в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

В сегодняшнем слове мы видели последнюю проповедь и последнее наставление Моисея израильтянам, перед тем, как они перейдут Иордан и войдут в землю обетованную. Моисей говорит о самой важной вещи. Он не говорит про войну, он призывает сынов Израилевых установить и хранить правильные отношения с Господом. В начале Моисей напомнил им, какой Бог: Бог живой, сильный, Он любит тебя, Он хранит тебя и оберегает. Также Бог — святой, Он не терпит греха и хочет, чтобы Его народ был святым, слушался Господа и прилеплялся к Нему. Господь не терпит идолопоклонства, но не хочет смерти грешника. Моисей рассказал о последствиях выбора. Потом Моисей предложил израильтянам серьёзно подумать: хотят ли, чтобы такой Бог был их богом, а они были Его народом или нет. Если да, то они должны соответствовать Богу, и они будут благословенными. Если нет, то погибнут так же как гибнут все народы.

Этот выбор актуален и для нас. На прошедшей конференции мы слышали много свидетельств, что Господь так любит, так спас от смерти, от греха, от пустоты. Каждый из нас тоже может засвидетельствовать о любви Господа в Иисусе Христе. Также, каждый из нас знает цену своим обещаниям (как правило не очень высокая), и знает, хотя бы немного, свою грешную природу. Поэтому сейчас для каждого из нас самое время серьёзно подумать: хочу ли я, несмотря на свои грехи и слабости, пребывать в любви Господа, хочу ли слушаться гласа Господа, хочу ли следовать за Ним так, что Он будет моим Богом или хочу быть сам себе господином и жить как все остальные люди. Если мы верим в Иисуса, если соединяемся с Ним, пребываем в Нем, то Его вечная жизнь приходит и в нашу жизнь, Его благословение распространяется и на нас. Если нет, то не имеем отношения ни к Богу, ни к Его вечности ни к Его благословению. Но Господь не хочет, чтобы кто-то погиб, потому что за спасение заплачена слишком дорогая цена. Поэтому Господь говорит и нам тоже: «избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё». Избери Иисуса Христа, чтобы не погибнуть ни тебе ни твоим потомкам.

(п. Авраам)