Вивчення Біблії: Проповідь “Иисус добрый пастырь” (От Иоанна 10:1-16)
ИИСУС ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ
Ключевой стих 10:11 : "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец"
Тема сегодняшней проповеди «Иисус — добрый пастырь». Я думаю, что если сейчас выйти на улицу и задать людям вопрос «Нужен ли вам добрый пастырь?», в большинстве случаев мы получим ответ: «спасибо, не надо». Но, на самом деле, проблема не в том, что люди не нуждаются в пастыре – это не так, а в том, что они не могут понять вопроса. Ведь сейчас, практически, нет пастухов. Если переформулировать вопрос и задать его иначе: «Нуждается ли наша страна в хорошем лидере? Нуждается ли наша страна в честных чиновниках? Чтобы муж дома был не деспотичным, а любящим?», – тогда вдруг окажется, что это именно то, о чем они мечтали. Сегодня мы узнаем о Самом добром пастыре и Самом лучшем лидере, Который когда-либо ходил по этой земле. И узнаем, почему Его называют Добрым.
I. Пастырь и овцы.
В предыдущей 9-ой главе, Иисус исцелил слепого от рождения человека. Вообще, когда Иисус делал что-то доброе, фарисеи всегда подозревали Его в скрытых мотивах. Так было и здесь. Они открыли целое уголовное дело на Иисуса, надеясь найти в Нем порок. В ответ на это Иисус рассказал им притчу.
Давайте вместе прочитаем стихи 1-2: « Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам».
Пастырь входит в овчий двор через дверь. Он спокоен и уверен. Он весь на виду и ему нечего скрывать. Вор всегда испытывает беспокойство. Он боится быть пойманным, потому не идет через дверь, а лезет к овцам тайным путём – инде. Вор и разбойник отличается от пастыря мотивом в отношении овец. Пастырь любит овец. В его действиях нет корысти. А вор хочет использовать овец для себя, для своей власти и материальной выгоды.
Посмотрите на стих 3. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. В те времена овцы разных пастухов находились в одном большом загоне. Когда приходил пастырь, его встречал придверник, который сторожил овец. Придверник лично знал пастыря и давал ему доступ к овцам. Но пастырь даже не входил в загон. Он стоял возле двери и звал своих овец по имени: Керенгаппух, Иошбекаша. Когда овцы слышали свое имя и знакомый голос, они с радостью бежали к своему пастырю, потому что знали его голос.
Пастырь знает каждую свою овечку по имени. Говорят, знаменитый Александр Македонский знал по имени всех своих воинов. И часто именно это качество называют одним из признаков сильного лидера. К примеру, то же говорили о Юлии Цезаре и Наполеоне. Но лично я очень сильно сомневаюсь, что Александр Македонский знал о своих воинах что-то еще, кроме имени. К примеру, знал, что его волнует, о чем он переживает, чему радуется. По моим подсчетам, чтобы поговорить с каждым воином хотя бы 20 мин, Македонскому понадобилось бы около года, если бы он говорил с ними беспрерывно, без сна и отдыха. Вряд ли он знал что-то кроме имени.
Но у Иисуса нет таких ограничений, поскольку Он Бог. Он идеально знает каждого из нас лично. Даже намного больше, чем наши родители, друзья и мы сами. Давид написал в своем псалме:
15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс.138:15,16)
Иисус знает наш характер, наши слабости, наши проблемы, наши стремления. Когда нам тяжело, когда мы разочарованы и подавлены, Он поддерживает и утешает нас. А когда нам хорошо и радостно – Он радуется вместе с нами. Ничто не может укрыться от Его внимательного и заботливого взгляда. Он самый лучший пастырь. Поэтому мы можем спокойно доверить свою жизнь Ему.
Посмотрите на стих 4-ый:
И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. Пастырь ведёт овец на пастбище с самой зеленой травой. Он не гонит овец позади палкой, но всегда идет впереди. Как счастливы овцы при таком пастыре! Они знают, что с пастырем они никогда не потеряются и не попадут в беду, но за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
Взгляните на стих 6-ой: «Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им». Фарисеи подозревали Иисуса в корысти, потому что сами по ней поступали. Превратный ум всегда и во всех видит лишь злой умысел и не может понять, что бывают поступки, которые продиктованы не собственной выгодой, но любовью. Именно любовь, и не что иное, двигала Иисусом. И потому мы можем доверять тому, что Он говорит. В Его словах и обещаниях нет звездочек и скрытых условий, как в рекламных акциях. То, что Иисус обещает, то Он и делает.
Давайте вместе прочитаем стихи 7-9:
7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Иисус говорит о Себе, что Он дверь овцам. Это значит, что только через Иисуса человек может войти в вечную жизнь и царство Бога. В этом мире есть очень много различных дверей. Это двери идеологий, философий, власти, богатства, спорта, развлечений, науки и многого другого. На каждой из них висит привлекательная надпись: «Здесь ты найдешь ответ и будешь всегда счастлив». Все эти двери куда-то ведут. Куда-то, но только не ко спасению и не к вечной жизни. А значит — ведут в погибель.
Мой отец с самой юности был убежденным коммунистом. Он искренне верил, что за дверью с надписью «Коммунизм» скрывается светлое будущее: мир без денег, где работает правило: «от каждого по возможностям, каждому по потребностям». То есть каждый работает с удовольствием и ровно столько, сколько сам хочет, а потом идет в магазин и там берет только то, что ему нужно. Но уже во времена Перестройки отец понял, что человеческую грешную природу ничего в этом мире изменить не может. Если есть возможность не работать — человек не будет работать. Если есть возможность что-то взять бесплатно, он возьмёт всё. Тогда мой отец разочаровался в идеях коммунизма и людях. И еще долгие годы он не мог от этого потрясения отойти: когда то, во что ты веришь, оказывается несостоятельным — это выбивает почву из-под ног. И лишь в Иисусе Христе он вновь обрёл надежду на человека.
Все двери в этом мире именно такие. На всех висят красочные картинки и обещания светлого будущего. Но несмотря на все множество дверей, выход в человеческой жизни только один — Иисус Христос. Только входя в дверь Иисуса, человек, на самом деле, получает спасение и будущность.
II. Я есмь пастырь добрый.
Давайте вместе прочитаем стихи 10-11:
10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
Почему Иисус Добрый Пастырь? Потому что Он полагает жизнь свою за овец. Это значит, что Иисус любит нас больше, нежели Себя. Он, Сын Бога Живого, Творец Неба и Земли, не пожалел Себя, но умер на кресте за наши грехи и беззакония.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного… (Ин.3:16)
Какая удивительная и великая любовь! Иисус – добрый пастырь, именно потому что в Нем есть эта любовь.
Посмотрите на стихи 12 и 13:
«А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах». Иисус говорит, что есть пастырь и есть наемник. Кто такой наемник? Наемник – это тот, кто служит за деньги. В обычное время отличить наемника от пастыря невозможно. Но когда приходит опасность – наемник бросает овец на расхищение, чтобы спасти свою душу, то есть свои планы, мечты, амбиции.
Какая это трагедия, когда пастырь оказывается наемником! Написано, что волк расхищает овец. А те даже не могут понять, что происходит. Они мечутся и пытаются убежать. Но у них нет шансов. Как это похоже на сегодняшнюю ситуацию в нашей стране! Люди теряют всё: работы, дома и даже свои жизни. Почему? Потому что во главе нашей страны не оказалось доброго пастыря. Потому что вот уже 23 года все политики, которые приходили к власти, думали только о том, как набить свои карманы и животы. Сейчас волки расхищают овец в Украине, потому что тот, кто должен быть пастырем, оказался наёмником и бежал из страны.
Разница между наемником и пастырем — в наличии сердца. Или, если говорить обычным русским языком — в отсутствии безразличия. Наемник может знать намного больше пастыря. Он может быть сильнее. Но не знания и сила делают пастыря пастырем, а сердце. Наемник просчитывает все варианты и видит, что защищать овец — очень рискованно. Намного легче просто убежать. Но пастырю небезразличны овцы. Он не просчитывает варианты. Он просто делает всё, что может, и что должен делать.
В детстве когда мы с мамой гуляли по улицам города, мы часто видели бездомных котят и щенков. Мне, естественно, хотелось забрать их домой. На что мама отвечала: «Сынок, у нас нет своего жилья. Если бы оно было, мы бы забрали его. А так — нам самим негде жить». Точно так же, когда речь заходила об обществе, родители мне говорили: «Что мы можем изменить? Мы всего лишь винтики». И я принимал эти ответы, понимая их логичность. Это кажется мелочью, но она имела далекоидущие последствия. Когда я вырос, и начал видеть вокруг себя неправду и страдания, я стал закрываться от них: «Я не могу здесь ничем помочь, потому что…». И далее следовал целый список возможных причин: «У меня нет денег, я не разбираюсь в этом, у меня нет времени, моя помощь не сможет решить эту проблему» и так далее. В моем сердце поселилось безразличие и апатия: «Что я могу сделать? Лучше спасать себя и думать о себе». А еще я заметил, что подавляющее большинство людей, которых я знал, жителей Донецкой области, жили точно также: апатично и безразлично. На мой взгляд, проблема Востока — не в языке или федерализме. Проблема Востока в отсутствии пастырей. Причем на всех уровнях.
Я благодарю Бога за Майдан. Через него, и к стыду своему через неверующих людей, я увидел, что значит быть настоящим пастырем, который не смотрит на обстоятельства, но отдаёт свою жизнь за других. Это был вызов для меня. Это был вызов для той жизни, полной оправдания и самоуспокоения, которой я жил. Молюсь до конца преодолевать в себе безразличие. Потому что с безразличным и просчитывающим всё сердцем проповедь Евангелия никогда не будет эффективной.
ВЫВОДЫ
Если мы внимательно читаем сегодняшний отрывок, у нас обязательно должны возникнуть два вопроса:
1. Могу ли я доверять Доброму Пастырю Иисусу?
2. Как я сам могу быть добрым пастырем?
Осознать умом, что Иисус есть Добрый Пастырь — относительно легко. Но вот поверить сердцем… Это намного сложнее. Поверить в то, что Иисус есть Добрый Пастырь — это означает полностью довериться Ему. Это значит, идти за Ним, полностью и всецело доверяя Его выбору. Доверять Ему всё: выбор дороги, выбор времени, саму свою жизнь.
Но когда в нашем сердце есть свои планы и свое понимание будущего, легко ли при этом слушать голос Доброго Пастыря Иисуса? Или хочется закрыть уши и верить, что моё направление — это от Бога? Причем, удивительно, можно оставаться хорошим служителем и верующим, но при этом в самой глубине своего сердца не доверять Богу, не верить, что Его путь для тебя — самый лучший из всех возможных. Этот страх, что Бог преследует Свои личные интересы и может забыть за меня, на самом деле, преследует очень многих верующих.
Так было и со мной. Когда я уже достаточно давно был в церкви, в моем сердце было страстное стремление жениться как можно скорее. И хотя во всех других сферах я, вроде как, знал голос Иисуса и следовал за Ним, в этой сфере так не получалось. Я никак не мог доверить эту часть своей жизни Иисусу, а потому постоянно искал себе жену своими силами. И постоянно разочаровывался. В какой-то момент, после одного очень глубокого разочарования я, наконец, оставил свои планы, и доверился Господу. Это было крайне тяжело для меня сделать и было похоже на затяжную борьбу Иакова с Богом. И борьба эта длилась года три. Но в какой-то момент я сказал: «Хорошо, Бог! Я так больше не могу! Пусть исполнится Твой план на мою жизнь. И если Ты хочешь, чтобы я хранил обет безбрачия — да будет так. Значит, это, действительно, самый лучший вариант для меня». И когда, наконец, я смирился перед Богом, то тут же услышал тихий голос Иисуса: «ровно через месяц ты встретишь ту, которую Я приготовил для тебя». Продолжение этой истории вы знаете. Так, я узнал, что Иисус действительно добрый пастырь, причем во всех сферах.
И второй вопрос, который должен у нас возникнуть: «Как я сам могу быть добрым пастырем?». Когда мы смотрим сейчас на нашу страну, мы все испытываем боль в нашем сердце. Тяжело читать новости, иногда даже страшно. Хочется, чтобы всё это как можно скорее закончилось. Но закончится ли это просто так, само себе? Изменится ли наша страна настолько, чтобы в ней не было коррупции, чтобы в ней не пропускали танки на границе за деньги, чтобы в ней не убивали детей в утробе матери? Это зависит не от дяди в Америке, и даже не от Петра Порошенко вместе с Верховной Радой. Это зависит от нас с вами. Это зависит от меня. Изменения в эту страну придут, только если украинцы покаются в своих грехах и придут к Иисусу.
Я раскаиваюсь в том, что не был добрым пастырем. У меня за последние 5 лет было достаточно много агнцев — больше десятка, но когда приходили какие-то сложности в отношениях с ними, когда они начинали избегать меня и изучений Библии, я почти всегда оставлял их и не служил до конца. Я не звонил, я не приходил к ним, не стучал в дверь их комнаты в общежитии. Совсем не так, как мне служила м. Эстер и м. Марк. Я поступал как наемник: когда легко — что-то делаю; когда тяжело — ухожу в сторону.
Я раскаиваюсь в том, что жил как-нибудь и служил как-нибудь. Я хочу видеть мою страну измененной! Я хочу видеть мою страну свободной! Я хочу видеть на лицах людей не ненависть, и страх, но улыбки. Я понимаю, что это зависит не от кого-то, но именно от меня. Если я не буду добрым пастырем, если я не буду переступать через свои ограничения (эгоизм и лень), то кто будет? Политики будут? Губернаторы будут? Чиновники будут? Нет. Молюсь, быть добрым пастырем и молюсь, чтобы изменения в этой стране начались с меня.
Давайте ещё раз прочтём ключевой стих. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все люди нуждаются в добром пастыре Иисусе Христе. Все люди нуждаются в нашем с вами служении добрых пастырей. Жатва созрела и ждет делателей. Пусть Господь сделает нас добрыми пастырями и пусть Господь сделает нашу страну добрыми пастырями. Аминь!
(п. Ярослав)