head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Целеустремленная жизнь” (Ефесянам 2:1-10)

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННАЯ ЖИЗНЬ

Ефесянам 2:1-10

Ключевой стих 10 : "Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять."

Я благодарен Богу за возможность еще раз поразмышлять над тем же отрывком, и вот почему. Я по себе замечаю, что целеустремленная жизнь требует усилий. И даже прочитав такую проповедь на конференции, я вижу внутри себя желание заниматься глупостями, а не посвящать себя высокой цели. Стоит только перестать прикладывать усилия, как начинаешь делать ненужное и глупое. Поэтому я решил заново обдумать это слово. Я молюсь, чтобы через этот отрывок Бог заговорил к нашим сердцам и показал, для какой жизни Бог создал нас и какие благословения такая жизнь содержит.

1. Жизнь без смысла (1-3)

Прочитаем стихи 1 и 2:

1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,

2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,

Здесь Павел говорит, что его адресаты были мертвыми по причине преступлений и грехов. Грех — это не просто плохой поступок. Это отказ человека от Божьей воли. Бог говорит и Его народ должен слушать. Но когда ты не реагируешь на слово Бога, получается как в песне: «а в ответ — тишина: он вчера не вернулся из боя». В этом смысле ты духовно мертвый. Что остается человеку, который не слушает Бога? Он слушает что-то другое.

Во-первых, он слушает обычаи мира сего. То есть, он живет не как надо, а как все. А обычаи этого мира ужасны и чем дальше, тем хуже. Обычные по стандартам мира люди называют разврат любовью, блуд — гражданским браком, а содомский грех — однополым браком. Обычные люди рекламируют алкоголь, от которого так много людей стали зависимыми и так много семей разрушилось. Обычные родители радуются, когда их ребенок начинает блудить, и всячески этому способствуют. Список можно продолжать долго. Когда у человека нет абсолютной шкалы морали, которую дает Бог, его мораль становится относительной. Тогда человек не интересуется тем, что добро, а что — зло, что надо делать, а что нет. Он интересуется только своей безопасностью и благополучием. Ради этого он пойдет на все.

Во-вторых, человек слушает князя, господствующего в воздухе. Есть сатана, господин эфира. Он действует в сынах противления — то есть в людях, которые не желают слушаться Бога. Они думают, что поступают по своим желаниям, но на самом деле пляшут под дудку сатаны, и, оглянувшись в конце жизни, увидят, как глупо они ее прожили и какие плоды пожали.

Посмотрим 3-й стих:

3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,

Павел пишет, что даже «мы» – то есть, евреи, люди, знавшие закон Бога, тоже жили между непослушными Богу. То есть, если человек ходит в церковь или даже знает в какой-то мере Библию, еще не делает его сыном Бога. Он запросто может при всем этом оставаться сыном противления. Надо не просто знать и ходить, надо послушаться Бога и привести свой образ жизни в соответствие Его слову. Если этого не сделать, человек в результате живет по плотским похотям, исполняя желание плоти и помыслов. Что такое жизнь по плотским похотям, в преддверии выборов хорошей иллюстрацией будет жизнь политиков. Они эффективно работают, чтобы исполнять свои помыслы и желания плоти. Их кошелек становится все толще. Поэтому народ все сильнее выражает свой гнев. Плохой политик может при этом быть хорошим профессионалом своего дела. Но проблема в том, что он не исполняет того предназначения, для которого он поставлен — служить народу и делать страну лучше. Точно так же каждый человек, который не исполняет того предназначения, для которого создан, является по своей природе чадом гнева.

На самом деле такие люди судят даже сами себя. Каждый человек хочет чувствовать свою ценность. И если вдруг видит, что его жизнь бесплодна, пытается поднять себя любым способом, в основном, находя недостатки в других. Это делают не только политики, а все, чья жизнь не имеет объективной ценности.

Я напомню, чем гнев Бога отличается от гнева человека или гнева народа. Бог не руководствуется личной выгодой и безопасностью, как делают люди, и не страдает бесконтрольными эмоциональными всплесками. Его гнев — это целенаправленное противление злу. Как справедливый судья, Бог не может не осудить зло и безответственность. Поэтому люди, променявшие свое предназначение на плотские похоти, будут судимы.

Именно таким было состояние адресатов этого послания и таким является состояние любого человека, непокорного Богу.

2. Бог, богатый милостью

Прочитаем стихи 4-6:

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, —

6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,

Бог справедлив, но также Он богат на милость. Он справедливо наказывает грех, но Он возлюбил нас великой любовью. Его любовь тоже не такая, как человеческая. Как любят люди? Человеческое «Я тебя люблю» означает «От тебя я могу получить что-то хорошее». Например, страсть Ромео и Джульетты. Бесконтрольные эмоции этих двоих привела их семьи к настоящей войне. И этот эгоизм еще называют любовью. Еще пример: любовь дальних родственников к детям. Они дают конфетки и весело болтают, чтобы получить от ребенка привязанность и уважение. Но Бог в Библии назван не дальним родственником, а отцом. Отец — это тот, кто несет ответственность за воспитание ребенка, за то, чтобы вырастить его настоящим человеком. Любовь Бога не ищет своего, наоборот, Бог желает отдать всего Себя нам. Он уже сделал это, отдав жизнь на кресте за наши грехи. И таким образом Он нас оживотворил. Он вытащил нас из обычаев этого мира и посадил на небесах, во Христе, чтобы мы теперь жили не как все, а как дети Святого Бога. У Бога есть великая цель. Прочитаем стихи 7-9:

7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

9 не от дел, чтобы никто не хвалился.

Говорят, что программа новостей состоит из короткого приветствия «Добрый день» и длинного объяснения, почему на самом деле этот день не добрый. Но у Бога не так. Бог делает доброе. Когда-то я думал, что, походив некоторое время в церковь, стану достаточно хорошим человеком. На самом деле, наоборот, чем дольше я знаю Бога, тем больше осознаю, насколько я испорчен. Но, тем не менее, все, что делает Бог в моей жизни, прекрасно. Я был безответственным и ленивым человеком. Я не знал, для чего живу. Хотя я никогда не любил пиво, но из-за бессмысленности пил и его. Какая жизнь меня ждала — даже не знаю. Скорее всего, от бессмысленности спился бы или целыми днями зависал бы в компьютерных играх. При условии, что смог бы где-то достать компьютер. Но когда начал изучать Библию и попытался жить так, как она говорит, Бог излил на меня Свои блага. Я смог не только создать, но и обеспечивать семью и служить в церкви. Я могу не коснеть в своих грехах, а каждый день преображаться в образ Христа. И это чудесно. Мне нечем хвалиться, я получил такую чудесную жизнь от Бога как дар, а не как плату за мои дела. Бог благой во все дни!

Важно, что Бог не только простил наши грехи, но дал смысл жизни. Если смысл жизни остался в плотских похотях, то неважно, получил ли прощение. Такая жизнь все равно бессмысленная. Но Бог начинает в нас процесс восстановления именно того первоначального прекрасного творения, каким Он и замыслил человека.

3. Жизнь в Иисусе Христе

Прочитаем стих 10:

10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Во-первых, мы созданы Богом и принадлежим Ему. Мы — не продукт случайного стечения обстоятельств. Нас создал Бог. Жизнь каждого из нас была запланирована Богом еще в вечности. Давид, размышляя об этом, написал:

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Пс. 138:16)

С самого начала у Бога был план, чтобы человек был владыкою мира и отражал собою образ Бога.

Во-вторых, мы созданы во Христе Иисусе. Грех исказил в нас образ Бога, но через веру в Иисуса Христа Бог делает нас новым творением, созданным по образу Иисуса Христа. Кто во Христе, тот новая тварь, древнее прошло, теперь все новое.

В-третьих, мы созданы на добрые дела. Мы не созданы, чтобы просто существовать. Мы сами чувствуем удовлетворение, когда делаем что-то полезное. В одной песне есть такие слова: «Лучше быть нужным, чем свободным». Но тема этой проповеди — не просто «Активная жизнь», а «Целеустремленная жизнь», и для этого есть причина. Причина заключается в последних словах 10-го стиха: «…на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Не на любые дела, и не на добрые дела, которые мы себе придумали или которые кто-то назвал добрыми. Человеческая доброта относительна. Помните пример с дальним родственником? Он по доброте своей дает ребенку конфеты, а у ребенка потом проблемы с зубами, да и за столом он начинает привередничать. Но есть Бог, Который знает, что надо делать. И мы должны избрать, жить для своих целей или жить для исполнения воли Бога.

В истории Израиля постоянно происходили колебания между служением Богу и идолопоклонством. Большую часть времени они пытались сочетать веру в Бога с поклонением идолам и развратной языческой культурой. Их жизнь была похожа на кабины наших маршруток, где иконы висят рядом с фотографиями голых женщин. Бог посылал пророков, чтобы люди раскаялись. В 3Цар.18:21 сказано:

И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. …

Надо решить, жить как верующий или как неверующий. Если ты не доверяешь Богу полностью и не живешь, как Он говорит, то не утешай себя тем, что ходишь в церковь. Тебе все еще нужно получить спасение. А если доверяешь, то живи так, как Бог говорит, а не по обычаю мира сего. В 12-й главе послания Римлянам сказано:

1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего,

2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

Как видим, Библия требует от нас решения и усилия, чтобы познавать волю Божью и разумно, то есть осознано, исполнять эту волю. Эта воля благая, то есть добрая, угодная, то есть приятная, и совершенная. Целеустремленная жизнь начинается с выбора цели и продолжается целенаправленным движением в сторону этой цели. Бог спас нас, чтобы мы жили для новой цели — исполнить волю Бога. Мы должны не просто повесить на себя ярлычок верующего, а жить как получится. Именно тебя, такого, как ты есть, Господь желает сделать особенным человеком, и Он сделает, если ты решишь сознательно слушаться Его.

Есть много примеров целеустремленных людей. Например, в 4-й книге Царств есть человек по имени Ииуй. Он был целеустремленным человеком. Его узнавали по походке: он не ходил вразвалочку, потягивая пивко, он всегда шел стремительно. Бог помазал его в царя над Израилем, чтобы через него убрать развращенное правительство Ахава и поклонение идолам. Ииуй ревностно принял волю Бога и истребил идолопоклонство в стране. Бог за это пообещал, что его потомки до четвертого рода будут царствовать над Израилем. Но затем что-то произошло в его жизни, и он потерял свое стремление угодить Богу. Написано, что он не старался ходить в законе Господнем. Это снова привело страну к разрухе. Имея такие примеры, мы должны быть внимательны, чтобы не потерять цель, которую дал нам Господь.

Второй пример — Моисей. Бог дал ему цель — вывести народ из рабства и привести в Обетованную Землю. Моисей не считал себя способным на это, он боялся и отказывался. Но, когда он принял волю Бога и послушался его, он стал сильнее царя Египетской империи. Хотя путь был долгим, но Моисей всем сердцем исполнял то, что Бог ему сказал. Он заложил в Израиле те духовные основы, которые до сих пор сохраняют Израиль единым и особенным народом. До сих пор его считают величайшим лидером, у которого стоит учиться.

Третий пример — апостол Павел. Сначала у него была неправильная цель — он искал власти и авторитета в религиозных кругах, и для этого стал гонителем христиан, убивая их и сажая в тюрьмы. Но когда он встретил Иисуса и получил от Него прощение и любовь, он сразу спросил: «Господи! что повелишь мне делать?» (Деяния 9:6). Бог послал его рассказать всем об Иисусе, и Павел послушался. Он подчинил всего себя воле Бога. Он писал так:

26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;

27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

(1 Коринфянам 9:26,27)

Даже когда он был старым и слеповатым, Павел постоянно служил другим, чтобы и они узнали Иисуса.

Есть примеры, более близкие во времени. До сих пор многих верующих укрепляет пример и проповеди Джонатана Эдвардса. Он решил жить в полную силу, когда ему было 19 лет. Бог сделал его жизнь плодоносной. Его проповедь «Грешники в руках разгневанного Бога» послужила толчком для большого духовного пробуждения.

Чернокожий проповедник Мартин Лютер Кинг почитается в Америке как национальный герой. Широко известна его речь «У меня есть мечта». Он верил, что все люди — Божьи творения. Он мечтал о том, чтобы любовь Бога воплотилась в его стране в отношениях равенства между белокожим и чернокожим населением. Он отдал для этого жизнь — но его мечта сбылась. Мне понравилась одна его фраза: «Даже если я научу надеяться хоть одного человека, я жил не напрасно».

Самым лучшим примером является Иисус Христос. Иисус всегда ясно стремился к цели и исполнял Свое призвание. Он сказал о своей цели следующее:

…пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. (Мар. 1:38)

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мар. 10:45)

Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. (Иоан. 10:10)

ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. (Иоан. 6:38)

О цели его жизни хорошо говорит его молитва в Гефсиманском саду: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42). Иисус пришел, чтобы исполнить волю Бога. Он смело пошел на крест, чтобы спасти нас от наших грехов. Его последним словом на кресте было «Свершилось!». Он исполнил до конца то, для чего пришел в мир. Хотите ли вы в конце жизни сказать «Жаль, не получилось»? Или хотите вместе с Иисусом сказать: «Свершилось»?

Список примеров не только не полный, он еще и не закончен. Каждый из нас может пополнить этот список.

Нам надо решить: хромать на оба колена, или решить жить по слову Бога. Решить: жить по похотям и обычаям мира, или жить чисто и свято и сознательно служить Богу. Решить: жить абы как, или жить в полную силу, в своей учебе, работе, семье и служении постоянно учиться и становиться лучше и мудрее, и этим славить Бога. Решить: жить для временных выгод — или для вечных Божьих ценностей.

В заключение еще раз прочитаем ключевой стих:

10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

(п. Ной)