head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Проповедуй слово” (2-е Тимофею 3:10-4:8)

ПРОПОВЕДУЙ СЛОВО

2-е Тимофею 3:10-4:8

Ключевой стих 4:2 : "проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием"

Зимой 1923 г. в Санкт-Петербурге, в Смольном, в небольшом кабинете сидел один пожилой человек, дни которого подходили к концу. В последнее время своей жизни он писал письма своим ученикам и соратникам. Владимир Ильич занимался очень важным делом – редактировал уголовный кодекс недавно созданной им же республики. В первую очередь он расширил список «преступлений», за которые полагается расстрел. Он писал своему ученику: «Нужно расширить применение расстрела!» В это время им была практически составлена т.н. 58-ая статья, по которой его ученики Сталин, Берия и другие осудили и убили миллионы людей. Незадолго после этого Владимира Ильича хватил удар, от которого он так и не оправился и вскоре умер. Таким образом, его слова «Нужно расширить применение расстрела!» стали его завещанием своим последователям. В сегодняшем отрывке мы также встречаем пожилого человека, жизнь которого подходит к концу. И он также пишет письмо своему ученику и последователю и оставляет ему завещание. Однако Павел не призывает Тимофея уничтожать грешников, он призывает быть для них пастырем и проповедовать им слово. Пусть Бог благословит изучение этого отрывка и поможет и нам расти пастырями для других.

Вначале 3-ей главы Павел пророческим взором смотрит на людей последнего времени. Он описывает их так: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы» и т.д. – всего Павел дает им 19 характеристик (1-5). Заметим, что среди всех их нет ни одной положительной. Люди, которым проповедовал сам Павел, ненавидели его, гнали и хотели убить. И Павел видел, что со временем они не станут лучше. Наоборот, со временем они становятся все хуже и хуже. Я родился и вырос в Советском Союзе, где очень любили писать на людей разные характеристики. Представьте, что вы попадаете в общество, где у каждого такая характеристика: «Самолюбив, сребролюбив, горд, надменен, злоречив» и т.д. Вам бы показалось, что вы попали не в общество людей, а в общество злых орков! Как было бы хорошо, если бы люди любили истину и с радостью приходили слушать Тимофея и просили его говорить им еще и еще! Но многие не просто не приходили – они противились ему и ненавидели его, хотя он де делал им ничего плохого.

С другой стороны, жизнь Тимофея отличалась. В стихе 10 написано: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении». «Учение» – это Евангелие, в центре которого находится Христос. «Житие» – это жизнь в послушании Богу. Павел не просто учил Евангелию, он жил в соответствии с этим учением. «Вера» – это вера в суть Евангелия, которая заключена в том, что Иисус умер за наши грехи, воскрес и вернется во второй раз чтобы спасти уверовавших в Него и судить этот мир. «Великодушие» – это способность прощать и мелкие и большие обыды. «Любовь» – это жертвенная любовь, показанная Господом Иисусом Христом. «Терпение» – это способность переносить разные трудности и не сдаваться. Сам Павел, живя так, испытал гонения. В Антиохии его попросту выдворили из города, не дав проповедовать. В Иконии Павел еле убежал от камней Иудеев, но в Листре эти камни таки долетели до него так что он чуть не умер. Оглядываясь на свою жизнь Павел делает неутешительное заключение: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (12). С другой стороны, если подумать, то иначе не может быть. Мир, который живет во зле, хочет, чтобы все остальные жили так же, как и они. Иисус сказал: «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету…» (Ин.3:20). Если бы мы жили как все, то были бы «своими» для мира и нас признали бы. Но если мы хотим жить по Евангелию и следовать за Иисусом, то должны быть готовы к непониманию, одиночеству и вражде.

Когда Павел был жив, Тимофей учился у него жизни пастыря. Но скоро Павла не станет, а злые люди, описанные в начале главы, останутся. Как же Тимофею жить среди таких людей? Как сохранить свою веру? Как проповедовать Евангелие? Здесь Павел дает Тимофею несколько важных указаний, которые помогут ему делать все это.

Первое, изучай Писания (14-17). Злые люди не станут лучше, наступят времена тяжкие. Так как же нам тогда победить в такие времена? Для этого нам нужно расти духовно. Павел знал, что лучший способ вырасти духовно – это изучать священные писания. Посмотрим стихи 14-15: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса». Прежде всего писания помогают нам хранить веру, они умудряют нас «во спасение верою во Христа Иисуса». Вера приходит от слышания, а слышание – от слова Божия. Там, где есть изучение писаний, там рождается, растет и укрепляется вера. Смотреть новости, художетсвенные фильмы и читать книги можно и бывает нужно. Но вера рождается и растет только когда мы пребываем в изучении писаний. Почему же так случается? Так случается потому что писания Богодухновенны. В стихе 16а написано: «Все Писание богодухновенно». Если бы писания были просто человеческой книгой, то они не могли бы так влиять на людей. Но они Богодухновенны. В них заложена огромная сила Божьего слова. Этим словом Бог сотворил небо и землю. И этим словом Он работает и изменяет человека.

Также писание «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Без писания люди не знают, какие они – хорошие или плохие, умные или глупые, поэтому считают себя хорошими, а других – плохими, себя – умными, а других – глупыми. Но писание показывает нам наше невежество, глупость, наши грехи, немощи и недостатки, нашу слабость. В нем как в зеркале видно кем мы есть на самом деле и чего мы стоим. Вавилонский царь Валтасар считал себя очень важным и ходил насупленный как индюк. Он осмелился даже дерзить Богу. Но Бог сказал ему: «… ты взвешен на весах и найден очень легким» (Дан.5:27). Хотя Валтасар считал себя пупом земли, на самом деле он был всего лишь очень легким мыльным пузырем, от которого остается только пятно на полу. Однажды отец Исаак спросил своего сына Иакова: «Кто ты, сын мой?» Иаков ответил: «я Исав, первенец твой» (Быт.27:18,19). Вначале Иаков думал, что именно он, а не Исав, достоин первенства и достойный наследовать имущество и благословение отца. Спустя много лет Бог повторил вопрос отца: «как имя твое?» Слово писания «как имя твое?» обличило, исправило и наставило Иакова. На этот раз ответ Иакова был правильным: «Иаков» (Быт.32:27). «Иаков» означает «обманщик». За много лет Божьего воспитания Иаков увидел свое настоящее лицо и это стало началом большого пробуждения и благословения в его жизни. Если в своей жизни вы чувствуете бессилие, то это значит что вы недостаточно глубоко и серьезно изучаете Библию. Посмотрите, как глубоко размышляют ученые над своими задачами. Как много тренируются спортсмены, чтобы добиться результатов. Столько же и пастырю нужно трудиться над словом Бога. Посмотрите на стих 17: «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Изучение Писаниий готовит нас для всякого доброго дела. Оно готовит нас хорошими пастырями для других. Кто наиболее востребован в этом мире? Программисты? Я сам раньше так думал, мне стыдно. Самые востребованные – это хорошие учителя Библии. Я молюсь, чтобы в этом году мы усердно изучали Писания и росли пастырями. Аминь.

Второе, будь пастырем (4:1-2). Теперь, когда Тимофей будет совершен как Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен, какое же конкретно дело ему нужно делать? Посмотрим стихи 4:1,2: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Слово Бога несет веру, спасение и вечную жизнь. Слово Бога имеет силу изменить человека. Мы все также обрели веру потому что слышали слово Бога. Поэтому Павел говорит Тимофею проповедовать слово. Проповедь – это не лекция о здоровом питании. То, что делает Тимофей, касается не только этого мира – это касается вечности. Иисус придет снова и будет судить живых и мертвых. От того, слушали люди или нет проповедь Евангелия, зависит их вечность Поэтому Павел использует очень сильное слово «заклинаю». Из-за нежелания людей слушать слово, или их равнодушия, или когда они не принимают или не воспринимают его серьезно, нам легко потерять желание проповедовать. Поэтому Павел говорит «Проповедуй слово». Он также учит, как нужно проповедовать. Во-первых, нужно проповедовать во время. Когда мы собираемся в церкви, в центре нашего собрания не должны стоять политические новости или развлечения, а слово Бога. Его нужно серьезно и усердно готовить и разделить с другими. Когда мы собираемся на духовный хлеб, то братья и сестры очень ответственно готовят завтрак и не пропускают ни разу. Они знают, что если пропустят подготовку завтрака, то навлекут на себя гнев других братьев и сестер. Но проповедь слова иногда пропускают и не готовят. Может это потому, что завртак готовят сестры, а слово – братья? В любом случае давайте поставим в центре духовного хлеба слово Бога, а не завтрак. Во-вторых, нужно проповедовать не во время. «Не во время» может означать, когда атмосфера неподходящая или когда не хочется. Ап. Павел сам показал пример, как проповедовать не во время. Он проповедовал римским воинам в тюрьме, проповедовал во время бури на корабле, проповедовал во время суда правителям. Бог посылает нам много возможностей для свидетельства, не только в церкви, но и в том месте, где мы живем, учимся или работаем.

Также Павел говорит Тимофею обличать, запрещать и увещавать. Просто проповедовать недостаточно. В университете, где я учился, встречались преподаватели, которые целью своего преподавания видели читать лекции. При этом их не интересовало слушает их кто-то или нет, научился через их лекции кто-то или нет. Они представляли жалкое зрелище, но каким-то образом умудрялись преподавать. Но пастырь не может так поступать. Он должен еще обличать, запрещать и увещавать. Конечно, было бы очень хорошо, если бы можно было обойтись без, скажем, обличения и запрещения, а проповедовать только ласковыми словами и похвалой. Но так не получается. Те, у кого есть дети, хорошо знают, что без обличения и запрещения никак не обойтись. Если маленьких детей не обличать и не запрещать, то они испортят свои глаза, здоровье и психику мультиками, желудок – конфетами и печеньем, и когда вырастут не смогут позаботиться даже о себе. В духовном мире многие из нас – как дети. И нам также нужно обличения и запрещения. Когда нас обличают или запрещают, мы начинаем серьезно отноститься к слову Бога и принимать его, наша система ценностей изменяется и мы растем духовно. «Увещавать» – это способность подбодрить человека, укрепить его, вдохнуть в него надежду и силу. Обличать, запрещать, увещавать – все это не просто и требует сердца и любви. Этому нужно терпеливо учиться и простить Бога научить нас служить другим. Также чтобы помогать другим, нам нужно быть с ними, знать их проблемы, молитвы, желания. Если мы любим жить за высокими стенами, то не сможем ни понять, ни помочь другим. Готовя эту проповедь, я набрал в поисковике google молитву: «Господь, научи меня назидать других». Мне было приятно, что несколько первых ссылок вели на сайты церквей UBF. Я подумал, что в нашей церкви братья и сестры молятся за это и растут пастырями как Павел и Тимофей.

Третье, будь бдительным (3-5). Посмотрим стихи 3-4: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». Вы никогда не задумывались над тем, почему многие люди верят не истине, а разным басням? Ответ простой – такие учения льстят их слуху. Одно учение учит, что в человеке заложены огромные скрытые возможности. Кому не приятно осознавать, что в нем заложены огромные возможности? Теперь, когда ему понадобятся такие возможности, он легко сможет обратиться к этому учению и получить их. Но истина в том, что человек – грешник, и его ожидает Божий суд. Чтобы спастить, ему нужно раскаяться в своих грехах и принять Иисуса как своего Спасителя и Господа. Также нужно следовать за Иисусом, менять свою систему ценностей, привычки. Это зачастую тяжело и неудобно. А люди так ценят удобство, легкость и комфорт. Они не хотят менять привычный образ жизни. Поэтому легко отмахиваются от истины и избирают себе учителей, которые льстят их слуху. В английской Библии (NIV) слова «льстить слуху» переведены как «чесать уши». Мои родители и родители моей жены держат поросят. Поросята очень любят, когда им чешут уши, они испытывают от этого огромное удовольствие. Многие люди, как поросята, ищут таких проповедников, которые бы чесали им уши и готовы слушать их часами. Но не только в мире, в церкви также возможны разные басни. Например, Евангелие благополучия или Евангелие процветания, где ценят дар Божий больше чем Творца и используют обещания Бога для личного обогащения. Павел говорит Тимофею в стихе 5: «Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». Тимофею не надо чесать уши своим слушателям. Ему нужно совершать дело благовестника и провозглашать истину, даже если она больно бъет по ушам.

В стихах 6-8 Павел приводит свое личное жизненное свидетельство. Он подводит короткий итог свой жизни и говорит о своей надежде: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Павел смотрел на свою жизнь как на жерву, полностью принесенную Богу, вылитую без остатка, а также как на подвиг. Он исполнил свою миссию, сохранил веру. Он был старым и больным человеком, а впереди его ожидала мученическая смерть. Но Павел не грустил и не печалился, вздыхая: «Эх… ох». Он смотрел дальше и видел венец правды, который даст ему Иисус. Он имел мир и радость, как человек, успешно завершивший порученную ему работу и отправляющийся на отдых.

В этом слове мы услышали добрый совет Павла Тимофею. Павел прожил успешную жизнь – совершил подвиг, сохранил веру и ожидал награду от Господа. И он хотел, чтобы жизнь Тимофея была такой же. Он сказал ему три вещи: во-первых, изучать писания, во-вторых, проповедовать слово, в-третьих, быть бдительным. Давайте послушаемся ап. Павла, давайте молиться, чтобы каждый из нас воспитал 10 духовных или физических детей.

(п. Иаков)