Вивчення Біблії: Проповідь “Плоды” (Иоанна 15:1-17)
ПЛОДЫ
От Иоанна 15:1-17
От Иоанна 15:5 : "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего."
На прошлой неделе Бог дал нам прекрасную конференцию, озаглавленную <Дар Бога>. Нам было очень радостно и хотелось продолжать и дальше, но настало время спуститься с горы преображения и вернуться к реальной жизни. Реальная жизнь редко похожа на фестиваль. Но это не значит, что в ней нет радости. Просто радость бывает разная. Есть два вида радости. Первая радость – это <радость в кредит>, за которую придется платить потом. Это, например, гулять целый семестр, думая, что сессия никогда не наступит. Но она, как правило, наступает. Такая радость всегда неполная, потому что ее омрачает ожидание будущей расплаты. Второй вид радости – это радость от плода. Чтобы вырастить плод, нужно потратить некоторые усилия, но когда плод наконец появляется, уже ничто не портит нашей радости. Любителей первого типа радости мы можем найти на дне кредитной ямы. Но мы не хотим остаться духовными банкротами. Как известно, шаровики Царства Божия не наследуют 🙂 Поэтому сегодня давайте подумаем о плодах. Как именно мы можем принести плод и какие плоды мы можем принести в Господе?
1. Лоза и ветви
Взгляните на 1-й стих.
1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – Виноградарь.
В Ветхом Завете Бог часто сравнивает свой народ с виноградом, а Себя – с виноградарем. Если мы посмотрим на виноград, мы увидим, что лоза не очень красиво выглядит.
Она вся узловатая и страшноватая на вид. Но это совершенно неважно, пока лоза приносит плод. Именно благодаря плоду виноград и ценится. Сравнивая Свой народ с виноградом, Бог хотел показать, что, хотя они не были суперменами или ангелами, но они могли принести плод праведности, который так ценен для Бога. Бог хотел, чтобы Его народ принес обильный хороший плод. Но они оставили Бога и начали искать удовлетворения в разврате и хитрости. Иеремия 2: 21-23 говорит:
<Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог. Как можешь ты сказать: "я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?" Посмотри на поведение твое в долине, познай, что делала ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям твоим?>
Братья и сестры, если мы не истребим в себе похоть ко злу, нам тоже легко превратиться в дикую лозу, которая приносит только кислые ягоды греха. Но однажды Бог совершил удивительное дело – Он насадил истинную лозу, Иисуса Христа. Эта лоза не может принести плохой плод. Иисус – это именно тот оригинальный образ, который должен иметь человек.
Прочитаем стих 2:
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
В притче Иисуса Виноградарь – это Бог, Иисус – лоза, а верующие – ветви на лозе. Сам Бог является Виноградарем, который ухаживает за лозой. У кого дома растет виноград, тот знает, как за ним надо ухаживать. Он пускает много разных веток, и всем им нужен сок. Но некоторые ветки не приносят плод, поэтому их надо обрезать, чтобы больше сока шло в плоды. А на тех ветках, которые приносят плоды, нужно отсекать ненужные побеги, которые только сок едят, а пользы не приносят.
Подобно соку у лозы, у человека тоже ограничены ресурсы (время, силы, деньги и т.д.), и очень важно, куда их использовать. Если использовать на ненужные дела, тогда плод нашей жизни будет меньше. Когда я готовил эту проповедь, я хорошо прочувствовал это. Постоянно хочется заниматься чем-то посторонним, но эффективность от этого сильно страдает. Нам каждый день хочется заниматься чем-то интересным и легким, вместо того, чтобы молиться и читать Библию. Это все, как бесплодные побеги, ворует нашу жизнь. Но Бог очищает нас от ненужного. Мы сами не можем очистить себя, пастырь или другие люди тоже не могут нас очистить. Это может сделать только Сам Бог. Как именно Он очищает? Прочитаем 3-й стих:
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
Слово Бога – вот тот секатор, который отрезает ненужное от нашей жизни. Когда мы читаем Библию, слово Бога начинает отрезать стыдные, грязные и просто бестолковые дела, которые мы раньше делали. Надо любить Библию. У самого жуткого грешника, если он полюбит Библию, есть чудесное будущее. А самый моральный и хороший человек, если игнорирует слово Бога, сам не заметив, обрастет грехами.
Также Виноградарь-Бог отсекает те ветки, которые бесплодны. Оказывается, можно называться верующим, и стать отсеченным от Иисуса. Но от чего зависит принесение плода? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте подумаем о взаимосвязи между ветками и лозой. А связь между ними очень тесная. Ветки получают сок от лозы. Поэтому, если ветка отделится от лозы, она не сможет иметь ни жизни, ни плода. Ветка не может пойти погулять, а потом, когда проголодается, вернуться на лозу. Для нее жизненно важно находиться на лозе постоянно. Прочитаем стихи 4-6:
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
Этот пример понятен и без комментариев. Кто хочет быть отвергнутым, как сухая ветка? Без Иисуса мы пытаемся что-то делать, но что получается в результате? Римлянам 6:20-22 говорит:
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная.
Без Иисуса мы ничего не сможем, но если пребываем в Иисусе, то принесем много плода. Не мало, а много! Но обратите внимание, Иисус говорит: <Пребудьте во Мне>. Это повеление. Значит, само собой это не получается, и над этим надо поработать. Мы должны постараться пребывать в Иисусе. Как мы можем это делать? Посмотрите стих 7:
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
Во-первых, <Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут>. Чтобы пребывать в Иисусе, надо чтобы Его слова пребывали в нас. Это значит не просто слушать проповеди или знать, о чем говорит Библия. Это значит повиноваться Божьему слову. Нам очень легко найти для себя удобное местечко, чтобы считать себя достаточно духовным, но чтобы при этом слово Бога не слишком вмешивалось в нашу жизнь. Юристы и политики внимательно изучают законы, чтобы знать, каким образом можно делать то, что им хочется. Но мы, когда изучаем Библию, должны думать о том, что Бог хочет делать через нас. Надо находить Иисуса в Его слове и учиться у Него, становиться похожим на Него.
Дуайт Муди был обыкновенным сапожником. Но он очень любил Библию. Каждый день он читал ее, пока руками делал работу. Хотя он закончил только два класса, и о нем говорили, что он уничтожил английскую грамматику, но Бог поставил его влиятельным проповедником, через которого обратилось к Богу множество людей, в том числе студенты элитных университетов. Одна из его книг называется <Польза и наслаждение от изучения Библии>. В ней он пишет: <Один из присутствовавших на наших собраниях заявил, что благотворное влияние этих собраний останется у него на всю жизнь. Я ответил ему, что он так же ошибается, как если бы думал одним принятием пищи насытиться на всю жизнь>. Хотя у нас была хорошая конференция и мы услышали много Божьего слова на ней, нужно ежедневно продолжать изучать Библию и воплощать ее в жизнь, не откладывая до следующей конференции. Господь сказал: <Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих>.
Во-вторых, <чего ни пожелаете, просите, и будет вам>. Чтобы пребывать в Иисусе, нам нужно молиться. Чтобы получить живительный сок для наших плодов, мы должны просить и получить ответ у Бога. Но Бог отвечает на молитвы не потому, что он исполняет обязанности Деда Мороза. Об ответе на молитву ап.Иаков сказал так (Иак.4:2,3):
2 Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
Бог никогда не обещал, что будет исполнять все наши хотения без разбора. Но когда мы пребываем в Иисусе, наше общение с Ним меняет нас, и наши желания становятся близкими к Его желаниям. Когда мы просим по Его воле, Он с радостью отвечает нам. Также если мы просим что-то неправильное, Господь тоже ответит и укажет, что мы должны исправить, чтобы пребывать в Нем. Но Он ответит в любом случае. Посмотрите на стих 8:
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
Когда дети хорошо учатся в университете и заканчивают его с красным дипломом, то для родителей это большая радость. Когда ученик станет великим человеком, о его учителе тоже все заговорят. Подобно этому, если мы, дети Бога, приносим много плодов, мы прославляем Бога. Поэтому Бог Сам желает, чтобы мы принесли много плодов. Когда у нас много плодов, нас признают учениками Иисуса Христа. Самый важный плод – это изменение нашей личности. Если мы были эгоистами, мы должны принести плод самоотвержения. Если мы были непослушными, мы должны принести плод повиновения. Одним словом, мы должны подражать Иисусу. Мы должны приносить плоды Святого Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Эти плоды говорят о нас и свидетельствуют о том, что мы в Иисусе Христе.
2. Любите друг друга
Сейчас подумаем о самых важных плодах, которые производит в нас Иисус.
Давайте прочитаем стихи 9-11:
9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
Первый плод – любовь. Отношения между Богом и верующим намного глубже, чем <ты мне – я тебе>. Эти отношения Иисус описал словом <любовь>. Любовь в Библии – это не чувства. Это отвержение себя ради того, кого любишь. Но именно такие отношения дают настоящую полную радость. Например, счастливую семью можно построить, когда каждый старается заботиться о другом. Если же каждый только старается наслаждаться другим, это очень нестабильные отношения, которые могут в любой момент распасться со взаимными обвинениями в эгоизме. Бог делает иначе Самый хороший пример любви показал Сам Иисус. Посмотрите стихи 12,13:
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Какие чувства испытывал Иисус, смотря на наши грехи? Например, Плач Иеремии 1:8 говорит: <Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным;…>. Слово <отвратительный> часто встречается, когда Бог говорит о грехах людей. Но, тем не менее, Иисус пришел и отдал Свою душу для искупления грешников. Любить друг друга – это то, что не получается автоматически. Если бы получалось само, то не нужна была бы заповедь. Иисус дал не добрый совет или рекомендацию, а именно заповедь – повеление, которому надо безусловно подчиниться. Иисус много раз повторил ученикам, чтобы они любили друг друга. Но, как заметил один проповедник, ни в одном из 4-х Евангелий не зафиксировано, что ученики любили друг друга. Наоборот, между ними всегда была холодная война. Они молча сражались за то, кто из них будет главным. Иногда в ход шла тяжелая артилерия, например, когда Иаков и Иоанн пригласили маму замолвить за них словечко. Но Иисус постоянно учил их любить друг друга. Почему? Потому что любовь – это сущность Бога. Ученики Иисуса должны учиться у Него и поступать как Он. У нас может быть много недостатков, но когда мы, несмотря ни на что, любим друг друга, это ясный сигнал этому миру, что мы – ученики Иисуса. На самом деле мы не можем так любить. Наша любовь очень ограничена. Наше терпение очень быстро заканчивается. Поэтому, как ветви получают сок от лозы, нам нужно снова и снова получать терпение и любовь от Иисуса. Когда мы снова приходим ко кресту Иисуса, на котором Он умер за нас, мы можем раскаяться в эгоизме и снова попытаться любить, как Иисус возлюбил нас.
Второй плод – близкие отношения с Богом. Прочитаем стихи 14,15:
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
Эти слова имеют глубокое духовное значение. С самого начала Иисус хотел сделать своих учеников Своими друзьями, а не слугами. Иисус хотел сделать их Своими друзьями, чтобы они знали что делает Бог. Иисус хотел сделать их Своими друзьями чтобы они узнали, что Иисус – это Бог, и что, будучи Сыном Божиим, Он умер на кресте за грехи мира и воскрес снова. В 15-ом стихе Иисус говорит о делах Своего Отца. Иисус хотел, чтобы Его ученики узнали Божью волю как для Иисуса, так и для каждого из них лично. Иисус хотел, чтобы они узнали, что у Него на сердце, и разделили с Ним миссию спасения всех людей. Когда они наконец узнали, они отдали свою жизнь для того, чтобы привести других к Иисусу.
Конечно, Иисус хорошо знает, что собой представляет каждый из нас. Но тем не менее Он открыл нам все через Библию. Он не желает видеть нас просто людьми, которые издали посматривают на Бога, боясь подойти ближе. Такое общение через стену для нас самих является только тяжестью. Но Господь желает, чтобы каждый из нас разделил то, что у Него на сердце. Он призвал каждого из нас стать Его близким другом. Он умер для этого на кресте, поэтому ничто меньшее Его не удовлетворит.
Когда мы смотрим на себя и оцениваем свой <духовный уровень>, нам тяжело в это верить. Иногда кажется, что я дальше не потяну, и тогда кажется разумным отступить. Иисус тоже знает, что мы так думаем, поэтому Он сказал нам еще одно слово. Мы должны пребывать в этом слове, чтобы принести плод. Прочитаем стихи 16,17:
16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
Третий плод – вера (уверенность). В наше время много людей живут, словно Бога нет, и только в трудностях обращаются к Богу за помощью. Когда я ездил забирать своих детей из села, я попытался рассказать об Иисусе своему дяде. Но он совсем не хотел слушать. Он говорил: <А почему же Бог не помогает?>. Люди думают, что Иисус – это один из сервисов, к которому можно обратиться по мере необходимости. Человек живет в грехах, и думает, что Бог должен радоваться, что у Него появился такой клиент, как я. Но это не так. Иисус – это Господь. Библия обещает не просто спасение верою в Иисуса, но спасение верою в Господа Иисуса. Если бы Он не был Господом, Он не мог бы спасти никого. Но Иисус – Господь, Который всем управляет и Кому надо подчиниться, и поэтому никто не похитит нас из Его руки. Не мы решили к Нему обратиться, но Он выбрал нас, чтобы изменить нашу жизнь и сделать ее плодоносной. Он отвечает за то, что наш плод жизни будет хорошим и будет ценным в вечности. Он уже заплатил за все Своей смертью на кресте, чтобы дать нам прощение и освобождение от греха, чтобы сделать нас новым творением. Поэтому нам надо перестать верить в себя, и начать верить в Иисуса, Который Сам избрал нас. С такой верой мы можем следовать за Ним до конца, что бы ни стряслось. Слово Бога дает нам уверенность, что Начавший в нас доброе дело будет совершать его даже до дня второго прихода Иисуса Христа.
Каждый раз, когда я готовлю проповедь, слово Бога вытягивает меня из зоны комфорта. В обычное время я слишком легко стаю самодовольным и в моей жизни наступает равнодушный застой. Но когда размышляю над Словом Бога, я вижу, как много у меня слабостей и грехов, и как огромна милость Иисуса ко мне. Без Него я могу только лазить в интернете, не делать ничего, что мне невыгодно или неприятно, и быть всем недовольным. Бывают дни, когда я даже не открываю Библию. В такие дни я особенно устаю. Но Его слово что-то всегда меняет внутри, дает силу и учит поступать по Его воле. Я молюсь, чтобы пребывать в Его слове и принести много прекрасных плодов.
Итак, мы сегодня узнали, как мы можем не прожить жизнь впустую, а принести хороший плод. Нам надо для этого пребывать в Иисусе, исполняя слово Бога и общаясь с Ним в молитве. Также мы увидели, что не мы избрали Иисуса, но Он избрал нас. Давайте будем постоянно пребывать в слове Бога, как ветви пребывают на лозе.
Иоан.15:5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
(п. Ной)