head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Господь – Царь великий” (Малахия 1:1-14)

ГОСПОДЬ – ЦАРЬ ВЕЛИКИЙ

Малахия 1:1-14

Ключевой стих 1:14б : "ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов"

Книга пророка Малахии – последняя в Ветхом Завете. Если Вы начали читать Ветхий Завет с книги Бытия, потом Исход, Левит и т.д. по-очереди, и дошли до книги Малахии, то Вас можно поздравить – Вы практически осилили весь Ветхий Завет. На время жизни пророка Малахии прошло около 100 лет с момента возвращения народа Израиля из Вавилонского плена. Сразу после возвращения при Неемии и Ездре Израильтяне много страдали. Они возвратились на разрушенную землю – храм, сам город Иерусалим и стена вокруг него – все было в запустении. Более того, многочисленные враги не желали их появления и всячески препятствовали работам по восстановлению стены и храма. Людям приходилось постоянно носить при себе оружие и работать только одной рукой – в другой они держали меч. Ночью они ставили стражу и спали на улице. Первые переселенцы были настоящими героями, которые рисковали своей жизнью чтобы восстановить храм, Богослужение и наладить быт. Однако ко времени Малахии все основные работы были закончены: дома и стена вокруг Иерусалима были отстроены. И, самое важное, был отстроен храм, и в нем начались регулярные Богослужения. Внешне все выглядело хорошо. Но Бог видел внутреннюю сторону дела, и там не все было хорошо. Они приносили Богу в жертву слепое, хромое и больное. И сейчас люди приносят Богу слепое, хромое и больное. Пусть Бог научит нас сегодня кто Он и какую жертву нужно приносить Ему.

Первое, «Я возлюбил вас» (2-5). Но прежде чем обличать Свой народ, Бог говорит им о Своей неизменной любви. Бог обличал их, потому что по-прежнему любил. Молчание – это признак равнодушия, который означает: «Живи как хочешь, мне все равно». Но Богу было не все равно как живет Его возлюбленный народ. В стихе 2 Он говорит: «Я возлюбил вас». Если Бог сказал, что Он возлюбил, то люди должны поверить и принять это слово. Они должны вспомнить о любви Бога и увидеть, что Он их действительно любит. Им нужно написать жизненное свидетельство и глубоко размышлять о любви Бога. Псалмопевец исповедовал: «ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего». Но они не могли привести даже одного свидетельства Божьей любви, и отвечали: «в чем явил Ты любовь к нам?» Они не спорили, что Бог есть, что Бог есть любовь, но считали что это только теория, на практике же они не видели Божьей любви. Такой ответ – это дерзость. Они имели претензии к Богу и не хотели принимать Его любви. Они не хотели слушаться Его. Они не хотели иметь с Ним никаких отношений.

Бог во многом возлюбил Свой народ. Но здесь Он привел им одно свидетельство Своей любви. Прочитаем стихи 2б-4: «Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его – шакалам пустыни. Если Едом скажет: "мы разорены, но мы восстановим разрушенное", то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда» То, что они до этого времени живы, что их земля не опустошена, и что на ней живут они, а не шакалы пустыни – какое это великое свидетельство Божьей любви! Мартин Лютер сказал, что если бы Он был Богом, то уничтожал бы человечество несколько раз на день. Иногда глядя на злых людей даже у доброго человека появляется желание взять автомат и в сию минуту расправится со злом. Но Бог не такой. Он избрал Иакова еще до его рождения. Иаков не был первородным сыном, и по-закону того времени не имел права наследовать благословение своего отца. Также у Иакова был скверный характер, из-за которого в любом месте он умудрялся наживать себе врагов. Когда Иаков обманул дважды своего брата Исава, тот так возненавидел его, что хотел убить. Но Бог возлюбил Иакова и избрал его и его потомков. В истории народу Израиля проходилось не просто. Многие сильные страны хотели завоевать, а иногда даже полностью уничтожить их. Но до этого времени этот народ был жив. Более того, поскольку Бог их избрал, то у них есть будущее и надежда. Какая это великая и непонятная любовь Бога! Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «Почему я стал христианином?» Это потому что вы так решили? Или потому что вас когда-то случайно пригласили в церковь? Нет, это потому что Вас избрал Бог еще до вашего рождения! Но народ Израиля был слеп и ничего не видел. Однако Бог верил, что придет время, когда эта любовь откроется им и они скажут: «возвеличился Господь над пределами Израиля!»

Второе, слово для священников (6-14). После того, как Бог заверил Свой народ в любви, Он приоткрывает их проблемы. Прочитаем стих 6: «Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: "чем мы бесславим имя Твое?"» Прежде всего Бог упрекает священников. К кому же относится это слово? Может только к патриарху всея Руси и папе Римскому и все, а нас оно не касается? В Ветхом Завете священниками были только потомки Аарона, брата Моисея, а Левиты – их помощниками. Никто другой не мог стать священником. Однажды царь Озия решил взять на себя роль священника и воскурил фимиам в храме. Он вышел оттуда прокаженным и был таким до конца своей жизни. В задачу священника входило быть посредником между Богом и человеком, совершать служение в храме и учить людей слову Бога. Однако в Новом Завете ситуация изменилась. Ап. Петр так написал верующим: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет.2:9). Это – революционное заявление. Оказывается, что сейчас все верующие призваны Богом священниками. Конечно, с приходом Христа необходимость в посреднике отпала – теперь Иисус Христос – единственный посредник между Богом и человеком. Отпала необходимость и в жертвоприношениях – Иисус принес Себя в жертву один раз и навсегда. Но необходимость возвещать другим о Боге осталась. Оказывается, что сейчас каждый верующий – это священник, а вместе они – царство священников. Поэтому это слово относится не только к патриарху всея Руси. Оно относится к каждому из нас.

Теперь, зная это, прочитаем еще раз стих 6: «Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: "чем мы бесславим имя Твое?"» Прежде всего, у священников не было почтения и благоговения перед Богом, и этим они бесславили имя Бога. Сын обязан чтить своего отца как своего отца. Раб должен уважать своего господина. Конечно, на Украине сейчас нет рабов и господ, но мы можем сказать, что работник должен уважать своего начальника как начальника. А священники должны были почитать Бога как Бога. Имя Бога это не просто колебания воздуха, когда мы произносим слова «Бог» или «Господь». В Исх.34:5,6 написано: «И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». То есть имя Бога это Его качества. Когда мы принимаем Бога Своим Богом, то должны учиться этим качествам: любить других, милости, долготерпению, истине. Но эти священники называли себя священниками Бога, но на деле не имели и даже не хотели иметь этих качеств. То есть, другими словами, хотя они называли себя верующими, на деле они жили и поступали как неверующие.

Услышав это обличение Бога, они должны были задуматься, что они делают не так, почему их служение неугодно Богу, почему они бесславят Бога, найти причину, раскаяться и измениться. Но они не хотели думать. Вместо этого они снова дерзко ответили: «чем мы бесславим имя Твое?» Их вопрос напоминает нам ответ Каина Богу. Эта история описана в книге Бытие. У Адама и Евы было два сына – Каин и Авель. Каин был земледелец, а Авель – пастух. Однажды оба принесли жертвоприношения Богу. Но Бог принял жертву Авеля, а жертву Каина не принял. Каину также стоило задуматься над тем, что он делает не так, но он вместо этого сильно огорчился. Он думал, что Бог обязан принять любую жертву, какую он принесет. Бог сказал ему: «почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6,7). У дверей сердца Каина лежал грех, которых хотел овладеть им. Каин был в опасной ситуации, и Бог, не приняв его жертву, хотел сказать ему об этом. Но Каин вместо того, чтобы принять слово Бога и раскаяться, огорчился и не принял Божьего слова. В результате грех овладел им, он не мог больше контролировать себя и из-за зависти убил своего брата Авеля.

Бог говорил о серьезной проблеме греха священников. Но они не хотели принимать Божьего слова и ответили: «Чем мы бесславим Тебя?» Тогда Бог привел им конкретные примеры бесславия, которые касаются Богослужения. Прочитаем стихи 7-9: «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: "чем мы бесславим Тебя?" – Тем, что говорите: "трапеза Господня не стоит уважения". И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф». Богослужение – это центр жизни верующего. В то время во время Богослужения приносили в жертву животных. Это было очень важно, ведь, например, во время жертвы за грех происходило прощение грехов. Для этих целей необходимо было приносить лучших животных. Богослужение было тем каналом, через который люди получали духовные блага. Но священники потеряли значение, ценность и смысл Богослужения и совершали его формально. Оно говорили: «трапеза Господня не стоит уважения». Им было жалко лучших животных. Поэтому они приносили Богу слепых, хромых и больных, а всех здоровых оставляли себе. Не то что они совсем отказывались служить Богу. Нет. Но они пытались служить Богу по-минимуму. Они постоянно думали, как можно послужить так, чтобы отдать поменьше. Они думали: «Если я буду просто раз в неделю приходить на Богослужение и все, то этого будет достаточно?»

В наше время люди также приносят Богу слепое, хромое и больное. Время от времени мы слышим: «Сейчас я буду жить как хочу, а на старости я приду к Богу». Такие люди лучшее – свою молодость, энергию и силы оставляют себе, а на старости, когда они будут слепыми, хромыми и больными, они собираются прийти к Богу. Фактически, они приносят Богу слепое, хромое и большое. Если я отдаю Богу то, что мне самому не нужно, или без чего я могу легко обойтись, то это не жертва. Богу нужна жертва от всего сердца! Здесь мы учимся тому, насколько важны в служении жертвенность, усердие, ревностность, интерес и радость. Но в их жертве нет их крови и даже пота! Они с неохотой приходили на Богослужение, скучали во время Богослужения и только хотели, чтобы оно побыстрее закончилось.

Посмотрим на стих 10: «Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне». Здесь Бог делает страшный вывод: такое служение напрасно. Более того, лучше его не проводить, чем проводить. Иногда лучше не дать подарок, чем дать такой подарок, который покажет мое неуважение. Моя жена однажды рассказывала, как ей на день рождения подарили 2 томика из собраний сочинений В.И.Ленина. Лучше запереть двери храма и напрасно не держать огня на жертвеннике. Как страшно, когда некоторые люди услышат: «не знаю вас, откуда вы» (Лк.13:27).

Посмотрим на стих 11: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф». Здесь мы учимся тому, как нужно поклоняться Богу. Бог – не нищий, и Ему не нужны наши подачки. Его имя велико между народами, и на всяком месте Ему будут приносить чистую жертву. Прийти на поклонение такому Богу – величайшая привилегия. Когда родился Иисус, из дальней страны пришли волхвы чтобы поклониться Ему. Они принесли Ему дары и возвратились домой с величайшей радостью.

Посмотрим стихи 12-14а: «А вы хулите его тем, что говорите: "трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее – пища ничтожная". Притом говорите: "вот сколько труда!" и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь. Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное». Священники говорили: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее – пища ничтожная». Священники питались из того, что приносили люди для жертвоприношений. Когда они сердечно служили Богу и оказывали хорошее влияние на народ, то народ приносил Богу все самое лучшее, и священники имели хороший хлеб и хорошее мясо в изобилии. Но так как эти священники служили Богу формально, то люди приносили им краденных, хромых и больных животных, и такого же качества хлеб. От такой еды священники испортили свои желудки. Более того, кушая больных животных, они серьезно рисковали своей жизнью. В результате они говорили: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее – пища ничтожная». Второе, что они говорили: «вот сколько труда!» Здесь видно, что они сильно устали от Богослужения, это было очень скучно для них. Богослужение должно быть источником жизни, радости и силы в жизни верующего. Его нужно ожидать больше чем сдачи сессии, повышения зарплаты или отпуска. Но формальное и лицемерное служение приносит только одну усталость. Так как они сильно устали от служения, то они решили сократить для себя количество собраний. Они решили не посещать собрания духовного хлеба, изучения Библии и свидетельств, а ходить только на Богослужения. Также они решили проводить Богослужение в Вс. пораньше и жестко ограничить время проповеди, чтобы они могли успеть после Богослужения еще отдохнуть на пикнике. Но даже от одних Богослужений они все равно сильно уставали. Тогда они решили ходить на Богослужения не всегда, а только тогда, когда у них получается и есть желание. Затем они решили не ходить в церковь, а смотреть Богослужение по Интернету, удобно откинувшись в кресле и попивая крепкий кофе. В конце концов они посещали Богослужения только на Рождество и на Пасху.

Прочитаем стих 14б: «ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов». Бог – Царь великий, и поэтому служить Ему нужно как великому царю. В Ветхом Завете священники приносили Богу в жертву животных. А в наше время какую жертву должны приносить мы? В Рим.12:1 написано: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». Нам нужно принести в жертву самих себя. В некоторых церквях братьев и сестер называют прихожанами, а сами церкви – приходами. Это – хорошие названия, но на их основании может сложиться впечатление, что все, что требуется от нас, это только прийти в церковь, а там пастыри все сделают. Если они сделают все хорошо, то хорошо, а если плохо, то я буду жаловаться, что они так плохо подготовились. В наше время часто слышно: «Плохой президент! плохое правительство! плохие политики! Они ничего не делают для своего народа!» Частично это так. Но более правильно задавать себе вопрос: «А что я делаю для своей страны» Я думаю, что если вначале кто-то просто приходит – это уже очень много. Но затем ему нужно учиться служить Господу и через это расти духовно. Бог отдал для нас самое дорогое – Своего единородного Сына. И нам нужно учиться отдавать Ему не по-минимуму, а самое дорогое, что у нас есть. В Ветхом Завете люди должны были приносить Богу десятину. На этом основании некоторые христиане сейчас решают ежедневно отдавать Богу десятую часть своего времени, то есть почти 2,5 часа. Они молятся утром на дух. хлебе, вечером они проповедуют, изучают Библию и молятся за свою страну. Чтобы учиться славить Бога они участвуют в хоре и оркестре. Они также убирают в церкви и готовят по Вс. вкусные обеды для своих групп, принося в церкви большие кастрюли и выглядя с ними немного странно, как цыгане. Конечно, иногда непросто изо дня в день, неделю за неделей, месяц за месяцем и год за годом делать это. Но это и есть выражение настоящей любви. Например, если мама любит своих детей, то постоянно заботится о них, хотя ей часто непросто, а не бросает их и идет гулять с парнями. Если мы знаем любовь Бога и любим Его, то будем верно служить Ему всю нашу жизнь. Более того, нам нужно постоянно глубоко думать: «Какую жертву хочет от меня Бог?» Но люди сейчас не хотят глубоко думать – они думает, что все ответы есть в Интернете. Но ответа на этот вопрос в Интернете нет. Каждый человек должен сам найти ответ, пройдя путь труда.

В заключении я молюсь, чтобы мы узнали сердце Бога, Который отдал нам самое дорогое, что имел – Своего Сына. Давайте помнить, что мы поклоняемся Богу, Который есть Царь великий, и имя Которого страшно у народов. И давайте учиться приносить Богу самое ценное, что у нас есть. Аминь.

(п. Иаков)