head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Что такое вера?” (К Евреям 11:1-7)

ЧТО ТАКОЕ ВЕРА?

К Евреям 11:1-7

Ключевой стих 11:1,6 : "(1) Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. (6) А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает."

Мы все называем себя верующими людьми. Это значит, что у нас есть вера. Но в чем она должна проявляться и какой она должна быть? Чтобы разобраться, давайте сегодня посмотрим, что такое вера, о которой говорит нам Библия. Также узнаем, какую веру одобряет Бог. 

Часть 1. Определение и функции веры.

1) Осуществление ожидаемого. Прочитаем стих 1 : <Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.> От сюда мы видим, что первая характеристика веры – это осуществление ожидаемого. Тут не указывается каких-либо возможных других вариантов, то есть это 100 процентный результат. Вера нам не дает повода для сомнения или колебания – это, как сказано, 100% осуществление или реализация. Что же мы осуществляем или реализуем в вере?  – <Вера же есть осуществление ожидаемого> Есть та жизнь, которую мы реализуем сегодня, а также у нас всегда есть планы, мечты и ожидания на будущее. Именно второе – это та приятная часть нас, когда мы летаем в розовых облаках, когда мы строим свое будущее, реализуем свои планы, стремления. Там хорошо, приятно и светло – от туда никогда не хочется возвращаться. Это наш мир мечтаний и фантазий. Но между этим выдуманным миром и его осуществлением лежит сегоднешняя реальность, поэтому не все то, что мы нафантазировали может реально сбыться. Но с другой стороны, как мы прочитали в первом стихе, в вере, которую дал нам Бог, мы получаем полное осуществление наших ожиданий. Бог дал нам веру – значит и ожидания тоже дает нам Бог. Это означает, что Бог дал нам веру не для реализации своих греховный или эгоистических похотей, но прежде всего чтобы мы реализовались, как духовная личность, чтобы мы узнали о замысле Бога на нашу жизнь и чтобы мы с большим нетерпение ожидали его осуществления. Именно в этом и состоит суть первой характеристики веры – <осуществление ожидаемого>. Когда мы, например, ожидаем поездки на море на роскошный курорт и вот уже скоро приходит время для этого. В чем будет проявляться наше ожидание? Мы будем лежать на кровати и бездейственно ожидать себе? Нет! Это на курорте мы будем лежать! А сейчас мы будем активно собирать вещи, готовить чемоданы, думать что брать, что не брать. У нас в голове остается только один курорт и море – мы горим этим, нам уже не терпится туда попасть. Вот именно про такое ожидание говорится в стихе 1, когда наше ожидание горит в нашем сердце от того, что мы реально хотим этого, чтобы оно сбылось – это наша сокровенная мечта. Такую горячую и активную веру хочет видеть в нас Бог. Бог дал нам ожидание быть духовными лидерами, самими лучшими учителями Библии, поставить в Украине 12 Апостолов, 24 прекрасных проповедника и 120 верных учеников Иисуса. Это великое ожидание, намного лучше, чем курорт и море 🙂 Но как тогда мы должны ожидать этого? Правильно, по аналогии, как собирать чемоданы и : т. д. – то есть глубоко изучать Библию, быть верным в написании свидетельств, посещений духовного хлеба, быть верным в служении, на которое поставил Бог, проповедовать слово Бога. Кажется всего так много, как можно все это выполнить? Когда, как в примере, человек ожидает поездки на курорт, ему тоже нужно было взять много всяких мелочей и обо всем позаботиться, но он даже не помыслил, что это будет для него в тягость. У него в середине горел огонь – вот-вот сбудится его сокровенная мечта – он поедет на курорт! Все его мысли и весь он сам заполнены этой мечтой – он будет всеми силами и всем чем есть стремиться приблизить свою мечту к осуществлению. Так же само, когда ожидание, данное нам Богом, становится таким близким и желанным для нас, как в этом примере, тогда мы делаем все, что от нас возможно и даже не замечаем тех трудностей или усилий, которые нам приходится прикладывать для этого. Когда мне еще где-то полгода назад п. Ной намекнул, что когда все уедут в Корею, то останусь только я и мне прийдется готовить проповедь на богослужение, я тогда думал, что это просто шутка какае-то. В то время я неделями мог писать свидетельство с большим трудом и еле-еле. Сначала я вообще всерьез не воспринимал этой новости, я думал, что со временем как-то все уладится. Я реально чувствовал, что не потяну такой ответственности, что когда я выйду за кафедру проповедовать, то там на этом все и закончиться. Но я первый раз в своей духовной жизни реально прочувствовал на себе, то о чем говорил Иисус <ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко>. Действительно, так оно и есть. Просто важно еще помнить, что осуществляет наши ожидания Господь Бог, что все равно мы своими силами этого не сможем сделать. Ему важно видеть какое у нас сердце – горит ли там ожидание Его Царства, или там только огонь собственных желаний и похоти. Поэтому наша позиция должна быть такой – делать в ожидании все так, как будто все зависит только от нас, но ВЕРИТЬ так, как будто все зависит только от Бога.

2) Уверенность в невидимом. Во второй части стиха 1, где мы читаем про веру, сказано, что вера – это <уверенность в невидимом>. Вокруг нас много невидимых вещей, в которые нам приходится верить. Например, разговор по мобильному телефону – мы не видим, как происходит механизм передачи голоса от одного абонента к другому, но мы уверенно пользуемся этими аппаратами. Так же само вся современная техника, которая работает на микропроцессорах, где все происходит на микро-уровнях, которых мы тоже не можем видеть. Мы на собственном опыте однажды проверяем, что все это действительно работает,  и потом уже с уверенностью всем этим пользуемся. Еще мы знаем, что духовный мир тоже не видно глазами, но он реально проявляется в жизнях верующих людей. Мы пишем свидетельства, как Бог работает в наших жизнях, мы видим его в жизнях других братьев и сестер. И больше того, во втором стихе мы читаем <В ней свидетельствованы древние>. Наши предки веры тоже своими жизнями подтверждают верность Бога и Его обещаний. Поэтому и мы можем иметь твердую уверенность даже в невидимом, когда доверяем Богу и Его слову. Аминь. 

3) Вера от слова Божия. Прочитаем стих 3 : <Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.> Здесь говорится, что через веру мы также узнаем о происхождении всего вокруг, его предназначении, о порядке, который существует в мире. Также мы видим и свою роль в этом, для чего мы существуем, как нам жить и что делать. В книге Бытие описывается процесс сотворения Богом мира, в котором мы живем. Там можно узнать когда, как и для чего было создано вообще что-либо, что мы сегодня можем наблюдать и что сотворено Господом, а не человеком. Вера делает нашу жизнь осмысленной, потому что она показывает откуда мы произошли и куда мы идем. Еще Бог нам открывает свой взгляд на историю мира. Мы видим, что люди окутаны грехом, что они сильно страдают и мучаются от этого, их жизни плывут в бездну. Но Бог уже заплатил цену за спасение каждого и через Иисуса дал нам свободу от греха и мир с Богом. Поэтому сейчас во всем мире идет духовная война, чтобы спасти людей от духовной погибели и ада. Сердце Бога болит за каждого человека, который запутался в жизни и не видит Божьего света. Именно поэтому Бог дает нам такое ожидание и такую веру, чтобы мы проливали Божий свет на темные жизни людей, которые живут без Бога. В этом и состоит наше участие в искупительной истории Бога, начавшейся от Иисуса Христа.

Еще раз прочитаем  стих 3 : <Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.> Здесь также говорится, как описано в Бытии в главе 1, что все Бог творил своим словом : <И сказал Бог : И стало так>. Часто в жизни верующего человека бывает так, что материальные вещи становятся основанием для его веры. Например, когда есть какой-то ощутимый успех на учебе, на работе или в бизнесе, тогда можно верить – Бог живой, все есть, все хорошо. Но когда приходит тяжелое время или наступили перемены, от которых пропадает бывший успех, тогда уже верить тяжело, тогда уже не видно Бога в жизни. Но все материальное в мире произошло от слова Бога, оно является основание для всего. Наша вера тоже должна основываться на слове Бога, которое никогда не меняется, оно вечное, истинное и справедливое. Еще у человека есть чувства, которые изо дня в день могут меняться, и есть эмоции, которые сильно зависят от настроения человека. Все это может стать большим препятствием для нашей веры. В Евангелии от Луки 8:41-56 описывается история, когда к Иисусу пришел начальник синагоги, которого звали Иаир. Он сильно просил Иисуса прийти к нему в дом, чтобы исцелить его маленькую дочь, которая была в предсмертном состоянии. Иаир был в сильном эмоциональном состоянии – его самое драгоценное в жизни, его дочь, была на волосок от смерти. Написано, что он падал к ногам Иисуса, умолял Его, как мог. И тут к нему приходят и говорят : все, уже не нужно зря стараться – дочь уже умерла. Это просто сильнейший удар для Иаира – он все так бегал, искал, только потому, что была надежда, а теперь ее уже нет. Но несмотря на свое внутреннее состояние и на эмоции, Иаир смог совладать с собой и послушаться слов Иисуса : <не бойся, только веруй и спасена будет>. Хотя был большой соблазн поступить по эмоциям, но Иаир все таки решил поверить слову Иисуса. И такая вера Иаира принесла ему победу, даже над смертью. 

Часть 2. Вера, с которой  жили наши предки веры

1. Вера Авеля. Давайте посмотрим, какая была вера у наших предков веры. Прочитаем стих 4 : <Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.> Мы помним эту историю, когда два брата принесли свои жертвы Богу. Жертву Авеля Бог принял, а жертву Каина – нет. В этом 4-м стихе мы прочитали, что Авель принес свою жертву верою. Чем же эта вера сделала Авеля(и его дар) особенным, не таким как Каин? Мы знаем, что у Каина была зависть к брату своему, которая переросла даже в убийство. Когда он нес свою жертву Богу, то ему просто хотелось быть лучше Авеля, своего рода соревнование. Но Авель ни с кем не соревновался, он просто хотел выразить свою благодарность Богу через такое пожертвование – принести, что у него было самое лучшее Богу. Получается Авель смотрел на Бога, чтобы угодить ему, а Каин смотрел на Авеля, чтобы выиграть у него в соревновании. Одна и таже ситуация для Авеля – это было поклонение Богу, а для Каина – соревнование. Вот такая была вера у Авеля – простая, от чистого сердца, без зависти и соперничества. В церкви, когда есть много людей, которые приходят пред лицо Бога, чтобы служить и поклоняться ему могут возникать похожие ситуации. Через пример Каина и Авеля мы учимся вере, с которой нужно приносить свой дар Богу(например, молитву, песню, игру на музыкальном инструменте). В поклонении Богу(когда мы приносим ему свой дар) не так важно качество нашего дара, но важно состояние сердца, чтобы это было искренне и от чистого сердца, как у Авеля. 

2) Вера Еноха. Прочитаем стих 5 : <Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу>  Про жизнь Еноха мы не знаем много. Известно, что он ходил перед Богом и своей жизнью угодил Господу. В послании Иуды 14,15 упоминается про Еноха так : <О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих -сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники">. Видим, что Енох проповедовал о суде Бога – у него была такая вера, чтобы смело проповедовать, несмотря на возможную реакцию со стороны людей. Енох стоял перед Богом в правде и не боялся людей, поэтому у него можно научиться такой веры, которая побеждает страх перед людьми и которая смотрит только на Бога.

3) Вера, которая угождает  Богу. Прочитаем стих 6 : <А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.>. Мы заметили, что все стихи 4,5,7, в которых рассказывается о вере наших предков начинаются со слова верою. Все они подходили к Богу с верою. Поэтому в стихе 6 так и написано <А без веры угодить Богу невозможно>. Дальше написано, какой конкретно должна быть вера : <чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает>. Первое – нужно верить, что Бог существует, и второе – то что Он благословляет или вознаграждает тех, кто ищет Его. Человек нуждается в пропитании, в обеспечении, поэтому когда мы ищем Бога всем сердцем, то нужно верить, что и в этом вопросе мы тоже полностью зависем от Него, так что все наши потребности и вся наша жизнь содержаться только в Нем. Это и есть та вера, которой мы можем угодить нашему Богу.

4) Вера Ноя. Дальше у нас еще один пример жизни веры. Прочитаем стих 7 : <Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.> Ной жил верою в невидимое. Получив однажды откровение от Бога, он так за него ухватился, что никогда уже не выпускал. Ной строял ковчег спасения 120 лет, ожидая будущего потопа. Через это он также проповедовал людям о грядущем суде Бога. Мы тоже сейчас в похожей ситуации – ожидаем прихода Иисуса и Божьего суда. Нам так же само нужно строять в своей жизни ковчег спасения, чтобы спасти многих людей от будущего суда. У Ноя было много искушений, чтобы все бросить и жить, как все, но его держала твердая вера в невидимое. Поэтому у Ноя нам нужно учиться вере, как довериться невидимому слову Бога, удерживать это слово крепко в серце и активно строять ковчег спасения. 

Сегодня мы увидели, что вера – это дверь, через  которую открывается духовный мир. Мы можем много из себя воображать, показывать свои способности и дары, как Каин, но к Богу можно подойти только с одним – это с верой – чистой, искренней, сердечной. В ней есть сила, чтобы прожить великую и красивую жизнь, которой будут восхищаться и вдохновляться многие. Поэтому давайте будем основывать свою веру на твердом основании слова Бога, будем активно ожидать Его Царства и верить и доверять Ему во всем. Аминь.

(п. Андрей)