Вивчення Біблії: Проповідь “Выйди от нее, народ Мой” (Откровение 18:1-24)
ВЫЙДИ ОТ НЕЕ, НАРОД МОЙ
Ключевой стих 4 : "И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее"
В прошлом отрывке Иоанн познакомил нас с великой блудницей, имя которой Вавилон. Эта женщина и подвластные ей зверь, цари и народы хулили имя Бога и глумились над Его Церковью. Однако, не смотря на огромную власть, силу и коварство блудницы, она была повержена и Божий суд над ней совершился. Ведь наш Господь, Агнец Иисус Христос есть Господь господствующих и Царь всех царей, Он есть Тот, Кто есть. Ему вся власть и суд, и Ему же вся слава, хвала и величие. Аминь!
В 18ой главе Иоанн продолжает тему падения Вавилона. И если в прошлой главе он говорил о том, какую опасность блудница представляет для верующих, то в этой главе он открывает ее сущность, объясняет в чем состоял ее грех и каким было ее падение. То, о чем говорит Иоанн в этом отрывке очень актуально, очень похоже на то, что мы видим сейчас в окружающем нас мире. К какому концу идет Вавилон? Чего нам нужно остерегаться? Какова воля Бога о нас? Как нам соотноситься с миром, в котом мы живем? Это вопросы, на которые мы постараемся найти ответы в сегодняшнем слове. Давайте помолимся, чтобы Господь открыл наши глаза и сделал наши сердца мягкими к Его слову и Его воле.
Давайте прочитаем стихи 1-3 вместе: «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее».
Итак, перед Иоанном разворачивается новое видение. Он видит сильного, могущественного ангела, сияющего ослепительной Божьей славой. Это сияние осветило всю землю и открыло все, что было спрятано во тьме.
Ангел сходил с неба с определенной целью: он пришел провозгласить падение Вавилона, великой блудницы: «пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу». Суд Бога над нею совершился.
Вспомните, что говорилось о блуднице раньше: она совратила все народы и цари земные блудодействовали с нею. Она — олицетворение всего мерзкого и отвратительного. Она действует по водительству дьявола, и все ее существо — это бунт против Бога. Весть ангела проста и понятна. «Все! Кончилось ее время. Вавилон пал, пришел в полное запустение, стал жилищем для всякой нечистой птицы».
Однако, вслед за этой вестью падения, звучат еще одни слова. Эти слова адресованы не всем, но конкретно к Церкви Божьей.
Посмотрите стихи 4,5: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее».
Это слово Бога — значит оно крайне важно для нас. Более того, непослушание этому слову грозит серьезными проблемами: «чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее».
Как же нам повиноваться этому слову? Что значит, выйти из Вавилона? Вообще, что такое Вавилон и о каких его грехах идет речь? Давайте исследуем этот отрывок, чтобы уже окончательно разделаться с этим странным городом.
В 10ой главе Бытия говорится о том, что Вавилон был основан по недолгом времени после потопа и вошел в состав одного из первых царств мира. В 11ой главе рассказывается о том, как люди собрались в этом городе ведомые одной целью — построить башню до небес. Башню, которая должна была стать памятником человеческому величию и могуществу. Башню, которая должна была стать символом цивилизации построенной без Бога. Более того, построенной против Бога.
Строительство остановилось и башню не достроили. Но остановилось оно не потому, что люди покаялись и решили жить в согласии со словом Бога, а потому что Бог смешал там языки, и люди больше не могли работать вместе сообща. Они разошлись, рассеялись по всей земле, но каждый из них унес в своем сердце семена Вавилона, чтобы посадить их на своем новом месте. Это Библейская история цивилизации в которой мы сейчас живем и доныне.
Посмотрите стихи 7,8: «Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: "сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!" За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее. ».
В этих стихах как нельзя лучше открывается сущность Вавилона и его грех. Прежде всего Бог здесь говорит о гордости Вавилона: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» Гордость — это прямое противление Богу, противопоставление своей воли против воли Бога. Гордость — это попытка забрать славу, которая принадлежит Богу, себе. Бог ненавидит гордость. Слово Бога говорит, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6)
Если мы попробуем охарактеризовать историю человечества и современный мир, то «гордость», это пожалуй одна из самых подходящих характеристик. Древние не смогли построить башню до небес. Но даже после того, как рассеялись, они не оставили своих попыток сделать это. Например, если Исаак Ньоютон своей наукой хотел прославить Бога, то вся современная наука направлена на то, чтобы доказать, что Бог нам больше не нужен. Титаник называли гением и шедевром инженерной мысли. Самый большой корабль, который тоже должен был прославить достижения человека. Пусть эта башня затонула. Но у человека есть много других. Здание Европарламента в Страсбурге построено по проекту, основанному на картине изображающей недостроенную Вавилонскую башню. Слоганом строительства были слова: «много языков — один голос». Этот единый голос тоже не для прославления Господа, он призван прославить человека, построить социальный рай без Бога. Если раньше Вавилон был всего лишь одним городом, то сегодня его духом пропитаны все города мира. Его духом пропитана наша культура, стремления и ценности.
Дальше, посмотрим стихи 9-11: «И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее [и] говоря: горе, горе [тебе], великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает».
И еще 17-19: «ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому! И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе [тебе], город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!»
Здесь Бог судит стиль жизни Вавилона: стремление к власти, развращенность и роскошество.
Написано, что все цари земные и купцы, все те, кто построил свою жизнь и благоденствие на Вавилонских ценностях и стиле жизни, будут плакать и рыдать. Почему? Не потому, что им так жалко блудницу. А потому, что они больше не смогут жить так, как жили раньше. Этим миром правят две силы: политическая и финансовая власть.
Вавилонская блудница дает возможность царям роскошествовать. Люди редко рвутся к власти для того, чтобы сделать жизнь других людей лучше. Чаще всего они делают это, чтобы посредством власти сделать свою жизнь удобней, богаче и роскошней. Цари хотят делать то, что им хочется. Быть выше всяких законов. Правители, которые должны были бы представлять власть Бога на земле, на самом деле ставят себя на место Бога, чтобы получать Его славу и почести. Римские императоры любили, когда их называли господь и бог, когда им посвящали храмы и в их честь приносили жертвы. Сегодня так уже не принято делать и подобными титулами пользуются только церковные иерархи. Но тем не менее стремление людей к власти не уменьшилось. Даже те, кто шли к власти с бескорыстными мотивами, обретя ее, крайне редко оставались такими-же.
Вавилонская блудница создает неограниченные возможности для торговли. Поэтому купцы земные тоже будут плакать, ведь их товаров уже никто не покупает. Посмотрите список товаров в стихах 12,13. Там очень мало того, что действительно нужно человеку для жизни, но очень много того, что необходимо для блудодейства и роскошества: «товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева… и железа и мрамора, корицы и фимиама… и тел и душ человеческих».
В Вавилонской цивилизации все превратилось в товар. Все покупается и продается. Вещи, слова, отношения, совесть, даже тела и души человеческие. Все стало разменной монетой и предметом торга. Как вы думаете, почему реклама на телевидении или в интернете призывает не в церковь идти, не к святости стремиться, а угождать своим чувственным страстям? Все очень просто. Потому что первое будет побуждать человека к сдержанности, к чистоте, к тому, чтобы помогать другим. На этом не заработаешь много. Зато второе… здесь у них есть, что предложить. Товары на любой вкус. И эти товары всегда пользуются спросом. Современный рынок оружия, наркотиков и рабов по прибыли намного превосходит бюджеты многих стран мира. Да что говорить о наркотиках и оружии. Даже реклама простой шоколадки говорит не о том, что ты покушаешь чуть-чуть, но что испытаешь такое райское блаженство, что передать невозможно.
Падения Вавилона пока не наблюдается. Внешне, ничто не предвещает этого. А потому, мы не так уж и часто можем видеть, как правители добровольно отказываются от своих полномочий. И торговцы тоже не откажутся от своих прибыльных схем. Даже если ради прибыли совратят весь мир, украдут у людей здоровье, душу и даже самую жизнь. Но Бог поможет и торговцам и царям отказаться от своих планов.
Посмотрите стих 21: «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его».
Никогда не бросали камушки с моста в воду? Это очень занимательно, особенно если мост не высоко над водой. Ты отпустил, камушек, а тот булькнул и исчез в глубине. И нет его. Только круги на воде, если вода спокойная. А если ты на речке или море, то через секунду вода такая же, какая и была, как будто ничего не произошло. Бульк и все, с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и не будет его.
Вдруг, в один момент, окажется, что все, ради чего цари, купцы и прочие, кто прилепился к Вавилону, жили и все башни, что они строили — это пустое. Более того, все то, чего они так старались достичь, во что вкладывали свою жизнь, вдруг окажется не ценностью, а причиной Божьего суда. Высокий титул не согреет тебя в день бедствия. Мешок золота нельзя скушать. Никаких денег не хватит, чтобы откупиться от Бога. А все те достижения цивилизации, которыми они так гордились, оказались меньше пустоты, когда земля лишь слегка пошевелилась.
Но плакать предстояло не всем. Посмотрите стих 20: «Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним».
Когда Вавилон падет, когда разрушится вся цивилизация построенная на его целях и ценностях, когда весь мир будет рыдать и сокрушаться. Но будут те, в чьи сердца Бог вложит радость. Это именно радость, а не злорадство, не подумайте. Это чистая и искренняя радость, которая рождается в сердце верующего, когда он видит, как Бог являет Себя Самого. Как можно не радоваться, когда ты видишь, как Бог проявляет Свою удивительную и невероятную чистоту, святость, праведность и справедливость? Как не радоваться, когда ты видишь, что те сокровища, которые моль и ржа не истребляют и воры украсть не могут, те истинные сокровища, о которых ты трудился, только они и сохранили свою ценность? Как нам с вами не радоваться, когда на деле выясняется, что то слово, слово Божье, слово, на котором ты построил свою жизнь оказалось прочнее и надежнее всякого камня, всяких мирских расчетов и замыслов. «Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ними».
Вавилон обязательно будет разрушен. Цивилизация, построенная ради противления Богу падет. Однажды все то, что было построено человеком ради богатства и тщеславия пропадет, как будто его и не было. Тогда, какой же есть выход, какой есть единственный путь ко спасению людям, которые живут в мире, подобном Вавилону?
Давайте еще раз прочитаем стих 4 вместе: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее».
На самом деле призыв выйти из Вавилона звучит на протяжении всей Библейской истории. Ной вышел из своего Вавилона, когда не развратился вместе со всей землей, но поверил Богу и начал строить ковчег, хотя на небе еще не было ни облачка.
Авраам вышел из Вавилона, когда Бог призвал его оставить дом своего отца и пойти в землю обетованную. На самом деле в Ханаане жили такие-же язычники и идолопоклонники, как и в Уре Халдейском. Но само то, что он оставил привычное окружение и решил строить свою жизнь в доверии и повиновении слову Бога позволило ему оставить свой Вавилон.
Моисей бросил свой Египетский Вавилон, когда решил лучше страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища (Евр.11:25,26).
Я не буду говорить вам о других героях веры из Ветхого Завета. Скажу только, что, когда мы открываем страницы Нового Завета, то находим в них тот-же самый призыв. 1Иоан.2:15,16 «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» т. е. от Вавилона.
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор.6:14,15).
От Бытия до Откровения звучит не просьба и даже не призыв, но повеление Господа для Его Церкви: «выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее».
Бог не призывает нас спрятаться за толстой стеной монастыря или уединиться в пещере. Может, кого-то и призывает, конечно, в личном порядке. Но это явно не то послание, которое звучит для Его Церкви. Нет. Бог зовет нас к личному практическому освящению всех сфер нашей жизни, наших мыслей, наших слов и, в конце концов, поступков.
Выйдите, говорит Бог. Выйдите от нее, чтобы не участвовать вам в грехах ее. Выйдите и не живите, как она, даже если все вокруг так живут. Выйдите, даже если за это весь мир возненавидит вас. Все равно выйдите, говорит Господь. «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.3:19,20)
Все мы в большей или меньшей мере получили влияние Вавилона. А потому нам бывает так не просто сделать правильный выбор даже в простых ежедневных действиях. Жить, как все вокруг, или поступать, как освященный, отделенный Божий народ? Как не оступиться? Как не ошибиться и не променять свою жизнь на пустое? Для этого нам нужно очень ясно понимать сущность Вавилона, помнить о ней и осознавать конец к которому он идет.
Посмотрите еще раз стих 4: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее».
Через всю Библейскую историю звучит Божье повеление для Его народа — выйти из Вавилона, освятить себя, отделить себя от грешного и противящегося Богу поколения, чтобы жить для Бога. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» говорит нам (1Пет.2:9). «Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет.1:13-19)
Честно говоря, когда я стал перед этим словом и оценил в его свете свою жизнь, то вдруг понял, насколько много еще в моей жизни от Вавилона. Как часто мои суждения, мысли и поступки строятся не на основе слова Бога, но на основе суетных мирских ценностей. И я сильно огорчился поначалу. Но потом Господь утешил меня. Потому что освящение наше — это не то, что совершается в одно мгновение. Наш ум не может преобразоваться полностью в один миг. Это процесс длиною во всю жизнь. И пусть мне еще так далеко до той зрелости, до того совершенства, которое есть в Господе. Тем не менее, я уже не принадлежу Вавилону, потому как жизнь моя уже однажды и навсегда искуплена драгоценною Кровью Агнца Иисуса Христа.
Выйди от нее, народ Мой. Это повеление через века звучит для каждого верующего. Для меня и для вас. Я молюсь, чтобы Господь помиловал нас и помог в этом поколении жить, как Его искупленный особенный народ, как цари и священники, которые всеми своими словами, поступками да и всею жизнью своею жизнью будет прославлять совершенства нашего Господа.
(п. Ионафан)