Вивчення Біблії: Проповідь “Твори прежние дела” (Откровение 2:1-7)
ТВОРИ ПРЕЖНИЕ ДЕЛА
Ключевой стих 4,5 : "Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься."
Сегодняшнее слово это первое послание из семи посланий Асийским церквам. Первое послание Иисус говорит Ефеской церкви.
Что мы знаем о ней, что это была за церковь? Вы помните, как она началась? Об этом читаем в 18 и 19 главах книги Деяний. Я коротко напомню историю. Шел где-то 52 год.н.э. Это было во время консульства Галиона. Во время второго миссионерского путешествия Павел приплыл в Коринф. В Коринфе Павел познакомился с Акиллой и Прискилой и пробыл там полтора года. Потом он решил возвратиться и поплыл в Сирию, захватив с собой Акиллу и Прискилу. Они вместе приплыли в Ефес. Там он их оставил, а сам пошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Они просили его остаться дольше, но он спешил в Иерусалим на приближающийся праздник, и потому оставил их, пообещав прийти еще, если это будет угодно Богу, а Акиллу и Прискиллу оставил в Ефесе.
Таким образом, эта домашняя церковь образовала первую церковь в Ефесе. Там им встретился Апполос проповедовавший учение Ивана Крестителя. Увидев его в синагоге Акилла и Прискилла наставили его в вере, и потом он отправился в Коринф. И вот во время третьего миссионерского путешествия Павел пройдя верхние страны пришел в Ефес. Там Павел задержался на дольше всего, аж на три года. И если говорить об условиях возникновения этой церкви, то надо сказать что она появилась в очень трудных условиях и на нее очень быстро обрушились гонения.
Сам Ефес считался городом служителем богини Артемиды Ефеской и Диопета. Храм Артемиды строился 200 лет с 550 года до н.е. и считался одним из 7 чудес света, был 140 метров в длину и 70 м. в ширину. Очень популярными были изображения и фигурки храма, из-за чего и началось первое гонение на ефеских христиан. Так как из-за проповеди Павла это ремесло пришло в упадок. Это был цветущий город, резиденция Римского наместника.
Громадные богатства были накоплены в этом городе, он считался ярмаркой Асии и в тоже время там процветали похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Характер города отвечал его названию. Так как слово Ефес — значит сладострастие. Также этот город был полон оккультизма и суеверия. Амулеты, обереги, заклинания — все это было очень популярным и приносило большие доходы. Так когда Павел там проповедовал, то многие из занимавшихся чародейством покаялись и сожгли свои книги на 50 тыс. драхм.
1. Знаю дела твои …
И вот к церкви в этом городе, первой Господь обращается. Если мы посмотрим на все семь посланий церквам, то каждое начинается особенным описанием Иисуса Христа — Хазяина церкви. Все они разные и если посмотрим, то каждое такое представление Иисуса Христа соответствует состоянию церкви и есть как бы ключом к пониманию ее нужды.
Давайте посмотрим как же Господь обращается к Ефеской церкви. Давайте прочитаем 1 стих: 1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников
Во-первых Он — Держащий семь звезд в деснице Своей. Тайна семи звезд как говорится в 20 стихе 1 главы — это семь ангелов церквей, а семь светильников — семь церквей. Ангелы церквей были представителями церквей, другими словами пресвитерами. И вот Иисус говорит, что они все в Его правой руке. Он говорит (Иоан.10:27-29) Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Этими словами Иисус показывает ефеской церкви, что не смотря на гонения за Имя Его, лжеучения, ереси, и вообще старание сатаны всячески уничтожить эту церковь, они в руке Господа. Никто не может их похитить, они и мы в надежной защите. Нам не нужно боятся гнева, насмешек, мы в руках Иисуса, мы под полной Его защитой, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? (Евр.13:6). Также это говорит, то как дороги Ему каждая церковь и ее служители. Ведь они не где-то, не в кармане, не в сумке, а в руке — перед глазами.
Во-вторых Он — Ходящий посреди семи золотых светильников. Что это за образ? Это образ первосвященника, который в скинии заботится о семисвечнике и поправляет, если что не так. Он добавляет масла, когда оно уже выгорает. Так и Иисус заботится о Своей церкви. Он Тот, Кто все знает о церкви и заботится о ней. Он ее администратор, ее глава. Никто так хорошо не знает церковь как Сам ее Хозяин. Он постоянно ходит среди них и все Он видит, и все Ему известно: ее дела, страдания, недостатки и грехи. Ничто не может скрыться от Его огненных как пламень глаз. Он видит и знает даже то что не видно глазам людей, Он видит сердце каждого. И этот факт так ярко проиллюстрирован на примере Ефеской церкви.
Если посмотрим, то эта церковь была в очень привилегиированом состоянии. Какие звезды трудились в ней. Сначала Акилла и Прискилла, потом с ними Апполос. Потом сам Павел. Он провел там целых три года. Потом там трудился верный ученик и духовный сын Павла Тимофей. И наконец, сам апостол Иоанн был ее пресвитером. Эта церковь всегда держалась правильного евангельского пути. За ее 40 летнюю историю нельзя найти в ней хоть какого-то отступления. И мы видим как сильно влияла эта церковь особенно в начале своего существования. Пока Павел учил в училище некоего Тирана, вся провинция Асия услышала об Иисусе Христе. Эти верующие страстно горели проповедовать Евангелие, и делится своей радостью с незнающими не смотря на все гонения и трудности. А это какую ж любовь нужно иметь к Иисусу, чтобы, только уверовав уже быть готовым страдать за Него. Для них важнее было проповедовать Евангелие и хранить себя в святости, чем устраивать свою личную жизнь.
И эта церковь изобиловала добрыми делами. Давайте посмотрим что говорит о ней Сам Иисус стихи 2,3,6: 2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; 6 Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Эта церковь была полна дел.
Какие это были дела? Может у них был хороший бизнес, клиентура по всему городу? Они хотели быть успешными и дел у них было невпроворот. Или у церкви было большое поле, которое они засадили картошкой, и теперь и нужно было активно трудится чтобы иметь хороший урожай. Нет, они активно, проповедовали Евангелие. И Господь признает эту ее хорошую особенность.
Он также знает ее труд. Это слово означает не просто что делать. Но работать до изнеможения. Такой труд где нужно чем то жертвовать и переносить боль, чего-то отказываться. И также Господь знал их терпение. Среди сильных гонений от язычников, эта церковь не сдалась она была стойкой. В третьем стихе Иисус свидетельствует об этой церкви ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Им пришлось много перенести страданий за Имя Иисуса, но они на все это были готовы за Имя Иисуса и не оставили Его.
Также они хранили чистоту церкви. Иисус говорит: ты не можешь сносить развратных. В этой церкви не было никакого компромисса с грехом, миром и дьяволом. Там была дисциплина, и грех ни под каким видом не одобрялся в этой церкви.
И испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Эта церковь хранила чистоту евангельского учения. Там дисциплинировали не только рядовых членов, но и тех кто назывались апостолами и находили, что они на самом деле лжецы.
Еще за одно Господь хвалит их. Он говорит: Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Есть разные мнения, кто же были эти Николаиты. Также они встречаются в послании к Пергамской церкви. Но общее можно заключить о них, что эта ересь говорила, что благодать Бога позволяет жить в грехах, ведь мы уже спасены. О них Павел говорит в 6 главе послания Римлянам Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак говорит Павел, а Христос говорит: Я ненавижу.
2. Итак вспомни… и покайся
Как было бы хорошо, если бы больше ничего не говорилось. Ведь сказано все. Но перед тем как закончить Свое послание Господь Иисус говорит: Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Что, почему покаяться, где падение? Человек его не обнаружил, но Тот, у кого очи горят как пламень и кто ходит посреди семи золотых светильников все видит и знает и он нашел тайный грех: Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Давайте еще раз прочитаем 4 стих: Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Но разве это такой грех оставить первую любовь? Где здесь преступление, что церковь потеряла первую любовь? И важно то, что она на самом деле не потеряла, а оставила, отступила от первой любви. Эта первая любовь очень важна для каждого христианина. Настолько, что Господь, называет это падением и потом говорит, если ты не покаешься, то скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
У этой церкви не было какого-то явного греха, неправильного учения. Более того она активно даже агрессивно проповедовала Евангелие и стойко переносила страдание. Но церковь, то есть ее члены больше не любили Иисуса, как любили Его прежде. Эти дела, это терпение, это следование учению было движимо уже не той первой любовью.
Давайте прочитаем 5 стих: Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Вспомни, говорит Господь, вспомни, как ты любила Меня прежде и любишь ли ты Меня так сейчас?
Что же это за первая любовь? В Библии, в послании тем же ефесянам апостол Павел пишет, что Господь полюбил церковь как муж свою жену. Также в Ветхом Завете Бог говорит через пророка Иеремию : так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную. (Иер.2:2).
Сейчас Бог говорит нам вспомнить, как было вначале. Нашу первую любовь к Иисусу Христу. Во время изучения этого слова м. Петр просил меня и еще некоторых братьев вспомнить нашу первую любовь. Я помню некоторые эпизоды, которые говорят мне, как было вначале. В 2002 году летом я покаялся. Это было на московской конференции. Перед этим я три недели работал на заводе, где работала моя мама, на покраске масляных каминов. Я хотел заработать денег, чтобы купить компьютер. Зарплату мне обещали не большую как стажеру, но я был доволен и тем. Это время было тремя месяцами позже моей первой конференции, где я впервые услышал, как Господь любит меня через проповедь о кресте Иисуса. Эта любовь просто шокировала меня, и я хотел больше познать Его. В обед я заходил в подсобку и там за пять минут съедал свой обед и тогда доставал свой Новый Завет и читал. Это было самое приятное время для меня. Я так ожидал этого обеда, но не еды, а чтения Библии. И когда п. Ионафан пригласил меня на конференцию в Москву, я сразу же бросил работу и поехал.
После моего покаяния, первым моим желание было рассказать всем знакомым о любви Иисуса. Я подходил к каждому в моей группе в колледже и спрашивал: а ты веришь в Иисуса Христа. Ты знаешь, как Он тебя любит. Я нашел два верующих брата из параллельной группы. Мы часто вместе читали Библию. Еще один эпизод. Конец зимы, снег тает, я с этими двумя братьями идем через стадион с мокрыми ногами на лавочки, чтобы уединится и читать Библию. Перед этим один раз п. Ионафан изучал со мной Библию по Марка 4 «Притча о Сеятеле» и я передаю это изучение им, ну а они то что услышали в своей церкви. Потом я предложил им писать свое свидетельство. Через дорогу от колледжа где я учился был лес и вот зимой мы пошли туда читать свои свидетельства. Первый раз свидетельство было только у меня. Я раскаивался в своих грехах и когда они услышали, то признали во мне смелого верующего, я аж загордился. На следующий раз они уже тоже читали свои свидетельства.
Потом когда я поступил в Киевский Университет, то каждый раз для меня было такое испытание веры читать Библию в электричке. Мне было чуть стыдно, но так хотелось показать Иисусу, что я Его не стыжусь. Потом уже позже на третьем курсе когда я старался помочь одному брату на физфаке. Его мама возбудила против меня замдекана, потом он вызывал к себе и угрожал выгнать из университета если не перестану проповедовать в общежитии, потом посылал письмо моим родителям, но я тогда решил выгонят или нет, а я постараюсь до конца быть для него пастырем.
Вообще Господь знает, что у каждого из нас есть, что вспомнить. Если ты пережил возрождение и уже не один год с господом, и ты чувствуешь, что твоя любовь к Господу охладела, Он говорит, вспомни, откуда ты ниспал.
Я думаю, что наша церковь во многом напоминает ефескую. Хотя нас не гнали, так как их, но все, же наши миссионеры и потом пастыри много переносили, чтобы быть верными Богу и для воспитания учеников Иисуса. Возможно, что именно из-за борьбы с ересями, отношения в ефеской церкви между членами церкви, а также к Господу охладели. Тем больше, что еретики были не извне, а изнутри. Служили вместе, и потом однажды оказывалось, что тот брат или сестра верят иначе, потом они уходили или их выгоняли.
И с нами тоже не раз бывало. Помогал брату, или сестре, приглашал его домой, служил ему, кто-то даже жил вместе, а потом в один момент он уходит, причем еще вместо благодарности обвиняет тебя. Многие прошли через это. Со временем такие неудачи охладевают желание проповедовать, воспитывать учеников, бороться с грехами агнцев, хранить видение на мировую миссию, а с этим и охладевает любовь к Иисусу. И уже служишь и делаешь дела не из-за любви к Иисусу, а больше из чувства долга или потому что привык, что нужно так поступать, что это правильно. Заботы мира сего также охлаждают наше сердце. Оно наполняется заботами и желанием разбогатеть вместо, того чтобы благовествовать не спасенным. Также, когда мы теряем чувство должника перед Богом и считаем, что я уже много послужил Иисусу.
Но такое положение не устраивает Хозяина церкви. Для Него намного важнее наше сердце, наше отношение к Нему, чем то что мы можем сделать для Него. На само деле это не мы делаем что-то для Него, это Он все сделал для нас. Он отдал за нас Свою жизнь. Он мог уйти от креста, Он мог оправдываться, что ученики покинули Его, мог пожалеть Себя. Но Он этого не сделал. Он до конца пошел на крест и там прошел через весь ужас страданий, позор, отвержение Своего народа и смерть, чтобы спасти каждого из нас. И знаете почему? Из-за Его любви каждому из нас. Вы знаете, кого Иисус больше всего любит? Его любовь никогда не перестает. Господь вчера, сегодня и вовеки тот же.
И сейчас он говорит вспомни твою благодарность за Благодать спасения, за любовь, за прощение грехов, твою готовность страдать за Имя Иисуса, вспомни как ты хотел быть миссионером, чтобы нести евангелие другим народам. Он говорит: Любишь ли ты Меня… паси Моих агнцев.
Но вспомнить, этого не достаточно. Давайте еще раз прочитаем 5 стих: Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Господу не нужны воздыхатели: Ах как все было хорошо, а теперь… У Него есть выход. Он говорит, покайся. Если ты вспомнил, теперь покайся и снова имей такое сердце как раньше. Покаяние (по-гречески метаноя) означает полную перемену мыслей, поворот в противоположную сторону. Вот так Господь хочет, чтобы мы снова думали и имели такое сердце как вначале, когда мы уверовали. И что дальше? Теперь иди и твори прежние дела, говорит Господь. Дела, которые ты делал из любви и благодарности за Его любовь и благодать.
Если же не раскаешься, он говорит: скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Итак, Господь говорит каждому из нас, не медли. 14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15 доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота". (Евр.3:14,15)
И вот как Господь называет тех, кто все же решит раскаяться и творить прежние дела. То есть быть верным сердцем Господу до конца. Давайте прочитаем стих 7: Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. Он называет таких людей побеждающими. Победителям Бог дал обещание — дам вкушать от дерева жизни, которое посреди рая. Это очень важная победа, победа над собой.
Я благодарю Бога за это слово. Потому что оно было как бы в самую точку. Если быть чесным, то то состояние в котором я был по сравнению с ефесянами, было намного хуже. Неудачи в пастырской жизни, привели к тому что я тоже охладел. Перестал желать делится Евангелием, перестал мечтать, чтобы ехать во время Бога в Иран миссионером, перестал так любить слово Бога, перестал бороться за агнцев, с этим охладело отношение к Господу, и я уже не так вспоминал о Его благодати, также начал допускать те грехи в свое сердце, какие просто боялся, когда уверовал. Но я благодарю Господа Иисуса, что Его отношение ко мне не поменялось. Он как и раньше пришел первым. И напомнил мне о Своей любви и благодати. Он будучи Богом отказался всего и умер вместо меня, потому что так сильно полюбил меня. И теперь Он мне напомнил те чувства и отношение к Нему, какие были в начале. Он не хоче,т чтобы я оставался в таком состоянии в которое я пришел. Но говорит, покайся и твори прежние дела. Значит это возможно с Ним. Он дает в этом победу. Алилуя! Как благ наш Господь.
Давайте каждый из нас вспомнит, ту первую любовь, то отношение к Иисус Христу. Вы помните как хотели, чтобы он поскорее забрал вас к Себе, как вы исповедовали Иисус — все для меня, больше мне ничего не нужно, ни багатства, ни успеха, только Иисус. Давайте будем творить прежние дела. Еще раз прочитаем ключевые стихи 4,5
4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
6 Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
(п. Дима)