Вивчення Біблії: Проповідь “Достоин Ты взять книгу” (Откровение 5:1-14)
ДОСТОИН ТЫ ВЗЯТЬ КНИГУ
Ключевой стих 9,10 : "И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле"
Сегодня в Украине проходят выборы. Некоторые люди посчитали себя достойными стать частью парламента, заняться законотворческой деятельностью, представлять интересы других людей и, в конце концов, каким-то образом влиять на будущее нашей страны и нас с вами. Они заявили о своем намерении, и теперь другие люди, т.е. мы с вами, должны определить, действительно ли они достойны нашего доверия и той должности, которую они хотят занять или нет.
Но, также мы знаем, что над всеми царями, политиками, президентами, финансистами и промышленниками есть Бог, Который действительно управляет историей. Поэтому мы и молимся Ему, и просим, чтобы Господь дал мудрость, ответственность и богобоязненность начальствам и правителям нашей страны.
И вот, 5я глава книги «Откровение» как раз и говорит нам о Боге, который действительно достоин всей славы и хвалы. О Боге, в руке которого вся власть, сила и ведение. О Боге, в руке которого наше спасение и будущее всего мира. Пусть Господь помилует нас сейчас и даст нам очи, чтобы вместе с Иоанном увидеть эти славные небеса и Агнца, и вместе со святыми поклониться Ему и прославить Его. Аминь.
В 4ой главе Откровения, в фокусе внимания и поклонения был величественный небесный престол и Сидящий на нем Бог-Творец, Вседержитель. Но в 5ой главе автор переводит наше внимание на книгу.
Посмотрите стих 1: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями».
В Божьей руке Иоанн увидел закрытую книгу.
Что это за книга, и что нам о ней известно?
Во-первых, эта книга находилась в руке Бога. Бог — ее автор и создатель. Это не просто какая-то книжка или журнал. Это слово и воля Бога. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божьим» (Лук.4:4). Слово Бога — это совершенная истина и оно абсолютно необходимо нам для жизни. Поэтому, эта книга была крайне важна как для Иоанна, так и для нас с вами. Аминь.
Во-вторых, этак книга была исписана снаружи и изнутри. Мы привыкли, что в книге страницы пропечатаны с двух сторон. Но в древности книги были другими. Это был свиток, сделанный из двух слоев папируса. В одном слое волокна шли продольно, а в другом — поперечно. Поэтому, чаще всего, для письма использовалась только одна сторона. Но эта книга была исписана полностью с двух сторон. О чем это говорит нам? Это говорит о том, что книга была закончена. В нее уже нельзя было дописать что-либо или изменить. Она содержала полную, совершенную и неизменную волю Господа.
В-третьих, книга была запечатана. На нее было положено 7 печатей. Эти печати закрывали 7 частей книги. Мы читаем об этом в следующих главах Откровения. Но до того, как эти печати были сняты, ее содержимое было закрыто для всех. Печати были положены и воля Бога была сокрыта от всего творения.
Что же произошло дальше?
Посмотрите стихи 2 и 3: «И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее».
Здесь перед нами появляется сильный Ангел. Своим громогласным голосом, так громко, что услышала вся вселенная и все творение, он вопросил: «Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати с нее?»
Какой же ответ он услышал? Как ответили люди, ангелы, удивительные животные возле трона, святые старцы? Каким был ответ всего творения?
Ответом была тишина. Никто. Совершенно никто не был достоин. Никто не был настолько свят. Никто не был настолько чист. Никто во всей вселенной не обладал достаточной властью и могуществом, чтобы переломить печати и открыть волю Бога, открыть то будущее, которое Бог приготовил для этого мира и для Его святой Церкви.
И это было ужасно. Стих 4 говорит: «И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее». Иоанн так ждал, что свиток будет открыт. Вся церковь, все святые так ждали, что свиток будет открыт, и что воля Бога совершится. Что избавление придет. Но не было никого.
Вспомните, в каких условиях было получено это откровение. Церковь переживала страшные гонения. Христиан сажали в тюрьмы, убивали на аренах, травили дикими зверями, распинали и сжигали. Им приходилось спускаться под землю, в катакомбы, чтобы уцелеть. Сам Иоанн находился на отдаленном острове-тюрьме, старый человек, один, среди преступников. Он так много пережил, чтобы сохранить верность своему Царю и Спасителю. Он видел, как его друзья и близкие страдали, ожидая избавления и откровения нового века, прекрасного Царства. И вот кажется, что это будущее должно открыться. Но некому взять свиток, сломать печать и прочитать, что в нем написано. И Иоанн горько плачет осознавая это.
Порой мы смотрим на сложные обстоятельства вокруг нас, на мир, где царит всякая неправда, обман и хитрость и приходим в уныние. Иногда даже может показаться, что так было всегда, и, самое главное, всегда так и будет. Зло никогда не будет наказно и что нет смысла бороться, нет смысла хранить себя от мира, нет смысла быть верным. И это как раз такая ситуация в которой находился Иоанн. Вот он, запечатанный свиток в руке Бога, вот оно, решение, но как ужасно, что некому открыть этот свиток. Как ужасно, что некому принести нам это избавление и то будущее, которое Бог приготовил для любящих Его.
Но, посмотрите стих 5: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее».
Один из старцев утешил Иоанна. Не все еще потеряно. Есть надежда и избавление для Церкви Божией. Есть тот, кто действительно достоин, тот, кто действительно может, тот, кто имеет силу и власть, чтобы снять печати и открыть книгу в руке Божией.
О ком здесь говорит старец? Кто знает ответ?
Это Иисус. Все знают, что это Иисус. Аминь. Нет другого имени под небом. Он – Он единственный, Он и только Он может взять книгу и сломать печати и открыть, и совершить нашу историю до конца. И Он один достоин всей славы. Аминь.
Как же Он назван здесь? Старец называет Его «лев от колена Иудина», «корень Давидов» и «победитель». Согласно этим характеристикам, Он действительно может снять печати. Он — лев. Лев — это царствование и владычество. Это сила и это опасность для всех врагов. Нельзя шутить или заигрывать со львом. Он не ручной лев, как говорит нам К.С. Льюис. Он Мессия, которого так ждал Израильский народ и весь мир. Обещанный потомок Давида, которому принадлежит вся власть. Он победил, и потому может снять печати.
Но, что же мы видим дальше? Посмотрите стих 6: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю».
Иоанн оглянулся, чтобы увидеть льва и победителя. Но кого он увидел? Он увидел Агнца, маленького ягненка, «как бы закланного». Посреди животных и старцев стоял живой жертвенный ягненок и на нем все еще были видны следы от заклания.
Еще об этом Агнце сказано, что Он обладал семью рогами и семью очами. Рог в Библии являет собой символ власти, а очи — мудрость и ведение. Семь — это Божественная полнота. Таким образом Агнец носил на себе одновременно и следы жертвы и признаки всемогущества и всеведения.
Это описание очень противоречиво: Агнец и Лев, Всемогущий и Закланный. Однако, наверное, нет других слов и другого способа описать характер и сущность нашего Господа, Иисуса Христа и Царства Его. Он — Царь вселенной, но садится на молодого осла. Он увенчан славой и люди постилают перед Ним свои одежды, но на следующий день Он идет на крест чтобы стать жертвой за каждого человека. Он — Агнец, как бы закланный. Агнец, о котором говорит пророк Исаия: «…Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; …изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:4,5). Кроткий и безгласый ягненок, и в то же время, в следующей главе Откровения мы находим всех, кто противился Ему в ужасе и страхе, и они «говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр.6:16). Лев, кроткий как Агнец и Агнец, могущественный и страшный, как Лев.
Наверное, книга Откровения больше любой другой открывает всю ограниченность нашего языка и вообще способности изъясняться. Какими словами можно передать всю красоту и величие этой картины? Какими образами или сравнениями можно описать нашего Царя и Спасителя, Агнца и Льва, Иисуса Христа? Я лишь молюсь, чтобы Дух Святой действовал в наших сердцах и открыл наши глаза, чтобы видеть эту славу Божию и величие этого небесного Богослужения.
Агнец, как бы закланный, всегда перед глазами Бога-Творца. Его раны всегда перед лицом Отца и Он ходатайствует о нас. Его кровь омывает всякий грех. Сегодня и в веках Его победа над смертью и адом дает нам веру и дерзновение приступать к престолу Бога со своими молитвами и верой. Подними свои глаза на небеса, посмотри на Агнца, как бы закланного, Агнца на небесном престоле. С верой поклонись Ему, отбрось всякие сомнения и назови Его Господом своего сердца. В нем спасение, жизнь и будущее для всякого грешника. Аминь.
Что же произошло дальше? Посмотрите стихи 7 и 8: «И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:7,8).
Здесь мы видим удивительную картину. В предыдущей главе мы видели, как все творение было занято тем, чтобы прославлять Бога-Отца. Но, когда сильный ангел вышел и спросил: «кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» кажется, во всей вселенной воцарилась тишина. Как будто все творение смутилось, споткнулось и застыло. Молчали херувимы, молчали старцы. Действительно некому было взять в свои руки этот свиток. Но, когда Сын берет его из рук Отца, как будто волна облегчения проносится через всех участников этой сцены. И уже снова можно дышать. И радостью наполнились все сердца и уста. И все творение снова и снова хвалит Господа.
Животные и святые старцы проявили свое восхищение и хвалу во всех доступных им формах. Они поклонились Агнцу. Не просто поклонились, но пали перед Ним, выражая свою полную покорность, признательность и благоговение. Они начали славить Его с помощью музыкальных орудий. Они принесли Ему приятное благоухание, фимиам, который являет собой молитвы всех святых. Они начали использовать свой голос и петь прославляя Агнца новой песней.
Давайте прочитаем стихи 9 и 10 вместе: «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».
Что же это за песня, которую святые воспели Агнцу?
Это новая песня. Она отличается от той песни, которую пели Богу-Отцу. Вспомните Откр.4:8,11. Там они пели: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет… достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено». Это была песня, в которой провозглашалась святость и величие Бога-Творца, Бога-Вседержителя, абсолютного и суверенного Правителя и Творца вселенной. Но новая песня прославляет Агнца, Иисуса Христа и то великое Искупление, которым мы спасены. Давайте более детально рассмотрим эту песню.
Во-первых, эта песня указывает на цену, которую Господь заплатил за наше спасение. «Ты был заклан», говорит она. Уплаченная цена — это сама жизнь, которую Иисус принес в жертву, за каждого из нас. За меня и за тебя. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» говорит Писание в (Иоан.3:16). Верою прими эту великую жертву любви, это Искупление и Оправдание, и живи дальше, как Божье дитя, в свободе от грехов, суеты и всякой неправды.
Во-вторых, песня старцев указывает на средство, которым мы были искуплены. «Кровию Своею искупил нас» сказано в ней. Чистая, святая и драгоценная «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр.9:14) Кровью непорочного Агнца, мы искуплены от суетной жизни (1Пет.1:18). Она смывает всякий грех и всякую неправду.
В-третьих, песня старцев указывает на широту и богатство искупления. «Из всякого колена и языка, и народа и племени» поют святые старцы. Это искупление доступно не только некоторому узкому кругу посвященных. Нет никакого имущественного критерия. Нет национального признака, по которому можно получить доступ в небеса. Церковь Божия и Царство Божие должны охватить всю землю, чтобы каждый язык исповедовал Иисуса Господом, чтобы каждое колено преклонилось перед Ним. И сегодня и в веках эта Церковь, как многоголосый, многочисленный и многоязычный хор совершает служение хвалы и поклонения Тому, кто действительно достоин принять всю славу и честь. Чтобы это совершилось, Господь дал вполне конкретное поручение Своей церкви: Идите по всему миру, – говорит Он, – и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мар.16:15,16).
В-четвертых, новая песня указывает нам цель искупления. Давайте еще раз прочитаем стихи 9 и 10: «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле». Иоанн смотрел на землю и видел церковь в огне страданий и гонений. Но на небесах он увидел церковь состоящую из царей и священников. Их удел — царствовать на земле. Наш удел — царствовать на земле. Мои дорогие братья и сестры, как удивительна, богата, обильна и славна любовь Христова к нам. Ведь нас, некогда ходивших во тьме грехов, в рабстве у дьявола, в бессилии, жалобах и всяких неправдах Он избрал, искупил Своею Кровью, очистил, оправдал, прославил и посадил с Собою на небесах, чтобы с Ним царствовать. Он нас, каждого из нас, сделал частью царственного священства, народом святым, призванным к одному очень важному делу. Какому? Мы призваны хвалить Бога. Призваны возвещать совершенства, удивительные и чудные достоинства Того, кто искупил нас и вывел из тьмы в чудный Свой свет (1Пет.2:9). Аминь.
Новая песня прославляет все новое. Ведь то, что вечное Слово стало плотью, а Бог стал человеком — это новое. Воскресение и победа над смертью — это новое. Прощение и искупление всех грехов — это новое. И печать обетованного Духа Святого на нас — это тоже новое. Наше священство и вечное Царство Славы, открытое для нас — это все новое. И творец этого нового — наш Господь Иисус Христос. Ему вся слава и хвала во веки веков. Аминь.
После этого, к хвале херувимов и старцев присоединился весь небесный хор, все творение слилось в единой хвале Богу-Отцу и Иисусу Христу. Посмотрите стихи 11-13: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков».
Небесное Богослужение захватывает своим величием и славой. Это образец Богослужения, которое должно совершаться в каждой церкви Божией и в каждом сердце. Пример для нас. И сейчас я хотел бы спросить каждого из вас: какое место, какую роль ты играешь в этом служении вселенского поклонения и прославления? Задайте себе этот вопрос.
Я знаю как дорог нам тот момент, когда мы только встретились с Иисусом, когда познали милость и любовь Его к нам. Как легко на сердце было и радостно в душе, как хотелось хвалить Господа и на всех перекрестках возвещать о любви Его. Но, проводя свою жизнь в этом безбожном мире, встречаясь с трудностями, заботами и искушениями, так легко забыть эту милость и любовь, эти великие новые дела, которые Господь совершил в наших жизнях. Вместо того, чтобы быть частью небесного Богослужения, стать лишь безучастным зрителем в церкви. Стоять в стороне и просто смотреть, по привычке приходить в церковь, по привычке открывать свой рот, чтобы в нужном месте сказать «Аминь», а в сердце своем быть далеко от этого. Ведь именно это и происходит, когда мы забываем ту благодать и милость, которые Господь явил нам. А небеса приготовлены только для тех, кто повергается перед Господом ниц, кто приносит Ему свои молитвы, кто благодарит Его всем сердцем и доверяет Ему.
Я хотел бы задать вам и еще один вопрос: готов ли ты сказать вместе со всеми святыми: «достоин Ты взять книгу и снять с нее печати»? Готов ли ты сказать сегодня: достоин Ты, Господи, взять в Свою руку мою жизнь, взять в Свою руку мое будущее, будущее моих детей и церкви, будущее всего мира и распоряжаться ими, так, как Тебе угодно? Сказать: я знаю, что Ты достоин этого, что Ты имеешь полное право на это и Ты благ ко мне.
Готов ли ты стать вместе со всеми святыми и дать Ему искреннее обещание: я буду славить Тебя, Господи всем своим сердцем во все дни жизни своей. Я буду славить Тебя в церкви Божией, я найду других верующих и расскажу им, что Бог совершил для меня. Я найду неверующих и им также расскажу о благодати Твоей. Я буду славить Тебя жизнью своею. Моя работа прославит Тебя. Моя учеба прославит Тебя. Я не успокоюсь, пока все, чем я являюсь и чем я обладаю, не будет славить Тебя. Я прославлю Тебя, о мой Бог, готово сердце мое, буду петь и хвалить Тебя. И когда я перейду из этой жизни в другую, я, которому так много было прощено по благодати Спасителя, буду продолжать славить Тебя вовеки. Аминь!
Цари, президенты и правители приходят и уходят. Лишь Тот, кто сидит на престоле и Агнец пребывают вечно. Ему благословение и честь, и слава и держава во веки веков Пусть Господь помилует нас и сделает нас людьми, которые будут поклоняться Ему сегодня и здесь, даже до края земли и в вечности всею своею жизнью. Аминь!
(п. Ионафан)