Вивчення Біблії: Проповідь “Бодрствуй, чтобы дела были совершенны пред Богом” (Откровение 3:1-22)
БОДРСТВУЙ, ИБО Я НЕ НАХОЖУ, ЧТОБЫ ДЕЛА ТВОИ БЫЛИ СОВЕРШЕННЫ ПРЕД БОГОМ МОИМ
Ключевой стих 2 : "Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим."
Мы продолжаем изучать книгу Откровения, где наш Господь Иисус Христос обращается к Своему верному слуге и ученику апостолу Иоанну, чтобы тот передал послания 7 церквам находящихся на территории Малой Азии: “в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.”(Откр.1:11). Эти 7 посланий фактически предусматривают все необходимое для исцеления современных церквей, а также для решения тех проблем с которыми они сталкиваются. Но каждый человек – это тоже отдельная церковь. И сегодня мы, изучая это слово, посмотрим на Бога – Святого и Истинного, а также на Его отношение к нам. А на примерах последних трех церквей (Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской) – попробуем увидеть свое духовное состояние. И если оно есть далеким в Господних глазах, то придя в Его присутствие, мы можем раскаяться в наших грехах, получить прощение, исцеление, изменение в нашей жизни.
1. Церковь в Сардисе (или в Сардах, как он называется в современной литературе).
Значить, что нам известно о самом городе:
Большой торговый город Сардис был расположен примерно в 48 км. на юго-восток от Фиатиры, у дороги (по которой постоянно шли торговые караваны), пересекавшей с востока на запад Лидийское царство. Сардис с VII века до н.э. становится столицей Лидийского царства, был одним из великих городов древнего мира. В этом богатом городе имелось много промышленных предприятий по изготовлению драгоценностей, красителей и тканей. В религиозном отношении Сардис являлся центром язычества; развалины некогда возвышавшегося там храма богини Артемиды (копирующего храм, построенный в Эфесе) сохраняются и теперь. В настоящее время на месте этого некогда крупного города имеется лишь небольшая деревушка под названием Сарт. Археологи обнаружили и остатки христианской церкви, которая находилась недалеко от храма Артемиды. Так же небольшой участок исторического «Шелкового пути» находиться там же здесь.
Как мы видим, Сардис был богатым городом. А в богатых городах, как известно, есть много искушений (напр., как в городе Милане, где я сейчас живу:) ). В таком городе для людей материальные ценности были прежде всего. Наверное, каждый мечтал любым способом (честным или же нечестным) побольше заработать. В таких городах обычно процветает проституция и разные аморальные культы в храмах языческих богов. Храм Артемиды этому очень даже способствовал. И именно вокруг такой обстановки существовала Сардийская церковь. Неизвестно кто ее основал, и она более как только в книге Откровения нигде не упоминается, тем не менее Бог обратил Свое внимание именно на эту церковь и ей дал направление лично от Себя. И действительно, в этой церкви было много проблем, но Бог был не безразличным к ней (иначе бы просто не обращал бы на нее Своего внимания), потому что Он любит каждого грешника и ждет когда тот раскаится.
Господь представляет Себя им как “Имеющего семь духов Божиих и семь зведз”(1). О семи звездах мы уже слышали, в 1гл. Откровения: Иисус прямо сказал, что: “Тайна семи звезд… есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей”(Откр.1:20). Раньше мы уже упоминали, что здесь идет речь о главных пастырях (епископах), которые отвечают за церковь. Поэтому, они, находясь под абсолютной властью Христа, должны Ему безусловно повиноваться.
Под семью духами Божьих принято считать Святого Духа. Бог через пророка Исаию говорит о Мессии так: “И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия”(Ис.11:2). Поэтому скорее всего здесь понимается единый Дух Святой, раздающий 7 даров. А число “7” в Библии символически можно считать числом совершенства. Также интересно, что 7 духов Божьих (Откр.4:5) приравниваются к 7 ОГНЕННЫМ светильникам, тогда как 7 церквей – это 7 ЗОЛОТЫХ светильников (Откр.1:12,20). Значить, светильник церкви только тогда будет гореть, когда она будет наполнена Святым Духом, в такой церкви будут присутствовать Божьи принципы (не внешне, а на уровне духа), а якрий свет этого светильника – святость – будет виден даже издалека.
Значить, Иисус Сардийской церкви представляется очень авторитетной (имеющего реальную власть) личностью: Он преисполнен Святым Духом и являет главою для лидеров церкви. Но сардийцы забыли это, и богатство и мирские ценности стали для них главою. Ни в их помыслах, ни в их церкви Иисуса не было, а они себя называли христианами. Но Бог хочет, чтобы мы не только носили табличку с именем “христианин”, но жили по Его воле, по Его слову.
Что же сказал им Иисус: “знаю твою дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв”(1). Господь говорит, что знает не их мысли, а их дела. Он знает кто и что делает. Наверное внешне эта церковь выглядела очень даже хорошо и живою (“носишь имя, будто жив”), и никому не видно было что твориться внутри. Но Иисус все знает. Он все знает что находиться в сердце каждого человека, как бы он не хотел что-то скрыть от окружающих. От Иисуса ничего нельзя скрыть, и внешнее лицемерие с Ним не пройдет. Он однозначно ставит диагноз Сардийской церкви – как мертвый! Павел увещевая Тимофея говорит, что наступят времена, когда люди будут иметь только вид благочестия (2Тим.3:1-5), но не более. Т.е. есть вид – а силы нету. Поэтому можно сделать вывод, что Сардийская церковь – пример формальной лицемерной церкви.
Да, можно ходить в церковь, вроде и служить как-то, но не иметь силы: не иметь живых отношений с Богом, быть в раздоре с братьями и сестрами за их спинами, иметь мирские ценности за порогом здания церкви. Поэтому, Господь Иисус предлагает метод лечения от этой болезни.
Он говорит, чтобы они БОДРСТВОВАЛИ!(2) Бодрствовать – это не просто не спать, а стоять на посту. Пастух сторожит овцу, чтобы волк не украл. Подобным образом нужно быть очень осторожным, чтобы вовремя преодолеть искушения. Но сардийцы спали. И их сон был настолько крепкий, что духовное состояние их было мертвым.
“Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти”(2). Т.е., не спи за рулем (“бодрствуй”), а также и другим помогай не спать за рулем (“утверждай прочее близкое к смерти”). Нужно жить не как получиться, но как правильно. И если влез в грехи по-уши – это только потому, что не ходил в святости, а искал чего-то другого, а не Бога. Естественно, такой сон ведет к смерти, поэтому Иисус их и призывает, чтобы они очнулись и бодрствовали.
Почему люди впадают в духовную спячку? Как правило, когда получают все, что им надо для комфортной жизни (богатство, карьера, семья, власть) и на этом успокаиваются, их отношения с Богом заменяются отношениями с полученными материальными благами, они теряют духовные ценности, и становятся материалистами. И такой сон может продолжатся долго, если что-то не случиться, чтобы их разбудило.
Иисус говорит, что “Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим”(2). Им казалось (в их стандарте), что все нормально, но в глазах у Господа (в Его стандарте) – они были далеки от Него. Их дела были не совершенны перед Богом: не перед ними самими, а перед Богом! У Бога есть норма (стандарт), и по Его стандарту – они были совсем спящими.
Прочитаем, что Иисус предлагает, чтобы проснуться от такого духовного сна:
“Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя”(3).
Нужно вспомнить, что принял и слышал когда пришел к Богу. Вспомнить то чистое Евангелие, на котором утвердился в познании Господа. Как я Его встретил, как Он принял меня, как я раскаялся пред ним, осознав, что мои грехи ведут меня к вечной погибели, а Он, даже не упрекнув ни в чем, с любовью принял меня таким как я есть; и какая радость меня потом преисполнила, что я познал Бога, что Он теперь не Кто-то далекой, а мой Отец, а я Его сын, и Он всегда близко ко мне, и я к Нему…
Каждому верующему Господь дал твердое основание – Его святое слово, которое нужно хранить. А если забыть и не хранить, то идем на компромис с грехом, и перестаем бодрствовать. Поэтому, нужно покаяться и вернуться к Богу и Его слову.
Тех же кто покаялся, Господь поднимает и восстанавливает, а тех, кто нет – Он подвергнет их внезапному посещению и наказанию.
Но, и в такой церкви было несколько людей, которые жили перед Богом, несмотря на множество внешних искушений богатого города, и внутренних – в самой церкви. Они не запятнали свои одежды грехом, поэтому и будут ходить в белых одеждах – одеждах победителей (по аналогии с римскими обычаями, когда после победы римское войско облачалось в белое), одеждах праведников (Откр.7:13-14). Побеждающий – тот, кто раскаялся в грехе и отвернулся от него, и такого Господь запишет в книгу жизни и исповедает пред Отцом и Его Ангелами (5). Римские граждане тоже были записаны в некую учетную книгу, но в любой момент могли быть вычеркнуты из нее, если его из-за каких-либо обстоятельств посчитали недостойным; Иисус же никогда не вычеркнет праведника из Своей книги – книги граждан Небесного Царства. А исповедать означает не что иное, как признать такого человека, признать пред Отцом, представить Его Небесным гражданином, взять его под свою опеку. Как здорово, не только то, что я знаю Иисуса, а то – что Он знает меня и предсталвляет меня лично Богу Отцу!! Бог хочет таких отношений, поэтому мне тоже нужно сделать выбор: “вспомнить, хранить и покаяться” или продолжать спать.
2. Церковь в Филадельфии.
Историческая справка о городе:
Филадельфия находилась в 45 км. на юго-восток от Сардиса. Город расположен на тектоническом разломе и здесь часто случаются сильные землетрясения, которые неоднократно разрушали город. В целом местность была плодородная и славилась своим сельским хозяйством.
Город Филадельфия был основан царем Пергама Евменом II (197-159 до н.э.), и вскоре город получил свое имя, в честь его брата Атталия II (159-138 до н.э.), который за свою верность получил прозвище Филадельфий (любящий брата). Город перешел по завещанию под управление Рима в 133 г. до н.э. со смертью Атталия III. Современный город на месте Филадельфии называется Алашехир, где свидетельства христиан не прекращаются. Из всех 7 церквей, к которым обращается Иоанн, только церковь в Филадельфии не получила упрека, но слово воодушевления. Интересно также отметить, что только на месте Филадельфии разбит парк и цветник, все остальные города – это камни и руины. В Новом Завете слово “филадельфия”(братская любовь) встречается семь раз (Рим. 12:10; 1 Фес. 4:9; Евр. 13:1; 1 Пет.1:22; 2 Пет. 1:7 (дважды); Отк. 3:7), но только здесь (в книге Откровение) это слово употреблено как название города.
Интересно, что сейчас существует много церквей с именем “Филадельфия”. И это не удивительно, потому что именно филадельфийская церковь была примером.
Иисус представляет Себя как “Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит”(7). Господь святой и поэтому мы тоже должны жить свято. Святость Христа Библия часто подчеркивает (напр., 1Петр.15-16). Поэтому именно из-за того, что филадельфийская церковь хранила святость и непорочность, и, несмотря на все трудности и гонения, они не отреклись от имени Бога (8), – Господь их поддерживает и одобрят, что они должны не унывать, а продолжать жить как Он – в святости и истинне.
“Имеющий ключ Давидов” – это ветхозаветная ссылка на пророчество из книги Исаии (Ис.22:22), где Елиаким (слуга царя Езекии) был назначен надзирателем за царским домом (домом Давида) вместо начальника дворца Севны. Елиакиму был дан ключ Давида, т.е. он получил доступ ко всему царскому дому и он уже решает кому открыть, а кому закрыть дверь. Поэтому ключ Давида есть символом доступа к царству Давида, царскому дому, царским сокровищам.
Иисус же получил ключ Давида – ключ от Небесного Царства, и именно Он вправе решать кто туда войдет, а кто нет. Также Иисус есть господином любой жизненной ситуации, и здесь тоже имеет власть кому-то отворить, а кому-то закрыть дверь. Это Он и напоминает филадельфийцам, потому что, по мирским стандартам у них не было силы. Наверное ихняя церковь была небольшая, их притесняли, у них было тяжелое положение и тяжелые условия, – но Бог отворил им дверь, чтобы они стояли крепко, несмотря на то, что у них было много противников – те, которые называли себя иудеями, но Бог назвал их сборищем сатанинским. Верующие из Филадельфии сохранили веру и все исполнили по слову Бога, поэтому и были крепкой и красивой церковью в глазах у Бога. И Господь очень радовался за эту церковь. Перед такой церковью все враги, все сборище сатанинское придет и поклониться, потому що Бог возлюбил эту церковь (9). Т.е. в церкви не обязательно должно быть много людей или быть богатой, чтобы стать такой, которой Господь скажет: “Я возлюбил тебя”.
Господу не в чем было упрекнуть церковь Филадельфии, она удостаивалась лишь похвалы, что из-за различных искушений (власти, похоти, богатства) или испытаний (гонений, порицаний, противления Иудеев) они не отреклись от Бога. Более того, они “сохранили слово терпения Его” (т.е. по слову Бога постоянно пребывали в Нем) (10), а все мирское отвергли. Они решили жить страдая как страдал Иисус ради Евангелия, поэтому Бог такой церкви и обещает “сохранить их от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле”(10). Когда наступит период великой скорби (страшные события на земле описываемые начиная с 6гл. Откровения – снятие 7 печатей), Бог не допустит, чтобы такая церковь страдала вместе с теми, кто не принял Его, т.е., скорее всего, такую церковь – истинно верующих – Христос уже заберет к Себе. Иисус напоминает, что “грядет скоро”, где “скоро” имеется ввиду (с языка оригинала) не так как “вскоре”, как “быстро”, т.е. когда Христос придет – это будет во мгновение ока и неожиданно. И зная это, и лукавство дьявола, они должны быть очень осторожными, постоянно бодрствовать, чтобы кто-бы то ни был не потянул бы их в грех, и “не восхитил ихнего победного венца”(11).
Иисус дает серьезные обещания этой церкви: Он “сделает их столпом в храме Бога” и “напишет на них имя Бога, имя нового Иерусалима и Свое собственное имя”(12).
Столп в храме – это опора, то, что поддерживает строение, чтобы то стояло крепко и не обрушилось. Это одна из самых главных и неотъемлемых составляющих такого здания. И на таких столпах Господь хочет строить Свой храм – место где Он будет пребывать в Своей святости.
Что значить “напишу имя Бога Моего”? Это значит теперь уже быть от Бога, что Бог теперь представляет нас, а мы – Бога! Может быть, кто-то не знает вас лично, но знает от кого вы, и имеет уже про вас какое-то впечатление. Если мы видим незнакомых детей, то чтобы иметь какое-то представление о них, интересуемся, кто их родители. Если я – христианин, то значит, что я от Христа. Назвавшись, христианином я заявляю о себе как о последователе Христа. Но, одно дело самого себя назвать таким, а другое – когда Сам Господь Иисус вас таким назовет: “напишу на тебе имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое”(12). Таких верующих Бог признает и дает право быть жителями нового Небесного Иерусалима!
3. Церковь в Лаодикии.
Опять, немножко исторических сведений о самом городе:
Богатый город Лаодикия находился на дороге, ведшей в Колоссы, примерно в 64 километрах на юго-восток от Филадельфии. Город занимал важное положение в коммерции и логистике, так как был расположен у перекрестка торговых путей. Он занимал уверенное положение от торговли шерстью и преуспевающей сельскохозяйственной базы. Здесь же развивалась и медицина, которая была основана на изготовлении целебной мази и «фригийской» пудры для лечения глаз. Банкиры и менялы тоже благоденствовали в городе (какая ирония для города, который назван: «нищим, нагим и слепым»!)
Лаодикия находиться в долине реки Ликус в нескольких километрах от горячих ключей, обогащенных кальцием Иераполиса. Доставляемая от ключей в 7 километрах, горячая вода приходит в город уже теплой и ее нужен повторный нагрев (здесь тоже содержиться ирония, что лаодикейцы названны «не горячими и не холодными, но теплыми»).
История церкви говорит нам, что церковь в Лаодикее начал Епафрас, и это было результатом служения Павла в Эфесе, которое привело к распространению Слова Божьего по всему региону Малой Азии (Деян. 19:10, Кол. 4:12-13). Новый Завет не дает прямого указания на то, что Павел посещал этот город, но лаодикейцы занимали его мысли, и сердцем он был с ними (см. Кол. 2:1-2; 4:16). Письмо апостола Павла к лаодикейской церкви не сохранилось (Кол. 4:16).
Господь обращается к лаодикейской церкви как “Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия”(14). Этим Он подчеркивает, что Он – есть истина, и слова Его тоже истинны и неоспоримы. А также то, что Он – начало всему созданию Божию, с Него все началось, Он сотворил этот мир и теперь есть главным (“началом” или “начальником” как можно перевести это слово с языка оригинала) в этом мире (именно в этом смысле нужно понимать эти слова, так Иисус – вечный Бог [Ин.8:58], а не создание как все остальные существа).
Проблема Лаодикийской церкви была, что они были теплы (впрочем, как и воды в городе). И Иисус восклицает: “о, если бы ты был холоден или горяч! но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.”(15-16). Очень интересно, что в духовном смысле быть теплым – даже хуже чем быть холодным.
Естественно, Бог желает, чтобы мы все горели Евангелием и с ревностью и рвением служили Ему – это означает быть горячим, горячим для Бога, полностью посвященным Ему.
Если человек неверующий, т.е. не имеет личных отношений с Иисусом – он холодный. Тогда у такого человека есть возможность покаяться и придти к Богу.
Но теплые – это так называемые “номинальные христиане”. Они христиане только на словах, когда их сердце далеко от Бога. Они уверенны в своей праведности, в том, что стоят на истинном пути. Но Иисус их не знает. Они говорят Ему: “Господи! Господи!..”, а Он: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”(Мф.7:22-23). Таким “праведникам” сложно покаяться, так как каются грешники. Уверенные в своей праведности фарисеи напали на Иисуса и убили Его. А Иисус говорил, что “пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию”(Лк.5:32).
Теплым можно стать когда перестал бодрстовать, когда стал обольщаться мирскими ценностями, а служение стало лишь привычкой. Так, утратив отношения с Богом, начинаешь думать: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”(17): не имею нужды в духовном росте, не имею нужды в прощении грехов, не имею нужды в Иисусе… Это духовное состояние Иисус описывает как: “ты не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг”(17). Таких номинальных верующих Господь отвергает от Себя, чтобы те не бесчестили Его Святое Имя.
Хотя у лаодикийцев было достаточно золота, Иисус предлагает им КУПИТЬ золото у Него – не обычное золото, а огнем очищенное – истинное богатство, которое пойдет с ними в вечность, – а это богатство есть знать Бога.
Говорят, что люди в этом городе одевались в красивые одежды, и преимущественно – черного цвета (так как Лаодикия славилась изготовлением шерсти черного цвета и одежды из нее). Но во исцеление их духовной срамоты, обнаженной жизнью далекой от Бога, Иисус им предлагает одеться в белые одежды праведости. Т.е. Он далеко не безразличный к ним, и предлагает раскаяться, чтобы ихние грехи были омыты Его Святой Кровью.
Здесь в Лаодикии была медицинская школа при храме Эскулапа, изготовляющая мазь от распространенных на Ближнем Востоке и Малой Азии глазных болезней. Но лаодикийцы страдали слабостью духовного зрения. Они не видели в каком ужасающем духовном состоянии они находяться. И Сам Иисус предлагает им исцеление, если они обратятся к Нему.
Иисус призывает их покаяться, и стать ревностными для Бога (19). Он их обличает и наказывает, не потому, что желает им злого за их же злодеяния, но потому что любит (19). Он Сам стоит за закрытой дверью сердца каждого человека и стучит, чтобы тот отворил Ему. Иисус хочет войти к тебе в сердце, и Ему есть всегда что тебе сказать. Отвори дверь, и побеседуй с Ним. Может у тебя в доме куча гостей, которые не желают видеть Иисуса, и поэтому ты не можешь отворить Ему дверь. Но Иисус – это сам Бог, он самый великий и самый главный в этом мире, он намного важнее всех других гостей и хочет общаться именно с тобой! Но ты должен сделать выбор…
И если ты выбрал Иисуса, Он сделает тебя побеждающим – побеждающим грех и любую жизненную ситуацию, а также даст право сесть рядом с Ним на престоле в Небесном Царстве, рядом с Отцом!
4. Вывод
Сегодня мы рассмотрели обращение Иисуса к 3 церквам: Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской. Только верующие из Филадельфии сохранили верность Богу до конца, тогда когда сардийцы и лаодикийцы обольстившись богатством (наверное, также у них были прекрасные церковные здания) обнищали духовно.
В какой церкви видишь себя ты? Если твои дела не совершенны перед Богом, если в своей праведности твое сердце и поступки далеки от Бога, – то покайся и бодрствуй!
Давайте молится и что-то делать, чтобы наша церковь была похожа на Филадельфийскую, которую так возлюбил Господь!!
(м. Антон)