head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Блажен читающий” (Откровение 1:1-3)

БЛАЖЕН ЧИТАЮЩИЙ

Откровение 1:1-3

Ключевой стих 3 : "Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко."

Сегодня мы начинаем изучать книгу Откровение. Сразу нужно сказать, что книгу непростую. Стиль ее настолько отличается от стиля всех остальных книг не только Нового, но и Ветхого Заветов, что поначалу чувствуешь просто шок: трубы, печати, ангелы, звери. И хотя есть научно-популярные книги по типу «Откровение» для чайников» или «Откровение» за двадцать минут по дороге на работу», но вряд ли можно за двадцать минут или даже за час объяснить всё написанное в этой книге. Собственно, именно по этой причине в некоторых церквях, например, в православной, Откровение никогда не читается на Богослужении.

Тем не менее, и это очень важно, название этой книги – «Откровение Иоанна» – говорит о том, что она написана вовсе не для того, чтобы запутать людей или что-то от них скрыть. «Откровение» или по-гречески «Апокалипсис» означает «раскрытие сокрытой прежде тайны». «Откровение» обозначает действие, в результате которого раскрывается, выступает на свет нечто, прежде неизвестное.

Сложность этой книги в том, что она полна аллегорий и символов, многие из которых для нас не совсем понятны. Однако, если усердно изучать эту книгу, глубоко молясь о том, чтобы Сам Бог дал нам её понимание, в неё можно даже влюбиться. Так, например, известный теолог и историк прошлого столетия Филипп Каррингтон сказал:

"Автор Откровения более крупный мастер и художник, чем Стивенсон, Кольридж или Бах. У Иоанна Богослова лучше чувство слова, чем у Стивенсона; он лучше чувствует неземную, сверхъестественную красоту, чем Кольридж; у него более богатое чувство мелодии, ритма и композиции, чем у Баха… ".

Давайте, прежде чем перейдем к проповеди, помолимся, чтобы Откровение стало для нас открытием, стало источником вдохновения и местом Писания, в котором мы можем всегда обновиться, укрепиться и насытиться.

1. Обстоятельства написания и цели

При изучении любого отрывка из Библии важно увидеть текст в рамках его собственного культурно-исторического слоя. Если говорить о книге Откровения, то этот принцип относится к ней в полной мере. Потому немного поговорим о времени и обстоятельствах написания этой книги.

Давайте вместе прочитаем стихи 1-2:

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел (Откр.1:1, 2)

Во-первых, мы сразу видим адресатов, то есть тех, для кого написана эта книга. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим. В узком смысле Откровение, конечно же, написано для семи малоазийских церквей. Но в более широком, затрагивает всю Вселенскую Церковь, даёт утешение верующим всех времен и народов.

Во-вторых, через первые два стиха мы видим, что Богу небезразличны наши сложности и проблемы. Он хочет показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. Казалось бы, всё уже сделано со стороны Бога. Можно забыть о человеке до времени Второго Пришествия, ведь у того есть всё – и Спасение, и надежда вечной жизни, и имя Иисуса Христа. Но, тем не менее, Бог даёт это Откровение, это видение славы Иисуса Христа, шествующего на облаках, чтобы укрепить Церковь, придать ей сил в борьбе с врагами. Хотя Иисус всё совершил для нас на кресте, тем не менее Он не оставляет нас ни на минуту, зная что мы постоянно нуждаемся в Его укреплении и поддержке.

В-третьих, мы видим, что Сам Бог является автором Откровения. Это не продукт полета фантазии человека, но Истинное Слово Всемогущего Бога, Которое Он показал человеку Иоанну в виде образов, а тот уже облёк их в письменную форму:

который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел (Откр.1:2).

Бог показывал или говорил, а Иоанн записывал. Именно потому в книге Откровение 13 раз употребляется выражение: «и увидел…» и еще 8 раз «и услышал».

Большинство исследователей и традиция считают, что этот Иоанн – никто иной как апостол Иоанн, брат Иакова, и любимый ученик Иисуса Христа. Исходя из этого, определяют и дату написания этой книги – примерно 95-96 гг. н.э.

Именно на этот временной отрезок приходится конец правление Римского императора Домициана, который известен как самый ревностный, и в то же время самый хладнокровный гонитель христиан, гонения на которых проводились последовательно, целенаправленно и повсеместно. Причиной гонений был отказ христиан почитать Домициана как бога. Согласно римским законам того времени каждый человек раз в год должен был прийти в местную римскую администрацию и сжечь щепотку благовоний императору, сказав при этом: "Цезарь – господь", чего естественно ни один христианин сделать не мог. Во всей империи мужчины и женщины должны были назвать Домициана богом, или умереть.

Что оставалось делать христианам? На что они могли надеяться? Среди них было не много мудрых и могущественных. У них не было ни влияния, ни престижа. Против них восстала вся мощь Рима, которой не мог сопротивляться ни один народ. Христиане оказались перед выбором: кесарь или Христос. Намного проще было поклониться императору. Можно было даже приговорить «правильные» слова оправдания: «ну, если меня убьют, кто же продолжит дело Христа? Ведь это всего лишь слова, которые ничего не значат, а главное вера в моем сердце. Я думаю, маленький компромисс никому никогда не мешал».

И, тем не менее, первые христиане не шли даже на такой, кажущийся маленьким, компромисс. Они находили в себе абсолютно непонятные для своих врагов силы умирать, когда их бросали к диким зверям на аренах цирков, когда их распинали на крестах, когда из них делали факелы для освещения улиц.

Именно в такое время и было написано Откровение. Иоанн не предлагает каких-то красивых историй о скором благоденствии, не говорит, что в последний момент мученики смогут избежать смерти чудесным образом, как Седрах, Мисах и Авденаго. Он не говорит, что происходящее – это не страшно. Он честно смотрит и говорит об этом, и даже более того – видит более ужасные события впереди.… Но над всем этим он видит славу Господа нашего Иисуса Христа, которая ждет всякого, кто не поклонится кесарю.

Конечно, в наше время нет таких жестоких гонений. Но вопрос, поднимаемый Откровением, стоит всё так же остро, как и две тысячи лет назад. Как церковь может противостоять злу этого мира? Это фундаментальный вопрос, который касается каждого из нас, потому что мы живем в этом мире. Как быть с несправедливостью, как быть с притеснениями на работе? Как быть с коррумпированной властью? Может быть, поднять против неё оружие?

В фильме «Проповедник с пулеметом» главный герой Сэм Чайлдерс, бывший байкер, преступник и наркоторговец, после покаяния приезжает в Судан в качестве миссионера. Здесь он видит много зла вообще, и направленного против христиан, в частности. Перед ним встает именно этот вопрос: «Что делать со злом, как ему противостоять?». Он по-своему решил этот вопрос, выступив с оружием. Конечно, краткосрочно он достиг определенного эффекта. Но привыкнув все решать силой оружия, он начал решать все спорные конфликты в церкви, семье, служении тоже с позиции силы. Зло порождает зло.

Библия призывает побеждать зло не силой оружия, а Кровью Агнца. Послание к Римлянам, 12-ая глава, 21-ый стих:

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим.12:21)

Все мы проходим через различные испытания, из-за которых можем потерять мир в сердце. У половины нашей церкви проблемы с ОВИРом, еще у кого-то с работой или учебой, кто-то больше не может терпеть коррупцию и бюрократизм нашего общества. Но мы не должны отвечать этому миру симметрично, то есть тем же: отвечать злом за зло. Мы должны терпеть, ждать, молиться и проповедовать Слово. Мы должны быть народом особенным, святым, уповающим на Кровь Агнца.

Естественно, чтобы перенести хоть малейшее страдание, нужно видеть его конечную цель. Спортсмен, который усердно тренируется ради Олимпиады, знает, зачем страдает и готов это делать, даже с риском для своего здоровья. Книга Откровение показывает такую цель. Она не говорит терпеть страдания просто для того, чтобы терпеть страдания. Но она дает основание для вечной надежды.

Откровение не предназначено для вычисления времени прихода Иисуса, которое никому из людей не может быть известно, как сказал Иисус. А Бог, в свою очередь, не нуждается в каких-то играх с человеком и загадках для него. Это сатана использует разных прорицателей и гадалок, рисуя будущее в образах, потому что не знает его. Бог знает и будущее, и точное время. Но целью Откровения является не оно. Откровение показывает конечный результат христианской веры и страданий за Христа.

2. Блажен читающий и слушающие…

Давайте вместе прочитаем стих 3:

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко (Откр.1:3).

Слово, переведенное на русский язык как «блажен», в греческом оригинале звучит как «макариос», и может также быть переведено как «счастлив». Это уже как-то более понятно звучит, потому что когда слышишь «блажен» сразу думаешь не о себе, а о великомучениках и затворниках. «Блажен читающий и слушающие» означает, что книга Откровение написана вовсе не для того, чтобы запугать кого-то или проклясть, но для того, чтобы благословить, дать радость и надежду. Сделать счастливым.

И вот здесь появляется недоразумение уже второго уровня. «Счастлив? Как я могу быть счастлив после прочтения Откровения, когда там русским по белому написано, что меня ждут страдания?».

Когда люди говорят о счастье, то в большинстве случаев под ним подразумевают достижение какой-то цели. «Я буду счастлив, если поеду этим летом на Канары». Жена говорит мужу: «Я буду счастлива, если ты помоешь посуду». Но в этом определении счастья есть некая относительность. В самом деле, лично я был бы счастлив, если бы у меня была однокомнатная квартира в Киеве. А вот п. Влад от этого почему-то совсем не выглядит счастливым.

Есть такая старая еврейская притча. Один богатый человек жил в своё удовольствие. У него все было. Жизнь свою он проводил в постоянных пирах и застольях, а потому, в конце концов, у него заболел желудок и он полностью потерял аппетит и совершенно не хотел кушать, так что вынужден был буквально заталкивать в себя еду, чтобы жить. Однажды он прогуливался по саду возле своего дворца и встретил ужасного, оборванного нищего. Тот протянул дрожащую руку и попросил у него денег. Богач спросил: «Зачем тебе деньги?». На что нищий ответил ему: «Я хочу кушать». Тогда богач проговорил: «Какой же ты счастливый, ты хочешь кушать!». Так бывает, несчастен бедняк, который хочет кушать, но и несчастен богач, который живёт во дворце. Обладание чем-то или достижение чего-то не делает человека счастливым.

К таким же выводам три тысячи лет назад пришел и Соломон. Он имел всё: и тысячу жен и наложниц, и величайшие в истории богатство, ум и мудрость. Он достиг всего. И при этом он пишет: Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа! (Еккл.1:14) Никакие свершения, никакие достижения не делают человека счастливым. Я помню, как когда-то страстно мечтал, чтобы донецкий Шахтер выиграл какой-нибудь европейский кубок. Я думал, что когда это произойдет, я буду самым счастливым человеком… в церкви. Но что? Ничего. Когда это произошло, я не почувствовал ничего. Была только мысль: «Что ж, хорошо. И это всё?».

Царь Соломон пришел к выводу, что искать счастье в вещах этого мира – это суета и томление духа. Искать счастье в успехе, в деньгах, даже в жене и детях – это бессмысленное занятие.

Но, тем не менее, Библия говорит о счастье. Она не говорит, что его не существует. Но вкладывает в это слово «счастье» совершенно другой смысл. Счастье – это благословение быть с Богом. Счастье – это иметь с Ним отношения. Счастье – это знать Иисуса. К этому же выводу приходит и Соломон: Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13).

Библия говорит: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего…

Счастливы были первые христиане, когда читали в Откровении: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око… и возрыдают пред Ним все племена земные (Откр.1:7). Потому что в духе они уже видели Иисуса, шествующего на облаках. Это видение славы Бога, славы Небесного Иерусалима, было для них намного более реальным, чем все страдания и гонения этого мира.

Читая Откровение, мы можем быть твёрдо уверены, что Иисус победит всякое зло, и знать, что Он всегда рядом. Мы можем быть твердо уверены, что Он держит нас за правую руку и никогда не оставляет. И даже когда будут глады и моры, и землетрясения по местам, когда вся земля наполнится войнами и военными слухами, когда померкнет солнце и звезды спадут с неба, и даже когда сама земля свернется как свиток книжный, даже в этом случае Бог не оставит нас и будет с нами. Потому что вместо нас две тысячи лет назад Он оставил на кресте умирать Своего Единственного Сына, чтобы быть с нами вечно, навсегда.

«Не отступлю от тебя и не оставлю тебя» – говорит Господь (Иис.Нав.1:5). «Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе"» (Ис.41:13).

Такая надежда вела вперед Павла. И его не останавливали ни разбойники, ни дикие звери, ни лютая стужа, ни ужасная жара. Потому что он твердо знал, что:

Все…. преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо… ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8:37-39)

Счастье и блаженство верующего не в том, что он чем-то обладает, а в осознании Божьей милости и своего места в Божьей истории. Только такой человек знает, что сама его жизнь находится под неусыпным взором Всемогущего Бога, сотворившего Небо и землю.

Давайте еще раз прочитаем стих 3а:

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего…

Слово Божье открывает людям глаза на их жизнь. И не просто открыло – и бросило в таком плачевном состоянии – ты грешник. Оно дарит людям надежду, оно показывает им путь. Недавно я смотрел ролик об одной женщине. Она была лесбиянка, и хотя была воспитана в христианской семье, лично никогда не читала Библию. Но однажды ей сказали, что такая жизнь – это грех перед Богом. Она не поверила, но решила все-таки посмотреть Библию. И то, что она увидела, повергло ее в шок. Оказывается, всю свою жизнь она прожила вдали от Бога, нарушая Его заповеди. Она впала в депрессию. Но когда продолжила чтение Слова, тут же Бог дал ей и слова утешения. Она смогла оставить блуд, и обрести настоящее счастье. Сейчас она замужем и воспитывает дочь. Слово Бога обличает нас, и оно же нас утешает. В Нём есть все для нас, и оно делает нас счастливыми.

Сейчас я читающий, а вы слушающие. Но мы выйдем за пределы этого зала и церкви, пойдем в студгородки – и ситуация поменяется. Каждый из вас станет читающим, а студенты будут слушающими.

Лично меня сильно зацепило это слово. Я вдруг чётко осознал, что когда я говорю людям о Христе, мне не нужно ничего выдумывать, мне фактически нужно просто читать им Библию и простыми словами объяснять её смысл. И при этом – это есть великое блаженство для меня. Проповедовать Слово Бога, возвещать совершенства призвавшего меня из тьмы в чудный свой свет – это не только большая привилегия и честь, но также и счастье. Я давно уже заметил, что когда, как кажется, тратишь свое время, и идешь проповедовать в студгородок, то это действительно, в прямом смысле этого слова, делает тебя счастливым. Когда мы возвращаемся из КПИ после проповеди, глаза братьев и сестер просто горят, как говорит п. Петр, их «глаза, как светофоры». Здесь и красный, и зеленый, и желтый, и даже бело-лунный. Каждый взахлеб делится тем, как Слово Бога сеялось в сердца студентов. Я не шучу, правда, такого энтузиазма и азарта мне не приходилось видеть ни на футбольном стадионе, ни даже во время пикника. Библия говорит правду: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего. Слово Бога дает человеку уверенность в завтрашнем дне.

Но, конечно, мало просто слушать слово или даже читать. Нужно еще самому ему повиноваться. Иначе всё бесполезно. Слышать слово Божие – привилегия; повиноваться Ему – обязанность. Блажен не просто читающий, и не просто слушающие, но читающий и соблюдающий; слушающие и соблюдающие. Очевидно, недостаточно просто прийти на Богослужение, выдержать два часа – и всё – будешь блажен. Это не будет работать. Важно применять, делать, соблюдать.

Сегодня мы начали изучение книги Откровение. Книги сколь сложной, столь и благодатной. Через сегодняшний отрывок мы учились, что вся история человечества находится в Божьих руках. Что независимо от количества страданий, от печатей, зверей и драконов мы можем быть уверены в Спасении и вечной жизни со Христом. И свидетельство это верно, потому что исходит от Самого Бога. Это Слово Бога, потому блажен всякий, кто читает и слушает слова пророчества сего.

Давайте еще раз прочитаем КС:

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

(п. Ярослав)