head
Університетська Біблійна Співдружність

“Притча про виноградарей”

Притча о виноградарях

Мк. 12:1-12

Ключевой стих 10, 12

«Неужели вы не читали этого в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа и есть дивно в очах наших»

Сегодняшнее слово говорит о великой благодати Божьего призвания, и также о глубине Его милости, любви и долготерпения ко грешникам. Молюсь, чтобы через притчу о виноградарях мы научились ценить наше призвание и исполняли наше служение Божьим сердцем.

Вначале давайте подумаем об обстоятельствах, при каких была рассказана эта притча. Войдя в Иерусалим, наш Господь Иисус Христос посетил храм, и, найдя это место далеким от истинного образа Божьего храма, в гневе выгнал от туда всех продающих и покупающих и разрушил все, что делало храм базаром. Кажется, Он поступил совершенно правильно. Однако же первосвященники, книжники и старейшины, которые управляли самим храмом и всем, что там происходило, не были согласны с Иисусом. Они были очень раздражены. Облачившись, в самые дорогие и торжественные мантии, взяв в руки устрашающие жезлы власти, и, поправив свои толстые животы, они окружили Иисуса и потребовали у Него ответа: «какой властью это делаешь». Но вместо того, чтобы дать им ответ, Иисус рассказал им притчу о виноградарях.

1. Божья милость и Божья надежда

Давайте обратимся к стиху 1. прочитаем его вместе:

«И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился»

Речь идет об одном человеке, мудром, добром и богатом хозяине, который однажды насадил виноградник. Он долго вынашивал этот план, искал подходящее место, с хорошим климатом, хорошей почвой и достаточно хорошо орошаемое, выбрал семена наилучших сортов винограда и тщательно изучил особенности ремесла выращивания винограда. В конце-концов он насадил прекрасный виноградник, и, обнес его оградою, чтобы никакой вор или никакой хищный зверь не мог проникнуть внутрь, выкопал точило, чтобы прямо в нем можно было делать вино, построил башню, чтобы это вино можно было хранить, а также чтобы можно было во время заметить приближающуюся опасность.

Затем он пригласил в свой виноградник виноградарей, людей, которые ухаживали бы за ним, охраняли бы его, собирали плоды, делали вино и прочее. Он пригласил их не просто как наемных работников, но он отдал им виноградник в полное их распоряжение. И виноградари были очень довольны. До этого они долго и безрезультатно стояли на бирже занятости, но теперь попали в прекрасный виноградник. Им очень понравился этот виноградник, им очень понравились все условия и благожелательное отношение хозяина к ним, который вовсе не контролировал их, и полностью доверял им. Они были очень довольны и благодарны.

Когда в Израиле аллегорично говорилось о хозяине и винограднике, то все иудеи сразу понимали, что речь идет о Боге и об Израиле (Ис. 5:1-7).

С удивительной любовью и заботой Бог избрал, созидал и возрастил израильский народ. Он умножал его в Египте. Когда египтяне стали угнетать его, Бог сильною мышцею вмешался в происходящее, поразил Египет 10 казнями, а к израильскому народу послал Моисея и вывел его из рабства. В течении сорока лет, Господь непрестанно был со Своим народом в пустыне. Далее Он прогнал от него все народы, и дал ему Ханаан – землю, в которой течет молоко и мед. Он дал ему скинию, ковчег завета и храм. Бог дал им прекрасную надежду:

5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, 6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.

Таким образом, Бог создал все условия, чтобы его народ жил прекрасной жизнью и приносил Богу красивые плоды.

Однако же среди Божьего народа Израиля были особенные и избранные люди. Так Бог избрал левитов и священников, потомков Аарона, чтобы они служили Богу в храме. Чтобы они приносили жертвы за грехи народа, чтобы они молитвой служили Богу, народу, и всему миру. Бог избрал некоторых людей, книжников, и дал им особенный дар и призвание учить людей Библии и быть пастырями и лидерами для народа. Таким образом, весь израильский народ мог стать царством священников и народом святым.

Господь благословил и хранил и заботился о нашем украинском народе. Он дал нам прекрасную землю, которая может приносить прекрасный урожай. Он воспитывал в наших людях такие прекрасные качества, как кротость, миролюбие и трудолюбие. Он дал нам многие таланты, и многие выдающиеся люди вышли из нашего народа. В конце-концов, Он дал нам независимость и демократию. На Украине есть хорошая система образования, и есть рабочие места. Все это Божья благодать для нас. Так же Он дал нам тысячелетнюю христианскую историю, и наши люди имеют уважение к Библии и страх Бога.

Бог хочет чтобы наш народ был счастливым народом. Но также Бог хочет, чтобы наш народ стал царством священников и народом святым, народом, который служит Богу; народом, который пошлет миссионеров по всему миру. Это драгоценная Божья надежда. И мы благодарим за нее Бога.

Подобно тому, как хозяин пригласил в свой виноградник виноградарей для того, чтобы виноградник был цветущим и плодоносным, и нас Бог поставил, чтобы наш народ преуспевал, смог иметь и жить ради Божьей надежды. Кто из нас мог сам по себе иметь такую красивую и ценную жизнь, такое красивое и ценное призвание, которое мы имеем? П. Влад говорил, что без Божьей благодати, его реальностью должна была бы стать псих. больницы. Честно говоря, я в моей жизни тоже ждал подобной участи.

Наши студенты также получили много благодати от Бога. Многие учатся на бюджете, получают бесплатное образование, живут в общежитиях, получают помощь от родителей. Наша страна и Бог ожидает от них, что они станут пастырями и лидерами украинского народа и всего мира, и помогут нашему народу идти Божьим путем.

2. Божье ожидание

Как же развивались события с нашим виноградником далее? Давайте вместе прочитаем стих 2:

«И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.»

Прошло некоторое время, достаточное для того, чтобы виноградник начал приносить плоды. Хозяин ожидал, что виноградари, собрав урожай пошлют ему причитающуюся ему часть. Но они, почему-то долго ничего не слали, и вообще ничего ему не сообщали. И тогда хозяин виноградника сам послал к виноградарям своего слугу для того, чтобы узнать как продвигаются дела, и чтобы принять его часть от плодов виноградника.

Виноградари, должны были бы заранее приготовиться к этому приходу. Они должны были написать письменный отчет, и особо отложить часть урожая, которая принадлежала хозяину. Они должны были с теплым уважением отнестись к слуге, которого послал хозяин, показать ему, что и как, угостить ужином и предложить ночлег. Это было бы нормально и правильно. Но они поступили совершенно по-другому. Давайте прочитаем стих 3:

Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

Их реакция на приход слуги хозяина совсем не нормальная. Почему они поступили так? Что побудило их к этому?

Дело в том, что они потеряли правильные отношения с хозяином. Долгое время живя и работая в винограднике, абсолютно без всякого контроля со стороны хозяина, они забыли о том, как и на каких условиях этот виноградник достался им. Они начали считать и его и все плоды, которые он приносит своими. Им была ненавистна мысль о том, что когда-то надо будет дать отчет, дать часть плодов и принимать во внимание мнение хозяина. Они стали ненавидеть хозяина. Они не хотели делиться с ним. они стали гордыми, неблагодарными и жадными. Когда пришел слуга от хозяина, они жестоко избили его.

Дав Своему избранному народу особенные дары и привилегии, Бог ожидал, что они принесут Ему добрые плоды – плоды святости, плоды отношений с Богом, плоды расширения Божьего царства. Но они долго не приносили Богу плодов. Вместо этого они просто наслаждались жизнью в обетованной земле. Они даже стали служить многим идолам окрестных народов, – идолам богатства, идолам удовольствия и развращенности. Тогда Бог посылал к ним Своих слуг пророков, которые напоминали им о том, что должно приносить Богу плоды. Но израильский народ не хотел слушать пророков, гнал их и убивал их. Они не хотели знать Бога. Они потеряли с Ним правильные отношения и исключили Его из своей жизни. Точно также поступали и рел. лидеры. Они совсем не служили Господу, но использовали народ и храм для себя. Их интересовали лишь деньги и власть.

Подобно этому поступают все люди, которые не благодарят Бога и не считаются с Ним, но изгоняют Его из своей жизни и живут лишь для себя. Все такие люди подобны злым и неблагодарным виноградарям, о которых Иисус говорит в притче.

На самом деле жизнь таких людей очень жалкая и несчастная, хотя они так дорожат ей. Кто может быть счастливым, когда в сердце лишь злоба, жадность и подозрительность, как у наших парламентариев? Кто может быть счастливым схватившись за свою жизнь обеими руками, в постоянном страхе, что кто-то его чего-то лишит?

Наша жизнь станет очень жалкой и несчастной и неугодной Богу, если мы в ней не будем сердечно благодарить Господа и не постараемся жить, чтобы исполнить Его волю и приносить Богу плоду.

Многие студенты думают, что будут счастливы если будут жить для себя, не принимая Божьего призыва. Они говорят нам: «как ты расслабляешься? Ты пьешь водку? Ты ходишь в ночной клуб? К какой жизни ты призываешь меня? Какое там для меня счастье?» Какие это жалкие слова и какая это жалкая жизнь, которая совсем не соответствует Божьей воли и не отвечает Божьему призванию в их жизни. Они говорят, что счастливы от такой жизни, но многие, постоянно ругаются матом, не могут обойтись без сигарет и пива, страдают из-за греховных страстей и зависимостей. Разве это счастье.

Но как нам можно помочь таким людям? Как поступал наш хозяин?

3. Это от Господа и есть дивно в очах наших

Взгляните на стихи 3-5:

3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. 4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. 5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

Хозяин виноградника послал к ним еще одного слугу. Но те жестоко покалечили его. Третьего они уже убили. Но он одного за другим посылал и посылал своих слуг еще. Те били и убивали их. Но он еще посылал. Почему он делал это?

Кажется это совершенно не понятно. Неужели у него не было собственного достоинства? Неужели ему не было жаль своих верных слуг? Неужели у него не было силы, чтобы прийти и навести порядок? Почему же он поступал так. Тут не может быть иного ответа, как только тот, что он был очень человеколюбив и ценил этих виноградарей, хотя они и были негодными и злыми людьми. Он ожидал, что они покаются и восстановят правильные отношения с ним. Он удивительно ценил свои отношения с этими людьми.

Видя, что всех слуг бьют и убивают, напоследок он решился послать к ним своего сына. Иисус говорит об этом так:

«Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.»

Послав к этим людям своего сына, он показал им глубину и чистоту своих намерений примириться с ними. Он надеялся, что они, увидев его сына, придут в себя, им станет стыдно, и они покаются. Он надеялся, что они, увидев его сына, поймут его сердце и примут его призыв восстановить с ним правильные отношения. Однако же они были черствы и непоколебимы в своей гордости, злости и жадности. Они сказали:

«это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. 8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.»

Они думали, что убив сына, они навсегда вычеркнут имя хозяина из своей жизни, и далее уже никто не будет докучать им, но они останутся полными бесспорными хозяевами в своем винограднике.

Почему Бог посылал одного за другим Своих пророков к Своему народу, хотя они не слушали их и ужасно обходились с ними? Потому что Он любил их и горячо желал, чтобы они вернулись к Нему и имели с Ним правильные отношения, чтобы они жили как царство священников и народ святой. Для этой же цели Бог послал к ним Своего Единородного Сына. Однако же они не приняли и Его, но отвергли и предали смерти на кресте.

Что же сделает хозяин виноградника? – Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

Все это кажется грустной историей со многими убийствами и без какого-либо результата. Многие слуги и даже сын хозяина погибли, а виноградари так и не покаялись. К чему было это? И неужели Бог поступил неразумно и оказался в проигрыше?

Давайте прочитаем стихи 10-11:

«Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; 11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.»

В конце Своей притчи Иисус привел парадоксальную цитату из Псалтыря.

Как может камень, который отвергли строители, просто выбросили его вон, стать главою угла, камнем на котором держится вся постройка, самым главным камнем? Это кажется невозможным. Какая польза может быть в том, чтобы отправлять на страдания и гибель одного за другим своих слуг и даже своего сына? Но это от Господа и есть дивно в очах наших. Его пути не наши пути, и Его мысли не наши мысли.

Христианская история говорит, что вместо одного замученного в Колизее христианина, появлялось 10 новых. В Южной Корее страдало и погибло множество миссионеров, но Бог продолжал слать их и, в конце концов, Корея стала христианской страной. В современном Китае христианские служители и миссионеры очень строго преследуется, однако же, там растет и процветает самая многочисленная церковь. Хотя это противоречит здравому смыслу, но это факты.

Наш Господь Иисус Христос пришел в этот мир и проповедовал Божье Царство. Он принес истину, жизнь и любовь Бога. Он призывал израильский народ покаяться и верить в Евангелие. Но Его лишь убили на кресте. Однако через это Он стал нашим живым Спасителем, открыл нам бесконечную и безусловную любовь Бога Отца. Насколько злыми виноградарями мы бы не были, как долго не игнорировали бы Бога, но зная эту Божью любовь мы всегда можем прийти к Нему, покаяться, и восстановить с Ним правильные отношения. Аминь. Лишь в Иисусе Христе спасение. И вне Него нет спасения. Аминь. И многие ,узнав эту любовь, приняли ее, пришли к Нему и спаслись. Таким стал плод Божьей любви и Божьей жертвы.

Тут есть Божья стратегия, как нам служить нашу миссию. Это звать и звать, это жертвовать и жертвовать, это отвергать себя и отвергать себя. Так мы можем в конце-концов повлиять на наши студгородки и на нашу страну.

Часто нам кажется, что ближний или агнец совсем не достоин того, чтобы любить его. Совсем не достоин того, чтобы пожертвовать чем-то ради него, чтобы унизить себя и терпеть убытки и презрение ради него. Однако же давайте будем помнить хозяина из притчи о виноградарях. Давайте помнить нашего Господа, отдавшего Себя за нас, и давайте подражать Ему, помня, что Его пути не наши пути. И через наши страдание, любовь и смирение, Он силен сотворить удивительные и непостижимые вещи.

Пусть Господь поможет нам хранить и подражать любви нашего Господа Иисуса Христа. Аминь.