head
Університетська Біблійна Співдружність

“Молитва Иисуса в Гефсимании”

Молитва Иисуса в Гефсимании

Марка 14:27-52

Ключевой стих: 36 “и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты”.

Сегодня мы поразмышляем о молитве. Мы всегда молимся на собраниях. Мы часто говорим Богу: “Дай, дай!”. Иногда, чтобы звучало более духовно, говорим не “дай”, а “помоги мне иметь”, например “помоги мне иметь веру”. Особенно мы любим молиться перед едой. Но что такое молитва с точки зрения Бога? Зачем и как надо молиться? Посмотрим это на примере молитвы Иисуса в Гефсиманском саду.

Этот отрывок содержит три эпизода.

Эпизод 1. Предсказание Иисуса (необходимость молитвы)

После пасхальной вечери Иисус с учениками пошли на гору Елеонскую. Эта гора находилась к востоку от Иерусалима, и на ней был масличный сад. Иисус любил молиться на этой горе. На месте, где молился Иисус, сейчас стоит католическая Церковь всех наций, а из косточек растущих там маслин католики делают четки для молитвы. Мы точно не знаем, почему Иисус любил молиться в этом саду. Может быть, Ему больше нравилось молиться под ветвями маслин, чем в храме, под взглядами хитрых врагов. А может это было исполнение предсказания Иез.11:23, где говорится: “И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города”. Но в этот раз было важно, что это место знал и предатель Иуда, как говорит о том Иоанна 18:2. Иисус пошел туда, потому что Он желал исполнить волю Бога – умереть на кресте за грехи людей.

По дороге Иисус начал с учениками неприятный разговор. Стихи 27,28 говорят:

“И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. 28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее”.

Обычно люди не любят поднимать такие темы. Легче и приятнее сказать человеку: “Я верю, что ты – настоящий друг и никогда не предашь меня”. Иисус избрал более неблагодарный путь – сказать правду. Он предупредил учеников, что пророчество Захарии исполнится, и все они рассеются, когда Иисуса арестуют. Но Иисус не остановился на этом. Он насадил в их сердца веру в Его любовь, сказав, что встретит их после воскресения. Когда они поймут, что Иисус знал все наперед, им легче будет вернуться к Нему. Иисус знает нашу слабость, но все равно дает нам Свои обещания и хранит их. В этом – благодать Бога. Следовать за Иисусом силами человеческой преданности невозможно. Мы должны смотреть на верность Иисуса нам. Он верен нам, несмотря ни на что. Мы можем быть верными только помня, насколько Иисус верен нам.

Но как ответили Петр и другие ученики? Посмотрим стихи 29-31: “Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. 30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили”.

Петр твердо заверил, что готов стоять за Иисуса один против всего мира. Петр ни за что не хотел показаться предателем. Кроме того, он действительно любил Иисуса. Еще недавно, на вечере, когда Иисус сказал, что один из них Его предаст, все ученики спрашивали: “не я ли, Господи?”. Теперь же, видя уверенность Петра, все они вдруг тоже стали храбрыми. Но насколько обоснованной была их уверенность?

Не так давно в Китае произошла интересная история. Один молодой человек долго и усердно занимался восточными единоборствами. Однажды он почувствовал такую сильную внутреннюю уверенность, что решил стать посреди железнодорожного пути и силой своего кунг-фу остановить мчащийся навстречу поезд. Полиции удалось в последний момент стащить его оттуда. Наверное, это было нелегко, ведь он действительно умел драться. Но его мастерство не смогло бы спасти его при столкновении с поездом.

Ученики Иисуса были уверенны в своей преданности Иисусу, потому что не понимали, какой поезд сейчас на них летит. Они не осознавали своей ограниченности.

Когда перед человеком стоит искушение сатаны, он не может преодолеть его своими силами. Искуситель слишком хорошо знает наши грехи и слабости. Искусить нас можно только тем, к чему мы питаем слабость, иначе это уже не искушение. Мы не выпрыгнем из самолета без парашюта и не нырнем на большую глубину без акваланга. Точно так же в искушениях нам необходимо укрепляться Господом и могуществом силы Его.

Сегодня не каждый из нас стоит перед страхом смерти. Для многих пришло искушение в виде финансового кризиса, когда хочется бросить все и искать деньги. Но обычная размеренная жизнь тоже немалое искушение, заставляющее нас погрузиться в обыденность и забыть о высоком призвании. Поэтому нам необходимо завистеть от Бога, чтобы Он хранил нашу преданность. Именно для этого надо молиться.

Эпизод 2. Молитва Иисуса (принципы молитвы)

Прочитаем стихи 32-34: “Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. 33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. 34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте”.

Во время трудностей и страданий Иисус пошел молиться. Он поставил молитву на самое важное место. Многие не молятся, считая молитву пустой тратой времени. Но Иисус смотрел на молитву как на самое важное оружие в духовной борьбе и самый важный инструмент для исполнения Божьего дела. Молитва была для Него главным источником силы. Он молился Сам и просил других молиться с Ним. Библия говорит, что многое может усиленная молитва праведного. Молитва в единстве – это сильное оружие. Когда апостолы молились в единстве в горнице, Святой Дух поколебал место, где они находились, и открыл сердца множества людей к покаянию. Если вам кажется, что в вашей жизни не происходят Божьи дела, то может вы просто не можете молиться в единстве с другими?

Иисус оставил всех учеников в селении, а с Собою взял только троих – Петра, Иакова и Иоанна. Перед ними Он начал ужасаться и тосковать. Это выглядит странно – всемогущий Бог ужасается и тоскует. Многие люди в истории встречали смерть с высоко поднятой головой. Например, Сократ спокойно выпил яд, чтобы подтвердить свое учение. Почему же Сын Божий не мог встретить смерть спокойно?

Это говорит нам о том, насколько тяжел наш грех. Вряд ли Сократ с таким спокойствием умер вместо человека, которого бы считал полностью недостойным и злым. Но Иисус брал на Себя грех всего мира. Это была невыносимая тяжесть для человека. Иисус переживал сильный внутренний конфликт. Как человек, Иисус не хотел умирать и тем более быть обвиненным за грехи всех людей. Но как Бог Он знал, что это единственный путь спасти грешников. Также Он знал, что единственный способ разрешить этот конфликт – молитва.

Прочитаем стихи 35,36: “И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; 36 и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты”.

Иисус, молящийся на земле, – это трогательная картина. Но, кроме этого, она учит нас важным вещам о молитве.

Принцип 1: “Авва Отче!”. Иисус хорошо знал, что Его ждет. Обычно люди, попадая в трудности, жалуются на Бога, и говорят: “Где же Бог? Если Он есть, то почему Он допустил, чтобы я так заболел? или потерял работу?”. Но Иисус, зная о том, что Ему предстоит, называет Бога отцом. Если бы Бог не слушал наши молитвы, не было бы смысла молиться. Когда мы молимся, мы должны знать, что Бог – наш Отец, самое близкое к нам существо. Когда мы переживаем трудности и страдания, Он находится там вместе с нами. *

Принцип 2: “все возможно Тебе”. Если Бог не в силах исполнить нашу просьбу, тогда тоже нет смысла молиться. Но Иисус верил, что Бог имеет всемогущую силу. Принцип 3: “пронеси чашу сию мимо Меня”. Это принцип честности. Надо честно рассказать Богу суть своего конфликта. Иисусу действительно не хотелось страдать за грехи мира. Он не стал это таить, но принес Богу в молитве. Фил.4:6,7 говорит:

“Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе”.

Если мы открываем Богу свои истинные желания, приходит мир Божий, который хранит наше сердце.

Принцип 4: “но не чего Я хочу, а чего Ты”. Этот принцип – кульминация молитвы Иисуса. Иисус желает поставить святую волю Бога выше своей человеческой воли. Часто наша молитва протекает только в рамках “дай” и “благослови”. Сейчас мне труднее всего научить сына вместо “я хочу” говорить “дай пожалуйста”. Поэтому, по моему мнению, молитва типа “дай” намного лучше, чем не молиться вообще. Но молитва нужна не для того, чтобы выпросить у Бога какое-то благо. Молитва – это общение с Богом. В молитве мы не только говорим, чего хотим мы, но также слушаем, чего хочет Бог.

В молитве Иисус не просил у Бога материальных благословений, но просил самого большого благословения – разделить сердце Бога и исполнить Его волю. Это была трудная борьба. Но Он не бросал ее, Он молился, пока не одержал победу. Перед нами тоже стоят конфликты и трудные решения, но они не сравнятся с теми, что стояли перед Иисусом. Поэтому мы тем более можем в молитве найти от Бога ответ, поддержку и победу.

Дьявол искушает людей, чтобы говорили о Боге и знали о Боге, но при этом не имели личных отношений с Ним. Но Бог призывает иметь общение с Ним (1Ин.1). Общение – значит иметь общие мысли, общие ценности, общее направление. Если мы действительно ищем близких отношений с Богом, мы увидим, насколько блага и прекрасна Его воля, и насколько мелочна – наша. В присутствии Бога у нас тоже появляется конфликт – чья воля да будет? Нам хочется контролировать все самим. Но Бог дал прекрасное обещание: Он Сам будет содействовать ко благу тем, кого Он избрал. Хотите ли вы, чтобы все в вашей жизни вело ко благу? Настоящая молитва – это просьба, чтобы Бог был хозяином ситуации.

Что в это время делали ученики? Посмотрим стихи 37,38:

“Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна”.

Пока Иисус боролся в молитве со своей смертельной скорбью, ученики спали. Лука подсказывает нам, что они уснули от печали. Их печалили слова Иисуса, что Он умрет, и особенно Его предсказание об отречении Петра. Ученики были настолько поглощены своей печалью, что не могли участвовать в скорби Иисуса и молиться с Ним. Как часто мы засыпаем от печали! Пророк Иона, убегая от Бога, тоже пытался справиться с тяжестью на сердце при помощи сна. Он спрятался в трюм корабля и умудрился крепко спать даже во время девятибального шторма. Пророк Илия, когда отчаялся, после молитвы заснул, так что ангелу пришлось прийти и разбудить его. Надо бы ангелам иногда заходить и в наши молитвенные комнаты. Иисус понял сердце учеников, что они не могут поддержать Его в молитве, потому что еще не понимают серьезности происходящего. Поэтому Он указал им другую причину для молитвы: чтобы не впасть в искушение. Они должны были молиться хотя бы ради самих себя. Есть большая разница – молиться или спать. Кто не молится, тот не имеет силы противостать искушениям. “дух бодр, плоть же немощна”. Иисус сказал это не для того, чтобы мы оправдывали грех немощью своей плоти. Бог в любом случае ненавидит грех, и еще Каину сказал господствовать над грехом. Здесь Иисус говорит именно о том, как господствовать – не человеческой силой, но силою духа. Стихи 2Кор.10:4,5 говорят:

“Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы 5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу”

Когда мы молимся, пленяя собственные мысли в послушание Христу, Бог дает победу над грехами, привычками и слабостями, с которыми мы не могли бороться. Хотя плоть немощна, мы должны помнить, что дух бодр. *

Прочитаем стихи 39, 40: “И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. 40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать”.

Согласно 40-му стиху, симптом духовного сна – это если человек смотрит отяжелевшими глазами и не знает, что отвечать. Если вам знакома эта картина, делайте выводы. Иисус снова молился, и с каждой молитвой Его решение исполнить волю Бога крепло. Он подчинил Свои обстоятельства плану Бога. Ученики тем временем продолжали спать, и таким подчиняли себя печали и страху.

Мы должны серьезно решить, кого мы сделаем хозяином своей ситуации. Если вы не хотите, чтобы в решающий момент ваши глаза отяжелели и ситуация стала управлять вами – подчините ситуацию Богу в молитве, как это сделал Иисус.

Эпизод 3. Арест Иисуса (результаты молитвы)

После того, как Иисус помолился в третий раз, Он снова пришел к ученикам. Стихи 41,42 говорят: “И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. 42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня”.

Настойчивая молитва принесла свой результат – Иисус здесь уже не скорбит и не ужасается, Он окончательно укрепился в решении исполнить волю Бога. Ученики же только продирали сонные глаза, и последующие события окончательно сбили их с толку. Прочитаем стихи 43-46: “И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. 44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. 45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. 46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его”.

Тяжелее всего для человека – переносить предательство близкого человека. Но Иисус, победив в молитве, мог спокойно встретить предателя Иуду и не морщиться, когда тот приветствовал Его поцелуем.

Посмотрим стихи 47-52: “Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. 48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. 49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. 50 Тогда, оставив Его, все бежали. 51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. 52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них”.

В этих стихах мы ясно видим разницу между результатами молитвы и результатами сна. Один ученик (это был Петр) ринулся в бой за Иисуса. Наверное, он еще не совсем проснулся, поэтому вместо головы отрубил только ухо. Но Иисус, хотя Его и арестовывают, стоит среди этой толпы как хозяин и как учитель. Он обличил их, чтобы открыть им путь к покаянию. Также Он четко интересовался исполнением Божьего слова. Он сказал: “…да сбудутся Писания”. Для Иисуса это значило, что все идет по плану и Его миссия искупления грехов человечества будет исполнена. Но когда это слово услышали ученики, они не ободрились, а разбежались. Один юноша даже убежал нагой, оставив покрывало в руках воинов. Говорят, что это был Марк, автор этого Евангелия. Каждый из нас должен иметь с Богом тесные отношения через молитву. От этого зависит, что произойдет, когда придет испытание – мы будем хозяевами положения, как Иисус, или в позоре убежим нагими.

Я много раз убеждался в действии молитвы. Настоящая молитва – это всегда борьба. Но Бог дал узнать победу молитвы.

На конференции в Турции Бог помог мне восстановить первую любовь с Иисусом. Но сразу пришло искушение. Когда мою фирму закрывали, директор всем предлагал некую сумму денег, чтобы написали заявление по собственному желанию. Мне не предложил ничего более, чем я уже заработал, чтобы вынудить поехать во Францию. Поехав туда на три недели, я бы заработал немного больше, чем он предлагал другим просто так. Возможно, он думал, что таким образом сможет управлять мною. Конечно, если думать только о деньгах, то лучше было поехать. Но у меня стоял выбор: кого сделать хозяином ситуации? Деньги или моего Господа Иисуса Христа? Мы с п.Анной вместе помолились по телефону, и Господь победил.

Сейчас, когда я без работы, мне тоже больше хочется не молиться, а спать. Наверное, у кого-то из вас похожая ситуация сейчас или была раньше. Но я верю, что Господь, наш Отец, Бог всемогущий, управляет всеми событиями. Поэтому хочу искать Его волю в молитве.

Сегодня мы узнали о молитве и ее результатах. Молитва – это наше оружие, которое делает Бога хозяином ситуации. Иисус доверял Богу, поэтому молился, поэтому устоял. Ученики доверяли себе, поэтому не молились, поэтому убежали. На нас двигаются обстоятельства, которые сильнее нас. Но у нас есть выбор, который мы можем сделать: погрузиться в спячку или молиться. Мы можем в молитве подчинить Богу свою жизнь, наши университеты и города, нашу страну, и Бог будет действовать в нашей жизни. Давайте станем людьми молитвы, наполненными Божьей уверенностью и силой.