“Ибо и Сын Человеческий”
ИБО И СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
Ключевой стих 10:45
“Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”.
По пути в Иерусалим, Иисус стал снова говорить о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении. Иисус хотел, чтобы ученики поняли истинное значение Его смерти и воскресения. Но ученики, мечтавшие о получении мирских благ в царстве Мессии, не могли принять слова Иисуса о страданиях и смерти. Вместо этого Иаков и Иоанн просили разрешения сесть одному по правую сторону, а другому по левую в славе Иисуса. Воспитание Иисуса казалось напрасным. Несмотря на это Иисус продолжал учить, что означает стать истинными слугами Бога. В 45-ом стихе Иисус говорит: “Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. “ Пусть Бог научит нас служению Иисуса.
I. Иисус вновь предсказывает Свою смерть (32-34).
Автор Евангелия описывает краткое путешествие Иисуса по северу Галилеи. После этого Иисус отправился на юг, в Иерусалим. где Его ожидала мучения смерть на кресте. В это трудное время Иисус продолжал посещать агнцев, одного за другим, и поддерживал их слабые сердца словом Бога, дабы они укреплялись в славной надежде на Царство Небесное. До последнего момента Иисус заботился о Своих агнцах. Описанные события напоминают нам слова Иисуса из Евангелия от Иоанна 10:11: “Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец”. Иисус знал, что благодаря Его смерти и воскресению народ, сидящий во тьме, обретёт живую надежду на царство Бога.(Мат.4:16) Однако всемирная спасительная миссия суть страданий и смерти Иисуса Христа. Как задолго до этого предрекал Исаия, Иисус шёл навстречу кресту, как ведомая на заклание овца.(Ис. 53: 7) Иисус должен был Сам совершить Свою миссию. Он был совсем один. А что же ученики?. Они недоумевали, потому что-то слишком необычное было в их Учителе. Иисус, подозвав двенадцать, стал говорить им, что должно случиться с Ним в Иерусалиме. Два раза до этого Он уже говорил им о Своих страданиях и смерти. Первый раз это было после исповеди веры Петра.(8:29-32) Второй раз – после Преображения. Смерть и Воскресение Иисуса было исполнением Божьей воли искупления мира. (9:9,31-32) Учение о смерти и Воскресении прозвучало для учеников уже в третий раз.
Взгляните на 33,34 стихи. “И Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.» Почему Иисус так настойчиво делился с ними Своим предвидением скорой смерти и Воскресения? Он заранее подготавливал их к наступающим мрачным дням. Он хотел, чтобы ученики не падали духом, но думали об услышанном и имели веру, даже когда первосвященники и книжники приговорят Его к смерти, а их подвергнут преследованиям. Иисус предвидел, что после Воскресения ученики станут славными свидетелями Его смерти и Воскресения. Иисус говорил об этом, потому что Его смерти предстояло стать выкупом за грех мира. С Его Воскресением низверглась сила смерти и греха. В мир вошла живая надежда на Царство Бога через веру в Иисуса Христа, как и было предсказано пророками в Ветхом завете. Поэтому ученикам нужно было понимать глубокое значение смерти и воскресения Иисуса Христа. Когда Иисус предсказывал Свою смерть и Воскресение, Он надеялся, что ученики хоть немного откроют духовные глаза и увидят Божью волю искупительной истории. Но для них это вопя Бога была непостижима. Чему можно научиться через смерть и воскресение Иисуса Христа?
Во-первых, через смерть и воскресение Единородного Сына мы можем увидеть, что Бог есть любовь. Бог – Создатель, поэтому Он с полным правом мог уничтожить всё грешное человечество, выбросив его вон, как выбрасывает часовщик сломанные часы. Но Бог не применил насилие. Наоборот, Он намеривался спасти человечество через Своего Единородного Сына Иисуса Христа, потому что Бог есть любовь. В Первом послании Иоанна 4:16б говорится: “Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём”. Евангелие от Иоанна 3:16 гласит: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”.
Бог отдал Своего Единородного Сына, чтобы спасти нас от наших грехов. Любить своего единственного сына легко, но отдать своего единственного сына не сможет ни один человек. Но Бог отдал Своего Единородного Сына за грехи мира. Этот факт даёт нам безусловную веру в то, что Бог есть любовь. Бог любит нас. Если кто из вас хочет увидеть любовь Бога, посмотрите на жизнь Иисуса и Его страшные страдания и смерть на кресте. На кресте мы увидим любовь Бога к нам. Бог отдал Своего Сына на смерть, потому что Он любит нас. Тот, кто знает: Бог есть любовь, может преодолеть всё в мире. В первом послании Иоанна 5:5 говорится: “Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?”
Во-вторых, осознав смерть и Воскресение Иисуса, мы можем научиться Его повиновению. Божья воля заключалась в том, чтобы через Сына совершилась искупление мира от грехов. Божья воля по отношению к Сыну требовала абсолютного повиновения вплоть до смерти на кресте. Какое трудное испытание выпало на долю Иисуса! Всякий человек хочет жить вечно. Никто не хочет умирать. В результате грехопадения человек стал мятежным. Неповиновение -это дух, царствующий над человечеством. Все родители искренне любят своих детей и желают самого лучшего в их жизни, но на протяжении веков возникает проблема “Отцов и детей”. Дети часто не слушают своих родителей, потому что дух неповиновения и противоречия действует в них. Они упрекают родителей: “Что ты меня всегда учишь как жить? Не лезь в мою личную жизнь?” Что же сделал Иисус? Иисус подчинился воле Своего Отца. Воля Отца была в том, чтобы возложить всё бремя греха на Своего Сына и распять Его на кресте, как преступника. Как трудно было Сыну повиноваться такой воле Отца. Но Иисус подчинился. Повинуясь, Иисус взял на Себя все страдания, осуждения и в конце концов смерть на кресте. Иисус смог принять волю Отца потому, что Он любил Бога. В Евангелие от Иоанна 14:15 написано: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди”. В 14:21а Иисус говорит: “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня.” Повиновение приносит добрые плоды. Через повиновение воле Бога Иисус мог спасти нас.
II. “Ибо и Сын Человеческий…” (35-45)
Во-первых, политические амбиции учеников.(35-41) Как отреагировали ученики на предсказание Иисуса о смерти и воскресении? Довольно грубо. Иисус надеялся найти в них утешение в предчувствии тяжёлых испытаний, но учеников раздирали амбиции. Взгляните на 35 стих. “Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим”. Видя полное безразличие к Себе, Иисус, не пал духом, но как бы ничего не замечая, спросил: “Что хотите, чтобы Я сделал вам?” Они отвечали: “Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей.” Вот это да! Стремления Иакова и Иоанна были просто чудовищно огромны. Вероятно, они полагали, что Иисус построит Земное Царство Мессии. Они думали что царство Мессии – могущественнейшая из всех земных империй, которой покорны все цари и народы. Они хотели занять места князей, которые восседали бы на своих почётных тронах по правую и по левую стороны от престола грозного монарха. Ученики не знали, что тогда было на сердце их Наставника. Иисус хотел воспитать из них духовных пастырей, которые любили бы истину и жили бы по воле Бога. Он принимал все слабости учеников. Иисус омыл ноги учеников, чтобы научить их духовному смирению. Иисус хотел сделать их светлыми Апостолами, через которых лилась бы в мир Божья воля спасения. Но ученики не подозревали об этом. Они не представляли, кто такие мирские политики.
Может быть, им хотелось просто испытать чувство славы от восседания на престоле справа или слева от царя? Если внимательно посмотреть на их характеры, то окажется, что они горели желанием стать правителями мира. Одержимые мыслью о своём господстве, они претерпели настоящие муки из-за превосходства Петра и его прирождённого таланта быть первым. Читая другое Евангелие, мы видим, как Иаков и Иоанн посылают свою мать попросить у Иисуса право сидеть по правую и левую руку.(Мат.20:21) Иаков и Иоанн были отвратительными эгоистами. Их раздирала ревность. В действительности же любой человек имеет стремление к славе, потому что Бог сотворил человека по образу Своему, стать таким же великим и окружённым всемирным почётом. Однако в последние годы любовь к деньгам отняла у большинства людей желание славы. В наше время число почитаемых людей уменьшается. Когда человек имеет желание быть почитаемым человеком, он сможет вырасти в образ Бога. Когда мы имеем святое желание быть славными людьми Бога, мы можем преодолеть себя и быть верными Богу. Чтобы стать великим, нужно прежде всего знать, что за это необходимо заплатить. Чтобы показать ученикам, чего это стоит, Иисус сказал так: “Не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?”. (38) В слово “чаша” Иисус вложил смысл предстоявших страданий и скорбей, а в слово “крещение” – смерть на кресте. (Мат.26:39; Рим.6:4) Чтобы быть великим человеком в глазах Бога, нужно много заплатить. Но ученики незадумываясь ответили: “Можем”. Их слово “можем” было грёзой. Они были готовы на всё, чтобы занять почётное место на престоле по правую и левую сторону от Иисуса.
Иисус сказал им: “Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.” Этими словами Иисус говорит, что слава или власть дана тем, кто заслуживает.
Взгляните на 41 стих. “И, услышавши, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна”. Они были возмущены не потому, что Иаков и Иоанн поступили слишком некрасиво перед Учителем, а потому что были ущемлены их претензии. Им, ничуть не меньше чем Иакову или Иоанну, хотелось получить славу и власть. В этом отрывке написано, как Иисус помогал ученикам, объясняя им, какую большую цену нужно заплатить, чтобы получить славу и власть. Мы можем хорошо служить другим, когда в нас есть возвышенное желание быть окружёнными почётом.
Во-вторых, служить или быть господином. (42-44) Иисус знал и трагедию всех времён и народов, когда общество заставляет человека жить по законам, провозглашающим господство денег и мечей. Знал Он и то, что ученики завидуют военной форме римских солдат: латам и шлемам, играющим золотыми лучами на солнце. Он знал, что им хотелось получить довольно солидное и прибыльное местечко, как у римских правителей. Но Иисус сожалел, что ученики не знали, кто истинно велик в истории.
Взгляните на 42-ой стих. “Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.” Иисус говорит, что политики, которым служат люди, отнюдь не велики. Каждый из них, в отдельности взятый, представляет собой то, что называется необходимым злом. Мы должны знать: те, кто хочет получать служение от других, являются жалкими и бесполезными. Но те, кто служит Богу, истинно велики в глазах Господа, хотя они получают страдания из-за служения другим. И они подлинно счастливы. Истинно великий человек тот, кто служит Богу и своему народу. Царь Давид был великой личностью, потому что он служил Богу и народу. Взгляните на стихи 43, 44. “Но между вами да не будет так; а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.” В глазах людей это истина смешна и глупа. Но это Божия истина, которая ведёт нас к плодотворной и счастливой жизни.
В-третьих, “Ибо и Сын Человеческий…” (45). Взгляните на 45 стих. “Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.” Иисус – Сын Божий. Но Он пришёл в этот мир не правителем. В Евангелии от Луки 9: 58 написано так: “Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову”. Он пришёл пастырем и слугой. Его ремесло: плотничество – было непритязательным. Таким образом, Иисус стал Смиренным слугой. Он стал таким, чтобы служить самым различным людям. Иисус учит нас, какими людьми мы должны быть, чтобы служить Божьему стаду агнцев.
Четвёртое, «чтобы отдать душу свою.. .». (45) 45-ый стих является ключевым стихом всего Евангелия от Марка. Иисус пришёл в наш мир, чтобы отдать Свою душу для искупления многих. Кто может понять любовь Бога к нам! Иисус сказал: “Я пришёл, чтобы отдать душу Свою для других”. По рассуждениям современных людей, отдать что-нибудь, особенно свою жизнь звучит просто смешно. Но искупление человечества происходит именно от слова “отдать”. Евангелие от Иоанна 3:16 гласит: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Иисус знал волю Отца по спасению мира. Эта воля была “отдать Своего Единственного Сына” в качестве искупительной жертвы. В мире много людей, которые хотят минимально вложить, а получить как можно больше. Они всего-навсего игроки, которые в конце концов останутся ни с чем.
Иисус сказал в Евангелии от Иоанна 12:24: “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода.” Иисус отдал Свою жизнь за наши грехи. Благодаря этому Он дал нам живую надежду, вечное спасение и Царство Небесное. Счастье человека не в эгоизме, но в возрождающей к жизни жертвенности. Мы можем пробовать проповедывать или служить другим, отдавать столько сколько можем, но прежде мы должны знать, что там, где человек не отдаёт свою душу, ничего не может произойти.
Взгляните ещё раз на 45-ый стих. “Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”. Служение Иисуса заключалось не только на исцелении больных и проповедовании о наступающем Царстве Бога. А в том, чтобы отдать Свою душу для искупления многих. Это действительно святая история, выше нашего понимания, что наш Господь Иисус отдал душу Свою за наши грехи. Как мы знаем, что выкупом за пленника сатаны может служить только кровь. Иисус должен был отдать Свою драгоценную кровь для искупительной жертвы за нас. Иногда мы сомневаемся: почему нужно так много терять, чтобы служить другим занятиями Библии. Но главное -это помнить, что Бог отдал Своего Единородного Сына, чтобы спасти грешников, в конце концов чтобы стать искупительной жертвой для всего человечества. Пусть Бог щедро благословит нас, чтобы мы научились служению Иисуса Христа.