head
Університетська Біблійна Співдружність

“Денежный дар вдовы”


ДЕНЕЖНЫЙ ДАР ВДОВЫ

От Марка 12:35-44

Ключевой стих 12:44

“Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.”

Когда один книжник скромно и откровенно подошёл к Иисусу и спросил у Него о первой заповеди, Иисус открыл ему суть всей Библии, сказав: “Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый. И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот, первая заповедь. Вторая подобная ей, возлюби ближнего твоего, как самого себя.” Через эти слова Иисуса мы научились тому, что, во-первых. Бог есть Господь единый. Который сотворил вселенную. Во-вторых, самая главная заповедь Бога это любить Господа Бога всем сердцем, и всей душой, и всеми силами. В-третьих, имея Божию любовь в нашем сердце, нам нужно любить ближнего, как самого себя. Эти три истины служат основой духовного порядка. Когда мы обращаемся к истории человечества XX века, мы сразу же видим, как люди, особенно интеллигенты, пытались построить совершенное общество, надеясь на человеческие способности, на доброту и любовь. Они говорили: “Человеческие возможности велики, давайте любить друг друга. Давайте любить ближнего, развивать человеческие способности, и тогда мы построим на земле рай”. Во многих церквях говорили только о любви к ближнему, то есть верующие интересовались только тем, как иметь хорошие отношения с людьми, как обрести радость, как помогать друг другу, и как добиться обеспеченной жизни. Но они забывали Господа Бога и строили новую человеческую религию, только без Бога. То есть, люди забыли первую заповедь, пытаясь соблюдать только вторую. Но без Господа Бога, без любви к Нему они не могли решить основную проблему человечества. Теперь мы чувствуем необходимость напомнить людям Божию истину. Мы имеем чувство ответственности за то, чтобы провозглашать Библейскую истину. “Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый. И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всею разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот первая заповедь”. Пусть наш милосердный Бог сохранит в нашем сердце эту главную заповедь во веки веков. В сегодняшнем отрывке Иисус говорит нам о том, как понять духовную реальность, и как наилучшим образом можно угодить Господу Богу.

I. Иисус—Сын Давидов (35-40)

Когда Иисус учил в храме. Он спросил: “Как говорят книжники, что Христос есть сын Давидов?”(35) Книжники были традиционно религиозными людьми. В особенности они были людьми, которые ожидали пришествия Мессии, Который спасёт свой народ от страданий. Но они не видели Христа в Иисусе, потому что их духовные глаза были закрыты. Они думали, что Христос будет таким же сильным царём, как и царь Давид. Мы редко видим людей, подобных молодому книжнику, который истинно верил в Слово Божие. Но в Библии есть примеры таких людей. Например, когда мы изучаем Евангелие от Луки, то встречаемся с одним старым человеком по имени Симеон. Он ждал пришествия Мессии. В своей постоянной молитве он был убеждён Святым Духом, что не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня. И он пришёл по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он увидел в Младенце Иисусе Спасителя мира. (Лук.2:28)

Симеон получил благословение Бога, говоря: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля.”(Лук.2:29-32) Симеон был старым человеком. Младенец Иисус был совсем маленьким новорожденным ребенком. Смешно было наблюдать, как старый человек Симеон преклонялся перед Младенцем. Но Симеон имел духовные глаза, чтобы видеть в Младенце Христа. Симеон мог поклониться Иисусу и был рад умереть, потому что он увидел Христа собственными глазами. В Библии про него написано так: “Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём”. (Лук.2:25) Через Симеона мы можем узнать о том, как мы можем стать духовными людьми, которые видят святой Божий мир.

Во-первых, Симеон был благочестивым и праведным человеком. Что такое благочестие? Благочестие не означает светлое лицо, или длинную красивую одежду, или жизнь в пустынном месте. Это слово означает жизнь, благословляющую и любящую Господа Бога. Благочестие означает соблюдать Божью первую заповедь: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоем, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всем крепостию твоею”. После того, как Бог спас нас Кровью Иисуса Христа, мы должны жить перед Ним благочестивой и праведной жизнью.

Во-вторых, Симеон ожидал утешения Израилева, то есть пришествия Мессии. Он страдал из-за боли, которую испытывал его народ. Он любил свой народ. Он молился Богу о том, чтобы Тот послал Спасителя, Который утешит его народ. Сердца Симеона мучилось страданиями его народа. Симеон всем сердцем ожидал исполнения Божьей воли. То, чего человек ждёт, характеризует жизнь этого человека. Чего мы ждём в нашей жизни? Мы ждём, чтобы Царство Бога настало в нашем мире и на Украине. Мы очень ждём, чтобы Бог изменил нас так, чтобы мы стали благочестивыми и праведными людьми Бога. Мы стремимся к тому, чтобы Бог воспитал 1,000 матерей молитвы и послал их по всему миру. Симеон так сильно ждал Духом Святым пришествия Мессии, что Бог не позволил ему умереть, пока он не увидит Христа. Бог оправдывает ожидания Своих детей.

В-третьих, Симеон был исполнен Святым Духом. Исполнение Духом Божьим–результат его благочестивой и праведной жизни, стремящейся к исполнению Божьей воли. Для того, чтобы служить Богу и Его делу, нам необходимо исполняться Святым Духом. Воскресший Иисус сказал ученикам: “Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарин и даже до края земли. “(Деян. 1:8) Когда ученики Иисуса Христа начали жить благочестивой и праведной жизнью и ожидали пришествия Святого Духа, обещанного Господом Иисусом, в молитве. Бог поспал им Своего Духа и силу, и ученики стали святыми апостолами, которые изменили течение истории всего мира. Но фарисеи и книжники были крепко связаны с мирскими делами. Они были равнодушны к духовной реальности, особенно к обещанию Бога послать Мессию – отрасль от корня Иессеева. (Ис.11:1) Они по обычаю учили народ тому, что Мессия придёт, чтобы освободить их от неволи. Но на самом деле они не ждали пришествия Мессии. Когда Божие время пришло. Бог послал в этот мир Единородного Сына Спасителем мира. Но они смотрели на Иисуса мирскими глазами и ненавидели Его, думая о том, что Младенец в хлеву не может стать Спасителем мира. По их суждению Младенец Иисус в хлеву не может победить даже одного римского солдата. Поэтому они отвергали Иисуса.

Взгляните на стихи 38-40. “Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах; сии, поядающие домы вдов и напоказ долго мелющиеся, примут тягчайшее осуждение”. Книжники не жили благочестивой жизнью. Они жили не перед Богом, а перед людьми. Поэтому они не могли видеть духовную реальность. Иисус хотел помочь им открыть духовные глаза. Взгляните на 36 стих. “Ибо Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”. Давид знал, что Бог пошлёт Спасителя через его потомков. Но он не называл Иисуса своим пра-пра-внуком. Царь Давид получил откровение от Святого Духа, что Иисус Христос был в начале, и есть Бог и будет в образе Человека через своих потомгов, чтобы спасти людей от власти сатаны. Давид называл Его Господом, что означает: Мессия есть Царь царей и Господь господствующих. Иисус вновь спросил книжников: “Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?” (37) Иисус хотел сказать что духовный мир познаётся не путём человеческой мудрости, а с помощью Святого Духа.

II. Она положила всё, что имела (41-44)

Когда Иисус вошёл в Иерусалим, Он осмотрел всё в храме и на следующий день Он очистил храм на глазах религиозных лидеров, которые имели политическую власть и силу.(11:15) Поэтому ученики Иисуса были напуганы действиями Наставника, показывающими Его авторитет и силу. Пётр был исполнен человеческой жаждой к власти и силе, какую имел Иисус. Особенно, когда ученики, наивные деревенские люди, вошли в Иерусалим, столицу страны, где соприкасаются политическая власть, религиозная красота и человеческие мечты, и где молодые люди носят роскошные и непонятные одежды, наслаждаясь исполнением своей мечты, они сразу же потеряли духовное направление. Они увидели проходящих мимо книжников в длинных блестящих одеждах, со всех сторон принимавших поклоны и приветствия на народных собраниях. Они увидели священников в величайшем Иерусалимском храме, которые выглядели как истинные слуги Бога. Каждый из 12 учеников, решив стать слугами Бога, хотел сидеть на месте первосвященника, который получал тогда признание, уважение и служение от людей. Они завидовали плавным возвышенным речам мудрых людей. Но одновременно смотря на себя, они чувствовали себя не в своей тарелке. Ученики молча посматривали друг на друга, на свою грязную старую одежду с многочисленными заплатами. Иисус понимал состояние, в котором находились Его ученики, и предупредил их, сказав: “Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях”. Но это слово Иисуса уже не могло дойти до сердец учеников. Иисус чувствовал необходимость учить их истинному служению Богу и тому, что Бог хотел получить от них.

Взгляните на 41 стих. “И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.” Иисус вывел учеников из храма и сел вместе с учениками перед храмом, где можно было хорошо наблюдать сокровищницу. Когда ученики смотрели на то, как люди кладут деньги, они вновь сильно удивлялись. Богатые люди стояли гордо и вынимали пачки денег из своих мантий и медленно клали их в сокровищницу. Когда ученики Иисуса Христа увидели пачки денег, они чуть не сошли с ума. Они никогда даже не прикасались к такой огромной сумме денег. Но богатые люди клали большие пачки денег в сокровищницу, как будто они давали детям на мороженое. Ученики могли бы быть искушены этими деньгами, потому что они достаточно страдали из-за бедности. Когда одна бедная вдова положила две лепты, что составляет примерно несколько сотен рублей, они совсем не обратили на неё внимания. Иисус очень хорошо понимал Своих учеников, то что они любили пачки денег, поэтому Он не стал упрекать их, говоря: “Почему вы так сильно любите деньги?” Вместо этого Он сказал им о Божьей истине.

Взгляните на стихи 43,44. “Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.” В этих стихах мы учимся сердцу Иисуса. Мы учимся системе ценностей Иисуса. Иисус сказал, что богатые клали от избытка своего. Но вдова положила всё, что имела, всё пропитание свое. Здесь мы узнаём, что богатые люди гордо клали деньги в сокровищницу. Но вдова положила в сокровищницу своё сердце. Ученики видели только сумму денег, но Иисус видел сердце человека. Нам нужно думать о сердечном денежном даре вдовы. Сердечный дар вдовы может выражать наше покаяние перед Богом. Однажды царь Давид серьёзно согрешил перед Богом. Но он пришёл к Богу и скромно и искренно просил прощения грехов до тех пор, пока все его кости не стало ломить. Он сказал в Псалме 50:3,4: “Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха очисти меня.” Потом он сказал в Псалме 50:19. “Жертва Богу дух сокрушенный; сердце сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Боже.” Бог принял сокрушённое сердце Давида и позволил ему и дальше оставаться царем своего народа. Сердечный денежный дар вдовы может быть выражением истинной любви к одному ближнему.

Как Бог любит нас, так Он любит и наших ближних. Но мы пока только познали любовь Бога к нам. Бог хочет, чтобы все люди познали великую любовь Бога и имели жизнь вечную. Поэтому мы можем принести сердечный дар вдовы через то, что будем любить одного ближнего. Один пастырь помогал трудному агнцу. Этот пастырь всем сердцем служил ему с любовью Бога. Но агнец не перестал наслаждаться грехом и убежал от Бога, оставив глубокую рану в сердце пастыря. Но этот пастырь не ругал своего агнца и целый месяц постился за него, чтобы он мог получить спасение. Это действительно удивительная и горько-красивая история, произошедшая в нашем эгоистичном мире. Этот пастырь мог сделать это потому, что он любил Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя. Этот пастырь принёс сердечный денежный дар вдовы, который угождает Богу. Наш Бог хочет, чтобы у нас было именно такое сердце. Для нас сердечный денежный дар вдовы может быть изучением Библии 1:1. Мы не можем приносить Богу пачки денег, но мы можем помогать одному агнцу через изучение Библии 1:1. В наши дни, когда мы проповедуем Евангелие в ВУЗах, мы почти не встречаемся с теми, которые принимают нас со словами: “О, слава Богу, я давно хотел изучать Библию!” Наоборот, студенты хмурятся и волчат, будто они увидели что-то страшное. Поэтому только тогда, когда мы принесём Богу всё наше сердце, мы сможем проповедовать Евангелие через изучение Библии 1:1.

Христианство началось не в дворцовой роскоши, а в хлеву, на который никто не обращал внимания. Иисус избрал 12 учеников из числа самых обыкновенных людей, но именно тех, у кого было искреннее сердце. Христианство было действительно живым и действенным тогда, когда верующие вынуждены были жить в пещерах и катакомбах из-за гонений мира. Люди рождались, женились и заканчивали свой земной путь в катакомбах, искренне и всем сердцем служа Богу. Такая сильная вера победила Римскую империю, и в конце концов император Константин принял христианство государственной религией. Но, к сожалению, все беды начались именно с этого момента. В катакомбах был оставлен дух христианство, и верующие начали с того, что стали строить самую красивую церковь. Духовные лидеры сменили простые одежды на одеяния, своей красотой превосходившие одеяния Римских императоров. Церковь по своим богатствам и роскоши стала сравнима с Римской империей. Эта церковь уже любила не сердечный денежный дар вдовы, а пачки денег, которые давали богатые люди. Это очень грустная история, которая произошла с церковью. Иисус сказал: “Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”. (Мк.10:45) Это и есть суть и дух христианства.

Иисус Христос Сам принес Богу сердечный денежный дар вдовы и отдал Свою душу для искупления грешников и открыл нам путь к вечной жизни. Не каждый может жертвовать пачками денег, но каждый может принести сердечный денежный дар вдовы. История жизни происходит только там, где принесён сердечный дар вдовы. Бог призывает не мудрых по плоти, не сильных, не благородных. Он благословляет людей, которые имеют сердце, любовь и дух христианства. Бог не хочет, чтобы мы служили Ему формально, как книжники. Но Он хочет, чтобы, как сказано в Библии (Откр.3:16), мы были либо горячими, либо холодными. Бог хочет, чтобы наше сердце горело любовью к Богу и служением людям. Бог хочет, чтобы мы принесли сердечный денежный дар вдовы. Пусть Бог благословит нас, чтобы мы жили благочестивой и праведной жизнью. Пусть Бог наполнит нас Святым Духом, чтобы мы смогли увидеть духовную реальность и служить Богу всем сердцем.