“Я есмь воскресение”
Я ЕСМЬ ВОСКРЕСЕНИЕ
Ключевой стих 25
“Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет”
В наши дни есть много верующих в воскресение Иисуса, вера которых основана на богословских доводах. Поскольку править и повелевать мыслями людей стали прагматизм и маммонизм, большинство людей потеряли веру, что человек – существо бессмертное. Все они стали плотью, утратили в своем сердце понимание духовной реальности. Они живут во времени и пространстве, которые временны. Они не живут верой в воскресение. Те, кто не живет верой в воскресение, не знают Бога. Те, кто не живет верой в воскресение, хотят жить вечно в этом мире с помощью мудрости и денег. В результате они становятся беспокойными, нервными, фаталистичными, эгоистичными и бессердечными. Вот почему Иисус хотел насадить в сердца погибающих душ веру в воскресение. Иисус сотворил много чудесных знамений, чтобы люди увидели их и поверили в них. Но апостол Иоанн записал в своем Евангелии только семь из них. Первое – превращение Иисусом воды в вино (2:1-11). Второе – исцеление сына царедворца (4:46-54). Третье – исцеление паралитика (5:1-9). Четвертое – насыщение 5 000 (6:1-15). Пятое – хождение Иисуса по воде (6:16-21). Шестое – исцеление слепорожденного (9:1-12). Седьмое – это воскрешение Лазаря, которое записано исключительно в Евангелии от Иоанна (11:1-44). Воскрешение Лазаря – это последнее знамение в Евангелии от Иоанна, и говорят, что оно самое великое, потому что это красочный образ славного воскресения Иисуса, дающего живую надежду всему человечеству. Сегодня Иисус желает насадить веру в воскресение в наших сердцах.
Первое, семья Лазаря (1-3). В тихом селении Виффания, одном из пригородов Иерусалима, жила семья из трех человек: Марфа, Мария и Лазарь. Марфа известна как трудолюбивая женщина. Мария, согласно 12:3, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Для Марии Иисус был драгоценнее всего мира. Иисус был смыслом ее жизни, потому что в Иисусе она нашла новую жизнь. Изучая Библию 1:1 с Иисусом, Мария была полностью во внимании, и только изредка мигала глазами. Луки 10:39,40 говорит: “у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне”. Мария была очень романтичной женщиной. Многие говорят, что Мария – это, вероятно, та же женщина, что и в Луки 7:36-50. Но это не факт. Лазарь находился среди двух сестер, и был настолько болезненным, что не мог работать для содержания семьи. Не смотря на это, сестры нежно любили его, потому что он был оплотом семьи. Семья Лазаря была несчастной. Но пока с ними был Лазарь, они были счастливы, как всякая другая семья. Однако, мы не можем отрицать, что эти женщины были несчастными. Их сердца часто отягощались из-за ранней потери родителей и больного Лазаря, сидевшего дома. Ради мрачного Лазаря они решили не плакать. Но когда погода становилась мрачной, их сердца тоже становились мрачными. Когда мрачная погода переходила в грозу, а гроза в проливной дождь, они обнимались и начинали бесконечно плакать. Иногда плакала Марфа, когда Мария выглядела усталой. Иногда плакала Мария, когда казалось, что Марфа перетрудилась. Но они ощущали силу в теле, когда временами к ним заходил Иисус, чтобы изучать с ними Библию и накормить голодных учеников (Лк.10:38-42). Иисус для этой семьи, лишенной родителей, был как добрый отец.
Однажды Лазарь, всегда часто болевший, заболел особенно сильно и слег. Видя, что их брат настолько заболел, что еле дышит, сестры сильно обеспокоились. Они были сокрушены тем, что Лазарь повис между жизнью и смертью. Они прижались друг ко другу до треска костей. Но скоро в их сердце засиял лучик света. Они вспомнили об Иисусе. Без промедления они послали к Иисусу послание: “Господи! вот, кого Ты любишь, болен”. Вне сомнения, они ожидали, что Иисус придет незамедлительно и Своей чудодейственной силой исцелит Лазаря.
Второе, это для славы Божией (4). Как отреагировал Иисус на эту весть? Посмотрите стих 4: “Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий”. Здесь Иисус сказал, что это произошло, чтобы через Него явилась Божья слава. Иисус не смотрел на болезнь Лазаря как на несчастье: это была возможность явить славу Бога. Между образом мышления духовных и плотских людей есть большая разница. Наверное, самый лучший пример – это смерть Иисуса на кресте. Когда добрый Иисус умирал на кресте, многие люди видели это как самое печальное событие с момента сотворения мира. Но это было не так. Историк Лука смотрел на распятие Иисуса как на самое славное событие. Луки 2:14 говорит: “слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!”. В Иисусе ничто не может закончиться трагедией. То, что сказал Иисус, также учит нас, что мы должны жить для славы Бога как в жизни, так и в смерти. Это напоминает нам 1-е Коринфянам 10:31: “Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию”. Также это кристально ясно учит нас, что цель жизни человека в этом изменчивом мире – прославить Бога. Мы не должны зависеть от больного “Лазаря”. Мы не должны плакать из-за “Лазаря”. Мы должны жить для славы Бога. Другими словами, то, что сказал Иисус, учит нас, что человеку нужна цель жизни. Без ясной цели жизни в Боге никто не может избежать цели достижения мирской известности и богатства. Но такой стиль жизни приводит к выводу, что нужно положить свои кости и растерять свою душу только ради трехразового питания. Это потому, что их цель и смысл жизни временны, как полевая трава. С другой стороны, когда человек живет для славы Бога, Бог благословляет его и его потомков. Также Он дает человеку вечную жизнь и царство Бога в наследие. Мы должны быть хорошими студентами. Мы должны быть хорошими гражданами и честно платить налоги. Но более того, мы должны быть людьми ясной цели в Боге. Такие люди благословенны, и Бог прославляется через них.
Третье, в Иисусе нет смерти (5-16). Все таки слова Иисуса о том, что болезнь Лазаря должна показать славу Бога, были непостижимы для учеников. Ответ Иисуса слишком труден для понимания. Как болезнь может показать Божью славу? Более того, Иисус любил Лазаря. Стих 3б говорит: “вот, кого Ты любишь, болен”. Поэтому он должен был отправиться к Лазарю без промедления. Но Иисус после получения срочного известия оставался на месте еще два дня. Через два дня он сказал ученикам: “пойдем опять в Иудею”. Ученики не могли понять, почему Он оставался два дня на месте после получения вести. Также им было непонятно, почему Он побуждал их идти в Иудею, когда было уже слишком поздно что-то делать для Лазаря. Теперь Иисус собирался идти в Иудею, где Иудеи яростно противостояли Ему (10:31). Им было непонятно. Поэтому в стихе 8 они спросили: “Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?”. Ученики любили Иисуса, но у них была нерешенная проблема страха. Они смертельно боялись Иудеев, полных убийственной зависти к Иисусу. На самом деле ученики боялись не из-за Иудеев, а из-за того, что находились под властью греха и смерти. Более глубоко, они боялись Иудеев, потому что у них совсем не было веры в воскресение Иисуса. Один старик пришел к слуге Бога пожаловаться на то, что его дочь живет по вере. Но когда он противостал Божьему человеку, Божий человек его победил. Он не смог ничего возразить. Вместо этого он сказал: “Я никогда не любил свою жену. Я пришел, чтобы жаловаться на Вас. Но на самом деле у меня нет жалоб к Вам. У меня есть много жалоб на себя”. Затем он медленно исчез из поля зрения человека Божия. Страх заставляет людей ненавидеть других. Страх делает людей постоянно крайне несчастными из-за себя.
Посмотрите на стих 9: “Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего”. Вывод из этого – что как во дне по Еврейскому времени 12 часов, так и у каждого человека есть определенная продолжительность жизни. Никто не умрет, пока не истечет время, назначенное ему Богом. В 9-м стихе “днем” означает время жизни, “спотыкаться” – смерть, а “свет мира сего” – Иисуса. Ученики Иисуса были постоянно с Ним, но они были полны страха, что умрут из-за случайности или несчастного происшествия.
Посмотрите на стих 11. Иисус сказал: “Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его”. Учеников озадачили слова Иисуса, и они сказали: “Господи! если уснул, то выздоровеет” (12). Ученики считали, что здоровый сон – это лучшее лекарство для больного. Они предположили, что это обычный сон. Но Иисус имел в виду, что Лазарь умер. Здесь Иисус учит, что смерть – это не что-то страшное; это вроде немного вздремнуть. Когда мы просыпаемся после здорового сна, мы чувствуем себя прекрасно. Подобно этому, для детей Бога смерть – не страшна; это мгновенный переход от земного тела к духовному телу (1Кор.15:44б). В Иисусе нет смерти. Многие стихи Библии сравнивают смерть со сном. Матфея 9:24 говорит: “сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит”. В Деяниях 7:60 Стефан сказал: “Господи! не вмени им греха сего”. Сказав это, он почил (ср. 1Кор.15:6б). Когда мы верим в Иисуса, у нас нет страха смерти. Когда мы верим в Иисуса, в нашем сердце течет Божий мир.
Как ученики ответили на учение Иисуса? Посмотрите стих 16. Фома сказал остальным ученикам: “пойдем и мы умрем с Ним”. Это звучит так, словно Фома – храбрый солдат, решивший присоединиться к команде самоубийц ради имени Иисуса. Но, на самом деле, его слова происходили из страха от Иудеев. У всех учеников была одинаковая проблема страха. Они боялись, что Иудеи побьют их камнями до смерти. Пока ученики были боязливыми внутри, они не могли быть нормальными людьми, не говоря уже о том, чтобы быть учениками Иисуса. Ученики были боязливыми, потому что у них не было веры. Антоним веры – это не неверие, а страх. В Иисусе мы можем победить свою проблему страха. В Иисусе мы можем каждый день жить победно.
Как Иисус помог ученикам в этой ситуации? В 15-м стихе Иисус сказал: “и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали”. Иисус знал, что у них есть проблема страха. Иисус хотел, чтобы они верили в Него и могли решить проблему страха. Мы также должны помогать другим решить проблему страха через веру в Иисуса.
Четвертое, “Я есмь воскресение” (17-37). Ситуация, которую Иисус нашел в Виффании, была гротескной: Лазарь уже четыре дня назад был завернут в погребальные пелены и положен во гроб. Уже смердело. Многие Иудеи пришли из Иерусалима, чтобы утешать Марфу и Марию о потере брата. Атмосфера была печальна и под тенью смерти. Когда Иисус пришел в Виффанию, Марфа вышла Ему навстречу и сказала: “Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой” (21). Она сказала Иисусу самые печальные в мире слова, думая, что Он слишком опоздал, чтобы помочь Лазарю. Однако, она еще хотела, чтобы Иисус что-то сделал для ее мертвого брата (22).
По-человечески, Иисусу неплохо было бы ответить: “Извини, не плачь”. Но Он так не сделал. Иисус дал ей слова жизни: “Воскреснет брат твой” (23). Но Марфа не поверила в Его обещание. Вместо этого она приняла Его слова за богословское рассуждение. Она сказала: “знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день”. Мы должны верить, что будет последний день. В последний день Бог накажет нечестивых и подвергнет их вечному осуждению; с другой стороны, праведники, пролившие много слез, будут приняты в славное царство Бога.
Иисус знал, что ее знание Библии поверхностно. Более того, она дрожала от власти смерти. Марфа была фаталистичной и неверующей. Но Иисус все же дал ей самое славное обещание Бога. Прочитайте стихи 25-26: “Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. 26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?”. Это самое лучшее обещание Бога. Мы не найдем такого жизнедающего обещания ни в какой другой книге, хотя в библиотеке и есть море книг. Если мы верим в это обещание, мы живем с Иисусом вечно.
Как ответила Марфа на слова Иисуса? Марфа знала о воскресении (24), и знала, что Иисус является Христом (27). Но ее вера была не более, чем знание в голове, которое не имеет духовной силы в практической жизни, в которой она столкнулась со смертью младшего брата (21,22,24,27,39). Поэтому ее жизненная проблема осталась нерешенной. Многие на протяжении истории пытались покорить другие народы. Некоторые пытались завоевать счастье. Лучшие из людей пытались покорить свою грешную природу. Однако никто не осмелился бросить вызов власти смерти. Перед властью смерти все становятся боязливыми и отчаявшимися. И Марфа тоже. Она любила Иисуса, но на самом деле она не поверила в слова Иисуса, что Он есть воскресение. Ее теоретическое знание только заставляло ее жаловаться на любимого Иисуса. Теоретическое знание не дало ей духовной силы, чтобы победить отчаяние.
Теперь посмотрим на Марию. Когда Мария пришла на место, где был Иисус, она сказала точно то же, что и Марфа (21,32б). Она упала к Его ногам и сказала самые печальные слова со времени сотворения мира: “Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”. Она изучала Библию с Иисусом 1:1. Но она также не верила в Его слова сердцем. И теперь Мария оплакивала смерть своего брата. Все жители селения плакали. Из бюро погребальных услуг пришли профессиональные плакальщики и громко рыдали. Это было их обычаем. В любом случае, все они склонили колени перед властью смерти. Один чемпион по боксу занял титул чемпиона и на Олимпийских играх и в профессиональном спорте. Но он не знал о грозном враге, которому он не сможет бросить вызов – власть смерти. Поэтому он сказал своим большим ртом: “Я – великий!” Сейчас он страдает от болезни Паркинсона. Мария была похожа на этого чемпиона. Без Иисуса люди не могут быть победителями. Но мы имеем истинную победу в Иисусе, Который есть воскресение и жизнь. Воскресение – это победа над смертью. Иисус – единственный, кто одержал победу над смертью.
Пятое, “увидишь славу Божию” (38-44). Атмосфера была наполнена неверием. Что же сделал Иисус? Сердце Иисуса возмутилось. Посмотрите стих 33б: “…Сам восскорбел духом и возмутился”. Почему Он восскорбел духом? Очевидно, Он разделял их горе и мучения из-за смерти Лазаря. Но у Иисуса была более глубокая причина восскорбеть духом. Иисус восскорбел духом, потому что они все рыдали, побежденные властью смерти. Люди в доме Марии рыдали все громче и громче, следуя за дудочкой сатаны. Иисус печалился, что они все находятся под властью смерти.
В этой обстановке некоторые Иудеи мешали другим верить в Иисуса, говоря: “не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?” Стих 35 говорит: “Иисус прослезился”. Это самый короткий стих Библии. Но он имеет глубокое духовное значение. Иисус плачет, когда мы ожесточаем свое сердце и остаемся неверующими. Иисус плачет, когда мы погибаем под властью смерти.
Посмотрите стих 39: “Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе”. Она не могла поверить, что ее брат, умерший четыре дня назад, мог воскреснуть. Тогда Иисус упрекнул неверие Марфы, сказав: “не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?” (40).
Из этого стиха мы учимся, что мы должны отнять от своего сердца камень неверия, чтобы поверить в Иисуса, Который есть воскресение и жизнь. Также мы должны иметь сильное желание увидеть славу Божию через нашу веру и послушание.
Этот упрек вернул им силу, и они отвалили камень от входа в погребальную пещеру. Тогда Иисус стал молиться. Посмотрите стих 41б: “Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня”. Иисус верил, что Бог воскресит Лазаря из мертвых. Время от времени нам хочется делать работу Бога и удивлять других. Это движущая сила большинства христианских служителей. Но у 99,9% из них не получается удивить других своими достижениями. У них это не выходит, потому что они хотят воскресить мертвого Лазаря собственным усердием. Иисус перед тем, как воскресить Лазаря, молился. Он молился, чтобы чудо сотворил Бог, а не человек Иисус. Из этого мы учимся, что мы не можем ничего, но мы можем все, когда имеем веру Божию через молитву. Иисус воскресил Лазаря не только для того, чтобы дать мертвому Лазарю жизнь. Он сделал это, чтобы насадить в сердца людей веру в Бога. Посмотрите на стих 42: “Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня”. Когда камень отодвинули, Иисус воззвал громким голосом: “Лазарь! иди вон!” (43). И что же произошло? Посмотрите стих 44: “И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами”. Таким образом Иисус насадил людям веру, что Он есть воскресение и жизнь.
Склоним наши головы и помолимся Богу, чтобы мы смогли отнять от сердца камень неверия. Попросим Бога, чтобы мы смогли поверить, что воскресение Иисуса важнее всего мира, потому что мир когда-то пройдет и погибнет, но Божье обещание воскресения Иисуса пребывает вечно и дает людям вечную жизнь и Царство Бога в наследие.