“Если кто не родится свыше”
ИИСУС ГОВОРИТ: “ДОЛЖНО ВАМ РОДИТЬСЯ СВЫШЕ”
Ключевой стих 3:3
В третьей главе Иисус беседует с человеком по имени Никодим. У него было все, чего он хотел – честь, власть и богатство. Но все же Никодим пришел к Иисусу ночью за помощью. В этом отрывке Иисус учит нас, что человеческий успех временен, а знать духовную реальность – это все.
Также Иисус учит нас, что мы должны родиться свыше, если хотим знать духовную реальность. Пусть Бог обильно благословит вас через слушание диалога между Иисусом и Никодимом.
Первое, человек по имени Никодим (1-2). Каким человеком был Никодим? Стих 1 говорит: “Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских”. В первую очередь, Никодим был фарисеем. “Фарисей” означает “отделенный”, или “элита”. Партия фарисеев зародилась во времена Ездры и Неемии при попытках поднять страну после возвращения Иудеев из семидесятилетнего вавилонского плена. В те времена Ездра убеждал народ жить по закону Бога, превозмогая грешные желания. Некоторые из них преодолели культурные немощи Вавилона, и впоследствии они стали известны как фарисеи. Когда они жили по закону Бога наперекор своему времени, Бог обильно благословил их. Но стать фарисеем было непросто. Чтобы стать фарисеем любой человек подвергался строгому воспитанию с самого детства. В наши дни любой учитель старших классов останется довольным, если его ученики смогут выучить табличку умножения. Но чтобы мальчик смог стать фарисеем, ему необходимо было выучить наизусть пять книг Моисея и начать изучать Мишну и Талмуд. Кандидаты в Фарисеи также должны были соблюдать необходимые ритуальности, такие как пост и молитва и омовение трижды в день. Никодим не щадил себя, чтобы выбраться на уважаемое место. В конце концов он стал фарисеем.
Также он был членом Иудейского правящего совета, Синедриона, в который входило 70 членов. Говорят, что кандидат на пост в Синедрионе должен был овладеть математикой, политологией, риторикой, философией, историей, медициной и астрономией. Член Синедриона также должен был быть богатым, несмотря на бедное и угнетенное положение народа в то время. Никодим полностью исполнил это. Теперь он стал значительным человеком в своей стране. У него не было причины тайком приходить к Иисусу ночью. Но несмотря на свое общественное положение, он пришел к Иисусу. Что побудило его прийти к Иисусу? Посмотрите 2-й стих: “Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог”. Он пришел к Иисусу из-за способности Иисуса творить чудеса. Ему нужно было чудо, чтобы справиться с собой. Никодим должен был бы быть счастливым. Но он не был. Он был настолько неспособным продолжать свою жизнь, что пришел к Иисусу за помощью.
Второе, Никодиму нужно было увидеть Царство Божье (3). Никодим был предметом зависти для всего своего народа, особенно для Израильских женщин. Но на самом деле он устал и измучился жизнью среди эгоистичных людей этого мира. Более того, его политическая жизнь сделала его лжецом и лицемером номер один перед его страдающим народом. Из-за этого он чувствовал себя противоречивым человеком. Хуже того, после того, как он добился успеха, всякая вещь под солнцем казалась ему бессмысленной, по-настоящему бессмысленной. Он думал, что станет счастливым, как только получит все желаемое. Но его человеческая мечта оказалась только мыльным пузырем. Никодиму такое и в голову не приходило, но сейчас его волосы стали седыми, а время неслось мимо него как горный ручей. Ко всему этому, над ним нависла тень смерти.
В наши дни мы видим, что среди богатых людей и их детей больший процент самоубийств, чем среди бедных людей. Возможно, Никодим был одним из таких. Стих 2 говорит: “Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог”. До этого самого момента никодим усердно пытался удержаться на гребне волны успеха при помощи собственной силы воли. Но он был бессилен перед своей судьбой, которая, казалось, рушится в бездонную прoпасть. Короче говоря, после надежды его упорно преследовало отчаяние. Чем больше была его известность, тем большим был жизненный груз. В конце концов Никодим понял, что у человека есть огромное ограничение. Тогда он обратился к Иисусу за помощью.
Что же сказал Иисус Никодиму? Посмотрите на третий стих: “…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия”. В этом стихе слово “видеть” имеет значение “испытать”. Иисус видел, что Никодиму необходимо было узнать духовную реальность, которая превосходит человеческие ограничения и страдания. Видящие духовную реальность могут испытывать небесную радость и истинный мир сердца. Видящие духовную реальность могут победить заботы мира. Видящие духовную реальность могут радоваться в живой надежде Царствия Божия. Вот почему Иисус сказал: “…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия”. Никодим должен был родиться свыше, чтобы видеть духовную реальность, то есто Царство Бога.
Третье, как можно родиться свыше (4-7). Люди много чего говорят о значении рождения свыше. Некоторые думают, что рождение свыше – это ощущение особого эмоционального подъема. Некоторые думают, что для рождения свыше нужно какое-то колдовство. Это не так. Библия учит нас, что мы рождаемся свыше, когда принимаем в свое сердце одно слово Бога. Это так. Мартин Лютер родился свыше, когда он принял стих Римлянам 1:17б, который говорит: “Праведный верою жив будет”. Святой Августин возродился, когда принял Римлянам 13:13-14. Там сказано: “Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти”. Среди всех лучше всего понятие рождения свыше объясняет Петр. 1-е Петра 1:23 говорит: “Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век”. Из этих стихов мы узнаем, что способ родиться свыше – это верить в обещания Божьего слова. Родиться свыше – это иметь живую надежду на Царство Бога, которая стала возможной через смерть и воскресение Иисуса (1Пет.1:3,4). Рожденные свыше через веру в обещание Бога получают новую жизнь. Они удивительным образом начинают понимать духовные вещи. Также они могут видеть Царство Бога. Это было именно то, в чем нуждался Никодим.
Кстати, как ответил Никодим на учение Иисуса? Он спросил: “…как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?” (4). Он должен был бы понять учение Иисуса. Никодим был слишком гордым чтобы принять Его учение. Из-за гордого ума слово жизни не попало в его сердце. Он услышал через Иисуса Божественный голос, но отверг его. Иисус мог бы оставить его из-за такого гордого ответа. Но Иисус не сдавался. Иисус продолжил в 5-м стихе: “…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”. Без рождения свыше Никодим не мог ощутить духовную реальность. Что еще хуже, он не мог войти в Царство Бога. Иисус действительно хотел спасти душу Никодима. Поэтому Он терпеливо учил его, как родиться свыше, говоря: “Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух”. Иисус учил его очевидным фактам, через которые и дитя поняло бы, что человек – это и дух и тело. Как он родился от плоти, так должен родиться снова от Духа. У человека есть как физическая, так и духовная жизнь. Но Никодим, живя в таком трудном мире, напрочь отвергал духовную реальность. Поэтому ему было трудно принять учение Иисуса. Но все же учение Иисуса удивило его, потому что оно была очевидной истинной. Он стоял перед дилемой: принимать слова Иисуса или нет.
Тогда Иисус сказал: “Не удивляйся тому, что я сказал тебе: должно вам родиться свыше” (7). Никодима удивляло, что он должен родиться снова. Чтоы родиться снова, ему нужно было начать новую жизнь, оставив старый образ жизни и свою привязанность к этому миру. Никодим не мог так сразу принять учение Иисуса. Поэтому он опять ответил Иисусу: “…как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?” (4). Он сопротивлялся умышленно.
Четвертое, работа Святого Духа (8-9). Как Иисус помог ему признать духовный мир? Иисус объяснил, что работа Святого Духа позволяет видеть духовную действительность. Посмотрите стих 8: “Дух дышет, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа”. Здесь Иисус объясняет, что если Никодим примет Его слово, то Святой Дух начнет работать в нем, пока не изменит его. Все, что нужно было сделать Никодиму, это попросить у Бога милости и ожидать возрождающего действия Святого Духа. Но Никодим опять спросил: “Как?”. Это “как” звучит логично. Однако он не слушал, что сказал Иисус о способе рождения свыше через работу Святого Духа. Если бы он послушал и доверился действию Святого Духа, он бы стал измененной личностью. Если у грешного человека в кармане только 5 гривен или умирает муж, они зависят от вещей этого мира, вместо того, чтобы зависеть от Бога. Покуда у них есть физическая жизнь, они не думают о том, что им нужно иметь жизнь вечную. Они не чувствуют, что им нужна живая надежда на Царство Бога через рождение свыше. Именно таким было отношение Никодима, а также мышление всего падшего человечества.
Пятое, Сын Человеческий должен быть вознесен (10-15). Несмотря на высокомерие Никодима, Иисус не сдавался. Посмотрите на стих 10: “…ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?” У Никодима была привилегия и святая обязанность бвть учителем Израиля. Он обязан был знать о Царстве Бога и сеять надежду в сердца страдающего народа. Но он так не делал. Он прилежно изучал Библию и стал фарисеем. Но он изучал только ради собственного успеха. Поэтому когда Иисус рассказал ему, как через рождение свыше можно увидеть Царствие Божие и войти в него, он не мог сообразить, о чем это говорит Иисус. Говорить ему учение Иисуса было все равно, что читать Конфуцианскую классику щенку. По-человечески Никодим много размышлял о Библии, но он не знал, что человек – это и тело, и дух. Никодим был духовно слеп и беспочвенно горд. Но у Иисуса была для него огромная милость. Более всего другого Никодиму было необходимо принять слово Иисуса и узнать Его лично, чтобы сбросить свое отчаяние и тяжелое бремя греха. Ему нужно было смотреть на Иисуса, чтобы спастись и иметь вечную жизнь. Поэтому Иисус учил его пути спасения. Посмотрите стихи 14,15: “И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Израильтяне восстали против Бога и против Моисея. Они были наказаны за свой грех ядовитыми змеями, которые извивались и шипели вокруг них и смертельно кусали их. Бог сказал Моисею сделать медного змея и поместить его на древке, чтобы израильтяне могли смотреть на него и исцеляться (Чис.21:4-9). Иисус рассказал эту историю, чтобы Никодим хоть как-то выслушал Его и спасся от вечного осуждения через Его смерть на кресте. Какое это чудесное приглашение! Но Никодим оставался духовно слепым.
Шестое, люди, осуждающие сами себя (16-21). Несмотря на гордыню Никодима, Иисус дал ему Библейский стих, который втечение многих поколений был самым известным из всей Библии. Посмотрите на стих 16: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Мы не должны отвергать любовь Бога. Мы должны принять любовь Бога в наши сердца, чтобы увидеть Царство Бога и войти в Царство Бога.
Многие мыслящие люди спрашивают: “Как может любящий Бог отправить людей в ад? Почему вообще Бог осуждает, если Бог есть любовь?” Но Бог никогда никого не осуждает. Прочитайте стихи 17,18: “Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия”. Иисус сказал это, чтобы восстановить с Никодимом отношения любви, но он принял слова Иисуса слишком легкомысленно. Кто не имеет с Иисусом отношений любви, остается осужденным. Христианство – это установление отношений любви с Иисусом. Если только мы восстановим отношения любви с Иисусом, все остальное не имеет значения – действительно, ничто больше не может иметь значение.
Какова была настоящая проблема Никодима? Прочитайте стихи 19-21: “Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны”. Согласно этим стихам, настоящей проблемой Никодима был его грех. Он любил тьму более, нежели свет. Живя в этом миире, он усердно старался, но все же понемногу грешил. И теперь куча его грехов была выше, чем колокольня Печерской Лавры. Он настолько сильно любил мир, что ненавидел свет Иисуса. В результате он нес на своих плечах тяжелое бремя греха и днем и ночью стонал от тяжести. Отвергнуть приглашение Бога было не маленьким делом.
Сегодня мы узнали, что человек состоит из тела и духа. Также мы должны принять слово Иисуса, чтобы увидеть Царство Бога. Также мы можем войти в Царство Бога.