head
Університетська Біблійна Співдружність

“Каин отвергает Божий суверенитет”

КАИН ОТВЕРГАЕТ БОЖИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Бытие 4:1-5:32

Ключевой стих 4:7

“Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним”

Из 3-ей главы Бытия мы узнали о том, как грех вошел в мир и каким был его результат. На первый взгляд кажется, что грех человека был очень маленьким. Но это было непослушание Богу, и из-за него правильные отношения между Богом и человеком были разорваны. Человек потерял доступ к дереву жизни и был приговорен к смерти. В 4-ой главе книги Бытия показано, как распространился грех: как он отвратил человека от собственного брата, привел к невыразимой трагедии, заразил человеческую культуру. Однако Господь всегда хранил надежду.

I. Каин, Авель и их жертвы Богу (4:1-7)

Взгляните на 1-ый и 2-ой стихи: “Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец”. Каин был старшим сыном Адама, а Авель – вторым. Каин был земледельцем, а Авель – пастухом овец. Однажды Каин принес жертву Богу от плодов земли. Также и Авель принес от первородных стада своего и от тука их (3,4а). Здесь мы видим первое жертвоприношение. После того, как Адам совершил грех, связь между Богом и человеком порвалась. Теперь только через жертвоприношение человек мог идти к Богу, чтобы получить Его милость и прощение грехов.

Взгляните на стих 4б. Когда Каин и Авель принесли дар Богу, Господь, видящий человеческие сердца, принял дар Авеля, но дара Каина не принял. Отсюда мы узнаем о том, какой дар Бог принимает с радостью. Давайте еще раз внимательно посмотрим на стих 4б: “И призрел Господь на Авеля и на дар его”. Бог принял не только дар Авеля, но и Авеля, то есть его сердце. Бог принимает дар, который приносят верой и истиной. В Евр.11:4 говорится: “Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин”. Это означает, что сначала Авель благодарил Бога, зная, что Бог дал ему все, что нужно. Он покаялся в своих грехах и сердечно искал милости Божьей прощения грехов. Авель был смиренным перед Богом, и отдал Богу не только свой дар, но и самого себя. В Лк.18:9-14 рассказано о фарисее и мытаре. Один фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Он был очень высокомерным. В своей молитве он не благодарил Бога, а гордился собой. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Чью молитву принял Бог? Бог принял молитву мытаря, простил его и явил ему Свою милость. Бог живет с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис.57:15). Бог принимает смиренное и сокрушенное сердце. Он смотрит на сердце, а не на лицо. Бог хочет послушания, а не жертвы. Хотя мы сейчас служим обедню, но если наши сердца полны ненависти, жалоб и грязи, мы не можем служить Богу. Мы должны представить тела наши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, разумного служения нашего (Рим.12:1).

Взгляните на 5-ый стих: “А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его”. Гнев Каина открывает нам его сердце. Он предложил Богу часть плодов от земли так, как если бы он оказывал Богу милость, и ожидал, что Бог будет рад любому его приношению. Но Бог есть Верховный Владыка и Творец. Он есть источник всякого обильного урожая, все наше принадлежит Ему. Жертва Каина должна была прославлять Бога, быть выражениям чествования, служения и благодарения. Но она была совсем не такой. Богу не нравилось сердце Каина и Его снисходительная жертва. В послании к Рим.1:21 говорится, что неблагодарность и не прославление Бога – корень всех грехов. Неблагодарность и гордость делают человеческие сердца темными и бесполезными.

Когда Бог отверг предложение Каина, Каину следовало бы остановиться и хорошо поразмыслить: “Что я сделал не так? Чем не угодил Богу? Почему Он не принимает мою жертву?”. Немилость Божья была шансом для Каина духовно проснуться, то есть увидеть ошибочность своих мыслей и раскаяться. Но он проявил только гнев. Поникшее лицо Каина открыло его гордое и мятежное сердце. В чем была его главная проблема? Он отвергал верховную власть Господа. Призреть на Авеля и на его дар было правом Бога, Который обладал верховной властью. Обладая ею, Бог принимает дар, принесенный верой и правдой со смиренным сердцем. Каин должен был принять верховную власть Господа и покаяться. Но он отверг владычество Господа и был против Бога. Он сравнивал себя с Авелем и ревновал ему. Когда мы не принимаем абсолютную власть Господа, мы тоже сравниваем себя с другими, и в сердце приходит ненависть, зависть, жалобы: “Почему у меня нет талантов, а у моего друга их много? Почему мое лицо хуже, чем у подруги?”. Тогда мы становимся слугами зависти. Но если мы принимаем абсолютную верховную власть Бога, мы узнаем абсолютный смысл в своей жизни. Бог имеет в жизни каждого из нас большую надежду. Он заботится о каждом из нас и ведет нас по самому лучшему пути. Когда мы принимаем верховную власть Господа, мы можем всегда благодарить Его и повиноваться Ему. Мы перестанем сравнивать себя с другими и ревновать, но будем учиться у других и любить их. Господь по-разному работает в наших жизнях.

Взгляните на 6-ой стих: “И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?” Господь – любящий и милосердный. Он пришел к Каину с мягким выговором и словами мудрого совета. Могучий Господь унизил Себя, чтобы принести Каину Свое драгоценное слово. Бог хотел помочь ему, чтобы он покаялся и жил правильно. Взгляните на 7-ой стих: “Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним”. Это слово несло Каину жизнь и мир. Оно давало ему возможность увидеть себя таким, каким он был. Это была вторая возможность для Каина свернуть с пути разрушения и смерти на путь жизни.

Приношение Каина не было принято, потому что он не делал то, что было добром. Каин не признавал верховного владычества Бога и не сложил Его слово в свое сердце. Вследствие этого он не смог удержать под контролем тлеющий уголь зависти к своему брату. Так тлеющий огонь превратился в бушующее пламя. “Где правда в том, что мой младший брат был принят Богом, а я, старший, нет? Почему Бог пренебрегает мной?” Бушующее пламя зависти можно потушить только когда скромно принять в сердце праведный и любвеобильный дождь Господа. В этом случае человек сможет увидеть себя и других в свете воли и желания Бога. Если бы Каин принял в сердце слово Бога и имел твердое решение подчиниться Богу, он смог бы получить силу чтобы преодолеть собственное грешное желание. Но Каин так не сделал, поэтому не смог устоять против искушения греха.

Взгляните на 7-ой стих еще раз: “Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним”. Из него мы узнаем характер греха. После грехопадения Адама, в сердце человека вошел грех и лежит там. Из-за этого, в сердце человека вместе со святым желанием появилось грешное. Одним словом, человек стал двойным. Эти две природы человека постоянно борются друг с другом. Власть греха очень сильна. Грех, как голодный лев, жадно ищущий добычу, лежит у дверей сердца. Грех влечет нас к себе, чтобы мы согрешили и стали его слугами. Как мы можем победить грешные желания, возникающие в наших сердцах? В Гал.5:16-18: “Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом”. Таким образом, мы должны поступать по духу, то есть по слову Господа. Если наши сердца наполнены словом Бога и Святым Духом, мы можем сдержать грех и жить свято и счастливо. Поступать по духу, а не по желанию плоти, следовать за Господом, а не за миром – это и означает делать доброе (7).

II. Грех и наказание (4:8-15)

Взгляните на 8-ой стих: “И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его”. Из-за того, что Каин не покаялся перед Богом, его сердце стало более твердым и в нем разгорелось пламя зависти, так что в конце концов он убил своего брата Авеля. Таким образом сравнение и зависть родили убийство. Это убийство было первым в человеческой истории. Ужасный поступок был совершен в один момент, но Каин расплачивался за него в течении всей оставшейся жизни. Взгляните на 9-ый стих. Господь опять пришел к Каину и спросил: “Где Авель, брат твой?” Бог задал этот вопрос не для того, чтобы получить информацию – Он и так уже все знал. Своим вопросом Бог давал Каину шанс исповедать свой грех и раскаяться. Однако, Каин бессовестно ответил: “Не знаю; разве я сторож брату моему?” Его сердце не слушало голоса Господа, Каин противился Богу.

Тот, кто имеет дух противления, не может вырасти духовно и узнать тайну духовного мира. Он всегда ищет причины проблем в Боге и в других, а не смотрит на себя. Поэтому, чтобы узнать духовный мир и вырасти духовно, нужно раскаяться в непослушании и сопротивлении и обучиться повиновению.

Взгляните на 12-ый стих: “Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”. Каин отверг любовь и милосердие Божьи и стал неугомонным скитальцем на земле. У него не было ни корней, ни плода – он был подобен праху, возметаемому ветром. Он не имел духовной жизни, так как жил без Бога. Он был полон тревог и страха. Взгляните на 15-ый стих. Господь отметил Каина знаком, чтобы защитить его жизнь. Это было выражением любви и милосердия Господа. Господь бесконечно любил Каина, хотя тот был убийцей, лжецом и противился Ему. Господь долго терпел его, чтобы дать ему шанс покаяться и спасти его. Господь ненавидит грех, но Он любит грешника. Поэтому Он долго терпит нас, не желая, чтобы кто-нибудь погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Мы не должны пренебрегать Господом, Который не сразу судит нас, хотя мы и совершаем грехи. В Рим.2:4,5 ап. Павел сказал: “Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога”. Мы должны познать долготерпеливую любовь Господа и истинно покаяться.

III. Потомки Каина и Сифа (4:17-5:32)

Взгляните на стихи 16,17. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. Он построил город и назвал его по имени своего сына: Енох. Этот город был памятником его гордости. В стихах с 18-го по 24-ый рассказано, какими были его потомки. Они превратили мир в очень плохое место для жизни. Они построили культуру без Бога. Они развили технологию, индустрию, музыку и литературу. Но мир был наполнен полигамией, насилием и мщением. Взгляните на 23-ий стих. Ламех убил молодого человека, который его оскорбил. Он написал об этом стих и гордо читал его перед своим женами. Его потомки продолжали развивать грешную историю. По мере того, как человеческая культура развивалась, грех людей также очень быстро распространился в мире. В конце концов он распространился в такой мере, что люди перестали его ощущать. Грех Каина не окончился после него, а также оказал злое влияние на его потомков. Отсюда мы узнаем, что грех вырастает. Он имеет сильную власть. Поэтому если мы истинно не раскаемся в ничтожном грехе, он вырастет в наших сердцах до такой степени, что мы будем не в силах его сдерживать и потеряем духовное желание и жизнь.

Взгляните на стихи 25,26: “И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа”. Бог подарил Адаму другого сына – Сифа. Он, как и Авель, был смиренным перед Богом. Потомки Сифа призывали имя Господа; это означает, что они жили по слову Бога. Они принесли Богу мир и надежду. Нить жизни Бога в человеке не была разорвана, но продолжалась. Среди монотонно увеличивающихся насилия и растления до времен Ноя (5:1-32). Она продолжается и доныне и будет продолжаться до конца, когда Иисус опять придет в мир.

Из сегодняшнего слово мы узнали о любви Бога к грешнику. Бог – это Творец, Который должен получать хвалу и славу от всех творений. Но Он унизил Себя и пришел к грешнику Каину чтобы помочь и спасти его, хотя тот противился Ему. Любовь Бога неизменна. В конце концов Господь пришел в мир в образе человека и стал жертвой на кресте. Крест Иисуса – это свидетельство любви и милосердия Бога. Сейчас Воскресший Иисус смиренно приходит к нам, грешникам, для того чтобы спасти нас и дать новую прекрасную жизнь.