head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Онисим, которого родил я в узах моих” (Филимону 1:8-25)

ОНИСИМ, КОТОРОГО РОДИЛ Я В УЗАХ МОИХ

К Филимону 1:8-25

Ключевой стих 10 : "прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих"

Около 5 лет назад наши пастыри из фронтов КПИ-1,2 открыли в КПИ Библиейский Дом им. Онисима, чтобы служить одной потерянной душе. И ключевой стих проповеди как раз был ключевым стихом библейского дома, висел у нас на плакате. Только у него было свое особое прочтение. Вместо слов «в узах» мы читали «в вузах» с молитвой за студенческую миссию. Конечно, это не так важно где, «в узах» или «в вузах», важно то, что мы должны там делать. Сегодня на примере Ап. Павла и Онисима мы подумаем о том, что такое пастырская жизнь и что такое воспитание учеников. Также через это слово мы увидим великую любовь Бога к одному потерянному грешнику.

Часть 1. Прошу тебя о сыне моем (8-12)

Взгляните на стихи 8,9: «Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа». После приветствия Филимона и домашней его церкви, Павел обращается к нему с просьбой. На самом деле Павел мог бы поступить гораздо проще – просто приказать и не сочинять целое послание. Приказывает обычно тот, кто имеет соответствующие полномочия, например, командир на службе, начальник на работе, иногда жена дома. Приказ – очень коротко и доходчиво, поэтому очень удобно. Павел также имел полномочия приказывать Филимону. Во-первых, он был его пастырем и наставником, много потрудился для его спасения и духовного роста. Во-вторых, он был старше по возрасту, здесь он называет себя «Павел старец». В еврейском обществе было особое отношение и почитание старцев, поэтому старец мог приказывать и наставлять младших. В третьих, Павел был в худших условиях, чем Филимон, он находился в тюрьме, был узником ради Иисуса Христа, а Филимон был на свободе. Потому Павел имел великое дерзновение и полное право приказывать, что должно. Но, не смотря на все эти причины, Павел решает скромно просить. И причина тому – любовь. «по любви лучше прошу» – говорит Ап. Павел. Здесь мы учимся, какие мы должны иметь отношения с сотрудниками и агнцами. Имея больший духовный или профессиональный опыт в каком-то деле, у нас есть искушение приказывать, что должно. Например, имея больший музыкальный опыт, у меня есть искушение иногда приказывать басисту: «не играй так, это по-детски». Но в евангельском служение так нельзя, это может иметь обратный эффект и больше ожесточить человека. Поэтому намного лусше просить. Просить – это нелегко, иногда это требует смирения, иногда нужно потратить время, чтобы объяснить, или показать пример, но если мы делаем это с любовью, тогда это объединяет и укрепляет отношения, и вместе можно достичь намного большего. Пусть Господь наполнит нас любовью друг к другу и поможет хорошо сотрудничать для евангельского дела.

О чем Павел просит Филимона? Взгляните на стихи 10-12: «прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце». Павел просит Филимона за Онисима. Кем был Онисим? Он был беглым рабом Филимона. В то время в мире был рабовладельческий строй, и только в Римской империи насчитывалось более 60 миллионов рабов. В то время были различные рабы: были те, кто делали грязную работу – трудились на поле, пасли скот; но были также личные рабы, которые жили в доме и прислуживали лично хозяину или хозяйке. У таких рабов были доверительные отношения с хозяевами, и те могли доверить им что-то очень важное. Например, как Авраам поручил своему слуге пойти в дальнюю сторону и выбрать невесту для своего сына. Очевидно, что Онисим был именно таким, близким рабом, которому Филимон мог доверять важные вещи. Но однажды Онисим предал его, возможно украл крупную сумму денег или сделал что-то очень плохое, что заставило его бежать, а Павла так усиленно просить о нем. Обычно беглого раба, хозяин мог избить или даже убить через распятие. Один римский чиновник бросил своего раба в пруд на съедение хищным рыбам, только за то, что он разбил один хрустальный стакан. Но Павел просит Филимона отнестись к Онисиму иначе. Стесненные обстоятельства Павла не позволяли ему проповедовать многим, но он постарался служить одной душе до конца. Он принял Онисима, как сына, и служил ему до тех пор, пока он не принял Христа, и не стал полезным для окружающих. Теперь он направляет его не как раба, но как сотрудника и помощника в Господе.

Здесь, на примере Павла мы учимся, что такое пастырская жизнь и воспитание учеников. Во-первых, это принять агнца, как своего сына, как говорил Павел «о сыне, которого я родил в узах». По плоти Павел не рождал Онисима. Но он родил его по духу и по вере. Он стал для него духовным отцом, а Онисим для него – духовным сыном. Стать отцом – это не значит только воспроизвести на свет, но также растить и воспитывать, терпя различные трудности, немощи, характер. Очевидно, Онисим не был белым и пушистым, когда попал в тюрьму. Наоборот, он был злым, обиженным и замкнутым. Но Павел принял его таким, как есть, и служил как своему родному сыну, разделяя с ним пищу, одежду, комнату и главное любовь Христа. Примечательно, что он родил его в узах, не когда было легко и удобно, но когда сам испытывал трудности и нужду. Подобно и пастырь должен стать духовным отцом или духовной матерью, который в трудностях через страдание, служение, терпение рождает агнца своим сыном и затем растит и воспитывает, как ученика Иисуса Христа. Если нет таких близких отношений, как между отцом и сыном, тогда очень трудно помочь до конца. Чтобы появился хотя бы один ученик, кто-то должен стать отцом для одного агнца.

Во-вторых, «некогда негоден, а теперь годен». Имя Онисим означает годный или полезный, но не смотря на свое имя он был негодным и даже вредным для своего хозяина Филимона. Но благодаря любви и служению Павла, он изменился, принял Христа, и со временем стал полезным, научился служить другим. Часто возникает вопрос – до какой степени нужно помогать агнцу: пока примет Христа, пока не переедет в общую жизнь или пока не создаст семью? В любом случае агнцу нужно помогать до конца, пока он не станет полезным не только для самого пастыря, но и для окружающих.

В конце концов, Павел просит: «ты прими его, как мое сердце». Павел настолько полюбил Онисима, что он стал частью его сердца, очень дорогим и очень ценным, так что Павел умоляет: «ты прими его, как мое сердце». Здесь мы видим сердце Бога к погибающему грешнику. Бог так высоко оценил нас, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы спасти нас грешников от погибели. Именно с таким сердцем мы должны помогать нашим агнцам, с сердцем отца, который очень ценит, готов все отдать и помочь до конца, пока не станет полезным.

Часть 2. Я заплачу (13-17)

Взгляните на стихи 13,14: «Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно». Онисим был очень дорог для Павла, к тому же очень пригодился бы ему для служения в Риме, но несмотря на это он решил послать его к Филимону. Дело в том, что хотя Онисим был уже спасенным, возрожденным и полезным человеком, но все же в его сердце была еще одна нерешенная проблема – это проблема отношений с Филимоном. Она мешала расти ему дальше и стать частью церкви. Поэтому Павел посылает его примириться с Филимоном. И если он решит вернуть его обратно в Рим, то пусть это доброе дело будет не вынуждено, а добровольно. Павел также рассматривает и другой вариант. В стихах 15,16 сказано: «Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе». Здесь через Павла мы учимся, что пастырь должен помочь агнцу решить внутреннюю проблему, не только восстановить отношения с Богом, но и отношения с людьми в церкви или с домашними. Также, если посмотреть со стороны Филимона, если агнец ушел, это не значит, что нужно поставить на нем крест. Возможно, он отлучился на время, чтобы потом вернуться навсегда, а возможно стать полезным где-то в другом месте. Пастырь должен так верить и так мыслить. Важно помнить, что агнцы на самом деле не наши, а Божьи и у Него есть добрый план для каждого из них. Возможно, мы – всего лишь малое звено в его длинной истории спасения. И мы знаем много свидетельств, как люди отлучались из церкви, а потом возвращались в нее с новым сердцем. Некоторые не возвращались, но становились известными и влиятельными людьми в других церквях. Наш труд не тщетен пред Господом! Пусть Господь ободрит нас снова проповедовать и воспитывать учеников, не жалея о прошлых потерях!

Взгляните на стихи 18,19: «Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен». Восстановление отношений с Филимоном осложнял еще тот факт, что Онисим нанес ему существенный материальный ущерб. А вопрос денег часто очень щепетилен и может навредить отношениям, тем более в церкви. Конечно, Павел мог сказать: просто прими его и забудь все про все, ты и так мне должен. Но, не смотря на свое и так тяжелое положение, Павел говорит: я заплачу. Чтобы подчеркнуть свои намерения Павел, несмотря на плохое зрение, собственноручно написал эти слова: я заплачу. Сегодня люди не хотят ни за что платить, наоборот каждый ждет, пока кто-то придет и заплатит за него. Хотя в стране происходят страшные события, погибают люди, экономика на гране, есть много предательства, коррупции, обмана, но мало кто готов сказать: я отвечаю, я заплачу. Наоборот все мыслят, а какая мне будет от этого выгода. Но настоящий пастырь должен иметь решение: я заплачу. На самом деле первым так поступил наш Господь Иисус. Хотя мы много согрешили и должны были платить за свои грехи вечным мучением. Но Иисус помиловал нас и Сам заплатил за нас, Он пришел на землю и умер за нас на кресте, заплатив всю цену наших грехов. Как ученики Иисуса мы должны поступать также. И когда мы решаем платить, когда решаем отдавать, тогда Господь будет сильно работать в наших агнцах и в нашей стране. И действительно сегодня фактически только за счет волонтеров, которые решили платить, держится вся наша армия, и, в конце концов, мы смогли отстоять нашу землю. Бог также будет работать и в наших агнцах, если мы решим отдавать. Мне всегда вдохновляет пример одного пастыря. Один агнец в начале 2000-х годов, когда ноутбуки были большой роскошью, попросил у пастыря на пару дней ноутбук. Но случайно разбил экран. Брат думал, что пастырь прибьет его на месте, когда узнает об этом, но на удивление он встретил его с улыбкой, обнял, затем отвел в магазин, купил пакет продуктов и отвез в общежитие. Это очень тронуло и повлияло на жизнь этого брата. Когда мы смотрим на пример наших миссионеров, мы также видим, как Бог сильно работал на Украине, через их решение отдавать свою жизнь, силы, время, деньги, чтобы служить одной душе. Теперь в итоге мы видим здесь прекрасную церковь. Пусть Господь дарует и нам такое решение платить за наших агнцев, за нашу страну, чтобы Господь продолжил свою чудесную искупительную историю в нашей церкви, в нашей стране, и сделал Украину благословением для всех стран, включая Россию.

Последние слова Павла полны оптимизма (20-25). Он верил в Филимона, что он сделает то, о чем он просит и даже более того. Он верил также, что Господь ответит на молитвы и он сможет посетить их, поэтому просил приготовить место.

Это послание очень короткое, но я очень благодарен Господу за это слово. Через него я учился, что для того, чтобы появился один ученик, нужно чтобы кто-то стал отцом для него и служил ему до конца, пока он не станет полезным. Когда я был еще первокурсником, меня сильно вдохновил пример пастырского служения м. Поинта и Ревекки. Однажды ночью мы с п. Поинтом пошли в студгородок, чтобы накормить голодного студнта который работал сторожем арбузной клетки. Это сильно тронуло меня и я загорелся, чтобы самому стать пастырем и служить другим. С тех пор прошло уже много времени, и хотя я уже 10 лет как служу пастырем, но мне стыдно называть себя пастырем, потому что не воспитал еще ни одного ученика лично. Были несколько братьев из КПИ, для которых я изо всех сил постарался быть отцом, но они со временем покинули церковь. Но через это слово я ободрился, что возможно они отлучились на некоторое время, чтобы потом вернуться навсегда в нашу или другую церковь. Я благодарю Господа, что один брат таки вернулся и при чем не один и стал прекрасным другом и сотрудником и большим утешением для меня. Но я не должен отчаиваться и останавливаться. Через пример Павла я ободрился, чтобы снова служить одной потерянной душе. Меня тронуло слово: «ты же прими его как мое сердце», а также «я заплачу». В последнее время мое сердце было настолько узким, что там с трудом помещались Катя с Богданчиком, а то и про них забывал, не говоря уже об агнцах. Но я благодарю Господа, Который напомнил, как он принял меня, как свое сердце, заплатил за меня высокую цену, и теперь поручает мне своих агнцев, не приказывая, а просто прося: ты прими же их как мое сердце. Через это слово я осознал, как дорога для Господа 1 душа. Поэтому я вновь молюсь быть пастырем и отцом, жертвуя собой и своим имуществом для спасения 1 души. Я молюсь верно изучать Библию с братьями фронта (Антоном, Сашей, Лешей), чтобы они стали полезными в Господе и принесли много плода.

Пусть Господь также укрепит и каждого из вас через это слово, чтобы мы были добрыми пастырями, которые с сердцем отца принимают и помогают одному агнцу до конца. Пусть Господь даст нам решение – я заплачу, чтобы быть ответственными за наших агнцев и за нашу страну. Давайте еще раз прочтем стихи 10 и 19.

(п. Самурай)