Вивчення Біблії: Проповідь “Реформатор Неемия” (Неемия 11-13)
РЕФОРМАТОР НЕЕМИЯ
Ключевой стих 13:22 : "И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. И за сие помяни меня, Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей!"
На протяжении 3 недель мы изучали книгу Неемии. За это время мы увидели, что он не просто хотел восстановить стену Иерусалима, его цели простирались гораздо дальше и были освящены Самим Богом. Неемия хотел восстановить первоначальный образ общины по воле Бога, в центре которой находился бы Сам Бог и Его слово. И два шага на этом пути уже было сделано: первый – была отстроена стена, и второй – Иудейский народ принял решение служить Богу.
Принятое решение требовало реформации всех сфер, начиная от организации и управления, и заканчивая семьей и традициями. Наша жизнь тоже нуждается в такой реформации. Мы нуждаемся в Боге и Его Слове, как никогда. Потому сегодня мы будем учиться у Неемии тому, как же нужно делать Реформацию, какие люди ему помогали в этом, какие сложности встречаются на этом пути, и как их нужно преодолевать.
1. Творцы Божьей истории
Давайте вместе прочитаем стихи 1-ый и 2-ой 11 главы:
И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять [оставались] в [прочих] городах. И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме.
Ранее Иерусалим был столицей Израильского, а затем и Иудейского царств. Обычно жить в таком месте считается престижным. Мы уже этого обычно не замечаем. Но когда едешь куда-нибудь в Донецкую область, и тебе задают вопрос: <Где живешь?>, а ты отвечаешь небрежно: <В Киеве>, люди обычно уважительно говорят: <А! В Киеве! Ты счастливый!>. Все чиновники обычно стремятся в столицу – зарплаты там выше, финансовые потоки глубже, возможности шире.
И когда мы читаем первый стих 11-ой главы о начальниках народа: И жили начальники народа в Иерусалиме, – первая же мысль в голове: <конечно, в тепленьком местечке пристроились>. Но ко второму стиху уже появляется некая настороженность: И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме. Обычно, когда начинают искать добровольцев, сразу понимаешь, что речь сейчас пойдет о чем-то таком, чего никто делать не хочет. Например, убирать церковный двор или готовить вне очереди завтрак на Духовный хлеб. В чём же было дело, что для поселения в Иерусалиме нужны были добровольцы?
Как обычно возникает город? Вначале появляется небольшой поселок, затем рынок, ремесленные мастерские, а уже потом строят стену. Но в Иерусалиме вышло с точностью да наоборот: город был разрушен и никто не хотел в нем селиться. Когда выстроили стену, оказалось, что внутри города, между стенами, кроме Храма, практически и нет ничего. Прийти и поселиться в таком городе означало создать себе большую головную боль. Во-первых, нужно было строить дома, восстанавливать полностью инфраструктуру города. Во-вторых, город нужно было охранять. Стена была восстановлена, но враги от этого никуда не исчезли. Иерусалим был восстановлен в прежних размерах, но людей в нем было намного меньше, чем раньше. Братьям нужно было дежурить на стене по очереди чуть ли не каждую третью ночь.
Тем более удивительным кажется факт, что начальники и лидеры народа все как один человек поселились в таком неудобном месте. Раньше, в подобных ситуациях, все они ехали в свои поместья на берегу Средиземного моря и каждый кадил своему личному божку, для которого не нужно было ни Иерусалима, ни стен. Но в этой ситуации лидеры поступили иначе. Можно сказать, что именно жертвенность и это решение лидеров, стало основанием для реформации Неемии. Смотрим дальше:
а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять [оставались] в [прочих] городах.
Одни, на кого пал жребий, должны были жить в Иерусалиме, а остальные – в других городах. Они были избраны независимо от их желания. Кто-нибудь должен был находиться там, трудиться и строить. И люди, избранные по жребию, оставив все, пошли в Иерусалим. Почему они пошли? Разве они должны были? Нет, не должны. Они пошли добровольно. Пошли, потому что знали, что это вопрос не собственного комфорта, а вопрос Божьего плана и Божьей воли для Иудейского народа.
Через два этих маленьких стиха мы видим всю сложность такого решения, как для лидеров, так и для простого народа. Они воплотили его в жизнь, и мы можем учиться здесь сердцу слуги Божьего: настоящий пастырь ищет не то место, где легче жить, а то где творится Божья история. Лидеры, которые творят Божью историю, не ищут легкой жизни, но часто принимают тяжелые решения.
Несмотря на все сложности, которые ожидали новых жителей Иерусалима в будущем, они приняли решение освятить стену и радоваться. Давайте вместе прочитаем 12 главу, стих 27: При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест их, приказывая им придти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при [звуке] кимвалов, псалтирей и гуслей.
В том, что они захотели освятить стену, нет ничего удивительного – сейчас тоже есть такие традиции: о новый корабль обязательно разбивают бутылку с шампанским, новое помещение офиса обязательно кропят святой водой, новую вещь обязательно обмывают, хотя и не водой. Но то, КАК это освящение происходило, делает это событие из ряда вон выходящим. Стих 30: И очистились священники и левиты, и очистили народ и ворота, и стену. Весь народ единым сердцем, как один человек, исполняя закон, очистился. Не было никого, кто говорил: <О, нет! Давайте без меня!> или <Я не могу очиститься рядом с этим человеком!>. Все – от малого до великого, от самого знатного до самого бедного были единодушны.
Дальше – больше. Стихи 31 и с 38 по 40: Тогда я повел начальствующих в Иудее на стену и поставил два больших хора для шествия, и один из них шел по правой стороне стены к Навозным воротам. 38 Другой хор шел напротив них, и за ним я и половина народа, по стене от Печной башни и до широкой стены, 39 и от ворот Ефремовых, мимо старых ворот и ворот Рыбных, и башни Хананела, и башни Меа, к Овечьим воротам, и остановились у ворот Темничных. 40 Потом оба хора стали у дома Божия, и я и половина начальствующих со мною,
Оба хора прошли по стене, которая несколько месяцев назад просто не существовала. Возможно, они шли больше часа и везде видели Божье чудо: из опаленных огнем камней была выстроена стена. Они смотрели друг на друга и думали: <нас слишком мало, чтобы мы сами могли это сделать. Это только Бог!>, – и в их сердце разгоралась радость и желание славить Господа, поклоняться Тому, Кто не оставил их и благословил их. Они пришли к Храму. Они знали, что стена Иерусалима без Господа – это ничто. Никто не сможет жить в этом городе даже со стеной, если Господь не будет в этом месте. Аминь.
Давайте вместе прочитаем стих 43: И приносили в тот день большие жертвы и веселились, потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жены и дети, и веселие Иерусалима далеко было слышно.
Мы помним, что когда стена была завершена, окрестные народы упали в глазах своих. Но теперь, когда народ так веселился, окрестные народы, услышав звук этого веселия, наверное, окончательно впали в депрессию и фатализм. Народ веселился не потому, что теперь, с новой стеной, они могли сказать: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Как раз наоборот, уже скоро их ожидало множество сложностей и проблем, и они знали об этом. Но веселились они потому, что делали Божье дело с Его силой, они были частью Божьей истории, Творцами этой самой истории. И пусть их жизнь в Иерусалиме обещала быть трудной и тяжелой, но, написано, Сам Бог дал им великую радость, и они радовались возможности трудиться в том месте, где Бог поставил их и призвал. Давайте так же будем ценить и радоваться тому, что Бог призвал нас именно здесь служить Ему, несмотря на все сложности и проблемы. Аминь?
Именно с таких людей начинается Реформация. Именно через таких людей работает Бог. Которые оставляют удобные насиженные места и идут за Господом, и при этом радуются, зная, что участь, которую они избрали – это благая участь.
Давайте вместе прочитаем стихи 44б и 45: Иудеям радостно было [смотреть] на стоящих священников и левитов, 45 которые совершали службу Богу своему и дела очищения и были певцами и привратниками по установлению Давида и сына его Соломона.
Иудеям радостно было смотреть на священников и левитов. Почему им было радостно? Потому что они видели исполнение закона. Они видели то, чего не видели ни их отцы, ни их деды. Они видели людей, которые посвящены Богу и служат Ему всем сердцем.
Нам тоже бывает радостно смотреть на салют, на то, как кто-то моет мою тарелку или кто-то убирает церковь в субботу. Это радует душу, но не более того. Иудеи же решили не просто одноразово порадоваться такому зрелищу и ждать, что кто-то еще чего-то для них сделает. Они решили что-то делать сами, чтобы это радостное зрелище стоящих левитов не прекратилось и в дальнейшем (ст.44а): В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов.
Мы видим, что Реформация идет тогда, когда все верно делают свое дело согласно слову Бога, а не просто смотрят, как другой что-то делает. Господь благословляет, когда люди решают трудиться для Него и чем-то жертвовать, чтобы дело Господне продолжалось.
2. Испытание временем
Итак, строительство стен Иерусалима, реформация и восстановление общины веры завершились. Казалось, всё теперь будет прекрасно. Слово посеяно, стены отстроены – дожидаемся Мессию. Однако когда мы смотрим главу 13, то видим, что через 12 лет в Иерусалиме что-то снова стало не так. Нет-нет, со стенами всё было в порядке! И народ стал жить побогаче, появились деньги, посольства, детские площадки – с этой стороны все было прекрасно. Но что-то таки изменилось. И этим чем-то было отношение народа к тем клятвам, которые они сами же давали 12 лет назад.
Один проповедник сказал, что без 13-ой главы книга Неемии выглядела бы приятнее. Но эта глава есть и она говорит нам, что реформация не заканчивается за один раз, но продолжается. Верующий и церковь всегда должны жить с духом реформации.
Из 6-го стиха мы узнаем, что Неемия отлучался из Иерусалима не некоторое время: Когда все это [происходило], я не был в Иерусалиме, потому что в тридцать втором году Вавилонского царя Артаксеркса я ходил к царю.
Пока Неемия отсутствовал, в храме произошло странное дело (посмотрите стихи 4-5): :священник Елиашив, приставленный к комнатам при доме Бога нашего, близкий родственник Товии, 5 отделал для него большую комнату, в которую прежде клали хлебное приношение, ладан и сосуды, и десятины хлеба, вина и масла.
Кто такой был Товия? Это был тот, кто мешал строительству стены. Это был тот, кто насмешливо говорил: пусть их строят; пойдет лисица, и разрушит их каменную стену. И теперь у этого человека есть комната внутри Храма! Внутри того самого Храма, в который не посмел войти Неемия.Как же явный враг оказался внутри Храма, даже не разрушив стену?!
Елиашив был родственником Товии и, видимо, высоко ценил его. Но в то же время, он был одним из лидеров народа в Иерусалиме. Он был одним из тех, кто отстраивал стену и принимал решение во всем следовать за Господом. Это было серьезным грехом и ошибкой, поселить Товию в Храме. Но никто не сказал ему об этом. О Товии Неемия в 6-ой главе говорит следующее: многие в Иудее были в клятвенном союзе с ним: Даже о доброте его они говорили при мне. Товия был прекрасным примером гуманиста. Его взгляды и ценности пленили многих. В сравнении с ним Неемия выглядел очень строгим, временами даже деспотичным. Товия не был сторонником резких действий. Он часто говорил: <Зачем такой фанатизм в служении? Подумайте лучше о себе и своих детях. Давайте подождем, все само наладится и устроится>.
Когда Неемия пришел в Иерусалим обратно и увидел, что произошло, как он поступил? Давайте прочитаем стихи 8-9: тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты 9 и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан.
Очень часто такие лояльные миру взгляды, как у Товии, проникают в церковь: <Зачем в этой ситуации слово Бога? Есть различные психологические подходы, которые будут более уместными, чем Слово Бога>. Или: <Лучше пойти на компромисс – этим мы сохраним свое лицо и отношения>. Это очень сладко звучит в наших ушах и как бальзам для наших сердец: <Зачем платить больше? Зачем страдать?>. Но мы должны как Неемия противостать в твердой вере подобному искушению мира и не идти на компромиссы, но очистить свою жизнь от мирской закваски!
В чем состояла реформация Неемии? Убрать эту закваску и вернуться к Богу. Было бы здорово выстроить стены и тем самым уберечься от влияния этого мира. Но так не получится. Потому что стены могут защитить только от явного посягательства, но они не могут защитить от наших собственных компромиссных решений.
Видя, что даже священник в Храме допускает такие компромиссы, Неемия начал действовать решительно. Давайте прочитаем стихи 1 и 3:
В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие во веки, 3 Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля.
Моав и Аммон – это потомки Лота, племянника Авраама. Товия был аммонитянином, потомком Аммона. Но, несмотря на родственные связи с человеком такой веры, как Авраам, они очень быстро стали служить идолам: Хамосу и Молоху. Когда Израиль шел из Египта, они подкупили пророка Валаама и хотели проклясть Израиля. В книге Чисел моавитские женщины привели Израиля к развращению. Моав-Аммон символизирует наслаждение похотью плоти, и испорченность языческой культуры. Поэтому Неемия удалил такие вещи из общины. В Церкви Бога не может находиться материализм и похоть плоти. Мы должны отделить от себя это и отвергнуть.
Проблемы в городе не ограничились только лишь появлением в Храме Товии. Вместе с его появлением, как оказалось, в Храме исчезли левиты. Стих 10 говорит:
10 Еще узнал я, что части левитам не отдаются, и что левиты и певцы, делавшие [свое] дело, разбежались, каждый на свое поле.
Оказалось, что за время отсутствия Неемии, левиты разошлись по домам, чтобы зарабатывать деньги на жизнь. Прошло уже 12 лет после восстановления стен Иерусалима, и за это время первоначальный запал народа остыл: <Пускай левиты сами зарабатывают себе на жизнь! Смотреть на них радостно, особенно когда они работают!>. Именно в это время на сцене снова появился Неемия. Он сразу обличил начальников народа и поставил лидерами верных людей. Когда Неемия сделал это, община восстановилась, и народ снова принес в храм вино и десятины. Смотрите стихи 11 и 12:
11 Я сделал [за это] выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? И я собрал их и поставил их на место их. 12 И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые.
Перестав платить десятины народ Израильский потерял возможность получать Божии благословения через служение левитов и священников. Конечно, это не сказалось прям-таки сразу на них, но через время результат был бы заметный: Храм бы пришел в упадок, Библия не изучалась бы, и народ снова был бы уведен в плен.
Стихи 15-22 говорят о реформах касающихся субботы. Суббота, это святой день, который Бог специально благословил и освятил. Однако в Иерусалиме в седьмой день торговцы продавали вино и смоквы, а тиряне занимались бизнесом, продавая рыбу. Торговля в субботу, была прибыльным делом. Многие имели от неё хороший доход и не желали его терять. Но эта торговля прямо противоречила Закону.
Потому Неемия сильно рассердился из-за того, что такие дела происходили в субботу в святом городе, смотрите стих 17: И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Неемия запретил продавать товар и поставил стражу, чтобы все с благоговением соблюдали субботу. Как Иисус выгнал торговцев из храма, так и Неемия выгнал их из города в субботу. И хотя торговцы все же пытались как-то найти компромисс и ночевали возле стен города, Неемия и тут был последователен: Но я строго выговорил им и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу. Поясню, что здесь идет речь не о возложении рук, а о наложении.
В планах Неемии не было наложить эмбарго на торговлю и он не хотел разорить конкурентов и стать монополистом. Его единственной целью было возобновить служения в Храме. Давайте вместе прочитаем стих 22: И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. И за сие помяни меня, Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей! Неемия восстановил поклонение Богу в седьмой день. Проблема народа была не в том, что они не хотели почитать Бога именно в субботу. Проблема была в том, что они не находили времени этого делать ни в какой из дней недели. Здесь важен не день недели, а сам принцип – седьмую часть недели полностью посвятить Господу. Раньше все собрание святило субботу, но теперь все церкви в мире поклоняются Богу в воскресенье, потому что именно в этот день наш Господь Иисус воскрес и даровал нам великую надежду.
День седьмой – это святой день для нас с вами. День, в который мы можем оставить все свои заботы и прийти к Господу, поклониться Ему, прославить Его. Это день, в который мы должны верно участвовать в Богослужении. Иначе, чем мы отличаемся от остальных людей? Тем, что верим в Бога в сердце? Они тоже так говорят. Потому давайте будем чтить день седьмой и Богослужение, будем содержать стражу у ворот дома Господня. Аминь?
Прочитаем стих 23: Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок;
Иудеи создавали домашние церкви с аммонитянками и моавитянками. Наверное, когда они женились, то думали, что хотя сейчас у их жен нет веры, но всё это изменится после свадьбы. Но что-то в этой их логике не работало. Неемия объясняет, это на примере Соломона (стих 26): У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его. Я лично знаю множество примеров сестер, которые были великолепными пастырями, и которые создавали семьи с неверующими мужчинами, думая, что смогут изменить их – но, ни у одной из них этого не получилось сделать.
Однако проблема была даже глубже. Смотрите стих 24: и от того сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски. Кажется, ну и где ж здесь проблема? Наоборот, радоваться надо, что дети могут поехать учиться за рубеж! Но это была бы преждевременная радость. То, что дети не могли говорить по-иудейски, означало, что они не могли изучать закон Бога. Они ничем не отличались от моавитян и аммонитян.
Целью постройки стены и всего того, что делал Неемия, было вернуть идентификацию иудейскому народу, как Божьему народу. Реформация Неемии не должна была ограничиться только лишь одним поколением. Потому что толку от этого было бы ноль. Сколько раз со времени Давида различные цари пытались реформировать общество? Среди них были такие хорошие цари как Иосия, Езекия. Но все их попытки упирались в то, что через время все решения опять забывались и народ опять начинал жить так, как легче и проще, а не так, как правильно.
Реформация является реформацией только тогда, когда достигает своей цели и действительно что-то реформирует, изменяет. Неемия это прекрасно понимал, потому и через 12 лет после начала Реформации, когда все уже потеряли направление, действовал так же страстно и уверенно. Он видел, что если сейчас он не будет действовать решительно, то все его усилия пропадут, и уже следующее поколение не будет знать закона Божия и опять пойдет в плен, может уже навсегда. Потому Неемия, написано, сделал выговор: заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя.
Неемия был уже немолодой. От начала Реформации прошло 12 лет. Сейчас бы пойти на пенсию, отдохнуть, подумать о себе. Вроде и все так нормально – народ процветает, зачем эти нервные потрясения? Но Неемия был не просто лидером, он был лидером, поставленным Самим Богом, лидером, который всегда ясно видел цель. И эта цель была не стена и не достаток народа, а личные, глубокие отношения с Богом, почитание Его слова. И достигая этой цели, он не хотел думать о себе. Иерусалиму нужен был лидер, который не идет на компромиссы, но помнит то, с чего начал. И Неемия был им. Наверное, КС его жизни мог бы быть 2 Тим.3:14:
<А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено>
30 июня исполнилось 2 года, как я приехал в Киев. В Славянске у меня было все, что нужно для жизни: пожизненная работа в Академии преподавателем, стабильный доход, жилье, друзья, родители. Кроме того, в церковной иерархии я был примерно левой рукой пастора. Естественно, мне не хотелось ехать в Киев, в котором не было ничего из вышеперечисленного. Если бы п. Лариса переехала в Славянск – это был бы самый удобный вариант для всех: у неё бы тоже появилась пожизненная работа в Академии. Но когда я молился об этом, Бог явно мне показал, что в этом нет Его воли, и что Его воля для меня – не в создании сверхукрепленной зоны комфорта, а в участии в Божьей истории, пусть эта история творится в сложностях и проблемах. В Киеве Бог дал мне конкретное ведение: <От КПИ до края земли>. Когда я стал воплощать его в жизнь, увидел много своих недостатков и ограничений, – и это как-то остудило мой пыл. Но через поездку в Корею я принял решение не смотреть на свои слабости и ограничения, не смотреть на сложности и проблемы, но смотреть только на Бога и быть частью Его истории. Хочу быть верным в этом до конца, а не на протяжении месяца-двух. Молюсь идти не просто удобным для меня путем, но путем, на котором будет твориться Божья история через мою жизнь и жизнь моей семьи.
Заключение
Чему мы смогли научиться через книгу Неемии?
Во-первых, мы увидели, что для того, чтобы не быть в уничижении, нам нужно выстроить стены вокруг Слова Бога в нашей жизни. Если мы посмотрим на нашу страну, то увидим, что этой стены-то и не было никогда особо – так <невеличкий паркан з перелазом>. Вроде и христианская страна, но в жизнях наших верующих предков причудливым образом сплеталось язычество и христианство. Сейчас мы с вами имеем беспрецедентную возможность выстроить стену между Словом Бога и влиянием этого мира на жизнь нашей страны, стать теми, кто станет в проломе за наш народ.
Во-вторых, мы увидели, что для Пробуждения на Украине нужно верное изучение Библии. Когда проповедуешь студентам, обычно можно услышать такую фразу: <А, Библия: Знаю о ней все>. Но почти всегда они ничего не знают ни о Библии, ни о том, что там написано. Чтобы иметь возможность спастись, люди должны слышать неискаженное послание Бога. И если его не донесем мы, то кто же тогда?
В-третьих, мы увидели, что для того, чтобы приблизиться к Богу, нам нужно изменить и реформировать свою жизнь в соответствии с Его Словом. Это болезненный процесс, но необходимый. Нам нужно избегать мирской закваски, не идти на компромисс с этим миром и хранить 3 вещи:
– Верно участвовать в Богослужении
– Создавать семьи верой
– Хранить десятины
В-четвертых, мы увидели, что пробуждение начинается с людей, которые принимают решение быть частью Божьей истории, и, жертвуя своим комфортом, делают Божье дело.
Молюсь, чтобы каждый из нас также стал реформатором. Молюсь, чтобы наше собрание не просто жило в удобстве, а передало в наследство прекрасную общину, которая всегда простирается к Богу.
Аминь!
(п. Ярослав)